Художественная культура Америки: обаяние молодости
Оценка 4.6
Работа в классе +2
docx
история +1
11 кл
19.04.2018
Тема урока: Художественная культура Америки: обаяние молодости
Цель урока: охарактеризовать систему ценностей американской культуры
Задачи урока:
1. Рассказать о выдающихся деятелях американской культуры XX века.
2. Проанализировать тематику и основные художественные приёмы в произведениях американской культуры XX века.
3. Формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения американской культуры XX века.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: учебник по МХК под ред. Рапацкой.конспект
конспект (2).docx
Методическая разработка
урока МХК для учащихся 11-го класса
Тема урока: Художественная культура Америки: обаяние
молодости
Цель урока: охарактеризовать систему ценностей американской
культуры
Задачи урока:
1. Рассказать о выдающихся деятелях американской культуры
XX века.
2. Проанализировать тематику и основные художественные
приёмы в произведениях американской культуры XX века.
3. Формировать умение учащихся адекватно воспринимать и
оценивать произведения американской культуры XX века.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: учебник по МХК под ред. Рапацкой.
Ход урока
Эпиграф урока:
Ни перед кем не заискивая, никому ни в чем не уступать.
Быть не рабом, а властителем жизни.
У. Уитмен.
1. Оргмомент.
2. Актуализация имеющихся знаний (вводная беседа)
Учитель:
Облик художественной культуры США был всегда
противоречивый. Оценка американского искусства была от
полного восприятия до крайне выраженного негатива. Причины
для отрицания американских культурных ценностей были всегда.
Вот как об этом писал основоположник американской поэзии Уолт
Уитмен: « Долг подлинно великого поэта – противодействовать
страшной угрозе, уже нависшей над Америкой. Угроза эта –
сплошная продажность в политике, наша хваленная религия на
самом деле – маска из воска и кружев, а в целом самое противное,
что может появится на земле. Огромное разнородное общество, разжиревшее от денег, товаров, деловых авантюр… Общество,
совершенно лишенное моральной и эстетической основы, которая
важнее денег.
Вопрос классу: что вы можете сказать об обстановке, которая
сложилась на тот момент в Америке?
Учитель: Как вы считаете, какое событие в 20 веке долго не
позволяло взглянуть на культуру Америки?
Ответ: в 20 веке «Холодная война» долгое время не позволяла
взглянуть на культуру Америки.
Учитель: Американское государство, как известно, складывалось
на основе эмигрантов.
С 1860 по 1910 год на Дикий Запад въехало 23 миллиона человек
со всех концов света. Там они искали деньги и личную свободу,
то, чего так не хватало в Европе. Поэтому молодая культура
Америки из чего могла сформироваться?
Ответ: Из национальных традиций народов, ее населяющих
(прежде всего афроамериканцы и англосаксы) и под влиянием
местных условий и крупных сдвигов в жизни страны.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Учитель: 20 век – НТР изменила облик Америки.
Строительство мегаполисов (Нью- Йорк «новый Вавилон»,
«Сталелитейный Питсбург, «автомобильный» Детройт, Чикаго).
Это освободило американцев от духа фермерского
провинциализма. Символом демократии и процветания для
Америки стала статуя Свободы (1886 г.).
Традиционные американские ценности:
Личная свобода
Права человека
Неприкосновенность частной собственности
Культ успеха
Ярко отразились в образах литературы.
В 20 веке литература америки выразилась в ярких именах.
Вспомним, некоторые из них.
Теодор Драйзер.
2 27 августа 1871 года, — 28 декабря 1945
года) — американский писатель и общественный деятель. Его
называют романтиком от натурализма.
Романы
1900 — Сестра Керри
1911 — Дженни Герхардт
1912 — Финансист
1914 — Титан
Сборники рассказов
1918 — Освобождение
1919 — 12 мужчин
1923 — Краски большого города
1927 — Цепи
Автобиографии
1929 — Газетные будни
1931 — Заря
Накануне 2 МВ грандиозный шум вызвал роман Джона
Стейнбека «Гроздья гнева». Действие романа происходит во
времена Великой депрессии. Бедная семья фермеров-
арендаторов, Джоуды, вынуждена покинуть свой дом
в Оклахоме из-за засухи, экономических трудностей и изменений
в принципах ведения сельского хозяйства. В практически
безвыходной ситуации они направляются в Калифорнию вместе с
тысячами других семей «оки», надеясь найти там средства к
существованию.
В 20 годы 20 века заявили о себе «писатели потерянного
поколения»
Потерянное поколение (англ. Lost Generation) — понятие,
возникшее в период между двумя войнами
(Первой и Второй мировой). Оно стало лейтмотивом творчества
таких писателей, как Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Луи-
Фердинанд Селин, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эзра
Паунд, Джон Дос Пассос, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Шервуд
Андерсон, Томас Вулф, Натаниэль Уэст, Джон О'Хара.
3 Потерянное поколение — это молодые люди, призванные на
фронт в возрасте 18 лет, часто ещё не окончившие школу, рано
начавшие убивать. После войны такие люди часто не могли
адаптироваться к мирной жизни, спивались, заканчивали жизнь
самоубийством, некоторые сходили с ума.
Эрнест Миллер 21 июля 1899 года— 2 июля 1961 года) —
американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии
по литературе 1954 года.
Широкое признание Хемингуэй получил благодаря как и своим
романам и многочисленным рассказам — с одной стороны, так и
своей жизни, полной приключений и неожиданностей, — с другой.
Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на
литературу XX века.
Трогический стоицизм – человека перед лицом
целенаправленной злой воли и жестокости – главная тема его
творчества.
Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все
имеет свой смысл. Сенека: свобода - это божество,
которое господствует над всеми вещами и событиями, ничто не
может ее изменить.
Отсюда покорность и стойкое перенесение жизненных невзгод.
Этика стоиков призывала скорее к терпению, чем к надежде
Учитель: Какие темы и проблемы поднимают в своих
произведениях эти американские писатели?
- Нравятся ли вам их произведения?
- Какие из них запомнились? Почему?
- Почему его нередко называют «романтиком от натурализма»?
- Что можете сказать об отличительных особенностях сочинений
Хемингуэя?
Музыкальная культура Америки.
Вторая четверть 20-го века – эпоха высшего расцвета джазовой
культуры. США стали колыбелью этого музыкального жанра, а
новоорлеанский джаз по праву считается золотой классикой.
Изначально джаз возник как синтез блюза и регтайма, а его
главной отличительной особенностью всегда считалась
импровизация исполнения.
Прослушивание регтайма (№1)
4 С окончанием Второй мировой музыкальный мир США буквально
взрывается разнообразием жанров, из которых, прежде всего,
необходимо выделить рок-н-ролл. Среди его прародителей
называют блюз, кантри, фолк, свинг и другие направления.
Вообще название rock and roll
происходит из строчки песни Генри Алена. Что в принципе,
отражает настроении музыки – быстрое, энергичное. Вообще, рок-
н-ролл – уникальное культурное явление.
Прослушивание рок-н-ролла №2
Социальные бурления, характерные для США тех лет, не могли не
повлиять на развитие музыки в Америке. Новые жанры
продолжают появляться, хоть и не так активно, как в 50-е. Более
того, зачастую «новым словом в музыке» оказывался синтез уже
существовавших жанров. Примером может служить фанк,
ставший детищем ритм-н-блюза и диско.
60-е годы прошли под знаменем как раз R&B и соула. Эти жанры
подарили миру действительно блестящих исполнителей: Чабби
Чекер, Сэм Кук, Бил Блэк, Тедди Пендерграсс, Эл Грин, Би Би Кинг
и другие. Ну а в середине 60-х начинает расцветать карьера
Марвина Гея.
Прослушивание Би Би Кинг №3
Что касается рока, то как раз в 60-е и 70-е начинается деление
рока на множество поджанров. Появляются глэм-рок, панк-рок,
психоделик-рок. Необходимо признать, что, несмотря на Боба
Дилана, Брюса Спрингстина, «The Rolling Stones», США уступили
пальму первенства рока Британии, и все благодаря конечно
«The Beatles» и «Led Zeppelin». Тем не менее, рок-н-ролл, уже во
всем его многообразии, играл большую роль для американского
социума, идя рука об руку с движением хиппи.
Прослушивание битлз №4
80-е стали эпохой, по большому счету, всего двух людей: поп-
короля Майкла Джексона и поп-королевы Мадонны. Сложно
представить себе музыкальную культуру Штатов без этих людей.
Безусловно, такие артисты, как Тина Тернер, Уитни Хьюстон,
Джон Бон Джови, Принс заняли свои почетные места в сердцах
слушателей, но до уровня Джексона и Мадонны им было не
дотянуться. Жизнь обоих вписать в рамки статьи невозможно, да
и написано про них достаточно, поэтому обратимся к другим
ярким личностям из мира американской музыки.
Прослушивание Майкла Джексона №5
Стоит остановить более пристальный взгляд на рок сфере. 80-е –
безусловно время хард-рока. Сложно отыскать людей, которые не
5 слышали о таких группах, как «Bon Jovi», «Aerosmith», «ZZ Top»,
«Guns N' Roses», «Metallica».
Прослушивание «Bon Jovi». №6
Нельзя не упомянуть еще три жанра, два из которых были новыми
для американской публики – хип-хоп и электронная музыка, а
третий переживал чуть ли не новое рождение – кантри. Хип-хоп
был прост, как таблица умножения. Это было рождение нового
«черного» жанра, каким когда-то стал джаз. Музыка улиц, гетто
кварталов, бедных афроамериканцев и выходцев из латинской
Америки, музыка узкой социальной направленности вдруг стала
резко набирать обороты и популярность.
Наступили 90-е годы, по характеру развития чем-то
напоминавшие 50-е – множество музыкальных жанров, способных
удовлетворить самого притязательного слушателя. Пытаться
выделить какое-то одно доминирующее направление
бессмысленно. Тут и хип-хоп окончательно становится массовым и
крайне популярным, тут и продолжающаяся эпоха расцвета рока,
особенно панка, тут и сумасшедший успех поп групп, тут и
популяризация электронной музыки…спектр предлагаемых
жанров был крайне велик, а если включить все поджанры,
ответвления и прочее, то список и вовсе станет необозримым.
Флагманом рок-культуры тех лет был, безусловно, панк-рок. «Blink
182», «Green Day», «The Offspring» - эти группы и по сей день
остаются невероятно популярными. Тем не менее,
альтернативный рок, ассоциирующийся прежде всего с группами
«Nirvana» и «The Red Hot Chili Peppers», и гранж-рок («Pearl Jam»),
играл большую роль в музыке США 90-х.
Поп-музыка 90-х – это вообще отдельное культурное явление.
Главным трендом были так называемые бойз-бэнды. Это были
поп-группы, состоявшие из трех и более молодых людей,
отличавшихся привлекательной внешностью и приятными
голосами. Благодаря этому, успех среди женской аудитории в
возрасте от 12 до 30 был ошеломляющим. «Backstreet Boys»,
«*NSYNC», «New Kids on the Block» - популярность этих групп в 90-
е просто зашкаливала. Майкл Джексон продолжал свое
триумфальное пребывание на троне поп-музыки, однако его
постоянно пытались потеснить, что лучше других удалось Бритни
Спирс и великолепным «Spice Girls».
Прослушивание «Spice Girls».
С наступлением 21-го века попытки упорядочить музыкальную
культуру не только Штатов, а вообще всего мира казались все
более бесплодными. Сейчас, уже подводя итоги первого
ушедшего десятилетия, можно с уверенностью сказать, что в
6 мире музыки существует две противоположные тенденции.
Возьмем классические основополагающие жанры: рок, ритм-н-
блюз, рэп. Тенденции современного музыкального мира
заключаются как раз в том, что основа жанра, то есть наиболее
приближенная к истокам направления музыка, начинает все
больше апеллировать к началам, становится более четкой и
поддающейся категоризации. В то же время, границы между
жанрами стерлись окончательно, что характеризуется просто
громадным количеством всевозможных жанров, поджанров,
сочетающих в себе черты нескольких абсолютно разных
направлений, число которых иногда доходит до десяти. Сложно
представить, насколько еще смогут углубиться музыкальные
изыскания, но сказать о главных жанрах нулевых просто
необходимо.
Учитель:
- Нравится ли вам эта музыка?
- В чём видите секрет популярности музыкальных произведений?
ИТОГОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
Учитель: Расскажите о воплощении «американской мечты» в
рассмотренных произведениях
- Какие чувства вызывают у вас герои?
Учитель: В чём вы видите «обаяние молодости» искусства
Америки?
- Как вы воспринимаете Америку?
Домашнее задание:
1. Написать эссе на тему «культура и её влияние на развитие
мировой культуры».
2. Подготовить рассказ о тех мастерах искусства, которых
«открыла» Америка (в том числе и эмигрантах из СССР).
7
Художественная культура Америки: обаяние молодости
Художественная культура Америки: обаяние молодости
Художественная культура Америки: обаяние молодости
Художественная культура Америки: обаяние молодости
Художественная культура Америки: обаяние молодости
Художественная культура Америки: обаяние молодости
Художественная культура Америки: обаяние молодости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.