Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Н.Г. Гольцовой Шамшина. Программа рассчитана на 35 часов, включает 5 разделов. Каждый раздел заканчивается пробным тестированием в формате ЕГЭ. тестирование также включает в себя сочинение не менее 100 слов по заданной проблеме.
программа 10 класс русский язык.docx
1
ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Статус документа
Рабочая программа изучения русского (родного) языка и литературы в 10 классе составлена на
основе авторской программы для средней (полной) школы (базовый уровень) по русскому
(родному) языку для 1011 классов / А. И. Власенков, М: «Просвещение» 2011 г и учебника
«Русский язык. 1011 классы. Базовый уровень» / Сост. А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова, М:
«Просвещение» 2014 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Количество часов: 34 (1 час в неделю).
Контрольное работы 3
Сочинения – 3
Преподавание ведётся по учебнику
Русский язык. 1011 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014.
Структура документа
Рабочая программа по русскому (родному) языку и родной литературе представляет собой
целостный документ, включающий девять разделов:
пояснительную записку;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета;
тематическое планирование;
описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения образовательного
процесса;
планируемые результаты изучения учебного предмета.
Целями изучения русского (родного) языка родной литературы на базовом уровне в средней
(полной) школе являются:
• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России
и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой
культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых
для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и
социализации в обществе;
• овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики,
обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в
разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств
в текстах разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;
• формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных
сферах общения;
• совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание
способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование
навыков чтения, аудирования, говорения и письма; 2 • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и
второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки
текста;
• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений
активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими)
для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с
содержанием, условиями и сферой речевого общения; • развитие языкового вкуса, потребности
в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления
межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении
высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно
познавательной деятельности в вузе;
Вся работа делается на основе чтения и разнообразного анализа текстов произведений русских
писателей.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание курса русского (родного) языка и родной литературы на базовом уровне в
средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью
образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей
обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее
развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами
речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи,
умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной
разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному
взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных
ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся
старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели
коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные
стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его
осмысленному изменению.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех
учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет
целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные
действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то
же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую
содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов
освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности
коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях —
метапредметном и предметном.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе
углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученыхрусистах;
предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах
культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков
нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи старшеклассников, 3 формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения
пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание
старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление
взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка,
владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научноучебной
сферах общения.
Коммуникативнодеятелъностный подход в обучении русскому языку определяет
особенности предъявления материала в примерной программе: содержание представлено не
только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативнодеятельностной направленности курса русского (родного) языка,
нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями
формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах
продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую
значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных
действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое
взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной
деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и
выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать
языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе
коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета
и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему,
выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства,
подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск,
извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и
дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения
в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и
предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий
(ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность
действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию и др.).
Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся
строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов современной теории
речевого общения, теории речевой деятельности (раздел «Речь. Речевое общение»), а также в
процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического
овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми,
коммуникативными и этическими). Таким образом, предметные цели курса русского языка для
базового уровня максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают
жизненные ориентиры учащихся.
Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал
для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11
классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на
материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе
изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.
Повторение изученного материала не является главным в содержании курса русского языка в
средней школе. В некоторых классах необходимость в повторении может оказаться
значительной и даже потребуются специальные обобщающие уроки, содержание которых
подсказывают материалы нашего учебника; в большинстве же классов ранее изученное по
русскому языку будет выступать основой, своего рода базой для овладения языком на более
высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в 4 особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования
индивидуальноречевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления
его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей
народа, с языками других народов.
Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над
текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях — в форме выписок, планирования,
переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в
других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких
справок (которые даются учителем или учащимися), выполнения упражнений учебника с
учетом пробелов в подготовке каждого учащегося, группировки примеров на определенные
правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими
учащимися; в третьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая
учащимся построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм
умственного действия по различию конкурирующих языковых явлений с последующим
выполнением на его основе практических упражнений. Работа по орфографии и пунктуации,
так же как и по грамматике, занимает целый урок лишь в редких случаях.
Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского
языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах
произведений, выходом на изобразительновыразительные средства, чем обеспечивается более
высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое
проникновение в его идейнообразное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с
текстом изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по
обогащению, совершенствованию речи учащихся. На программном литературном материале
они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой
характеристики, типа анализа идейнотематического содержания произведения, его
композиции, используемых в нем художественных средств, авторского отношения к
изображаемому, авторской позиции по затрагиваемым в произведении вопросам. Работа эта,
если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по развитию речи, орфографии и
пунктуации, а ее предметное содержание служит более качественному, хорошо осмысленному
усвоению литературного материала.
Раздел «Текст. Виды его преобразования», как и раздел, посвященный фонетике, лексике,
грамматике, в значительной мере является повторением того, что было изучено в
предшествующих классах, однако содержание его существенно обогащено: расширен круг
рассматриваемых вопросов, включен более сложный дидактический материал, изменен
характер предлагаемых видов речевой деятельности учащихся.
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое
внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется
социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки
зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у
учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь.
Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение
научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими
элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Так, применительно к научному (в его
научнопопулярном варианте) стилю речи это будут такие доступные учащимся старших
классов жанры, как реферат, статья, обзор. Приобщение к собственно научному и научно
техническому подстилям (вариантам) научного стиля предполагает работу по осмыслению
терминологической лексики. Важное место отводится работе с научноучебным подстилем:
восприятию и переработке текста школьных учебников и учебных пособий по разным
предметам. В современных условиях выпускникам средней школы необходимо овладеть
языком таблиц, схем, алгоритмов; в официальноделовом стиле — языком рекламы. 5 Ярко выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по
публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися
общественнополитической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо
популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в
ориентации на овладение устной формой речевой деятельности — докладом, выступлением в
прениях.
Наиболее полно представлен в программе художественный стиль речи. Школьный курс
литературы предоставляет обильный материал по художественному стилю: это образцовые
тексты, которые при правильном их использовании будут служить основой для обогащения
речи учащихся, развития их творческих способностей. К тому же овладение содержанием
художественного произведения через его форму (в этом суть сближения русского языка с
литературой) позволит с наибольшим эффектом приобщить учащихся к нравственным,
эстетическим ценностям литературы и таким образом окажет положительное влияние на
формирование личности учащихся. И наконец, художественный стиль, язык художественной
литературы представляют своего рода эталон использования слова, построения
словосочетания, предложения, текста, служат первоосновой для овладения всеми другими сти
лями, тем более что в языке художественной литературы используются элементы разных
функциональных стилей.
В программе материал для повторения распределяется по классам условно. Предполагается,
что повторение фонетики и лексики будет осуществляться в первом полугодии 10 класса;
морфемика, морфология, текст, общее понятие о стилях и научный стиль речи — во втором
полугодии. Однако и во втором полугодии 10 класса и в 11 классе параллельно с работой над
текстом и стилями речи будет продолжаться работа по лексике и грамматике (в иных, конечно,
формах и с другими целевыми установками), по совершенствованию навыков правописания.
Публицистический стиль речи изучается главным образом в 11 классе, но жанры путевого и
портретного очерков необходимо осваивать раньше: путевой очерк — в 9 классе (в связи с
изучением творчества Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина), портретный — в 10 классе
(богатейший материал для работы дают произведения И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л.
Н.Лолстого, А. П. Чехова). Овладение жанрами публичной речи происходит и в 10, и в 11
классах, хотя завершающий этап обучения приходится на выпускной класс.
Художественный стиль речи становится предметом изучения и практического овладения как в
10, так и в 11 классах. Главное направление программы — проникновение в язык,
индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания
не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех
других структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом, на
персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен
с точки зрения как полноценного восприятия художественного произведения (а этому работа
над художественным стилем должна способствовать прежде всего), так и более глубокого
понимания роли слова в художественном произведении.
Общие сведения о языке изучаются в основном в начале 10 класса, но те вопросы, которые
нуждаются в обобщении, систематизации и дополнительном осмыслении лексико
грамматического материала, рассматриваются при завершении курса русского языка в 11
классе. Это относится прежде всего к уровням языка и языковой норме, органично
вытекающим из того, что школьники изучали по предмету.
Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его
содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как
составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации,
рецензий, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое
сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а
затем по собственному плану), творческие работы в жанре 6 эссе, очерка, рассказа и т. д. Организуются наблюдения за речью окружающих, сбор
соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию
учителя.
Усиливаются внутрипредметные связи. Изучение научного стиля речи строится таким образом,
что учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям:
лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Процесс вхождения в научный стиль
речи дает возможность учителю повторить с учащимися лексику и грамматику. По такому же
принципу строится и изучение темы «Публицистический стиль речи». Это способствует более
обстоятельному овладению стилями речи, интенсивно развивает лингвистическое мышление
учащихся, их способность видеть за частными (частностилистическими) проявлениями общие
закономерности языка, его функционирования.
Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстами русских
писателей, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как
правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы
учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем
изобразительновыразительные средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном
тексте и т. д.
Уровень знаний и умений по фонетике и графике, лексике и фразеологии, составу слова и
словообразованию, грамматике и правописанию, а также уровень орфографической и
пунктуационной грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по
окончании 9 класса.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными
стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных
учреждений РФ.
Предлагаемый курс русского (родного) языка и родной литературы рассчитан на 69 часов (35
часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе).
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы
базового уровня по русскому (родному) языку и родной литературе являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы
личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной
социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной
среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли
родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях
человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты
речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга
используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы
программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: 7 • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или
прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной
задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно
технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат,
проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в
устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию,
договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее
результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в
совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и
отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной,
групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных
областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения
и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к
формам учебнопознавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального
межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой,
проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы
базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и
мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как
одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и
дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от
коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных
текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях, официальноделовых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и
представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных
типов и жанров в учебнонаучной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально
культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта; 8 • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; использование в
собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на
письме орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официальноделовой и
учебнонаучной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при
обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в
достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами
редактирования текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные
разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее
компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его
признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты
культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа
текстов разной функциональностилевой и жанровой принадлежности; оценка
коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК И
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА В 10 КЛАССЕ»
Общие сведения о языке (5 ч.)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура.
Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в
международном и межнациональном общении.
Язык и речь. Язык и художественная литература.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных
уровней языка.
Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч.)
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
Основные нормы современного литературного произношения .
и ударения в русском языке. Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам
русской орфографии. Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (7 ч)
Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.
Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи».Роль антонимов и синонимов в структуре
произведения.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н.
Гоголя и др. русских писателей.
Словари русского языка. Словари языка писателей.
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества». 9 Морфемика и словообразование (4 ч)
Повторение. Морфемика и словообразование. Однокоренные слова в произведениях И.
Гончарова.
Способы словообразования. Словообразовательный разбор.
Выразительные средства словообразования. Михаил Пришвин «Кладовая солнца».
Размышление над вопросом: как образовались слова?. Анализ эпизода.
Морфология и орфография (3 ч.)
Обобщающее повторение морфологии. Части речи. Синтаксическая роль имѐн
существительных в произведениях А.С. Пушкина.
Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и
правописание.
Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
Речь, функциональные стили речи (6 ч.)
Что такое текст. Средства связи между частями текста в отрывке из романа Л.Толстого
«Война и мир».
Абзац. Наблюдение за строением абзаца в главе романа И. Тургенева «Отцы и дети».
Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление
сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи (5 ч.)
Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи.
Лексика научного стиля речи. Анализ статьи академика С. Вавилова «Михаил Васильевич
Ломоносов». Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.
Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
VI.
ТЕМАТИЧЕС
КОЕ
ПЛАНИРОВА
НИЕ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ
(РОДНОЙ)
ЯЗЫК И
РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУР
А В 10
КЛАССЕ» №
1
ТЕМАТИЧЕС
КИЙ РАЗДЕЛ
Кол. часов
КР
РР
1
1
3
1
1
1
1
Морфология и
орфография
Речь,
Общие сведения о
языке
Фонетика,
орфоэпия,
орфография
5
Морфемика и
словообразование
Лексика и
фразеология
4
3
3
5
2
3
4
5
6 функциональные
стили речи
7
Научный стиль речи
5
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.