Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
doc
07.05.2020
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
худ.эстетическое развитие.doc

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

 

На современном этапе развития государства целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие.

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.

Рисование, как и игра, помогает ребенку осознавать себя и окружающий мир. Образы, которые дети запечатлевают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личностного роста.

Исследователями детского творчества, начиная со второй половины XIX века, не раз отмечалось, что изобразительное искусство ребёнка имеет для него важное значение: как средство самовыражения в определённый период его жизни, как способ проявления творческой активности, как первый шаг на пути знакомства с миром изобразительного искусства и окружающей действительностью, как первый опыт овладения художественной культурой общества. Детский рисунок давно используется как объект познания духовной, психической и умственной жизни ребёнка: для диагностики в детской психологии и физиологии, для изучения восприятия, процесса накопления духовного опыта и усвоения знаний в области гуманитарных наук.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное содержание которой во многом зависит от эстетического воспитания.

В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: эстетическое развитие служит формированию творчески активной личности, способности активного эстетического отношения к произведениям искусства, а так же стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты.

Общеизвестно, что дошкольный возраст – это период активной деятельности и творческой фантазии. Именно поэтому очень важно с самого раннего детства заинтересовать детей, заложить в них творческое начало. В этом отношении большое влияние на развитие творческой личности ребенка оказывает изобразительная деятельность.

Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами, инструментами и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности.

Современные представления о мире все более усложняются, что дает основание, опираясь на исследования Бахтина М., говорить о «полифоничности» современной культуры.

Традиционные виды детской художественной деятельности - рисование, лепка, аппликация и другие - в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития ребенка. Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

С целью развития художественного интереса у детей в современных условиях происходит значительное расширение как в использовании и экспериментировании с различными материалами, так и в применении разнообразных техник, приемов и технологий в изобразительной деятельности. В качестве специфических художественных материалов применимы квилинг (англ. quilling; от quill «птичье перо») бумагокручение, цветные гели, акриловые пасты; в лепке, наряду с глиной и пластилином, нередко применимо использование бумажной массы, муки, соли, репейника, пищевой фольги, теплого воска и т.п. В аппликации – сочетание материалов: бумаги, природных материалов, пластилина; пищевых продуктов: крупы, макаронных изделий, шелухи, яичной скорлупы; окрашенного песка и других материалов. Применение нетрадиционных техник рисования – пальчиками, отпечатки листьев, монотипия, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, солью, кляксография, граттаж.

Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности красок, бумаги, карандаша, пастели, восковых мелков, ткани, листьев и других природных материалов.

 

Исследования Т.С.Комаровой показали, что вопросы техники рисования нельзя рассматривать в отрыве от создания изображения образа, нельзя их сводить к простым или более сложным упражнениям. Для формирования образа педагог создает в образовательной деятельности игровые ситуации, а рисунок и лепка помогают детям развернуть игровые действия.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата.

В процессе изобразительной деятельности необходимо создать благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.


Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства

Традиционные виды детской художественной деятельности - рисование, лепка, аппликация и другие - в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого…

Традиционные виды детской художественной деятельности - рисование, лепка, аппликация и другие - в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого…

Исследования Т.С.Комаровой показали, что вопросы техники рисования нельзя рассматривать в отрыве от создания изображения образа, нельзя их сводить к простым или более сложным упражнениям

Исследования Т.С.Комаровой показали, что вопросы техники рисования нельзя рассматривать в отрыве от создания изображения образа, нельзя их сводить к простым или более сложным упражнениям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020