И.Бунин "Матери"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 08.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала чтение (1).docx

                                                                                                      Ход урока.

 

Предмет

Литературное чтение 2 класс

Авторы учебника

Л.Ф Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова,Л.А.Виноградская,М.В.Бойкина

(Школа России).

Тема урока

И.Бунин « Матери»   (Раздел « Люблю природу русскую»  6 урок.)

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи.

Цель: обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих переживаний.

Задачи: образовательная- познакомить с биографией И.Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.

развивающая - способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.

воспитательная- способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким к маме.

 

                                  Планируемые результаты урока.

Личностные.

Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные.

Умение определять и формулировать тему урока  ; оценивать правильность выполнения действий,  высказывать свое предположение.

Метапредметные

Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; умение высказывать свою версию; оценивать правильность выполнения действий; умение слушать и понимать речь других

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения.

фронтальный опрос ,индивидуальный опрос, работа  в парах

Необходимое оборудование.

Учебник Л.Ф Климановой, В.Г. Горецккого, М.В. Головановой Л.А. и др.

«Литературное чтение»2 класс;

Компьютер, мультимедийный проектор;

Презентация по теме урока ;

Выставка книг И.Бунина и проектов о маме;

Лампадка, фигурка ангела;

 Карточки с пословицами для работы в группах.

 

Межпредметные связи.

музыка, русский язык

Организация пространства.

Фронтальная работа, индивидуальная работа , работа в парах.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 Формирование УУД

I.

Оргмомент.

-Здравствуйте, девочки!

- Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, взрослые!

Здравствуйте! Здравствуйте, все!-

- Здравствуйте! Садитесь. ребята, сегодня у нас необычный урок. Во-первых, у нас на уроке гости. А во-вторых, на уроке чтения мы с вами будем не только читать, но и слушать музыку, петь.

Обещаю, что урок будет интересным, и скучать вам не придётся. Вы готовы к уроку?

-Тогда начинаем.

Проверяют свою готовность к уроку.

Внимательно слушают настрой на урок.

 

 

 

 

-Да!

Личностные УУД

-нравственная этическая ориентация,

-положительный настрой на урок.

II.

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, какое время года у нас идёт?

 

- Как изменилась природа с приходом весны?

 

 

 

 

 

- Давайте прочитаем стихотворение об этом,  которое вы готовили дома.

Весна.

 

Стало тепло, снег тает, птицы прилетают, земля показывается

Познавательные УУД

-умение

 перерабатывать полученную информацию и делать выводы

 

 

III.

 

Проверка домашнего задания.

 

Стихотворение. С Маршак « Снег уже теперь не тот»

Дети читают стихотворение

 

Предметные УУД

 

-умение выразительно читать

 

 

 

 

IV.

Самоопределение к деятельности

Звучит музыка Ф.Шуберта « Аве Мария» (говорю под музыку)

-Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти слайды. Подумайте, что их объединяет?

 

Слайды    № 2-№ 9 (звучит таже музыка)

 

 

( читаю стих)

Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать…

Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное мать!

Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний

Слово «мама»-нет его добрей, ласковей и сокровенней.

 

-Ребята, о ком мы сегодня будем говорить ?

Слайд        №10

 

-Мама!    

Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого  и единственного человека!

Очень нежное и трогательное стихотворение посвятил маме писатель Иван Алексеевич Бунин.

Тема нашего урока Иван Бунин « Матери»

Слайд                 №11

 

 

 

 

На них мы видим женщин с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О маме

Регулятивные УУД

- поиск информации в предложенных источниках, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя

V.

Работа по теме урока

 

 

 

 

 

1.Знакомство с биографией И.А.Бунина

Слайды      №12-14

-И.А.Бунин родился в 1870 году в городе Воронеже в старинной дворянской семье. На этом слайде вы видите портрет писателя

-Вот дом, в котором жил Иван Алексеевич.

На этом слайде вы видите родителей Ивана Алексеевича Бунина.

Отец Алексей Николаевич часто бывал в разъездах,  и воспитанием детей занималась мать Людмила Александровна. Она была нежной, душевной женщиной, старалась создать в доме тёплую атмосферу. Людмила Александровна сама много читала, любила музыку, играла на фортепьяно. Она всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от других детей. Она знала, что он будет « особенным».Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. Когда Бунины переехали из города  в деревню, Ваня был потрясён природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нём в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод из детства Бунин пронёс через всю жизнь, отразив его в стихотворении «Матери», с которым мы сегодня познакомимся

У Ивана Бунина очень много других произведений, за которые он получал престижные премии. На выставке вы видите его книги, которые можете посмотреть и взять почитать.

Дети слушают учителя и

смотрят слайды из презентации

Познавательные УУД

-добывать новые знания, извлекать информацию

 

2.Словарная работа

Слайды         №15-17

Прежде, чем начать работу над стихотворением, поработаем с некоторыми словами.

- Кто знает, что здесь изображено?

 

-Лампадка- небольшой сосуд  с фитилём,наполняемый елейным маслом и зажигаемой перед иконой.

-Кого вы здесь видите?

 

 

- Это ангел- хранитель, изображается крылатым юношей. Ангел-хранитель- в религиозном представлении сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец к людям, чтобы сберечь их, т.е. – хранить. У каждого человека есть свой ангел-хранитель.

 

Что такое кроткий голос?

 

 

-Кроткий голос- незлобный, покорный, смирный.

 

- Как понимаете очаровать?

 

 

-Очаровать -это произвести неотразимое впечатление на кого-либо

 

-Что в вашем понятии означает слово сумрак?

 

 

-Сумрак-это полумрак, неполная темнота, при которой ещё можно различать предметы.

 

 

 

 

-Это лампадка

 

 

 

 

- Ангела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушиваются ответы детей

 

 

 

Выслушиваются ответы детей

 

 

 

 

Выслушиваются ответы детей

 

Познавательные УУД

- добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных  формах -иллюстрация, текст

 

3.Первичное восприятие текста

-А сейчас давайте послушаем стихотворение. Его нам прочитает Лиана.

 

 

-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

 

- От имени кого написано стихотворение?

 

- Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением?

 

 

 

-Вам, понравилось, как читала Лиана?

 

- Смогла ли она своим чтением передать нам чувства автора?

 

-Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение?

 

Дети слушают свою одноклассницу.

 

Оно о маме.

 

От имени автора

 

Чувство любви к своей матери

 

 

 

 

 

 

 

Спокойно, тихо, таинственно

Познавательные УУД

-перерабатывать полученную информацию, делать выводы

 

4.Чтение про себя

 

 

Познавательные УУД

-ориентироваться в своей системе знаний

 

5. Чтение хором

-Давайте попробуем очень выразительно прочитать это стихотворение с учётом всех знаков препинания. Будем читать  хором.

 

- Читали вы хорошо. Пора и отдохнуть.

 

Коммуникативные УУД

-умение слушать других

VI.

Физкультминутка

Слайд       № 18

Под музыку выполняют упражнения для глаз

Личностные УУД

-общие правила, снятие мышечного и эмоционального напряжения

 

VII.

Работе по теме урока

 ( продолжение)

 

 

 

 

1.Индивидуальное чтение

 ( «по цепочке» )

 

 

 

 

Читают по четверостишию

Познавательные УУД

-ориентироваться в своей системе знаний

 

 

2. Беседа по содержанию

- Чей же образ находится в центре внимания автора?

 

-Что автору особенно запомнилось у мамы?- докажите словами из текста

 

-А какой у неё голос? Найдите в тексте.

 

- Какой вопрос возник у автора? Найдите из текста.

 

 

- Как вы думаете, почему он называет маму ангелом? Вспомните значение этого слова.

 

 

 

 

 

 

-Ребята, поднимите руки, кто подумал , вспомнил о своей маме, когда читал это стихотворение?

 

- Что вы вспомнили о маме?

 

 

-Да, ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают вам во всём, переживают за вас. Не только Бунин , но и другие поэты посвящали свои стихи матерям.

 

Образ матери

 

Её голос

 

 

Выборочное чтение

Не ты ли ангелом была

 

Мама. как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда  и в горе  в радости

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

Чтение стихов о маме

Познавательные УУД

-перерабатывать

полученную информацию делать выводы

 

Регулятивные УУД

- высказывать свою версию

 

3.Работа над пословицами

- А ещё, ребята, много высказываний, пословиц сочинил народ о маме

-Прочитайте высказывания о маме.

Слайд        №  19

 

-У вас на парте лежат карточки с пословицами. Вам нужно составить пословицы о маме

 

 

-Нет милее дружка, чем родная матушка.

-При солнышке тепло, а при матери добро.

-Птица рада весне, а дитя матери.

 

- Прочитайте, какие пословицы у вас получились.

  Слайд    № 20

 

- Много стихов ,рассказов написано о мамах, но не только в стихах воспета женщина –мать, но и в музыке.

Мама- это человек, который находится с нами с момента нашего рождения. Каждый день, просыпаясь утром, мы видим добрые, светлые глаза и ласковую улыбку мамы. Она для вас самый лучший друг. Давайте споём песенку о маме и вспомним их.

Слайд     № 21

 

 

 

 

 

 

Дети составляют пословицы

 

 

 

 

 

 

Чтение пословиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поют песню о маме

Коммуникатив

ные УУД

- сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

-проявление чувства любви и уважения к маме

VIII.

Рефлексия

-Мама-это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссёры кинофильмы, поэты- стихи, а композиторы-песни.

Это не случайно, потому что, сколько на свете будет жить женщина, столько  и будет существовать мир, ведь женщина –это прежде всего мама и начало жизни.

 

- Я желаю вам, чтобы ваша мама была для вас ангелом всю вашу жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX.

 

Итог урока

Ребята. понравился ли вам наш урок?

 Что вам понравилось?

- Что нового узнали?

 

Вы сегодня  хорошо работали.Хочу отметить некоторых учеников, которые активно работали на уроке….

 

 

И ещё одно моё пожелание

 

Чтоб жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать

 

Ответы детей

Регулятивные УУД

-умение определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем

 

Коммуникативные УУД

-уметь оформлять свои мысли в устной форме

Личностные УУД

Уметь выполнять самооценку

X.

Домашнее задание

-Выучить стихотворение наизусть