Художественные идеи
Цель: учить умению определять идею произведения.
Ход занятия
Беседа.
Учитель. Определив тему произведения, можно лишь очень приблизительно ответить на вопрос, про что эта книга.
Темой сказки «Крошечка-Хаврошечка» является изображение жизни семьи, в которую попала сирота Хаврошечка. А дальше важно узнать, как изобразил «героиню» писатель (в данном случае народ). Как он к ней относится, какую мысль хотел донести до читателя, описывая жизнь сироты. Одним словом, хотелось бы выяснить не только, каков предмет повествования, но и какова его идея.
Определить идею произведения – задача гораздо более важная и сложная, нежели назвать его тему.
Итак, идея – мысль о жизненном явлении, о человеке, предмете и т. п., в которой выражено отношение к этим явлениям жизни, представление людей о них.
Изображая людей и жизненные явления, писатель выражает свое отношение к ним и стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя.
Следует иметь в виду, что произведение не исчерпывается одной основной идеей. Наряду с ней писатель выражает в образах и ряд других идей, в той или иной мере связанных с основной идеей произведения, передает свое отношение к различным сторонам жизни, изображенным им.
Давайте посмотрим, какова идея сказки «Крошечка-Хаврошечка».
– Кто такая Крошечка? (Это девочка-сирота, которую на воспитание взяли в чужую семью. Выкормили и работой заморили.)
– Прочитайте отрывок из сказки. (Она и ткет, и прядет, она прибирает, она и за все отвечает. Всю семью обшивала, доброго слова никогда не слыхала.)
– А что же дочери родные делают? (Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть.)
Мы видим, что автор симпатизирует Хаврошечке, сочувствует ей.
Высказываются дети. Сами делают выводы. Называют идею сказки.
Учитель подводит итог: идея этой сказки в победе справедливости, победе добра над злом.
– Помните, когда купец просил яблочка, дочери наперебой хотели угостить его, а веточки только все выше поднимались, так и не смогли сорвать яблочко родные дочери. А когда подошла к яблоньке Хаврошечка – «веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать».
Вот так заканчивается сказка: добро побеждает зло. Это и есть главная идея сказки.
Проверка домашнего задания.
Дети называют произведения, которые они прочитали, определяют тему. Учитель дает возможность высказаться детям, рассказать о прочитанном.
Работа над рассказом. Определение его темы и идеи.
Учитель или дети по цепочке читают рассказ из книги В. Бианки «Рассказы и сказки» (М.: Детская литература, 1967).
БЕШЕНЫЙ БЕЛЬЧОНОК
Мы с сынишкой собрались в лес по грибы. И только свернули тропой с проселочной дороги, навстречу нам из лесу собака Клеопарда, злющая – чистый волк.
Сынишка был впереди меня. Он хотел кинуться назад, ко мне, но я успел крикнуть ему:
– Только не беги! Иди, как шел.
Ускорив шаг, я поравнялся с сынишкой и взял его за руку. Ни ружья, ни палок у нас с собой не было: одни простые корзинки. Обороняться было нечем.
А Клеопарда была уже в нескольких шагах от нас. Или мы ей дорогу должны были уступить, или она нам: тропа была узкая, а по сторонам – грязь.
– Вперед без страха и сомнения! – произнес я как можно веселее, крепко сжимая руку сынишки.
Клеопарда остановилась и молча оскалила зубы. Миг был решительный.
Я еще тверже шагнул – раз, два, три…
Свирепое животное вдруг прыгнуло в сторону и, увязая в глубокой грязи, пошло мимо нас стороной.
– Видишь? А ты хотел бежать.
– Ух, страшно!
– Убегать еще страшней.
Но тут мы дошли до леса и скоро забыли про приключение.
Вчера целый день лил дождь. Грибов было много. Сперва мы брали всякие – и красные, и подберезовики, и маслята… Но глубже в лесу, на гривках под елями и соснами, начались белые. Тут мы на другие грибы и смотреть не стали.
Лес весь сверкал, переливался разноцветными веселыми звездочками, каждый листик, каждая травинка и мшинка блестела, улыбалась капельными глазками – солнце еще только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя. Все кусты и елочки в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными водяными жемчужинами. Мы, конечно, сразу промочили и штаны и рубахи, но все равно становились на колени, раскапывали руками мокрый мох и вытаскивали из-под него маленьких крепышей с темной шапочкой на пузатенькой ножке – настоящих боровичков. Потом спешили дальше – искать новое гнездо грибов.
Мы так увлеклись, что и не заметили, как забрались глубоко в лес и очутились на опушке небольшой поляны.
– Стой! – шепотом вдруг сказал сынишка и схватил меня за руку.
– Смотри: бельчонок!
Правда: на другой стороне поляны на ветках сосны прыгала молодая белочка с тоненьким еще хвостиком. Бельчонок спускался с ветки на ветку. Исчез на минутку из глаз и вдруг, смотрим, скачет по земле к березе. Близко к нам от той опушки стоял куст, и еще ближе – одинокая береза. И рядом с березой открыто рос малоголовый гриб на высокой белой ножке – обабок.
– А! – сказал я тоже шепотом и потянул сынишку за росшие рядом елочки, чтобы не спугнуть бельчонка. – Знаешь, бельчонку, наверно, ужасно хочется попробовать этот гриб, а на землю спуститься страшно: вдруг кто-нибудь увидит и схватит.
– Ага! – согласился сынишка. – Наверно, он очень голодный.
Бельчонок уже прыгал к обабку по земле, смешно подкидывая задом.
От опушки до березы было верных шагов пятнадцать. Моих человеческих шагов пятнадцать, а беличьих мелких скачков по земле – не меньше как полсотни.
И вот только бельчонок подскакал к березе, не успел еще и коснуться гриба, – вдруг сбоку из травы откуда ни возьмись – лисица! И на него. Мы так и ахнули.
Но бельчонок вовремя заметил опасность, повернул – и в два скачка очутился на березе.
Он мигом взвился по стволу и притаился под самой макушкой. Весь сжался от страха в комочек.
Лисица осталась с носом.
Сынишка хотел захлопать в ладоши, но я ему не дал, шепнул:
– Подожди. Это еще не все. Лисица, я вижу, пожилая, опытная. Она так этого дела не оставит.
Я потому так думал, что лисица сразу, как бельчонок махнул от нее на дерево, осадила всеми четырьмя лапами, стала и потом с самым равнодушным видом повернула прочь от березы – к опушке. Даже не взглянула вверх, на дерево. Будто ее совсем и не интересовал никогда бельчонок, не за ним она кинулась, а так просто.
А у самой глаза блестят, рот до ушей. Мне тут и почудилась какая-то хитрость с ее стороны.
Смотрим, правда, не дошла лисица до опушки, вдруг – шмыг за куст, который между березой той и опушкой стоял. И нет ее.
– Ишь, хитрюга! – шепчет сынишка. – В засаду села. Как же теперь бельчонок домой в лес попадет? Ведь ему мимо этого куста бежать.
– Вот в том-то и дело, – шепчу я. – Не миновать ему лисьих зубов… Но… Тс-с!.. Смотри, он что-то придумал.
Чуть заметный среди листвы на белой ветке березы рыжий комочек зашевелился, развернулся – и опять превратился в бельчонка. Вытянув шею и повертывая голову во все стороны, бельчонок долго осматривался. Но, верно, оттуда, с вершины, ему не было видно лисицы: он осторожно потихоньку стал спускаться с ветки на ветку. Прыгнет – и оглянется. Прыгнет – тянет шейку, заглядывает вниз.
– Ох, глупый, глупый! – шепчет сынишка. – Сейчас ведь прыгнет на землю. Пойдем скорей, прогоним лисицу!
– Подожди, подожди! – шепчу. – Посмотрим, чем кончится.
В первый раз я своими глазами видел, как лисица охотится за белкой.
Бельчонок тихонько спустился уже до половины березы – и тут вдруг замер на ветке. Да вдруг как затрясется на лапках, как закричит, зацокает!
– Увидел, увидел! – шепчет сынишка.
Сомнений быть не могло: белый кончик рыжей трубы – хвоста лисьего – высунулся из куста, и бельчонок его заметил!
«Эх, Лисонька! – подумал я про себя. – рано победу затрубила! Думала, уж вот он – твой бельчонок! Заиграла хвостом, да и выдала себя».
Кончик лисьего хвоста сейчас же опять исчез за кустом.
Но бельчонок никак не мог успокоиться. Он пронзительно громко ругал коварную лисицу уже не знаю какими своими беличьими словами и весь трясся от негодования.
Потом, когда лисий хвост исчез, замолчал. И вдруг, чего-то ужасного испугавшись, винтом взвился по стволу к себе на спасительную вершину. Может быть, вообразил себе, что лисица сейчас прыгнет за ним из-за своего куста – на полдерева.
– Дело затягивается, – шепчу я сынишке. – Но – терпение: лисица, видимо, решила сидеть в засаде хоть до вечера. А бельчонок, конечно, голодный. На березе ему долго не высидеть: там ему ни шишек, ни орехов. Все равно придется слезать.
Прошло несколько минут. Ни лисица, ни белка не подавали никаких признаков жизни. Сынишка уже начал меня за рукав дергать:
– Прогоним лисицу и пойдем грибы собирать.
Но тут бельчонок опять показался из своего прикрытия и прыгнул на одну из тонких верхних веток березы. Это была одна из самых длинных веток дерева, и она, как вытянутая рука, указывала прямо на опушку леса – на ту самую крайнюю сосну, с которой полчаса тому назад спустился бельчонок.
Бельчонок разбежался по ней и, сильно качнув конец ветки, прыгнул.
Бешеный! – шепотом вскрикнул сынишка. – Он…
Сынишка хотел, конечно, сказать, что бельчонок попадет прямо в пасть лисице.
Но не успел договорить: так быстро все кончилось! Бельчонок, разумеется, не рассчитал: допрыгнуть до опушки с березы он не мог. Самой ловкой белке не перелететь такого расстояния по воздуху – не птица же! Просто, видно, бельчонок с отчаянья прыгнул: будь что будет! И он, конечно, кувырнулся, не пролетев и половины расстояния до сосны.
Надо было видеть, как он летел вниз, растопырив все четыре лапки и вытянув тонкий хвостик, – прямо в куст, где сидела лисица, прямо на нее!
Но не успел он долететь, до куста, как лисица…
Думаете, подскочила и на лету схватила его в зубы?
Нет, лисица опрометью выскочила из куста и сломя голову бросилась наутек через пни и кусты.
Громкий смех сынишки – прямо мне в ухо – чуть не оглушил меня.
А бельчонок, упав в куст, не разбился: ветки спружинили, слегка подкинули его легкое тельце и, опять приняв на себя, мягко опустили его на землю. Бельчонок скок-скок-скок! – и на сосну. С сосны на осину, с осины еще на какое-то дерево – и скрылся из глаз в лесу.
Сынишка хохотал до слез. И весь лес, казалось, хохотал с ним – все капельные глазки дождя на листьях, на траве и кустах.
– Бешеный! – твердил сынишка сквозь смех и слезы… – Ну, прямо бешеный!.. Как он лисицу-то! Как она от него!.. И хвост поджала! Вот бешеный бельчонок.
– Ну, – спросил я, – когда он прохохотался, – теперь понимаешь, почему я не дал тебе бежать от Клеопарды?
– Знаю, знаю:
Вывод ясен без картин –
Часто, в битвах не робея,
Побеждает трех один.
Уже не знаю, откуда он взял эти стишки! Он у меня набит стихами и выпаливает ими вдруг, как из пушки.
Веселые мы пришли в тот день из лесу.
Анализ рассказа.
– Вам понравился рассказ В. Бианки? Что вам понравилось в рассказе? (Дети высказывают свое мнение, подтверждая свои мысли строчками текста.)
– О чем этот рассказ? От имени кого автор ведет рассказ? Почему В. Бианки начал рассказ со встречи с Клеопардой? Почему автор несколько раз говорит о том, что это «злющая – чистый волк» собака?
Выслушать всех детей, сделать в ы в о д: автор, подчеркивая, что собака злая, еще более подчеркивает, как психологически трудно было мальчику не «кинуться назад», найти силу воли, не подать вида, что он боится собаку и только таким образом пройти, не свернув с проселочной дороги.
– Видишь? А ты хотел бежать.
– Ух, страшно!
– Убегать еще страшней.
(Так автор воспитывал у сынишки преодоление чувства страха.)
– Давайте определим тему рассказа. (Дети высказывают свое мнение, выслушать следует всех.)
– Правильно, дети, любителям книг о животных хорошо известно имя Виталия Бианки. И в этом рассказе тема о природе, об отношении к ней человека.
– Прочитайте отрывок из рассказа, где писатель описывает лес: «Лес весь сверкал, переливался разноцветными веселыми звездочками, каждый листок, каждая травинка и мшинка блестела, улыбалась капельными глазками – солнце еще только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя. Все кусты и елочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными водяными жемчужинами».
– Так описать лес может только писатель, любящий лес и природу, и, конечно, мастер слова.
– Кого встретили сынишка с отцом?
– Вызвало ли поведение бельчонка ассоциацию встречи сынишки с Клеопардой? (Дети на этот вопрос дают разные ответы, кто-то начинает пересказывать рассказ, другие сразу приходят к выводу об идее этого рассказа. Конечно, учителю следует выслушать всех и сделать вывод.)
– А идея этого рассказа содержится в стишке нашего героя:
Вывод ясен без картин –
Часто, в битвах не робея,
Побеждает трех один.
– Почему же именно это идея рассказа? Как вы думаете?
Дети делают предположения, дискутируя на эту тему. Учитель делает вывод.
– Идеи художественных произведений живут во времени. Они рождаются в определенную эпоху в определенных обстоятельствах, но продолжают жить в совершенно иных эпохах и при совершенно иных обстоятельствах, которых авторы не могут предугадать. Те идеи, которые казались важными современникам, через десятилетия могут отойти на другой план, и, напротив, ранее казавшиеся несущественными моменты освещают идеи автора новым светом.
– Как вы думаете, идея этого рассказа современна в данное время?
– Конечно, ведь каждый человек, воспитывая своего ребенка, хочет, чтобы он стал смелым, храбрым, превозмогающим все трудности в жизни. И В. Бианки в этом рассказе образно показал идею, которая современна во все времена.
Домашнее задание. Найдите повесть Сергея Алексеевича Баруздина «Человеки» и прочитайте главу «Невеселая жизнь кошачья». Определите тему и идею рассказа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.