Система художественно – эстетического развития призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей всю образовательную деятельность, режимные моменты, всю жизнь дошкольника, где каждый вид деятельности имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности дошкольника.
Система работыпо художественно – эстетическому развитиюдетей в группе «Сказка», состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
Обновление
содержания
образования
(выбор
программ и
технологий)
Создание
условий
для
художестенно-
эстетического
развития
(создание
предметно-
пространственной
среды)
Организация
образователь-
ного
процесса
(работа с
детьми и
родителями)
Координация
работы с
другими
учреждениями
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под редакцией Н.Е. ВЕРАКСЫ,
Т.С.КОМАРОВОЙ М.А. ВАСИЛЬЕВОЙ
Работа в группе строится в соответствии с требованиями «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования»
I компонент: Обновление содержания образования
(выбор программ и технологий)
Дополнительной программы:
«Подготовка к школе детей с ЗПР» С.Г. Шевченко
В своей работе используем следующие технологии:
Г.Н. Давыдова. «Пластилинография»
К.К.Утробина, Г.Ф. Утробин. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».
Л.Мешалкина. «Мозаика из яичной скорлупы».
Н.В. Дубровская Н.В. «Цвет творчества»
«Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников». Под ред. С.Е. Вершининой, В.А. Деркунской
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического развития является правильная организация предметно-развивающей среды.
I I компонент: Создание условий для
художественно - эстетического развития (создание
предметно-пространственной среды)
Созданная в группе предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру
искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
групповые и подгрупповые занятия,
праздники,
развлечения,
конкурсы,
недели творчества,
выставки рисунков и поделок,
экскурсии;
создание книг – самоделок
дидактические игры,
и т.д.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно - эстетическое развитие, строится в группе в трех направлениях:
Непосредственно образовательная деятельность;
Совместная деятельность педагогов и детей;
Самостоятельная деятельность детей.
III компонент: Организация образовательного процесса
(работа с детьми и родителями)
Все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами.
Рисование в детском саду это целенаправленное действие, затрагивающим многие аспекты воспитания и образования ребенка. Во первых – помимо уже знакомых карандашей, дети осваивают различные техники рисования в детском саду. С помощью красок ребенок учится передаче формы и цвета предмета. Усложнение техники рисования в детском саду карандашом позволяет более детализировать рисунки, научиться выделять
части предмета.
Музыкальные занятия в группе благотворно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальная деятельность может быть самых разных видов – это помогает учесть возможности каждого ребенка.
ФОЛЬКЛОР
Знакомство детей с народной культурой является первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих духовных ценностей. В нашей группе развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из основных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
, консультации, семинары-практикумы. Мы оформляем папки – ширмы, выпускаем фотогазеты для родителей о проведении культурно- значимых мероприятиях .
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей через родительские собрания и конференции
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования личностной культуры мы установили тесные связи с детской библиотекой.
В результате проделанной работы дети приобрели:
умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;
у них улучшилось восприятие,
обогатился сенсорный опыт;
приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать
их в рисунке;
проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;
откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;
используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.
Художественно - эстетическое воспитание дошкольников не только формирует художественно- эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребёнка, способствует формированию нравственности человека, расширяя его познания об обществе, природе и мире в целом.
В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому развитию в соответствии с федеральными государственными основными стандартами дошкольного образования.
Хочется, чтобы у наших детей пробуждалась вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, вера в то, что он в этот мир пришел творить добро и красоту, приносить людям радость.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.