Художественная литература - как мотивация для изучения предмета химии Исследовательская работа

Художественная литература - как мотивация для изучения предмета химии Исследовательская работа

Исследовательские работы
doc
химия
8 кл—11 кл
12.02.2020
В работе исследовано влияние произведений художественной литературы на изучение предмета химии в школьной программе. Приведен анализ литературных данных, проведен эксперимент и сделаны выводы

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Проект .doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ГИМНАЗИИ №2

 

 

 

 

 

 

Художественная литература -  как мотивация для изучения предмета химии

Исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Соболева Алёна Алексеевна, учитель химии;

Иванов Иван Андреевич , Россия, г. Иркутск, МАОУ

г. Иркутска гимназия 2, 11а класс

Руководитель: Соболева Алёна Алексеевна, учитель химии, к.т. н МАОУ г. Иркутска гимназия 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проект

«Художественная литература -  как мотивация для изучения предмета химии»

Автор проекта

Иванов Иван Андреевич

ученик 11«А» класса

Руководитель проекта

Соболева Алёна Алексеевна,

учитель химии, кандидат

 технических наук

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по предмету

Химия, литература

Тип проекта

Информационно-исследовательский

Тип проекта по предметно содержательной характеристике

Монопроект

Сроки реализации проекта

В течении 2019 -2020 учебного  года

Цель проекта

Выявить родство двух наук - литературы и химии, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений, провести исследование по выявлению степени сформированности у учащихся познавательных интересов к изучению химии средствами художественной литературы

 

 

 

 

 

Задачи проекта

 

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

2. Рассмотреть роль и местолитературы в области химии;

3. Исследовать степень сформированности позновательного интереса к изучении химии у учащихся 8 класса

4. Провести  исследование, сделать сравнительный анализ

5. Сделать выводы

Методы исследования

Анкетирование, анализ, изучение, обобщение.

Продукт

Методическое пособие

Реализация

1. Публикация

2. Выступление на уроке химии

3. Отзывы

Аннотация проекта

В данном проекте будет рассмотрены  взаимосвязь литературы и химии,использование художественной литературы для мотивации изучения предмета химии у учащихся 8 классов

 

Практическая значимость проекта

Может быть рекомендован для различного уровня мероприятий по химии

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

4

Глава I  Интоксикация и детоксикация организма. Химия в художественной литературе

6

1.1 Химия в поэзии и прозе

6

1.2 Химические ошибки в литературных произведениях

12

1.3 Художественные образы металлов в лирике Лермонтова

14

Глава II Родоначальники Российской химии и литература

18

Глава III  Практическая часть

20

3.1Организация аналитического исследования

20

3.2 Сравнительный анализ результатов эксперимента

21

Заключение

24

Список литературы

25

Приложения

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний,  является создание эмоционального настроя. Мы убеждены, что одним из главных звеньев в цепи дидактических поисков должно быть положение о том, что "без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины".

Произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление учащихся, оказывают благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи. В этой связи уместно привести слова известного советского химика А.Е. Арбузова: " Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…." На наш взгляд, уроки химии оставляют эмоциональный след в душе учеников, если они включают лирическое начало. Многие химики были не только великими учеными, но и одаренными поэтами, музыкантами. Достаточно вспомнить имена М.В. Ломоносова, А.П. Бородина, Н.А. Морозова, Л.П. Радина и др. Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У.Шекспира, И.Ф. Шиллера, И.В. Гете, В.М. Гюго, Д. Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы сам писал стихи. Отдыхать Менделеев любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф. Купера, А. Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов изобилуют химическими описаниями. На занятиях по химии мы активно устанавливаем межпредметные связи. И вот мы решили узнать, как связаны химия и литература.

Цель работы: выявить родство двух наук - литературы и химии, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений, провести исследование по выявлению степени сформированности у учащихся познавательных интересов к изучению химии средствами художественной литературы

Объектом исследования: Выявить родство двух наук - литературы и химии, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений, провести исследование по выявлению степени сформированности у учащихся познавательных интересов к изучению химии средствами художественной литературы

Предмет исследования: процесс формирования элементов познавательной активности в сознании учащихся 8 класса через преподавание школьного курса химии средствами художественной литературы.

 Актуальность работы определяется важностью заинтересованности изучаемыми предметами. Такого интереса можно добиться разными путями. Один из них - на основе художественных произведений. Литература помогает нам по - новому раскрыть привычную для нас науку, показать ее в увлекательном, игровом ключе..

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ и изучение литературных источников, прогнозирование результатов; анкетирование,  наблюдение, эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Химия в художественной литературе

 

1.1 Химия в поэзии и прозе

Химизация поэзии началась с освоения химического языка, в который входили названия химических элементов и веществ, в первую очередь  металлов.

Связь химии и литературы - настоящая кладезь для реализации творческих замыслов учителя по развитию познавательного интереса учащихся и их мыслительных способностей. Если на уроках химии использовать художественную литературу, то это поможет пробудить и поддержать стойкий познавательный интерес к предмету.

В восьмом классе изучение темы «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева» можно начать стихотворениями С. Щипачева, Н. Глазкова, или В. Чивилихина, обратив внимание на величие данного открытия.

Пусть зимний день с метелями

Не навевает грусть -

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Зачем ее я выучил?

Могу сказать зачем.

В ней стройность и величие

Любимейших поэм.

Без многословья книжного

В ней смысла торжество.

И элемента лишнего

В ней нет ни одного.

В ней пробужденье дерева

И вешних льдинок хруст.

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть. [10]

Значение периодического закона заключено в словах А.Е. Ферсмана:

«Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие сообщения будут сменять наши понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и открывать невиданные по новизне и широте горизонты - все это будет приходить, и уходить, Периодический закон Д.И. Менделеева будет всегда жить, развиваться и совершенствоваться».

Тема: Вода. Свойства воды

1. Физические свойства

«Коммунисты - подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку, оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись и полопались, вся система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала» (А. Фадеев «Молодая гвардия»).

Можно зачитать отрывок А.С. Пушкина из романа «Евгений Онегин»:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе.

На третье в ночь, проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Картины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом [12].

Это может служить иллюстрацией того, как вода переходит из одного агрегатного состояния в другое.

2. Химические свойства воды.

Ты знаешь, газ мельчайший, водород,

В соединенье с кислородом - это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

3. Значение воды.

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.

От значения воды необходимо перейти к вопросам экономного ее расходования и бережного отношения к ней, особо подчеркнув о загрязнении воды и возможных при этом последствиях.

Нам снится немая, как камень Земля.

И небо, нагое без птицы,

И море без рыб и без корабля,

Сухие, пустые глазницы.

«Предупреждение» А. Тарковский.

4. Агрегатное состояние воды

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою это,

А, в сущности, только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана

А все это - только вода.

В бирюзовой дали исчезая

Лебедями плывут облака.

Вот туча идет грозовая

А, в сущности - только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом зимой одевает

Снег белый родные поля,

Но время придет - все растает

И будет простая вода [8].

«Химической энциклопедией» можно назвать роман Ж. Верна «Таинственный остров». Для учителя открывается возможность построить урок по не любимым учащимися темам производства неорганических и органических веществ интересно и эмоционально. Выдержки из этого романа можно использовать при изучении тем:

Получение железа и его сплавов. (чугун и сталь)

Обработка стали.

Получение серной кислоты.

Получение стекла.

Получение глицерина и нитроглицерина.

Получение мыла.

В романе Ж.Верна вода рассматривается как эффективное топливо будущего « -Какое топливо заменит уголь?

-Вода, - ответил инженер.

Вода? Переспросил Пенкроф…

Да, но вода, разложенная на составные части, - пояснил Сайерс Смит. - Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день, и вода заменит топливо; водород и кислород, из которых оно состоит, будут применятся и раздельно; они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в тюрьмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей…Вода - это уголь грядущих веков» [5].

Писатель-фантаст Ж.Верн обладал великим даром предвидения. В его произведениях содержится более ста научных предсказаний, многие из которых уже получили технические решения.

Известна важностью своей на всей Земле вода.

Живет в воде для нас, людей, и радость, и беда.

Накопит силы - забурлит, размечет все подряд;

И без усилий растворит в себе и мед, и яд…

Лихую жажду утолит живительным глотком,

И все живое умертвит нещадныи кипятком…

Любой сосуд - то ей не труд - без щелочки займет,

А в лед замерзнет - свой сосуд на части разорвет…

Что охлажденье, что нагрев - закон не писан ей.

Любая жидкость, затвердев, становится плотней.

Любая, только не вода. В ней самый твердый лед,

Когда наступят холода, по верху поплывет...

И замерзает не со дна глубокий водоем,

И корка льда хранит всегда в мороз живое в нем.

И химия в чести везде живет уже века.

А вот аналога воде не знаем мы пока.

Н.К. Шабалина

Тема «Азот и его соединения»

Урок «Оксиды азота».

«Что за проклятый газ? У меня стоит шум в голове. Я, право, чувствую себя как после пяти дюжин кружек пива: заплетается язык и земля качается под ногами» (А.П. Казанцев «Пылающий остров») [11].

Особенно интересно подбирать выдержки литературных произведений, содержащие научную ошибку.

«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха». (А.П. Казанцев «Пылающий остров») [11].

Открыл его Лавуазье, он нужен всюду и везде.

В белках он - составная часть, и в воздухе его напасть.

Профессий у него не счесть, им можно красить, можно съесть.

А можно в лампах применить, и в холодильниках хранить,

А также сплавам жизнь продлить, и фрукт, и овощ подкормить.

О ком же речь идет? Кто незнакомец тот?

Весьма ленивый газ АЗОТ.

Тройные связи не дают ему свой темперамент проявить.

Но можно и его расшевелить; тепло, давление системе сообщить,

И уж тогда его остановить нам не придется:

Он то взорвется, то развеселит, то оживит, то попросту прольется.

О.В. Недогибченко[11]

Тема: Сера и ее соединения

Урок «Производство серной кислоты»

При изучении производства серной кислоты можно использовать отрывок из повести К.Паустовского «Бросок на Юг», иллюстрирующий окислительно-восстановительные реакции, происходящие с соединениями серы:

«На поворотах Келасура намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек - веселых и невеселых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это не золото, а серный колчедан». (К.Паустовский «Бросок на юг»).

Урок «Соединения серы».

…Тогда услышал я, о, диво, запах скверный

Как будто тухлое разбилось яйцо

Иль карантинный страж курил жаровней серной.

Я, нос себе, сжав, отворотил лицо .

Рассказ - задача

Одно лишь слово

Корней Петрович пригласил Петю Верхоглядкина в кабинет химии.

Вот, что Петя, - сказал он, - завтра мы будем изучать сероводород. Тебя я назначаю своим ассистентом. Собери прибор для получения сероводорода и проверь его действие. Вот инструкция, вот реактивы. Через двадцать минут я вернусь. Будь осторожен: не отравись сероводородом, поглощай его раствором щелочи!

Ну что вы, корней Петрович! Имею опыт!...И Петя принялся за дело… Через двадцать минут он растерянно отчитывался:

Корней Петрович! Здесь какая-то ошибка. Прибор я собрал по рисунку. Вот, поглядите сами. В колбу положил сернистое железо, добавил понемногу серную кислоту. Хоть бы что! Даже не запахло сероводородом. Я уж нагревать стал. Колба покрылась изнутри налетом, но не только белым, но и желтым. А сероводород так и не выделился.

Прочти еще раз описание опыта. Да я его слово в слово помню: на сернистое железо нужно действовать серной кислотой…Значит слово в слово? - Корней Петрович оглядел замутневшуюся колбу, подержал в руках склянку с тяжелой маслянистой жидкостью, сомнений не было - серная кислота. И все же одно слово, ты Петр, пропустил. Как же вы думаете?

Свойства серы

Для иллюстрации такого свойства серы, как горючесть, можно привести отрывок из романа С. Вилар «Замок на скале» - разговор старого война и мальчика из благородной семьи: «Этот серый порошок, малыш, - говорил он маленькому лорду, - самая сатанинская вещь на свете. Маленькой искры достаточно, чтобы все вокруг превратилось в ад и полыхнуло огнем. У основания башни есть каморка, где твой батюшка хранит запас пороха, и она всегда под замком, дабы какой-нибудь бедолага не вздумал зайти туда с факелом» [6].

Сернистый газ, образуемый при горении серы:

«Собрав охапку сухой травы, Хуан Дарьен достал из кармана кремень, огниво, фитиль и серную палочку, высек огонь и сунул горящую серную палочку под собранную охапку. На миг взвилось и быстро погасло яркое пламя» [5].

Нахождение серы в природе:

Говоря о нахождении серы в природе, учитель отмечает, что она встречается в природе как в самородном виде, так и в виде соединений, о чем можно прочитать не только в учебнике, но и в художественной литературе. В фантастическом романе В.А. Обручева «Плутония», повествующем об экспедиции ученых в неведомый мир под земной поверхностью читаем: «За площадкой круто поднималась противоположная стена, густо покрытая белыми, желтыми и красными налетами и натеками. В желтых налетах нетрудно было узнать самородную. Серу в виде мелких и крупных кристаллов, сидевших в пустотах лавы или покрывавших ее поверхность нетолстым слоем»[9].

Среди природных соединений серы большое значение минерал пирит. Жюль Верн в «Таинственном острове» описал получение из пирита серной кислоты. Учитель обращает внимание на название материала: прослеживается связь с греческим «пирос» - огонь. Исходя из этого, пирит - огненный камень, и именно в этой роли он был известен еще на заре человечества. Затем он читает отрывок из книги Э.Штерха «Охотники на мамонтов» о жизни первобытного человека:

«Копчем увидел у нее на ладони блестящий камушек…вдруг несколько лучей снова упали на камень, и он весь заискрился…Насколько тверд этот блестящий камень? Кремень скользнул по камню…светящиеся искры разлетелись в стороны и исчезли в темноте…Появление светящихся искр в темной пещере тотчас заинтересовало охотников. Они повскакивали со своих мест, в восторге глядя на руки Копчема, которые так и мелькали, выбивая из огненного камня разлетающие искры.

Огненный камень! У него есть огненный камень! У нас будет огонь! Будет все! [5].

Кусок пирита выполнял функцию огнива. Этот достаточно распространенный материал стал для наших далеких предков ступенькой к цивилизации.

Следующий отрывок из «Золотой розы» К. Паустовского: «Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства» [3].

Тема: Фосфор и его соединения

«Крыша в хижине была худая, с потолка падали дождевые капли, но в очаге слабо мерцало голубое пламя…Концы хвороста тлели голубоватым огнем. О фосфоре, воспламеняющемся от воды, они не вспоминали, им было не до химии…» (Р.А. Штильмарк. «Наследники из Калькутты»).

1.2 Химические ошибки в литературных произведениях

Как уже было сказано, авторы художественных произведений нередко допускают ошибки в описании химических веществ и процессов:

…Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово…

(А. Ахматова. Из.сб. «Бег времени»)

Ответ: конечно, золото не ржавеет, не коррозирует. Это ошибка, но как точно подмечена разница в динамике разрушения стали и мрамора!

А какую неточность можно заметить в стихотворении Л. Лавренева «Нобуж»?

…В озон превращается воздух…

Ответ: в озон превращается не воздух, а кислород.

Писатели-фантасты часто используют химическую терминологию, при этом нередко допуская неточности и ошибки. Например, в романе А. Беляева «Продавец воздуха» читаем:

«Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, его вода отличалась необычайно красивым голубымцветом…

Жидкий воздух, - сказал Бейли

Я был поражен. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории» [1].

Ответ: Хочется заметить, что температура, при которой воздух становится жидким, должна быть ниже минус 196 градусов. Человеку при этой температуре невозможно Как вы думаете, имеет ли запах серная кислота? Обратимся к популярной повести А.Н. Рыбакова «Приключения Кроша»:

«…Стоящий в электроцехе запах серной кислоты напомнил мне о сожженных в Липках брюках…».

Что хотел сказать автор повести, и как следует видоизменить фразу, чтобы она звучала химически грамотно? Разумеется, в цехе дуговой электросварки не могло пахнуть серной кислотой - ей там просто неоткуда взяться. Тогда что имел ввиду автор? При дуговой электросварке материалы, чаще всего металлы, сплавляются теплом электрической дуги, температура которой достигает 5000 градусов. При столь высокой температуре могут образовываться: озон, оксид азота(II).

Поэтому фразу в тексте следовало бы изменить так:

«…Стоящий в электроцехе запах озона, оксидов азота и азотной кислоты напомнил мне о сожженных в Липках брюках…»

Крылатая фраза «без фосфора нет мысли» появилась после установления Генсингом наличия ионов фосфора в мозговой ткани. Особенно любили применять ее механистические материалисты прошлого века.

Хотя все важнейшие физиологические процессы в организме человека, начиная с сокращения мышц и кончая мышлением, связаны с химическими превращениями фосфора, но это не дает повода считать, что присутствие только фосфора обеспечивает свойство мозга - мыслить.

Называя фосфор «белым», следует иметь ввиду, что мы допускаем ошибку. В чистом виде белый фосфор бесцветное прозрачное вещество.

Кристаллы белого фосфора очень сходны с алмазами, они совершенно бесцветны, идеально прозрачны и настолько сильно преломляют свет, что на солнце играют всеми цветами радуги.

Нередко высказывания требуют соответствующих пояснений. К примеру, у И. Сильвинского мы читаем:

…Видишь - мрамор: Это просто кальций…

Мрамор - это не кальций, а соль, карбонат кальция. Это ошибка.

И конечно, нельзя не вспомнить отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А.К.Дойла, в котором допущена существенная химическая ошибка: …Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.? Фосфор, - сказал я.

Светится в темноте белый фосфор, а он, во-первых, ядовит, а во-вторых, самовоспламеняется на воздухе, поэтому его нельзя использовать для нанесения на тело животного.

 

1.3 Художественные образы металлов в лирике Лермонтова

В «Лермонтовской энциклопедии» сказано, что «поэтический язык Лермонтова лишен внешних украшений; лексически и синтаксически богатый, стилистически разнообразный, эмоционально насыщенный, он напряжен в функциональном отношении и даже как бы суров в этой своей целеустремленности».

Поэт стремится придать точному и однозначному определению дополнительный смысловой объем и глубину, в этом ему помогают «металлические» эпитеты, «ювелирные» метафоры и другие средства выразительности.

Золото: Золото известно человеку с древнейших времен. «Люди издавна считали золото царем металлов. Алхимики обозначали его символом Солнца». С точки зрения химии, золото - это элемент 1 группы периодической Системы Менделеева, мягкий ярко-желтый тяжелый металл. Золото очень ковкое, пластичное, блестящее, довольно легко полируется. Считалось, что золото обладает не только материальной ценностью, но и мистическими свойствами, позволяет провести восстановление энергии всего тела, помогает избавиться от болей в сердце, от душевных расстройств и робости. Человек, имеющий при себе золото, не будет знать печали, и чем больше золота, тем радостнее у него на душе. Прочитав стихотворения М.Ю. Лермонтова, мы выяснили, что в раннем творчестве поэт чаще использует «металлические» художественные средства. В одном из первых стихотворений «К Гению» Лермонтов приписывает лире именно золотые свойства.

Молю тебя, молю, хранитель мой святой,

Над яблоней мой тирс и лирой золотой

Повесь и начерти: здесь жили вдохновенья!

У многих поэтов, в том числе и у Лермонтова, лира «золотая» - ценная, дающая вдохновение, силы. Золото - ценный металл, поэтому писатель употребляет здесь именно этот эпитет. В то же время этот металл очень красивый: блестящий, ярко - желтый. С помощью этого эпитета создается неповторимый образ.

Во многих источниках отмечается, что золото из-за большой ценности часто фигурирует в ритуалах денег. В стихотворении «Три ведьмы» есть такие строки:

Попался мне один рыбак:/Чинил он весел сети!

Как будто в рубище, бедняк,/Имел златые горы!...

…Он говорил: «Мне жизнь пуста!/Вы отвращений полны,

Блаженства, злата!...вы мечта!...»

Если внимательно прочитать все стихотворение, то можно заметить, что в обоих случаях слово «злато» употребляется в отрицательном значении, то есть несущее зло. Здесь образ золота означает богатство, жадность, алчность, а в конце стихотворения - тяжелую ношу, муку. Это подтверждается словами:

«Не знал, глупец, средь тех минут,/Что наши деньги в ад ведут!»

Сравнивая строчки из стихотворения с тем, что мы знаем об этом элементе, мы увидели несоответствие, ведь золото относится к благородным металлам. Автор этих строк знал, что именно из-за богатства люди часто страдают. Поэтому в стихотворении говорится о золоте, как о металле, приносящем зло.

«Парус» - одно из самых известных стихотворений Лермонтова. Нам известно, что золото сравнивали с Солнцем, поэтому Лермонтов называет луч золотым, это и принадлежность Солнцу, в то же время сходство по цвету. Третья строфа представляет разгадку того, что ищет, к чему стремится («бежит») лирический герой. Сознавая красоту и многообразие мироздания («золотой», светлый мир охарактеризован при помощи антитезы), он просит о возможности в жизненных бурях проявить свои силы.

«Под ним струя светлей лазури,/Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,/Как будто в бурях есть покой».

Серебро

Латинское название серебра - Аrgеntum - связано с цветом этого металла, восходит к греческому «аргос» - «белый», «блестящий». Русское слово «серебро» происходит от слова «серп» (луны). Блеск серебра напоминал таинственное лунное сияние.

С древних времен известно, что серебро обладает охлаждающим действием на организм. «Алхимики считали серебро металлом Луны, в их книгах этот металл изображается в виде юноши с полумесяцем в волосах, тогда как золото относили к Солнцу».

Серебро - металл эмоций, психического ума, любви и заживления. Хорошо известен старинный обычай - хранить воду в серебряных сосудах, а также бросать серебряные монеты в водоемы и колодцы при их освящении. Благодаря своей высокой бактерицидности, серебро предохраняет от многих заболеваний. Образ серебра реже встречается в стихотворениях Михаила Юрьевича (всего 20%), но тоже играет важную роль.В стихотворении «Еврейская мелодия» есть такие строки:« Я видал иногда, как ночная звезда/В зеркальном заливе блестит; Как трепещет в струях, и серебряный прах/От неё, рассыпаясь, бежит»[8]

Серебро - это металл Луны, а соответственно, и ночи, то в этом стихотворении автор «правильно» употребляет этот металл, применяет его не к самой Луне, как это есть во многих других его стихотворениях, а к «серебряному праху», то есть к звезде, с которой осыпается эта звездная пыль. Серебро - белый блестящий металл, звезды тоже имеют белый цвет, ночью на небе блестят, поэтому автор использует здесь именно этот эпитет.

В стихотворении «Булевар» значение образа серебра другое:

«Подалее на креслах там другой;/Едва сидит согбенный сын земли;

Он как знаток глядит в лорнет двойной;/Власы его в серебряной пыли».

В данном случае выражение «власы его в серебряной пыли» означает старость, седину.

В «Завещании» образ серебра создается «с помощью» Луны, ведь именно с ней в древности ассоциировался этот металл:

Есть место: близ тропы глухой,/В лесу пустынном средь поляны,

Где вьются вечером туманы,/Осеребренные луной…

Символ серебра - Луна, а значит, этот лунный свет тоже имеет серебряный цвет, поэтому автор употребляет этот необычный эпитет «осеребренные». Поэт «с помощью этого металла» образно описывает туманный вечер, так как серебро - магический металл, создается даже мистическая, завораживающая картина.

Серебро - чистый металл, не несущий в себе негативной энергии. В стихотворении автор имеет в виду, что «этот чистый снег» не может сочетаться с порочным, грязным миром, он не радует поэта. В этих строчках используется антитеза. Очень часто серебро встречается и в других «снежных» словосочетаниях. Очень распространены такие выражения, как «серебряный иней», «серебряный лес».

Мы можем сказать, что почти во всех стихотворениях, где присутствует образ серебра, есть Луна. Поэт создает этот образ с помощью Луны, опираясь на то, что в древности серебро отождествляли с этой планетой, и, соответственно, с лунным светом.

Железо и его сплавы

Немаловажную функцию в стихотворениях М.Ю. Лермонтова выполняет образ железа. Посмотрим, как он влияет на смысловую сторону стихотворения.

Железо - это серебристо-белый металл, очень пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется. «Алхимики обозначали железо в виде копья и щита - характерных атрибутов Бога войны Марса». Поэтому железо носилось и использовалось в защитных ритуалах. Оно притягивает к себе отрицательную энергию. Железные браслеты и кольца носят, чтобы оттянуть болезни от тела.

Образ железа в стихотворениях Лермонтова встречается редко, но в него вложена необыкновенная сила.

В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен,…» роль этого образа проявляется именно в этом «сильном» значении:

«О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!...»

«Железный» стих в данном случае - резкий, острый, пронизывающий. Лермонтов пишет об обмане, ему надоели ложь и интрига, которые создаются вокруг лирического героя. Чувства накопились и в душе поэта, он негодует, возмущается; эти эмоции помогает передать «железный эпитет». Автор хочет пронзить сознание людей и заставить задуматься над ложью, своими поступками, обличить их с помощью поэзии. Разорвать эту цепь враждебного мира можно только «железным стихом». Эпитет имеет двоякий смысл - сатирическое содержание стиха и действенное оружие.

В следующем стихотворении «Кинжал» идет речь о подаренном поэту оружии. Поэт использует образ железа в двух значениях (как «булат» и как само «железо»): «Люблю тебя, булатный мой кинжал,/Товарищ светлый и холодный /Да, я не изменюсь и буду тверд душой,/Как ты, как ты, мой друг железный».

Поэзия Михаила Юрьевича пронизана духом борьбы. В его стихотворениях часто присутствует оружие, сражения, например, в стихотворении «Бородино». В лирике поэта мы можем заметить необычные сравнения: поэт - воин, поэзия - кинжал. В предыдущем стихотворении он поэзией, как кинжалом, хотел резко осудить, то есть «вонзить» кинжал.

Автор называет железо булатом, возможно, для того, чтобы не повторять одно слово дважды или чтобы ярче показать свойства металла и описать кинжал по-разному, ведь булат - это тоже железо.

Поэт в стихотворениях, где присутствует образ железа, наделяет металл благородными свойствами. Железо выступает как друг, защитник, но в то же время может быть острым, как клинок. Писатель в стихотворениях подчеркивает с помощью этого металла силу, прочность, надежность. А это полностью соответствует магическим свойствам железа (это чистая проективная мощь, активная, ослепительная, охраняющая)[8]

 

Глава. 2 Родоначальники Российской химии и литература

Конечно, нельзя не вспомнить о таких великих людях, как Дмитрий Иванович Менделеев и Михаил Васильевич Ломоносов, посвятивших себя науке - химии, но связанных и с литературой.

В 1903 году знаменитый поэт А.Блок женился на Любови Менделеевой (старшей дочери Д. И. Менделеева), героине его первой книги стихов Стихи о Прекрасной Даме[9]

Великому химику Д.И.Менделееву посвятил в 1948 году стихотворение поэт Степан Щипачев:

ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА

Другого ничего в природе нет

ни здесь, ни там, в космических глубинах:

все - от песчинок малых до планет -из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой

Строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший - водород,

есть просто кислород, а вместе это -

июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

и темно-бурые растворы брома,

и кажется вселенная сама

одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,

тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу -

глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,

будь то железо, медь или гранит -

все страшную космическую силу,

закованную в атомы, хранит.

Мы не отступим, мы пробьем дорогу

туда, где замкнут мирозданья круг,-

и что приписывалось раньше богу [43]

Также всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. В «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…

все будет делом наших грешных рук

 

 

Глава 3. Практическая часть

3.1 Организация аналитического исследования

Серьезные изменения в российском обществе потребовали серьезных перемен в организации учебного процесса, которые затронули цели образования, организацию деятельности и функции учителя, разнообразные стороны учебно-познавательной деятельности учащихся. Ориентация на развитие индивидуальных особенностей учащихся делает невозможным процесс обучения без предоставления им права выбора путей и способов учения при организации учебно-воспитательной деятельности. Наиболее адекватным путем реализации задач современной российской школы признано введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Этим объясняется пристальное внимание методистов к разработке проблем профильного обучения химии, в то время как вопросы обучения химии на базовом уровне в профильных классах остаются недостаточно изученными. Исходя из этого мы решили провести исследование, которое позволило выявить заинтересованность учащихся в изучении предмета химии и в дальнейшем позволит сформировать профильное направление с углубленным изучением предмета химия.

Аналитическое  исследование включало два этапа. Основой исходного этапа исследования стал  эксперимент, целью которого была диагностика состояния исследуемого вопроса в практике школ обучаемых. Анализ включал в себя:

- исследование развития познавательных интересов учащихся в процессе изучения химии;

- выявление уровня познавательных интересов учащихся к изучению химии.

Во время  эксперимента велось систематическое наблюдение на уроках и внеурочных занятиях; фиксировались приемы, применяемые учителем для  познавательного интереса к изучению химии, оценивалась эффективность приемов, отмечались наиболее яркие проявления интереса к учению.

Результаты  эксперимента, дальнейший поиск и анализ литературных источников позволили сформулировать задачи и в соответствии с ними продолжить проведение педагогического исследования.

Поисковый  эксперимент проводился с введением нового фактора, например, использование фрагментов литературных произведений при изучении различных тем школьной программы по химии с целью корректирования оптимального содержания, а также с применением методов, приемов, форм и средств обучения, стимуляции мотивов ориентированных на развитие познавательных интересов учащихся к изучению химического материала. Проведению формирующего эксперимента предшествовала разработка целостной методики использования и алгоритма обсуждения фрагментов художественных произведений на уроках химии и развитие в этом процессе познавательного интереса. При его проведении мы использовали сравнительный метод. Сравнительный анализ проводился с целью сравнения результатов определения в контрольных и экспериментальных классах. Для проведения сравнительного эксперимента были выделены контрольные и экспериментальные классы: в МАОУ гимназия 2  г. Иркутска. В эксперименте принимали участие учащиеся 8 классов, в этих классах предмет химия только начинает изучаться.

Обучение в контрольных классах проводилось обычными методами, в экспериментальных - по разработанным  методическим рекомендациям, ориентированных на развитие познавательного интереса к изучению химического материала в средней школе.  Эксперимент позволил оценить влияние художественных произведений на развитие познавательного интереса к изучению химии.

 

3.2 Сравнительный анализ результатов эксперимента

Эксперимент, в отличие от наблюдения, позволяет учителю активно влиять на интересующее явление, изменять условия его протекания, ориентировать их изменение в желаемом направлении.

С целью изучения осознанности познавательного интереса можно провести следующий эксперимент. Учащимся предлагается на выбор несколько заданий различной степени сложности:

1-е задание требует механического повторения уже выполнявшихся неоднократно упражнений;

2-е задание - усложненный вариант, требующий применения полученных знаний в несколько изменившихся условиях;

3-е задание творческого характера.

По тому, какое задание выбрал ученик, можно сделать вывод о том, является его интерес осознанным (такой ученик выбирает задание творческого характера) или нет. Эксперимент следует повторить несколько раз, факты зафиксировать с целью подтверждения выводов от степени осознанности интереса.

Учащимся предлагается 5 уровней самооценки, для каждого из которых определен критерий ( приложение 1)
1 уровень "обладаю" - испытываю интерес к учебной деятельности, моральное удовлетворение от самого процесса получения знаний; 
2 уровень "скорее обладаю, чем не обладаю" - испытываю интерес к учебной деятельности, но зачастую не испытываю эмоционального удовлетворения от процесса получения знаний; 

3уровень "скорее не обладаю, чем обладаю" - не всегда испытываю интерес к процессу получения знаний, чаще привлекает конечный результат - получение хорошей отметки; 

4 уровень "не обладаю" - плохо представляю, есть ли у меня интерес к познанию, т.к. редко выполняю умственную работу с удовольствием; 
5 уровень "затрудняюсь ответить" - у меня нет интереса к познанию, я учусь, потому что заставляют родители (боюсь отрицательного отношения к себе учителей и родителей, нет другого выхода и т.п.). 
Контрольным классом был выбран 8д класс, экспериментальным был 8 в класс.

Результаты самооценки познавательных интересов учащихся до и после проведения педагогического эксперимента, отражены в диаграммах (приложение 2)

Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольном классе 14,28% учащихся плохо представляют, есть ли у них интерес к познанию, 9,52% учащихся не всегда испытывают интерес к процессу получения знаний, их чаще привлекает конечный результат - получение хорошей отметки, 19,04% учащихся испытывают интерес к учебной деятельности, но зачастую не испытывают эмоционального удовлетворения от процесса получения знаний, лишь 4,7% испытывают интерес к учебной деятельности, 52,3% - затрудняются ответить, у них нет интереса к познанию. В экспериментальном классе 17,3% - не обладают интересом, 21,7% - не всегда испытывают интерес к учению, 13,04% - скорее обладают, чем не обладают,17,3%- обладают и 30,4% не испытывают интереса к учению.

По окончании эксперимента видно, что в контрольных классах 19,04% испытывают интерес к учению, 23,8% испытывают интерес к учебной деятельности, 19,04% не всегда испытывают интерес, 4,76% не обладают познавательным интересом, 23,8% затрудняются ответить.

В экспериментальных классах после эксперимента стали испытывать интерес к учению 30,43% учащихся, 43,47% испытывают интерес к учебной деятельности,13,04% не всегда испытывают интерес к учебе, 13,04% не обладают познавательным интересом.

Результаты  эксперимента показали, что в экспериментальных классах относительный прирост познавательного интереса учащихся составил 2,2, что значительно выше, чем в контрольных классах - 1,2.

Выводы

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Осуществлен анализ состояния учебно-познавательной деятельности учащихся в общеобразовательной школе на уроках химии.

Разработан дидактический комплект, который дает возможность использования фрагментов художественных произведений на уроках и во внеклассных мероприятиях по химии.

Определены наиболее целесообразные методические подходы обсуждения фрагментов художественных произведений на уроках химии.

Результаты экспериментально-методического исследования подтверждают эффективность использования художественных произведений на уроках химии и положительную их роль в развитии познавательных интересов учащихся к химии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Внеклассное чтение по химии и работа с художественной книгой на уроке осуществляется в рамках непредметного похода в обучении и воспитании в соответствии с ФГОС РФ. Надпредметный поход в химии решает проблему разобщенности, расколотится ,оторванности друг от друга различных  школьных дисциплин. И если химия, физика, биология, география-предметы одного естественнонаучного цикла то пропасть между учителем химии учителем русской словесности и школьным библиотекарем намного значительнее.В ее преодолении большую роль играет внеклассное чтение школьников.

При работе с художественной книгой на уроке химии и дома в рамках над-предметного подхода в обучении и воспитании происходит ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей как мышления,  воображение, различительная способность, способность целеполагания и самоопределения, идеализационная  и речевая способности.

Работа с текстом, поиск информации  и понимание прочитанного- важно и постясь работы школьника на уроке химии и при выполнении домашнего задания   Учащиеся приобретают навыки работы с содержащейся в текстах информации в процессе чтения  соответствующих возрасту литературных, учебных и научно-познавательных. Школьники учатся осознано читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, формирования собственного знания   Учащиеся овладевают навыками чтения информации,   представленной в наглядно-символической форме, приобретают опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

В рамках компетентностного подхода школьники учатся давать оценочные  суждения и высказывать свою точку зрения  о прочитанном тексте.Они оценивают содержание, языковые особенности  и структуру текста, определяют место  и роль иллюстративного ряда. На основе имеющихся  знаний  и жизненного опыта  подвергают  сомнению достоверность  прочитанного, обнаруживают  недостоверность  получаемых сведений, пробелы в информации, находят пути восполнения этих пробелов.   Школьники учувствуют в  учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Они сопоставляют различные точки зрения. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявляют достоверную информацию.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Маслова Н.В. Ноосферное образование. М.: Новости, 2002.

2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003.

3. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.

4. Буссенар Л. «Похитители бриллиантов»

5. Верн Ж. «Таинственный остров»

6. Конан Дойл А. «Собака Баскервилей»

7. Кузнецов Ю. Тайна Чёрного моря

8. Лермонтов М.Ю. Сб. произведений, М. 1989г.

9. Ломоносов М.В. Сб. произведений, М. 1996г.

10. Чивилихин А. Читая Менделеева, 1981г.

11.А.П. Казанцев «Пылающий остров»

12 А.С. Пушкина  «Евгений Онегин»

13. Журналы «Химия и жизнь», 2004-2006гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Уровни самооценки

 

1 уровень - "обладаю" - испытываю интерес к учебной деятельности, моральное удовлетворение от самого процесса получения знаний; 


2 уровень 
-"скорее обладаю, чем не обладаю" - испытываю интерес к учебной деятельности, но зачастую не испытываю эмоционального удовлетворения от процесса получения знаний; 

 

3уровень - "скорее не обладаю, чем обладаю" - не всегда испытываю интерес к процессу получения знаний, чаще привлекает конечный результат - получение хорошей отметки; 

 

4 уровень -"не обладаю" - плохо представляю, есть ли у меня интерес к познанию, т.к. редко выполняю умственную работу с удовольствием; 


5 уровень 
-"затрудняюсь ответить" - у меня нет интереса к познанию, я учусь, потому что заставляют родители (боюсь отрицательного отношения к себе учителей и родителей, нет другого выхода и т.п.). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)