Как сделать уроки для ребят интересными? Обращение на уроках русского языка к отрывкам из произведений художественной литературы, а именно к поэтическим текстам- одно из средств создания развивающей личность речевой среды. В основе такого урока-интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий его возрастной особенности.
Доклад «Художественный текст на уроках русского языка»
учитель русского языка и литературы
Арбатская Ирина Алексеевна
Не секрет, что у большинства учащихся 78х классов интерес к изучению
русского языка пропадает. Объясняется этот факт многими причинами, в том
числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому
одной из главных задач является развитие у школьников интереса к родному
языку и воспитание потребности изучать его.
Как сделать уроки для ребят интересными? Чтобы они приходили за
знаниями без страха и без боязни, а с ожиданием нового.
Обращение на уроках русского языка к отрывкам из произведений
художественной литературы, а именно к поэтическим текстам, одно из
средств создания развивающей личность речевой среды.
Путь к грамотности через текст, то есть через стихотворение, это не
только прикосновение с поэзией, не только развитие речи ребенка. Главное,
что ученик, выполняя задание, занимается нужной, интересной и осмысленной
работой. Подход к ребенку через них основан на положительных эмоциях:
ученик не боится сделать ошибку, напротив, даже слабый ученик, услышав
знакомые строчки, не просто сможет продолжить их и назвать автора, но и
чувствует себя как бы сопричастным к происходящему.
И тогда ребенок научится через текст чувствовать и понимать язык, его
богатство, тогда становятся неисчерпаемыми возможности к формированию
грамотной устной и письменной речи.
Урок родного языка должен стать в первую очередь уроком речевого
творчества. В основе такого урока – интересный текст, способствующийдуховному развитию ученика, соответствующий его возрастной особенности,
и в то же время содержащий в себе чтото новое в интеллектуальном и
эмоциональном плане.
Доступный детскому пониманию язык стихотворного текста помогает
детям легче усвоить разделы школьной программы.
Примеры
Правописание безударных гласных.
Любой урок начинается с усвоения названия темы. Хорошо помогают
запомнить орфограмму «правило в стихах».
Если в гласной есть сомненье.
Измени ты слово так:
Ставь ее под ударенье,
И не попадешь впросак.
(стена стены)
Для закрепления данной орфограммы предлагаются следующие тексты:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна…
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Задание:
1) Выделить корень в словах.
2) Поставить ударение.
3) Объяснить правописание безударной гласной в корне.
Правописание согласных в корне.
Объяснительный диктант.
Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.
Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег, сухой и колкий,
И вяз озяб, и дуб замерз.
Насквозь продрогли елки.
/Т. Волжина/Буквы И, У, А после шипящих.
Перед записью темы урока в тетрадь, идет работа по тексту:
Добрые слова не много
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» я кричу.
«Добрый день!» кричу я вслед
Всем идущим на обед,
«Добрый вечер!» так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
/О. Дриз/
Задание: выделите известные вам орфограммы, какая встречается чаще
всего? (чу, ша, ча).
Какое правило вы знаете? А как вы предполагаете, какая сегодня тема
урока. Ребята формулируют тему.
Непроизносимые согласные.
Урок начинается с чтения правила в стихах:
Властный, яростный и праздный…
Здесь, мой друг, барьер опасный:
Ну, невыносимая непроизносимая,
Надо слово изменить,
И она как зазвенит:
Праздный празден, властный власть
Наработался я всласть!
Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
Подчеркните в стихотворении строчку, которая нам необходима для
заполнения данной орфограммы.
А теперь, применяя это правило, спишем стихотворение, вставляя, где
необходимо, непроизносимые согласные:
Под ветром ярос…ным
На судне парус…ном хочу я плыть
И землю неизвес…ную, но очень
Интересную хочу открыть
И с ветром ярос… ным
И с судном парус…ным нам по пути.
В представленных отрывках на слух определите слова с
непроизносимыми согласными:
Поздняя осень. Грачи улетели.Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она.
***
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
***
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?..»
Буквы З u С на конце приставок.
После знакомства с орфограммой запись шуточного четверостишия из
занимательной грамматики:
Перед согласными глухими
Быстро сменят З на С.
Ты запомни, что приставки
Ра, из, воз, низ, без, через
Списать, объяснить правописание приставок на с:
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И подснежник синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
/А.К. Толстой/
Предложения с обращениями.
С пятого класса учащиеся не только знакомятся с обращением, с
выделением его на письме, но и определяют распространенное оно или
нераспространенное.
Предлагается рифмованное правило:
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
Отработка данного материала проходит на комплексном анализе
предложений:
Сыпь ты, черемуха, снегом. Серебристая дорога, ты зовешь меня
куда? Я вижу вас, родные степи. Я люблю тебя, Россия. Расцветай, наш
край родной.
Расставить знаки препинания, объяснить при каком условии.
6 класс
Местоимение (повторение)
До объявления темы учащиеся читают следующие отрывки:Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок,
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И обычай твой любя,
Найдите местоимения. Как вы догадались тема урока «Местоимение».
И взмолилась: «Жизнь моя!
Ты скажи, виновна я?
Не губи меня девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.»
Черт ли сладит с бабой гневной
Спорить нечего. С царевной
Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
А царевна догадалась
И до смерти испугалась
Определите на слух местоимения, укажите ряд местоимений.
7 класс
Не с причастиями
Использую на уроке стихотворение С.Я. Маршака:
Вечно ворчит
На служанку хозяйка:
Плохо погладила
Платье, лентяйка.
Окна не вымыты,
Пол не натерт,
Ложка пропала,
Не выпечен торт.
Дня не проходит
Без новой придирки:
Есть ли здесь слова на нашу тему?
Выпишите НЕ с причастиями. Какое еще слово встретилось на
Соус без соли.
Крендель без дырки
Кот не накормлен
Кофе не молото
Плохо начищены
Бронза и золото.
Лопнул стакан,
И разбиты две банки,
Туго приходится
Бедной служанке.
правописание с НЕ? (глагол)
Использование художественных текстов, а именно стихотворных, не
только помогает вызвать интерес к урокам русского языка. А через интерес
приходит понимание грамматического строя языка, умение красиво и логично
говорить, писать грамотно.