Храм
Оценка 5

Храм

Оценка 5
docx
29.05.2022
Храм
Храм.docx

Храм. Устройство православного храма

Цель: сформировать целостное представление о православном храме, его внутреннем и внешнем устройстве.

Задачи:

Образовательные (предметный результат)

 – обобщить знания о назначении и устройстве православного храма;

– дать представление о формах и цветовом решении храма и его внутреннем устройстве.

Развивающие (метапредметный результат)

– развить интерес к знаниям о храме;

– сформировать мотивацию к изучению православной культуры; обогатить и активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитательные (личностное развитие)

– воспитать ценностное отношение к храму как духовному, историческому и культурному наследию;

 – сформировать уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в православной культуре;

 – усвоить правила поведения в храме;

  – осознать, что в культуре православного народа имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация слайдов, таблицы «Знаю, слышал, хочу узнать», нетбуки для детей.

 

План урока

1.     Организационный момент. Самоопределение к деятельности - 2 мин.

2.     Постановка учебной цели                                                              - 2 мин.

3.     Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала                                                                                         - 5мин.

4.     Восприятие нового материала                                                       - 27 мин.

5.     Первичное закрепление изученного                                              - 4 мин.

6.     Итог урока. Рефлексия                                                                     - 3 мин.

7.     Домашнее задание                                                                            - 2 мин.

Ход урока

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Ребята, настройте себя на рабочий лад, улыбнитесь друг другу. Давайте начнем наш урок, как обычно, с молитвы. (Пение молитвы хором: «Царю Небесный..»)

2. Постановка учебной цели.

Учитель: А сейчас давайте послушаем запись и попытаемся определить тему нашего урока.

Звучит музыка: «Иже херувимы» (Обиходная) Жуковский, церковный хор (отрывок).

Учитель: Скажите, ребята, где вы могли услышать такое пение? (Такое пение мы слышали в храме, это Херувимская песнь).

Учитель: Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить, какова тема сегодняшнего урока?

Прием «Дерево предсказаний» - ребята высказывают свое мнение.

(Тема нашего урока «Храм». Можно поговорить о видах храма, его устройстве, о поведении в храме).

Учитель: Молодцы, открываем тетради, записываем число и тему урока «Храм».

3. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Знаете ли вы значение слова «храм»? Давайте поработаем по группам.

Работа со словом «храм» по группам.

1.     Найдите значение слова «храм» в словаре С.И.Ожегова.

2.     Запишите, как вы сами понимаете значение этого слова.

3.     Нарисуйте храм (компьютерная графика - работа с нетбуками).

Учитель: Посмотрим, что у нас получилось.

(Ребята представляют результаты работы в группах)

Учитель: Молодцы, все хорошо поработали, с заданием справились верно. Все значение этого слова поняли правильно. А сейчас я предлагаю подобрать к слову храм слова-синонимы и записать их в тетрадь. Будет очень хорошо, если вы подберете к данным словам и имена прилагательные. Учащиеся работают в парах (белокаменная церковь, красивый храм, златоглавый собор, дом Божий, часовня, святилище, молельный дом…)

Проверка задания.

Учитель: Я знаю, что вы очень любите разгадывать кроссворды, и у меня есть для вас кроссворд в виде храма, который позволит нам повторить некоторые сведения о его устройстве.

3204_1H (1)

Кроссворд «Храм» (автор - Дворнякова О.Н.).

Вопросы:

1.     Ступеньки, ведущие в храм (Паперть).

2.     Он похож на пламя горящей свечи (Купол).

3.     Самая «громкая» часть храма (Колокольня).

4.     Он находится на «макушке» храма (Крест).

5.     Название большого храма (Собор).

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, еще раз на изображение храма на кроссворде. Сколько куполов имеет данный храм? (один купол) Что символизирует одноглавая церковь? (Эта форма символизирует единого Бога).

Учитель: Давайте вспомним, сколько еще глав может завершать здание храма и что они символизируют.

(Две главы – два естества Христа – Божеское и человеческое.

Три главы – три Лица Святой Троицы.

Пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семь глав – 7 таинств и 7 вселенских соборов.

Девять глав – 9 чинов ангельских.

13 глав – Иисуса Христа и 12 апостолов.

33 главы – 33 года земной жизни Христа).

4.     Восприятие нового материала.

Учитель: Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидный купол напоминает о воинстве, духовной брани с силами тьмы. Форма луковицы – символ пламени свечи и слова Христа, обращенные ко всем верующим: «Вы – свет миру».  

Учитель: А важен ли цвет купола и если важен, то какое он имеет значение? Давайте подумаем. Посмотрите в окно, какого цвета купола на арзамасских храмах?

Учащиеся рассказывают, что они знают о цвете куполов, а учитель делает уточнения.

(Золотого цвета купола Благовещенского храма и Казанской церкви - это символ небесной славы; синие купола со звездами на храме Николаевского женского монастыря посвящены Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии; зеленого цвета купола Спасо-Преображенского собора  в честь Смоленской иконы Божией матери - это цвет  Святого Духа, обычно зеленые купола украшают Троицкие храмы).

Учитель: А сейчас давайте посмотрим презентацию «Православный храм» и сделаем вывод: «Какие виды храмов бывают, и что они символизируют?».

Просмотр I части презентации.

Учитель: Назовите, с какими видами православных храмов мы познакомились? Что символизирует каждый вид храма? (Шатровые, ярусные, церкви-ротонды (в виде круга – символ вечности; вечность Царствия Небесного); в виде креста ( посвящен распятому за нас на Кресте Господу);в виде корабля (корабль в Царство Небесное, по образу Ноева Ковчега).

Учитель: Какие храмы нашего родного города вы увидели в презентации? Назовите их форму. (Воскресенский собор – форма креста; церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» - в форме корабля; церковь в честь Рождества Христова – шатровый храм).

Учитель: Вспомните, какие по форме храмы мы посещали во время наших паломнических поездок? Обращение к классному альбому. Прием «Телеграммы».

Учитель: Продолжаем нашу работу, вновь обратимся к презентации, которая нас познакомит с внутренним устройством храма. Но перед началом работы,  вспомним, как устроен храм. Мы  часто бываем в храме, и его устройство вам немного знакомо. Возьмите в руки листы с таблицами «Знаю, слышал, хочу узнать» и заполните его первую графу «Знаю», вписав в неё те части храма, о которых вам известно. (Дети самостоятельно заполняют 1 графу таблицы: алтарь, иконостас, клирос…)

Таблица «Знаю, слышал, хочу узнать»

Знаю

Слышал

Хочу узнать

 

 

 

 

Учитель:  В ходе просмотра презентации заполняем другие графы таблицы, вписывая во 2 графу те названия, о которых вы слышали, но забыли вписать в 1 графу, то есть еще не прочно усвоили эти понятия. В 3 графу впишите те названия частей храма, которые вам не были известны совсем.

Просмотр II части презентации. Работа с таблицей.

Проверка результатов работы – зачитывают 1-2 человека.

Физкультминутка.

Учитель: Чтобы продолжить работу, нам необходимо  немного отдохнуть, поэтому, мы  проведем физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, рядом с партами.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает, наступает тишина.

Снова в храм идти пора.

Учитель: В храме существуют не только особые правила поведения, называющиеся церковный этикет, но и правила чтения молитв. Многие считают, что наши просьбы не всегда доходят до Бога, а почему?  Давайте попробуем ответить на этот вопрос после просмотра отрывка из притчи «Немая молитва».  Просмотр отрывка из притчи «Немая молитва».

Учитель: Ребята, вы поняли, что важно не просто приходить в храм, но и от всего сердца молиться за своих близких, друзей, за родную страну, за себя. Эта молитва должна исходить от сердца, быть «пламенной». И тогда, если просьба угодна Богу и будет полезна для души человека, она обязательно будет услышана.

5. Первичное закрепление изученного.

Учитель: Мы попутешествовали по храму, узнали, как называются его  внутренние части, а теперь поиграем и заодно проверим свои знания.

Игра «Доскажи словечко»:

Храм на три части разделен.

Сначала входим мы в … (притвор).

Затем пройдем в другую часть.

Народ здесь молится, крестясь.

И хорошо известно нам,

Что это собственно есть … (храм)

Между второй и третьей частью

Стоит высокая стена.

Она украшена прекрасно –

На ней и крест, и образа.

Ответьте громко мне сейчас:

Это стена - … (иконостас).

Там престол, где Господь восседает,

Иерей службу там совершает.

И святится то место, как в старь,

И мы знаем, что это … (алтарь).

Учитель: Ребята, а теперь скажите, каким, ложным или правдивым, является следующее высказывание: «Я не скажу – и никто не узнает, я совершу – и никто не увидит». Так ли это? (Это высказывание ложное, так как Бог все видит и все слышит).

8. Итог урока. Рефлексия.

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАСТНИКА

Меня зовут_______________________________________________________

Я работал в группе с _______________________________________________

У меня хорошо получилось_________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________

Главные идеи ______________________________________________________

Я узнал___________________________________________________________

Меня удивило, что__________________________________________________

Мне нужно больше узнать о__________________________________________

Мои вопросы______________________________________________________

Учитель: Ребята, все молодцы, работали хорошо, все повторили, надеюсь, дома вы так же продуктивно поработаете.

9.Домашнее задание (по микрогруппам)

Класс делится на микрогруппы,  и каждая получает своё домашнее задание:

1.     Учебник, стр. 48 -51  - читать и отвечать на вопросы; поделиться своими знаниями о храме с друзьями и родителями и взять у них интервью, что нового они узнали, что им понравилось.

2.     Подготовить исследовательские работы на темы:

ü «История строительства (реставрации) православного храма в нашем городе» (по выбору).

ü «Православный храм нашего города».

ü «Что полезного я могу сделать для храма».

3.     Подготовить выставку поделок, рисунков, фотографий, книг.

4.     Подготовить презентацию о наших паломнических поездках по святым местам Нижегородской области.

 

Литературы

1. Актуальные проблемы современного обучения и воспитания. Выпуск 3. -Арзамас, АГПИ, 2012.

2. Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной культуры. Лекции по ОПК, ИРК, истории педагогики.- Изд-е 2-е.-М.:ОПК, 2007.

3.  Бородина А.В. Основы православной культуры: Словарь-справочник.-М.: ОПК,2008

4. Миллер С. Психология игры/ С. Миллер. – СПб.: Речь, 1999

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

6.Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательного учреждений/А.В. Кураева - М.: Просвещение, 2010.

7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М., 1994

8. Сурова Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. Христианская жизнь. - Клин, 2004.


 

Скачано с www.znanio.ru

Храм. Устройство православного храма

Храм. Устройство православного храма

Восприятие нового материала - 27 мин

Восприятие нового материала - 27 мин

Нарисуйте храм (компьютерная графика - работа с нетбуками)

Нарисуйте храм (компьютерная графика - работа с нетбуками)

Учитель: Давайте вспомним, сколько еще глав может завершать здание храма и что они символизируют

Учитель: Давайте вспомним, сколько еще глав может завершать здание храма и что они символизируют

Учитель: Назовите, с какими видами православных храмов мы познакомились?

Учитель: Назовите, с какими видами православных храмов мы познакомились?

Физкультминутка. Учитель: Чтобы продолжить работу, нам необходимо немного отдохнуть, поэтому, мы проведем физкультминутку

Физкультминутка. Учитель: Чтобы продолжить работу, нам необходимо немного отдохнуть, поэтому, мы проведем физкультминутку

Между второй и третьей частью

Между второй и третьей частью

Учебник, стр. 48 -51 - читать и отвечать на вопросы; поделиться своими знаниями о храме с друзьями и родителями и взять у них интервью, что…

Учебник, стр. 48 -51 - читать и отвечать на вопросы; поделиться своими знаниями о храме с друзьями и родителями и взять у них интервью, что…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2022