"Художники - иллюстраторы В. Васницов и И. Билибин" литературное чтение
Оценка 4.7

"Художники - иллюстраторы В. Васницов и И. Билибин" литературное чтение

Оценка 4.7
docx
20.02.2020
"Художники - иллюстраторы В. Васницов и И. Билибин" литературное чтение
литературное чтение урок Художники иллюстраторы.docx

Тема: Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.

Цели: ознакомить с биографией и творчеством художников - иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; учить детей сравни­вать произведения словесного и изобразительного искусства; обо­гащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться срав­нивать произведения словесного и изобразительного искусства; знать художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина; находить отрывки из текста к иллюстрациям.

 

Оборудование: книги и картины В. Васнецова и И. Билибина, И Кузнецова по теме урока; карточки с текстом речевой разминки, презентация.

Ход     урока

I.Организационный момент

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

II. Актуализация знаний.

1.Опрос д/з

- Кто повадился топтать и мять пшеницу у старика? ( Найдите описание Сивки – Бурки). стр40

-Зачем  братья собирались ехать к царскому двору? (Зачитать)

-Как выглядела Елена Прекрасная? (Зачитать) стр 44

- Кому удалось снять перстень с руки Елены Прекрасной?

2.Введение в тему

Работа по иллюстрациям у доски

- Что вы видите на доске?( иллюстрации)

- Глядя на эти иллюстрации , что вы можете сказать? (они нарисованы к сказкам)

- К каким сказкам? (русским народным , которые мы прочитали на предыдущих уроках)

 Сказка радость нам несёт,

Тот, кто знает тот поймёт,

В сказке очень много смысла,

И любовь там ходит близко.

Сказка – чудная копилка,

Что накопишь , то возьмешь,

А без сказки в этой жизни,

Непременно пропадёшь.

Кто из вас любит рисовать? Что вы любите рисовать? (От­веты детей.)

Как вы думаете, для чего в книге помещаются иллюст­рации?

Определите тему и цели урока.

III.Работа по теме урока

1.Звучит музыка «В гостях у сказки»   

 Бывают крылья у художников,

Портных и железнодорожников,

Но лишь художники открыли,

Как прорастают эти крылья.

А прорастают они так,

Из ничего, из ниоткуда.

Нет объяснения у чуда,

И я на это не мастак.

Учитель: Потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.

Вы согласны со мной, что  все дети любят сказки: любят слушать, как их рассказывают бабушки и мамы, а те, кто умеет читать, читают сами. Читают и рассматривают интересные, красочные картинки - иллюстрации, которые рассказывают о героях книги ничуть не меньше, чем текст самой сказки. А кто же создает эти иллюстрации?

Ну конечно художники, и не просто художники,  а художники - иллюстраторы .
Учитель: Кто же такие иллюстраторы? 

- Это художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут.

 Сегодня мы познакомимся с художниками -  иллюстраторами

(Иваном Яковлевичем Билибиным и Виктором Михайловичем Васнецовым).
Учитель:По рисунку художника-иллюстратора сказки  можно догадаться, даже не прочитав ее, злые герои сказки или добрые, умные или глупые. В сказках всегда много фантазии, юмора, поэтому художник, иллюстрирующий сказку, должен быть, немного
 волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать народное творчество. 
«Изображая фантастическую оболочку сказки», он должен «иметь в виду реальную правду сказки и вести к ней читателя, как это делает сама сказка», — писал художник
 Владимир Конашёвич.

2.Работа по учебнику.

Рассмотрите иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них вам больше всего понрави­лись?

(Учащиеся рассматривают иллюстрации, анализируют их.)

- Вы уже сказали , что «иллюстрация» - это рисунок или любое изображение, поме­щенное в книге.

Их назначение — помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Иллюстрация может быть цветной или черно-белой.

Пролистайте страницы прочитанных сказок. Рассмотрите иллюстрации к ним. Кто их автор?

(Дети просматривают и замечают, что художники-иллюстра­торы — И. Билибин и В. Васнецов.)

- А вы что знаете о художниках-  иллюстраторах  И.Я,Билибине и В.М. Васнецове?

Ответы детей

Откройте с. 35 учебника. Сравните картину В. Васнецо­ва и иллюстрацию И. Билибина. Чем они отличаются? (На картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» более объемное изображение, выделены главные герои, изобра­жение более реалистичное, другой колорит.)

Почему картина Васнецова называется «Иван-царевич на Сером Волке»? Почему слово «серый» написано с за­главной буквы? (Серый Волк для художника не менее важ­ный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что на картине отражен только один эпизод сказки.)

Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду. (Дети находят.)

Какой эпизод изобразил иллюстратор И. Билибин?

Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) получил известность как один из самых оригинальных мастеров графики, создатель особого типа ил­люстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся автором не только рисунков, но и всех декоративных элементов кни­ги — обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.

В 1901—1903 гг. Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна- лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Белая уточка» и др. Известны его работы к «Сказке о царе Сайта не», «Сказке о золотом петушке», «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Одна из особен­ностей иллюстраций Билибина — это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Сказоч­ные герои — добрые и злые, прекрасные и безобразные — волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, не­справедливость.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

В. Васнецов «Аленушка»

Как, по-вашему, выглядит Аленушка, какой она вам представляется.

-В какой момент повествования вы особенно переживали за Аленушку?

-А каким вы представляете облик Аленушки в момент, когда с ней случилась беда?

Художник В. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.

(Учитель показывает картину.)

Рассмотрите внимательно картину.

-Отличается ли ваше представление от представления художника?

-Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Поче­му?

(Это не иллюстрация, это картина, на которой В. Вас­нецов показывает нам как бы обобщенный образ русской де­вушки, выражает свое отношение к ней.)

В. Васнецов «Сивка-Бурка»

-Откройте с. 43 учебника. Вы видите репродукцию картины В. Васнецова «Сивка-Бурка». Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду.

(Дети зачитывают отрывок.)

-Кто изображен на переднем плане картины? {На переднем плане изображен Иванушка на коне, целующий Елену Пре­красную.)

-Что вы видите на заднем плане картины? {На заднем плане изображены народ и дома.)

-Расскажите о людях, на глазах которых произошло чудо. {Они все в изумлении. На их лицах удивление, восхищение. Мо­жет быть, даже зависть.)

-Опишите коня. (Дети рассказывают о коне.)

-Ребята, проследите по сказке, как Иванушка общался со сво­им конем. Как конь обращался к нему? (Ответы детей.)

Виктор Михайлович Васнецов(1848—1926) написал «Аленушку» в 1881 г., пребывая в самом расцвете творческих возможностей, ему уже не была нужна сюжетная основа сказки, чтобы создать узнаваемый об­раз. Ведь на первый взгляд указаний на то, что эта тоскующая девочка- подросток - героиня знаменитой сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, нет. Действительно, прямых отсылок нет. Ни злой ведьмы, ни козленка... Но проникшись сюжетом картины, ее мелкими деталями, гармоничным одушевленным пейзажем, цветовым решением картины, начинаешь понимать и сочувствовать ее героине.

Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые ноги утом­ленной девочки — все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни, которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться.

Такой видел Аленушку Васнецов, и уже невозможно представить ее по-другому, и декорацией для сказки может служить только печальный и таинственный сказочный русский лес, такой, каким увидел его когда-то замечательный русский художник.

- Рефлексия

Подведение итогов урока

Чему учились на уроке?- Что нового узнали?



 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Художники-иллюстраторы В

Тема: Художники-иллюстраторы В

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Пролистайте страницы прочитанных сказок

Пролистайте страницы прочитанных сказок

Кто изображен на переднем плане картины? {На переднем плане изображен

Кто изображен на переднем плане картины? {На переднем плане изображен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020