Храм. Устройство православного храма
Цель: сформировать целостное представление о православном храме, его внутреннем и внешнем устройстве.
Задачи:
Образовательные (предметный результат)
– обобщить знания о назначении и устройстве православного храма;
– дать представление о формах и цветовом решении храма и его внутреннем устройстве.
Развивающие (метапредметный результат)
– развить интерес к знаниям о храме;
– сформировать мотивацию к изучению православной культуры; обогатить и активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитательные (личностное развитие)
– воспитать ценностное отношение к храму как духовному, историческому и культурному наследию;
– сформировать уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в православной культуре;
– усвоить правила поведения в храме;
– осознать, что в культуре православного народа имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация слайдов, таблицы «Знаю, слышал, хочу узнать», нетбуки для детей.
План урока
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности - 2 мин.
2. Постановка учебной цели - 2 мин.
3. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала - 5мин.
4. Восприятие нового материала - 27 мин.
5. Первичное закрепление изученного - 4 мин.
6. Итог урока. Рефлексия - 3 мин.
7. Домашнее задание - 2 мин.
Ход урока
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Ребята, настройте себя на рабочий лад, улыбнитесь друг другу. Давайте начнем наш урок, как обычно, с молитвы. (Пение молитвы хором: «Царю Небесный..»)
2. Постановка учебной цели.
Учитель: А сейчас давайте послушаем запись и попытаемся определить тему нашего урока.
Звучит музыка: «Иже херувимы» (Обиходная) Жуковский, церковный хор (отрывок).
Учитель: Скажите, ребята, где вы могли услышать такое пение? (Такое пение мы слышали в храме, это Херувимская песнь).
Учитель: Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить, какова тема сегодняшнего урока?
Прием «Дерево предсказаний» - ребята высказывают свое мнение.
(Тема нашего урока «Храм». Можно поговорить о видах храма, его устройстве, о поведении в храме).
Учитель: Молодцы, открываем тетради, записываем число и тему урока «Храм».
3. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Знаете ли вы значение слова «храм»? Давайте поработаем по группам.
Работа со словом «храм» по группам.
1. Найдите значение слова «храм» в словаре С.И.Ожегова.
2. Запишите, как вы сами понимаете значение этого слова.
3. Нарисуйте храм (компьютерная графика - работа с нетбуками).
Учитель: Посмотрим, что у нас получилось.
(Ребята представляют результаты работы в группах)
Учитель: Молодцы, все хорошо поработали, с заданием справились верно. Все значение этого слова поняли правильно. А сейчас я предлагаю подобрать к слову храм слова-синонимы и записать их в тетрадь. Будет очень хорошо, если вы подберете к данным словам и имена прилагательные. Учащиеся работают в парах (белокаменная церковь, красивый храм, златоглавый собор, дом Божий, часовня, святилище, молельный дом…)
Проверка задания.
Учитель: Я знаю, что вы очень любите разгадывать кроссворды, и у меня есть для вас кроссворд в виде храма, который позволит нам повторить некоторые сведения о его устройстве.
Кроссворд «Храм» (автор - Дворнякова О.Н.).
Вопросы:
1. Ступеньки, ведущие в храм (Паперть).
2. Он похож на пламя горящей свечи (Купол).
3. Самая «громкая» часть храма (Колокольня).
4. Он находится на «макушке» храма (Крест).
5. Название большого храма (Собор).
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, еще раз на изображение храма на кроссворде. Сколько куполов имеет данный храм? (один купол) Что символизирует одноглавая церковь? (Эта форма символизирует единого Бога).
Учитель: Давайте вспомним, сколько еще глав может завершать здание храма и что они символизируют.
(Две главы – два естества Христа – Божеское и человеческое.
Три главы – три Лица Святой Троицы.
Пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семь глав – 7 таинств и 7 вселенских соборов.
Девять глав – 9 чинов ангельских.
13 глав – Иисуса Христа и 12 апостолов.
33 главы – 33 года земной жизни Христа).
4. Восприятие нового материала.
Учитель: Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидный купол напоминает о воинстве, духовной брани с силами тьмы. Форма луковицы – символ пламени свечи и слова Христа, обращенные ко всем верующим: «Вы – свет миру».
Учитель: А важен ли цвет купола и если важен, то какое он имеет значение? Давайте подумаем. Посмотрите в окно, какого цвета купола на арзамасских храмах?
Учащиеся рассказывают, что они знают о цвете куполов, а учитель делает уточнения.
(Золотого цвета купола Благовещенского храма и Казанской церкви - это символ небесной славы; синие купола со звездами на храме Николаевского женского монастыря посвящены Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии; зеленого цвета купола Спасо-Преображенского собора в честь Смоленской иконы Божией матери - это цвет Святого Духа, обычно зеленые купола украшают Троицкие храмы).
Учитель: А сейчас давайте посмотрим презентацию «Православный храм» и сделаем вывод: «Какие виды храмов бывают, и что они символизируют?».
Просмотр I части презентации.
Учитель: Назовите, с какими видами православных храмов мы познакомились? Что символизирует каждый вид храма? (Шатровые, ярусные, церкви-ротонды (в виде круга – символ вечности; вечность Царствия Небесного); в виде креста ( посвящен распятому за нас на Кресте Господу);в виде корабля (корабль в Царство Небесное, по образу Ноева Ковчега).
Учитель: Какие храмы нашего родного города вы увидели в презентации? Назовите их форму. (Воскресенский собор – форма креста; церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» - в форме корабля; церковь в честь Рождества Христова – шатровый храм).
Учитель: Вспомните, какие по форме храмы мы посещали во время наших паломнических поездок? Обращение к классному альбому. Прием «Телеграммы».
Учитель: Продолжаем нашу работу, вновь обратимся к презентации, которая нас познакомит с внутренним устройством храма. Но перед началом работы, вспомним, как устроен храм. Мы часто бываем в храме, и его устройство вам немного знакомо. Возьмите в руки листы с таблицами «Знаю, слышал, хочу узнать» и заполните его первую графу «Знаю», вписав в неё те части храма, о которых вам известно. (Дети самостоятельно заполняют 1 графу таблицы: алтарь, иконостас, клирос…)
Таблица «Знаю, слышал, хочу узнать»
Знаю |
Слышал |
Хочу узнать |
|
|
|
Учитель: В ходе просмотра презентации заполняем другие графы таблицы, вписывая во 2 графу те названия, о которых вы слышали, но забыли вписать в 1 графу, то есть еще не прочно усвоили эти понятия. В 3 графу впишите те названия частей храма, которые вам не были известны совсем.
Просмотр II части презентации. Работа с таблицей.
Проверка результатов работы – зачитывают 1-2 человека.
Физкультминутка.
Учитель: Чтобы продолжить работу, нам необходимо немного отдохнуть, поэтому, мы проведем физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, рядом с партами.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает, наступает тишина.
Снова в храм идти пора.
Учитель: В храме существуют не только особые правила поведения, называющиеся церковный этикет, но и правила чтения молитв. Многие считают, что наши просьбы не всегда доходят до Бога, а почему? Давайте попробуем ответить на этот вопрос после просмотра отрывка из притчи «Немая молитва». Просмотр отрывка из притчи «Немая молитва».
Учитель: Ребята, вы поняли, что важно не просто приходить в храм, но и от всего сердца молиться за своих близких, друзей, за родную страну, за себя. Эта молитва должна исходить от сердца, быть «пламенной». И тогда, если просьба угодна Богу и будет полезна для души человека, она обязательно будет услышана.
5. Первичное закрепление изученного.
Учитель: Мы попутешествовали по храму, узнали, как называются его внутренние части, а теперь поиграем и заодно проверим свои знания.
Игра «Доскажи словечко»:
Храм на три части разделен.
Сначала входим мы в … (притвор).
Затем пройдем в другую часть.
Народ здесь молится, крестясь.
И хорошо известно нам,
Что это собственно есть … (храм)
Между второй и третьей частью
Стоит высокая стена.
Она украшена прекрасно –
На ней и крест, и образа.
Ответьте громко мне сейчас:
Это стена - … (иконостас).
Там престол, где Господь восседает,
Иерей службу там совершает.
И святится то место, как в старь,
И мы знаем, что это … (алтарь).
Учитель: Ребята, а теперь скажите, каким, ложным или правдивым, является следующее высказывание: «Я не скажу – и никто не узнает, я совершу – и никто не увидит». Так ли это? (Это высказывание ложное, так как Бог все видит и все слышит).
8. Итог урока. Рефлексия.
РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАСТНИКА
Меня зовут_______________________________________________________
Я работал в группе с _______________________________________________
У меня хорошо получилось_________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________
Главные идеи ______________________________________________________
Я узнал___________________________________________________________
Меня удивило, что__________________________________________________
Мне нужно больше узнать о__________________________________________
Мои вопросы______________________________________________________
Учитель: Ребята, все молодцы, работали хорошо, все повторили, надеюсь, дома вы так же продуктивно поработаете.
9.Домашнее задание (по микрогруппам)
Класс делится на микрогруппы, и каждая получает своё домашнее задание:
1. Учебник, стр. 48 -51 - читать и отвечать на вопросы; поделиться своими знаниями о храме с друзьями и родителями и взять у них интервью, что нового они узнали, что им понравилось.
2. Подготовить исследовательские работы на темы:
ü «История строительства (реставрации) православного храма в нашем городе» (по выбору).
ü «Православный храм нашего города».
ü «Что полезного я могу сделать для храма».
3. Подготовить выставку поделок, рисунков, фотографий, книг.
4. Подготовить презентацию о наших паломнических поездках по святым местам Нижегородской области.
Литературы
1. Актуальные проблемы современного обучения и воспитания. Выпуск 3. -Арзамас, АГПИ, 2012.
2. Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной культуры. Лекции по ОПК, ИРК, истории педагогики.- Изд-е 2-е.-М.:ОПК, 2007.
3. Бородина А.В. Основы православной культуры: Словарь-справочник.-М.: ОПК,2008
4. Миллер С. Психология игры/ С. Миллер. – СПб.: Речь, 1999
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
6.Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательного учреждений/А.В. Кураева - М.: Просвещение, 2010.
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М., 1994
8. Сурова Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. Христианская жизнь. - Клин, 2004.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.