Художественный текст на уроках русского языка

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как сделать уроки для ребят интересными? Обращение на уроках русского языка к отрывкам из произведений художественной литературы, а именно к поэтическим текстам- одно из средств создания развивающей личность речевой среды. В основе такого урока-интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий его возрастной особенности.
Иконка файла материала doklad hudozesv text.doc
Доклад «Художественный текст на уроках русского языка» учитель русского языка и литературы Арбатская Ирина Алексеевна Не секрет, что у большинства учащихся 7­8­х классов интерес к изучению русского языка пропадает. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе   и   сложностью   материала,   подлежащего   изучению.   Именно   поэтому одной из главных задач является развитие у школьников интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Как   сделать   уроки   для   ребят   интересными?   Чтобы   они   приходили   за знаниями без страха и без боязни, а с ожиданием нового.  Обращение   на   уроках   русского   языка   к   отрывкам   из   произведений художественной   литературы,   а   именно   к   поэтическим   текстам,   одно   из средств создания развивающей личность речевой среды. Путь   к   грамотности   через   текст,  то   есть   через   стихотворение,  это   не только прикосновение с поэзией, не только развитие речи ребенка. Главное, что ученик, выполняя задание, занимается нужной, интересной и осмысленной работой. Подход к ребенку через них основан на положительных эмоциях: ученик не боится сделать ошибку, напротив, даже слабый ученик, услышав знакомые строчки, не просто сможет продолжить их и назвать автора, но и чувствует себя как бы сопричастным к происходящему. И тогда ребенок научится через текст чувствовать и понимать язык, его богатство, тогда становятся неисчерпаемыми возможности к формированию грамотной устной и письменной речи. Урок  родного  языка  должен  стать  в  первую  очередь  уроком  речевого творчества.   В   основе   такого   урока   –   интересный   текст,   способствующийдуховному развитию ученика, соответствующий его возрастной особенности, и  в   то   же   время   содержащий   в   себе  что­то   новое   в  интеллектуальном     и эмоциональном плане. Доступный   детскому   пониманию   язык   стихотворного   текста   помогает детям легче усвоить разделы школьной программы. Примеры Правописание безударных гласных. Любой  урок   начинается   с  усвоения   названия   темы.  Хорошо   помогают запомнить орфограмму «правило в стихах». Если в гласной есть сомненье. Измени ты слово так: Ставь ее под ударенье, И не попадешь впросак. (стена ­ стены) Для закрепления данной орфограммы предлагаются следующие тексты:  Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна… И знакомая страна Вот уж издали видна… Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Задание:  1) Выделить корень в словах.  2) Поставить ударение.  3) Объяснить правописание безударной гласной в корне. Правописание согласных в корне. Объяснительный диктант. Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание. Скрипит мороз. Сердит мороз. И снег, сухой и колкий, И вяз озяб, и дуб замерз. Насквозь продрогли елки. /Т. Волжина/Буквы И, У, А после шипящих. Перед записью темы урока в тетрадь, идет работа по тексту: Добрые слова не много Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!» ­ я кричу. «Добрый день!» ­ кричу я вслед Всем идущим на обед, «Добрый вечер!» ­ так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. /О. Дриз/ Задание: выделите известные вам орфограммы, какая встречается чаще всего? (­чу­, ­ша­, ­ча­). Какое правило вы знаете? А как вы предполагаете, какая сегодня тема урока. Ребята формулируют тему. Непроизносимые согласные. Урок начинается с чтения правила в стихах:  Властный, яростный и праздный… Здесь, мой друг, барьер опасный: Ну, невыносимая ­ непроизносимая, Надо слово изменить, И она ­ как зазвенит: Праздный ­ празден, властный ­ власть Наработался я всласть! Как   вы   думаете,   над   какой   темой   мы   сегодня   будем   работать? Подчеркните   в   стихотворении   строчку,   которая   нам   необходима   для заполнения данной орфограммы. А теперь, применяя это правило, спишем стихотворение, вставляя, где необходимо, непроизносимые согласные: Под ветром ярос…ным На судне парус…ном хочу я плыть И землю неизвес…ную, но очень Интересную хочу открыть И с ветром ярос… ным И с судном парус…ным нам по пути. В   представленных   отрывках   на   слух   определите   слова   с непроизносимыми согласными: Поздняя осень. Грачи улетели.Лес обнажился. Поля опустели. Только не сжата полоска одна, Грустную думу наводит она. *** Три девицы под окном  Пряли поздно вечерком.  *** «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!  Что ты тих, как день ненастный?..» Буквы З u С на конце приставок. После знакомства с орфограммой запись шуточного четверостишия из занимательной грамматики: Перед согласными глухими Быстро сменят З на С. Ты запомни, что приставки Ра­, из­, воз­, низ­, без­, через­ Списать, объяснить правописание приставок на с­:  Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И подснежник синий расцветает, И зовут друг друга журавли. /А.К. Толстой/ Предложения с обращениями. С   пятого   класса   учащиеся   не   только   знакомятся   с   обращением,   с выделением   его   на   письме,   но   и   определяют   распространенное   оно   или нераспространенное. Предлагается рифмованное правило: Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. Отработка   данного   материала   проходит   на   комплексном   анализе предложений:  Сыпь   ты,   черемуха,   снегом.   Серебристая   дорога,   ты   зовешь   меня куда? Я вижу вас, родные степи. Я люблю тебя, Россия. Расцветай, наш край родной.  Расставить знаки препинания, объяснить при каком условии. 6 класс Местоимение (повторение) До объявления темы учащиеся читают следующие отрывки:Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок, Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И обычай твой любя, Найдите местоимения. Как вы догадались тема урока «Местоимение».  И взмолилась: «Жизнь моя! Ты скажи, виновна я? Не губи меня девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя.» Черт ли сладит с бабой гневной Спорить нечего. С царевной Чернавка в лес пошла И в такую даль свела, А царевна догадалась И до смерти испугалась Определите на слух местоимения, укажите ряд местоимений. 7 класс Не с причастиями Использую на уроке стихотворение С.Я. Маршака: Вечно ворчит На служанку хозяйка: ­ Плохо погладила Платье, лентяйка. Окна не вымыты, Пол не натерт, Ложка пропала, Не выпечен торт. Дня не проходит Без новой придирки: Есть ли здесь слова на нашу тему? Выпишите   НЕ   с   причастиями.   Какое   еще   слово   встретилось   на ­ Соус без соли. ­ Крендель без дырки ­ Кот не накормлен ­ Кофе не молото Плохо начищены Бронза и золото. Лопнул стакан, И разбиты две банки, Туго приходится Бедной служанке. правописание с НЕ­? (глагол) Использование   художественных   текстов,   а   именно   стихотворных,     не только помогает вызвать интерес к урокам русского языка. А через интерес приходит понимание грамматического строя языка, умение красиво и логично говорить, писать грамотно.