Художественная литература о казачестве как аспект духовно-нравственного воспитания обучающихся.

  • Лекции
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Художественная литература о казачестве как аспект духовно-нравственного воспитания обучающихся. Важной составляющей жизни любого народа являются его традиции. Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, обычай, установившийся порядок в поведении, быту. Традиции передаются из поколения в поколение. Но казачество как сословие было уничтожено, и многие традиции были утрачены, многие со временем исказились. Поэтому в наших семьях казачьи традиции позабыты, не соблюдаются. Но они нужны для духовного развития подрастающего поколения, для того, чтобы дети помнили свои корни. Казак, не соблюдающий традиций предков, не может считать себя казаком.Читая произведения забайкальских писателей К.Седых «Даурия» и В. Балябина «Забайкальцы», мы увидели впечатляющую панораму жизни забайкальского казачества. В книгах рассказывается о непростой и полной героизма жизни забайкальских казаков.
Иконка файла материала 1222846724.docx
Художественная литература о казачестве как аспект духовно­ нравственного воспитания  обучающихся.           Важной составляющей  жизни любого народа являются его традиции. Традиции   ­   это   то,   что   перешло   от   одного   поколения   к   другому,   что унаследовано   от   предшествующих   поколений,   обычай,   установившийся порядок в поведении, быту. Традиции   передаются   из   поколения   в   поколение.   Но   казачество   как сословие   было   уничтожено,  и   многие   традиции   были   утрачены,  многие   со временем исказились. Поэтому в наших семьях казачьи традиции позабыты, не соблюдаются.   Но   они   нужны   для     духовного   развития   подрастающего поколения,   для   того,   чтобы   дети   помнили   свои   корни.   Казак,     не соблюдающий традиций предков, не может считать себя казаком. Уклад   жизни   казачества   обусловливался   соблюдением   традиций, которые отражали общественные интересы, регулировали поведение людей. С помощью   традиций   создавались   основы   трудового   и   нравственного, умственного,   физического   и   православного   воспитания.   Казачьи   традиции представляли собой основу жизнедеятельности казачьей  семьи.   Для того чтобы строить воспитательную систему школы на культурно­ исторических традициях казачества, мы используем разные источники, в том числе   и   художественную   литературу.   Особое   место   здесь   занимают произведения   местных писателей, которые хорошо знали жизнь казаков,  так как   сами были потомственными казаками. Эти произведения представляют собой   впечатляющую   панораму   жизни   забайкальского   казачества   с   его традициями, обычаями, нравами и бытом. Читая произведения забайкальских писателей К.Седых  «Даурия» и В. Балябина     «Забайкальцы»,   мы   увидели     впечатляющую   панораму   жизни забайкальского казачества. В книгах рассказывается о непростой и полной героизма жизни забайкальских казаков. Трилогия В. Балябина – это не бесстрастный рассказ летописца, это раздумья   о   судьбе   забайкальского   казачества.   К.   Седых   разрушает реакционную легенду об однообразности казачьего сословия. Особенно ярко и убедительно социальные противоречия   внутри казачества раскрываются на истории двух казачьих семей­ Улыбиных   и   Чепаловых.  В   романе   «Даурия» естественно   и   свободно   переплетаются   личные   судьбы   героев   с историческими событиями. Автор даёт широкое полотно жизни забайкальских казаков, их быта, нравов и традиций. Г.Г. Богданов в своих новеллах, повестях  рассказывая о времени своегодетства, сделал экскурс в историю забайкальского казачества, познакомил нас с традициями и обычаями, которые чтят забайкальские казаки.     Так как православие было фундаментом всей  жизни казаков, у них, как и у всех   православных,   с   церковью   были   связаны   все   самые   важные   периоды жизни:   и   рождение,   и   крещение,   и   венчание,   и   погребение.   И   весь хозяйственный год был связан с церковными праздниками. У забайкальских казаков   были   свои   традиции,   свои   почитаемые   чудотворные   иконы,   свои покровители. Самыми   важными   традициями   казаков   были   те,   которые   связаны   с православной верой и христианскими праздниками. Ведь казак без веры ­ не казак. Одним из главных праздников считался войсковой казачий праздник Алексия Божьего человека, который отмечался 17 марта. В   этот   день   обязательно   проходил   парад,   атаман   выступал   с   речью, казаки   показывали   свою   удаль   в   умении   владеть   шашкой,    джигитовке.  А после парада начиналось народное гуляние с играми,   песнями и плясками. Все это очень живо и ярко описывает  В. Балябин в романе «Забайкальцы» Троица – один из больших летних церковных праздников. К нему казаки – землепашцы заканчивали посевную и могли передохнуть перед следующей жаркой порой – сенокосом. Троица – это начало лета красного. Березки   и лисвянки   уже распустились, по еланям и падям поднялась трава. Вот как описывает этот праздник В. Балябин в романе «Забайкальцы»:    «Яркий, солнечный день.   Сегодня праздник троица, и поэтому на улицах многолюдно и весело. В окнах, куда не глянь масса цветов, лиловых букетов багульника, а фасады домов украшены зеленью молодых деревьев. С давних лет бытует в Забайкалье обычай: ради праздника срубать молодые деревья и украшать ими дома. Молодежь на поляне искупали берёзу, бросили в речку венки и начались игры, танцы, хороводы, игра в кошки – мышки».                Когда заканчивался сенокос, и было время до уборки урожая, казаки отмечали   ещё   один   важный   праздник   Успение.   Вот   как   описывает   его   К. Седых в романе «Даурия»: «В Успеньев день в Мунгаловском был престольный праздник. В этот день,   после   обедни   на   сопке   с   часовенкой   служился   молебен,   после   чего начиналось   праздничное   гуляние.   Считалось   зазорным   не   погулять   в   этот праздник, не иметь полного дома гостей». А когда  наступала  холодная  зима,  жизнь,  казалось,  замедлялась.  Все сидели в натопленных избах и без особой надобности не выходили на улицу. Именно   на   эту   пору   приходится   шумный   и   весёлый   праздник   РождествоХристово   со   святками.   К   Рождеству   тоже   готовились   заранее:   постились, исповедались,   причащались.   В   церквях   проходила   служба,   по   избам   – рождественские столы. Кто бы ни зашел – гость! Неделя от Рождества до Крещения называлась святками. Казаки и казачки ездили в гости, а  молодежь устраивала   вечерки   с   песнями,   плясками   и   гаданием   на   суженого.   В пограничных   районах   на   Аргуни   устраивались   бега   «китайских   рысаков против русских иноходцев». Народу на такие состязания собиралось видимо – невидимо с обеих сторон.        Зима на лето поворачивает, солнышко пригревает, наступает еще один важный праздник Масленица.  Маслена отмечалась широко и весело. Вот как описывает этот праздник К. Седых в романе «Даурия»: « Масленую в Мунгаловском праздновали весело. Все три дня с утра и до позднего   вечера   на   чисто   выметенных   улицах   неумолкаемо   шумел   народ. Звонко   наигрывали   на   морозе   гармошки,   скрипели   полозья,   далеко разносились   смех   и   говор.   Ребятишки   в   отцовских   папахах   и   башлыках скакали на необъезженных жеребятах, слетались на площади у церкви «улица на улицу» и яростно рубились вместо шашек таловыми прутьями. Разодетые парни   катали   девок   из   края   в   край   поселка   на   тройках   с   лентами   и колокольцами.           А в последний день масленицы, в прощенное воскресенье, собирались мунгаловцы на обширной луговине, у Драгоценки, посмотреть на лихую осаду снежного   городка,   где   показывали   все   желающие   свою   ловкость   и   удаль. Нелегко было завоевать тот флаг.    Редко кому из нападающих удавалось прорваться к флагу, схватить его. Но ещё   труднее   было   выбраться   с   флагом   обратно     и   отбиться   от   тех,   кто дожидался смельчака за воротами, чтобы отнять у него дорогую добычу. Вот почему   только   немногие   решались   на   это   испокон   веков   заведенное состязание в силе и ловкости, где всё зависело не только от всадника, но и от его коня». Один   из   самых   важных   и   святых   праздников   был   праздник     Пасхи. Семьи     казаков   готовились   к   празднику   с   Вербного   воскресенья.   Вот   как описывает   этот   праздник     Г.   Богданов:   «В   канун   Вербного   воскресенья хозяйки   наводят   ревизию   в   подвалах   и   кладовых.   Как   в   старые   добрые времена будет гулять одна улица и другая, кочуя из дома в дом под переливы гармошки.   Что   есть   в   печи   –   на   столы   мечи.   Хлебосольство   в   крови   у здешнего   люда,   праздник   –   вершина   щедрой   души,   торжество   желудка.   К Пасхе обязательно обновы. Даже солнышко в этот день на восходе как будтоиграло,   птички   весело   щебетали,   люди   из   церкви     возвращались   светлые, радостные. В церкви всю неделю служба, пение, колокола звонят. Всю неделю гости да в гости. Так было издавна заведено, впечатано в сознание и нерушимо будет пребывать, пока не иссякнет память грядущих поколений»         Основой казачьего быта является семья. Поэтому в культуре казачества особое внимание уделяется семейным узам и почтительности к родителям и старшим родственникам. Без разрешения и благословения родителей сын не мог   жениться.   Молодежь   всегда   прислушивалась   к   тому,   что   советуют взрослые.                                                Особое почтение и уважение воспитывалось к старшему поколению: дедушкам и бабушкам. Старость была в  почете   и   уважении:   старый   человек   знает   жизнь,  порядки,  обычаи,  он  – кладезь мудрости. Даже взрослый сын, отец семейства, не мог ослушаться отца.  Семейный союз в казачьем населении пользовался большим уважением. Казачьи семьи были большими. Глава  семейства – старшее по возрасту лицо, либо мужчина, либо женщина. Отец был примером для подражания. Наблюдая за ним, сын строил свои отношения с другими людьми, учился отвечать за свои поступки, быть честным и справедливым, мужественным и милосердным, уважительным к старшим и заботливым к младшим.   Заботой   о   близких   была   наполнена   жизнь   матери­казачки.   Она оставалась главой семьи, когда казак уходил в поход. На ее плечи ложились все   хозяйственные   заботы,  присмотр   за   детьми,  уход   за   стариками.  Она   с раннего   детства   учила   детей   заботиться   о   других,   оказывать   помощь старикам.  Семейное   воспитание   было   источником   нравственности.   Ребенку   с детства прививались представления о правильном и неправильном поведении, воспитывались   чувство   долга   и   совестливость.   Считалось,   что   главными качествами   человека   являются   трудолюбие,   честность,   общительность, радушие и добрый нрав. Без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Так семья казаков, члены   которой   были   связаны   взаимной   помощью   и   ответственностью, выполняла свои обязанности перед казачьей общиной.  Вместе   с   родителями   воспитанием   казака   и   казачки   занимались крёстные ­духовные родители, которые в христианской традиции принимают ответственность   перед   Богом   за   духовное   воспитание   ребенка.   О   выборе крёстных   кровные   родители   заботились   заранее.   Если   в   семье   рождалсямальчик, то на крёстного ложилась основная задача по воспитанию из него казака­воина. А его крёстная мать заботилась о том, чтобы воспитать в казаке уважительное   отношение   к   женщине,   матери   и   хозяйке.   На   крёстного ложилась основная задача обучения мальчика казачьей науке. Так как казаки – это в первую очередь воины, защитники Отечества, то много семейных традиций связано с рождением сына. В семье, если рождался мальчик,   его   сразу   же   величали   казаком.  И   он   с  раннего   детства,  слушая рассказы   дедов   о   войне,   готовился   к   службе   и   морально,   и   физически.  А родители начинали задумываться о снаряжении будущего казака – воина. Вся семья работала, в том числе и дети­ подростки, чтобы купить обмундирование и  коня, если в семье не было подходящего.  Конь – это особая гордость казака. На протяжении  романов К. Седых и В. Балябина   видно, что жизнь казака неразрывно связана с лошадью, казаки относятся   к   коню,   как   к   верному   боевому   товарищу   и   незаменимому помощнику в сельскохозяйственных работах, поэтому в быту у казаков было много традиций, связанных с конем. Многие молодые казаки, чтобы иметь лошадь на военную службу, шли в работники к богатым казакам. Но, когда приходило время выбирать коня, это было радостное событие для всей семьи, семья собиралась на совет, выслушивали мнение старших. Для выбора коня брали с собой знающего, опытного в таких делах казака. Лошадь выбирали,  не торопясь, оценивая все ее достоинства и недостатки.  Когда приводили коня домой, тут тоже был свой обычай.  Об этом подробно написано в романе К. Седых«Даурия».     Конная   подготовка   для   молодых   казаков   было   самым   тяжелым занятием из всех, потому что она требовала большего умения, сноровки и смелости.  Особенно   очень   тяжело   давалась   джигитовка.    Джигитовка­   это разнообразные   упражнения   на   скачущей   лошади.   А   когда   наступали праздники,   то   без   конных   состязаний   они   не   обходились.   Тут   уж   казаки старались показать всю свою удаль. Самые смелые спаривали двух коней и через обоих джигитовали. Не всем это удавалось, но тот, кто справлялся с этим,   считался настоящим   казаком. А чтобы быть настоящим казаком,   с ранних лет в детях воспитывалось упорство, настойчивость, сила духа, отвага. Проанализировав   произведения   и   исследовав   традиции   казачества, можно с уверенностью сказать, что «казак без коня – кругом сирота». Об этом нам рассказывает наш земляк полный георгиевский кавалер   В.Г.Казаков в своей   книге   «Немые   свидетели».   С   особенной   выразительностью   и   с проникновенной   любовью   рассказывает   он   о   своем   коне.   Когда   он   узналпечальное   известие,   что   его   конь   «издох»,   начал   вспоминать   о   своем «четвероногом, преданном, верном друге» позабыв все, что его окружало: «Как будто незаметно, но совместно с Васькой я прослужил Отечеству целых двенадцать лет подряд и теперь я без моего любимого коня, уже ­ не воин! Вместе со смертью Васьки, как бы кончилась моя славная, молодая, боевая жизнь!!!                                Вся жизнь казака связана с традициями и обычаями, которые складывались   веками   и   передавались   из   поколения   в   поколение.   Основой воспитания в казачьих семьях считались веками проверенные заповеди, знание и   соблюдение   которых   было   необходимым   условием   воспитания   казака­ гражданина и патриота. Поэтому возрождая казачество, надо возрождать и настоящие традиции казаков. Ведь казаки – забайкальцы всегда были трудолюбивы, гостеприимны, хлебосольны,   почитали   старших.   У   них   было   особо   развито   чувство товарищества,   не   зря   среди   казаков   бытует   поговорка:   «Сам   погибай,   а товарища   выручай».   Так   они   жили,   детей   растили   и   воспитывали   на   этих традициях. Из   моего   доклада   видно,   что   произведения   потомственных   казаков   могут служить основой для изучения традиций забайкальского казачества,  а значит стать основой   духовно­нравственного воспитания  наших ребят.