И. С. ТУРГЕНЕВ.
«АСЯ»
(2 часа)
УРОКИ 49—50
Первая любовь — та же революция...
и что бы там впереди ее ни ждало, —
смерть или новая жизнь, — всему она шлет
свой восторженный привет.
И. С. Тургенев. «Вешние воды»[2]
Цели уроков:
— продолжение знакомства школьников с творчеством И. С. Тургенева;
— повторение и закрепление понятий «повесть», «сюжет», «композиция»,
«реализм», «психологизм»;
— развитие читательских умений учащихся;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное
произведение.
Форма уроков:
синтетические уроки, включающие в себя слово учителя или презентацию,
сообщение учащегося, работу с учебником, фрагментарное чтение произведения,
беседу с классом, пересказ с заменой лица или словесное рисование, творческую
работу.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Слово учителя (желательно с презентацией).
Творчество Ивана Сергеевича Тургенева (1818—1883) оказало большое влияние как
на развитие русского критического реализма, так и на духовное состояние
российского общества второй половины прошлого столетия. В 1840—1850-е годы
Тургенев был самым ярким представителем литературного
течения, проповедовавшего идеи либерально[3]-дворянского
просветительства.
Войдя в общественную и культурную жизнь России, Тургенев сразу заявил о себе
как об откровенном западнике, резко отрицательно относящемся к идеям
славянофильства[4]: он считал
трагедией, а не достоинством отсталость и патриархальность русского быта,
которой так восхищались славянофилы. Уважая историю и культуру своего
народа, любя русский язык, И. С. Тургенев, как и А. С. Пушкин, боялся
революции, мужицкого бунта. Он считал, что любое государство должно
развиваться постепенно и последовательно, а ускорить процесс
развития можно только путем просветительства: просвещением как
таковым; художественной литературой, отражающей современное общество, его
идеалы и пороки; изменением законодательства «просвещенными» монархами.
Уже ранние произведения И. С. Тургенева отразили его
взгляды на социальное устройство России середины XIX века: очерки
из «Записок охотника» (1847—1852)[5] явно проникнуты
антикрепостническими настроениями, высокой оценкой духовных и нравственных
качеств русского крестьянина.
Герои молодого писателя — личности, наделенные яркими индивидуальными чертами
характера, а не безличные носители черт своей среды. При этом все
произведения сборника окутаны каким-то необычайным лиризмом, отличаются
поэтичностью слога, ясной, четкой оценкой изображаемого. В середине
XIX столетия молодого писателя все больше привлекает реальная российская
действительность с ее социальным и классовым многообразием, он стремится как
можно полнее познать все стороны русской жизни: ее быт и нравы, психологию
классов и сословий, психологию отдельных людей, их зависимость от общества и
семьи.
Желание дать широкую и точную картину современной ему России выливается
у Тургенева в ряд повестей 1850-х годов: «Переписка», «Затишье»,
«Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков». Постепенно на передний
план выдвигается главная для И.С.Тургенева проблема духовной и нравственной
жизни человека. «Нужно стараться не только уловлять жизнь во всех ее
проявлениях, — говорил И. С. Тургенев о задачах современной ему литературы, —
но и понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда
выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей
добиваться до типов — и со всем тем всегда оставаться верным правде, не
довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши»[6].
Иными словами, Тургенев последовательно отстаивал принципы реалистического
искусства. Недаром Проспер Мериме утверждал, что на Западе в Иване Тургеневе
видели «одного из вождей реалистической школы» в современной европейской
литературе. Тургеневское стремление «оставаться верным правде» наглядно
проявилось в его творчестве, например в романах «Рудин» (1855), «Дворянское гнездо»
(1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым»
(1867) и «Новь» (1876).
В 1870-е годы Иван Тургенев вновь обращается к народной теме, и у него
появляется ряд произведений, дополняющих «Записки охотника»: «Конец
Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит». К ним примыкают повести «Бригадир»
(1868), «Степной король Лир» (1870), «Пунин и Бабурин» (1874), «Часы»
(1875).
В несвойственной ему манере написал И. С. Тургенев ряд произведений в
1870—1880-е годы, иногда называемых «таинственными повестями», в которых
изобразил различные загадочные явления, иногда происходящие с людьми или
обществом в целом, но, будучи верен себе, нигде о вмешательстве потусторонних
сил в жизнь человека не говорил. Возвращением еще к одной теме — к
теме первой любви — является повесть И. С. Тургенева «Вешние воды» (1871),
как бы продолжающая и дополняющая повести 1850—1860-х годов «Ася» (1857) и
«Первая любовь» (1860). «Рассказывая об единичном случае из ежедневной
жизни, о событии, иногда вовсе незначительном, иногда затрагивающем лишь
узкий круг лиц, писатель ставил в них общественные и нравственные проблемы
большой важности. Он утверждал значимость отдельной личности,
отдельной судьбы, непреходящую ценность каждого мгновения жизни человека в
обществе»[7] (Ю. М. Лотман).
Таким мгновениям, определяющим всю дальнейшую жизнь человека, и посвящены эти
повести. И «Ася», и «Первая любовь», и «Вешние воды» раскрывают
перед нами духовный облик российской интеллигенции середины XIX столетия: рефлектирующий[8], в общем-то
слабовольный, но не признающий этого главный герой, напоминающий «лишних
людей», и смелая девушка, умеющая глубоко чувствовать и не разделять слово и
дело, — типичная «тургеневская девушка». В «Вешних водах» уже нет
философского осмысления самого факта первой любви, как в «Асе», это просто
гимн любви: «Первая любовь — та же революция: однообразно правильный строй
сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на
баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, — и что бы там впереди ее ни ждало,
— смерть или новая жизнь, — всему она шлет свой восторженный привет» (И. С.
Тургенев).
В конце жизни И. С. Тургенев много времени уделял популяризации русской
литературы за рубежом: он знакомил европейскую публику с новинками из России,
заботился о переводе наиболее значительных произведений на английский и
французский языки, сам писал предисловия и примечания для изданий А. С.
Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. В то же время
он неустанно участвовал в отечественном литературном процессе, что дало право
М. Е. Салтыкову-Щедрину сказать после смерти И. С.
Тургенева: «Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества
руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и
Добролюбова»[9].
II. Сообщение учащегося.
Повести И. С. Тургенева 1850-х годов.
Творчество И. С. Тургенева конца 1850-х годов насквозь пронизано мыслью о
трагичности человеческого существования, о мимолетности юных лет, о роковой
несовместимости людей разных поколений, разных психологических возрастов. В
этот период Тургенев пишет ряд повестей с философским подтекстом — «Поездка в
Полесье» (1853—1857), «Фауст» (1856) и «Ася» (1858).
По мнению писателя, жизнь не только определяется общественными отношениями
данного исторического момента, всей совокупностью национального и
общечеловеческого опыта, но и находится в зависимости от неумолимых законов
природы. Здесь же Тургенев утверждал, что законы любви порой жестоки к
конкретному человеку, подвластны року. Наиболее ярко тема трагической любви
раскрыта в повестях «Фауст» и «Ася».
«...Любовь, подобно природе, напоминает человеку о силах, стоящих над ним, и
предостерегает от чрезмерной самоуверенности. Она учит человека готовности к
самоотречению. В повестях о трагическом значении любви и природы зреет мысль
Тургенева о нравственном долге, которая получит социально-историческое
обоснование в романе „Дворянское гнездо“. В погоне за личным счастьем человек
не вправе упускать из виду требований нравственного долга, забвение которого
уводит личность в пучины индивидуализма и навлекает
возмездие в лице законов природы, стоящих на страже мировой гармонии»[10].
В повести «Ася» Тургенев развивает свою мысль о том, что
часто герой невиновен в своем несчастье, так как его погубила своенравная
сила любви. По словам самого Тургенева, он «писал ее очень
горячо, чуть не со слезами»[11]. Повесть заслужила
высокую оценку Н. Г. Чернышевского и Н. А. Некрасова своей правдивостью и
поэтичностью.
Однако критик Николай Гаврилович Чернышевский вступил
в спор с создателем произведения — написал полемическую статью
«Русский человек на rendez-vous». В статье критик пытался
доказать, что в несчастной любви героя-рассказчика повинны не роковые законы
любви, a... он сам. Несостоятельность героя повести, характерное для него
противоречие между словом и делом, нравственным идеалом и полным отсутствием
воли и характера ярко освещены в этой статье Н. Г. Чернышевского. «Тургенев
показал, как в истории несчастливой любви Аси отразились такие явления
русской жизни, какие заслуживали не меньшей критики и обличения, чем „мертвые
души“ всех видов и рангов. Предмет юной любви Аси — человек, душевно рано
одряхлевший. По своей бесхарактерности близкий к Рудину (герою одноименного
романа И. С. Тургенева. — Н.К.), он не обладает его достоинствами, его
духовными качествами. Чернышевский об этом выродившемся „лишнем человеке“
писал: „Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли
об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них. Если
из круга моих наблюдений, из сферы действий, в которой вращаюсь я, исключены
идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу, т. е. исключены
гражданские мотивы, что останется наблюдать мне? в чем останется участвовать
мне? Остается хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими
заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах... Он не привык
понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны были все отношения и дела, к
которым он привык“[12].
Отметив, что „грустное достоинство“ новой повести Тургенева состоит в том,
что „характер героя верен нашему обществу“... он подверг резкой критике
безвольного, отступающего перед трудностями жизни „лишнего человека“ как
типичного выразителя духовно и нравственно оскудевшей дворянской
интеллигенции. Чернышевский показал, что Россия уже ничего не может ждать от либерального дворянского интеллигента, что время
его прошло, что „есть люди лучше его...“»[13].
Литературный критик сделал обобщения социально-политического порядка, а если посмотреть поближе, с житейской точки зрения, то
станет ясно: главного героя повести «Ася» погубила душевная дряблость,
инфантилизм[14], неумение и
нежелание принимать решения, присущие людям его возраста (вспомним: герою на
момент встречи с Асей уже исполнилось 25 лет!). В момент решительного
свидания Н. Н. еще не был готов к признанию, не был готов что-либо изменить в
своей пустой и легкой жизни, не обремененной никакими делами и
обязательствами. И счастье оказалось недостижимым, а жизнь — разбитой.
III. Работа с учебником.
Чтение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев» (с. 347—348).
Работа с вопросами и заданиями 1, 3 на с. 348.
IV. Чтение произведения.
Чтение начала повести И. С. Тургенева «Ася» по учебнику (с. 349—357).
V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Расскажите, что вы узнали о персонажах повести И. С. Тургенева «Ася» из
первых частей произведения.
— Каким вы представляете себе господина Н. Н. в молодости? Опишите его.
— Что вы можете сказать о взрослом герое-рассказчике? Через сколько лет герой
повествует о своей первой любви неизвестному собеседнику?
(«...Лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке З., на
левом берегу Рейна».)
— Как он примерно должен выглядеть? Сколько ему лет?
— О чем повествует герой-рассказчик в экспозиции сюжета повести? Для чего он
говорит о своих бесцельных скитаниях по Европе, о своем хорошем здоровье и
материальном благополучии, о своем неприятии людей и желании затеряться в их
толпе?
— Сделал ли господин Н. Н. какие-либо выводы спустя столько лет?
(«Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему
долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть
хлеб насущный; а придет время — и хлебца напросишься...»)
— Чем в основном занимался молодой путешественник?
(«Меня забавляло наблюдать людей...»)
— Как это его характеризует?
— Как главный герой повести относится к своим соотечественникам за границей?
Что его отталкивает от окружающих, особенно от русских? Зачитайте этот
фрагмент текста.
— Что мы можем сказать о чертах характера героя-рассказчика на основании
зачитанного фрагмента?
(Герой наблюдателен, но высокомерен, даже зол; предполагая в других
«самодовольство и презрение», он сам обуреваем этими же страстями. Желание
подмечать в других недостатки и пороки, обличать их часто присуще людям
умным, но слабым, желающим показать свое нравственное превосходство над
пороками других путем их отрицания и осмеяния. Как правило, далее дело не
идет.)
— Расскажите о первой встрече героев произведения. Что помогло незнакомым
людям найти общий язык?
— Каким видит Гагина герой-рассказчик? Создайте словесный портрет
Гагина.
Портрет в литературе — описание либо создание впечатления от внешнего облика
персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться. В основном
используется в эпическом роде[15].
— Что отметил господин Н. Н. в портрете Аси при первой встрече? На что
обратил внимание?
(Ася совсем не похожа на Гагина.)
— Создайте словесный портрет Аси.
— Какую роль выполняет пейзаж во время первой встречи главных героев
произведения?
(Вечер на Рейне, золотой закат, вид, открывающийся с горы, увитой
виноградниками, — все настраивало на романтическое мировосприятие
окружающего. К тому же вдали играла музыка — вальс, — призывающая любить и
быть счастливым. Пейзаж как бы готовит и героя, и читателя к развитию сюжета
любовного, завязка которого произошла во время встречи Н.Н. с двумя
соотечественниками.)
— Какие атрибуты романтического пейзажа настраивают нас на развитие именно
любовного сюжета?
(Золотой закат. «Старинная стена из булыжника окружала его (город. — Н. К.)
со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились». Одинокий домишко за
городом, среди виноградника. «Лунная дорога» — крик Аси: «Вы в лунный столб
въехали, Вы его разбили!» Лунный пейзаж на спокойной реке и звуки старинного
вальса: «Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего...».)
— Можем ли мы найти в данном описании черты сентиментализма?
(Простая трапеза за городом в маленьком крестьянском домике. Идеализация
сельской жизни, простых чувств и отношений. Подробное описание чувств героя,
возникших то под впечатлением дивного вечера, то от увиденного пейзажа, то от
вкуса, то от запахов, то от звуков. Рефлексия чувств: «...Я отправился домой
через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою
комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных
ожиданий. Я чувствовал себя счастливым... Но отчего я был счастлив? Я ничего
не желал, я ни о чем не думал... Я был счастлив. Чуть смеясь от избытка
приятных и игривых чувств, я нырнул в постель и уже закрыл было глаза, как
вдруг мне пришло на ум, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей
жестокой красавице... „Что же это значит? — спросил я самого себя. — Разве я
не влюблен?“ Но, задав себе этот вопрос, я, кажется, немедленно заснул, как
дитя в колыбели».)
— Расскажите, как дальше развивались события? Что происходило в жизни двух
героев?
— Подумайте и ответьте, в чем внутренне схожи Гагин и господин Н. Н.
(«...Проклятая славянская распущенность берет свое. Пока мечтаешь о работе,
так и паришь орлом; землю, кажется, сдвинул бы с места — а в исполнении
тотчас слабеешь и устаешь» (с. 358 учебника).
О Гагине: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к
сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не
кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но
я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает...»
(с. 362).
«...Я лег на траву и достал книжку; но я двух страниц не прочел. А он только
бумагу измарал; мы все больше рассуждали и, сколько я могу судить, довольно
умно и тонко рассуждали...» (с. 365) и т. п.)
— Опишите Асю во время второй встречи героев. Какими эпитетами награждает
рассказчик девушку? С кем или с чем сравнивает? Почему? Обоснуйте свой ответ,
опираясь на текст.
(«...Самое изменчивое лицо, какое я только видел», «сосредоточенное, почти
печальное выражение», черты лица стали «больше, строже, проще», «дерзкая
усмешка» и др.)
— Чем героиня повести явно выделяется на фоне своих спутников во время
прогулки к «развалине»?
— Как проявляется у героя-рассказчика тоска по Родине? Случайна ли она?
VI. Чтение произведения.
Чтение частей VI—VIII повести И. С. Тургенева «Ася» по учебнику (с. 366—375).
VII. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Что мы узнаем о главной героине повести И. С. Тургенева из этих глав?
— Какие характеристики дает Асе господин Н. Н.?
(«Не походила на барышню», «этот дичок недавно был привит, это вино еще
бродило», «полузагадочное существо».)
— Найдите в тексте главы VIII в рассказе Гагина несобственно-прямую речь. Как
вы думаете, почему именно здесь речь рассказчика плавно перетекает в
авторскую? С чем это связано?
(С. 373 — психологическая характеристика героини, которую трудно было бы
ожидать от простого гвардейского офицера двадцати пяти лет от роду; при этом
скрытая авторская оценка описываемой ситуации.)
Психологизм в литературе (от греч. psyche — душа, logos —
понятие) — глубокое и детальное изображение внутреннего
мира героев: их мыслей, желаний, переживаний, составляющее существенную черту
эстетического мира произведения[16].
— О каких особенностях героини поведал Гагин рассказчику? Можем ли мы
предполагать, исходя из этого, какова будет развязка сюжета? Почему?
Обоснуйте свой ответ.
(«„Лесть и трусость — самые дурные пороки“, — громко промолвила Ася. Словом,
она продолжала идти своей дорогой; только манеры ее стали лучше...»; «...Асе
нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном
ущелье».)
— Какой контраст сразу же бросается в глаза в отношениях между героями?
(Взрослый инфантильный мальчик двадцати пяти лет — естественная и
непосредственная девушка семнадцати лет; взрослый мужчина с неразвитыми чувствами,
детским мировосприятием — юная девушка, готовая к жизни в суровом
мире.)
— Попытайтесь объяснить, как и при помощи чего автор произведения показывает
внутренний мир героев. Приведите примеры из текста.
— Какие признаки реалистического произведения сразу же бросаются в глаза при
первом его прочтении?
(Жизнеподобие изображаемого. Психологизм обрисовки образов. Динамика развития
характера героя-рассказчика: цвел, как растение, ни о чем не задумываясь;
влюбился — произошла в душе эволюция (или: революция, пo-Тургеневу!); пришла
пора выбора — его не сделал, что тоже своего рода выбор.) Реализм (от лат.
realis — вещественный) — один из творческих методов в литературе и искусстве.
Реализм в искусстве — это верность изображения характеров персонажей, их психологии,
психологии их среды, времени и места обитания.
— Объясните, почему повесть названа именем героини, а не именем
героя-рассказчика. Почему у него вообще нет имени?
(Н. Н. — обобщение, традиционное обозначение какого-либо лица, скрывающего
свое настоящее имя. Н. Н. типичен, он представитель своего поколения «лишних
людей»: умных, образованных, стремящихся к какой-либо деятельности, но не
знающих, что делать и как (яркий пример — Гагин).
Не умея найти себе поприще для реализации своих знаний и таланта, они
скитаются либо по России, либо по миру, привыкая ничего не делать, ничего не
решать, ни за что не отвечать. «Умная ненужность», «лишние люди», «эгоисты
поневоле» — разные их имена.
«Лишние люди» — поколения дворянских интеллигентов 1820—1850-х годов,
причем русских дворян, не нашедших себе применения в социально-политической
структуре общества тех лет. Так как они «эгоисты поневоле», они
думают только о себе, своих чувствах и переживаниях, о своем душевном и
материальном комфорте. Другие люди существуют на периферии их чувств и
желаний. Как правило, испытания любовью, сильным чувством они не выдерживают,
ибо любовь — всегда жертва, всегда революция, всегда смена образа жизни. Ася
естественна, как сама природа. И чувства ее естественны и сильны, без каких-либо
нюансов: любить так любить, ненавидеть так ненавидеть, жертвовать так
жертвовать. Из таких ярких и цельных натур получаются сильные жертвенные
матери, жены декабристов и революционерки.
Ася — собирательный образ естественной внешней и внутренней красоты. А
красота всегда имеет имя и при этом всегда нетипична, всегда индивидуальна,
непохожа на другую красоту. Ася — это яркость первого чувства, поворот в
жизни героя, поэтому имя юной героини вынесено в название произведения: если
бы не встретил герой Асю, так и жил бы неосознанно-растительно, вроде бы ища
что-то, но особо никуда и ни к чему не стремясь. Недаром «ненужность», хотя и
умная. Только пройдя проверку сильным чувством, ты понимаешь, на что ты
способен и чего стоишь.)
— Когда происходит кульминация действия в повести «Ася»? Обоснуйте свой
ответ.
(Сцена свидания двух героев в доме фрау Луизы.)
— Какова развязка действия сюжета произведения?
(Герои разъезжаются — счастье навсегда потеряно из-за того, кто должен был
взять на себя ответственность за обоих, — из-за мужчины.)
— Какова композиция повести И. С. Тургенева «Ася»?
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Повесть „Ася“, разделенная на маленькие, в две-три страницы каждая, главки,
лаконично передает эпизоды более или менее случайных встреч молодого человека
с юной девушкой, почти подростком, на поэтических берегах Рейна, в городке,
который попался на пути их странствий. Посвящая нас в скромные события этого
почти не состоявшегося романа, оборванного страхом молодого человека перед
риском, его недоверием к собственному чувству, случайно сорвавшимися с языка
неуместно рассудочными фразами, писатель заставляет ощутить и поэзию летних
вечеров (над описанием природы в этой повести Тургенев работал больше, чем
над некоторыми значительными в сюжетном отношении эпизодами романов), и
свежесть первого молодого чувства, робкого, но самоотверженного и
бескомпромиссного, как революционный порыв, — чувства
Аси, и разочарование старого рассказчика, вспоминающего о совершенной
ошибке»[17].
— Докажите, что произведение И. С. Тургенева — повесть, а не роман. Какие
черты повести здесь налицо?
— Можно ли повесть «Ася» назвать реалистическим произведением? Обоснуйте свой
ответ.
— Какие нравственные уроки можно вынести из прочтения этого произведения?
Совпадают ли они с идеей произведения?
VIII. Творческая работа.
Сочинение классное или домашнее (тема по выбору учащихся):
«Моя жизнь после встречи с Асей»;
«Мы все в ответе за свою любовь»;
«Новый тип героя в русской литературе середины — конца XIX столетия (по
произведениям И. С. Тургенева)».
IX. Домашнее задание.
Для всего класса:
— вопросы и задания на с. 397—398 учебника.
УРОКИ 51—52 Учителю предлагаем продумать самостоятельно уроки обобщающего
типа. Можно воспользоваться разделом данного пособия «8 класс. Поурочное
планирование», с. 381—398.
Следующие уроки: Поэзия родной природы
>>>
Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение,
2009.
|