Ход урока.
Предмет |
Литературное чтение 2 класс |
Авторы учебника |
Л.Ф Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова,Л.А.Виноградская,М.В.Бойкина (Школа России). |
Тема урока |
И.Бунин « Матери» (Раздел « Люблю природу русскую» 6 урок.) |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Цель, задачи. |
Цель: обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих переживаний. Задачи: образовательная- познакомить с биографией И.Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей. развивающая - способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей. воспитательная- способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким к маме. |
|
Планируемые результаты урока. |
Личностные. |
Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Предметные. |
Умение определять и формулировать тему урока ; оценивать правильность выполнения действий, высказывать свое предположение. |
Метапредметные |
Умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; умение высказывать свою версию; оценивать правильность выполнения действий; умение слушать и понимать речь других |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения. |
фронтальный опрос ,индивидуальный опрос, работа в парах |
Необходимое оборудование. |
Учебник Л.Ф Климановой, В.Г. Горецккого, М.В. Головановой Л.А. и др. «Литературное чтение»2 класс; Компьютер, мультимедийный проектор; Презентация по теме урока ; Выставка книг И.Бунина и проектов о маме; Лампадка, фигурка ангела; Карточки с пословицами для работы в группах.
|
Межпредметные связи. |
музыка, русский язык |
Организация пространства. |
Фронтальная работа, индивидуальная работа , работа в парах. |
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формирование УУД |
I. |
Оргмомент. |
-Здравствуйте, девочки! - Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте! Здравствуйте, все!- - Здравствуйте! Садитесь. ребята, сегодня у нас необычный урок. Во-первых, у нас на уроке гости. А во-вторых, на уроке чтения мы с вами будем не только читать, но и слушать музыку, петь. Обещаю, что урок будет интересным, и скучать вам не придётся. Вы готовы к уроку? -Тогда начинаем. |
Проверяют свою готовность к уроку. Внимательно слушают настрой на урок.
-Да! |
Личностные УУД -нравственная этическая ориентация, -положительный настрой на урок. |
II. |
Актуализация знаний.
|
Ребята, какое время года у нас идёт?
- Как изменилась природа с приходом весны?
- Давайте прочитаем стихотворение об этом, которое вы готовили дома. |
Весна.
Стало тепло, снег тает, птицы прилетают, земля показывается |
Познавательные УУД -умение перерабатывать полученную информацию и делать выводы
|
III.
|
Проверка домашнего задания.
|
Стихотворение. С Маршак « Снег уже теперь не тот» |
Дети читают стихотворение
|
Предметные УУД
-умение выразительно читать
|
IV. |
Самоопределение к деятельности |
Звучит музыка Ф.Шуберта « Аве Мария» (говорю под музыку) -Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти слайды. Подумайте, что их объединяет?
Слайды № 2-№ 9 (звучит таже музыка)
( читаю стих) Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать… Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное мать! Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний Слово «мама»-нет его добрей, ласковей и сокровенней.
-Ребята, о ком мы сегодня будем говорить ? Слайд №10
-Мама! Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека! Очень нежное и трогательное стихотворение посвятил маме писатель Иван Алексеевич Бунин. Тема нашего урока Иван Бунин « Матери» Слайд №11 |
На них мы видим женщин с детьми
О маме |
Регулятивные УУД - поиск информации в предложенных источниках, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя |
V. |
Работа по теме урока |
|
|
|
|
1.Знакомство с биографией И.А.Бунина |
Слайды №12-14 -И.А.Бунин родился в 1870 году в городе Воронеже в старинной дворянской семье. На этом слайде вы видите портрет писателя -Вот дом, в котором жил Иван Алексеевич. На этом слайде вы видите родителей Ивана Алексеевича Бунина. Отец Алексей Николаевич часто бывал в разъездах, и воспитанием детей занималась мать Людмила Александровна. Она была нежной, душевной женщиной, старалась создать в доме тёплую атмосферу. Людмила Александровна сама много читала, любила музыку, играла на фортепьяно. Она всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от других детей. Она знала, что он будет « особенным».Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. Когда Бунины переехали из города в деревню, Ваня был потрясён природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нём в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод из детства Бунин пронёс через всю жизнь, отразив его в стихотворении «Матери», с которым мы сегодня познакомимся У Ивана Бунина очень много других произведений, за которые он получал престижные премии. На выставке вы видите его книги, которые можете посмотреть и взять почитать. |
Дети слушают учителя и смотрят слайды из презентации |
Познавательные УУД -добывать новые знания, извлекать информацию |
|
2.Словарная работа |
Слайды №15-17 Прежде, чем начать работу над стихотворением, поработаем с некоторыми словами. - Кто знает, что здесь изображено?
-Лампадка- небольшой сосуд с фитилём,наполняемый елейным маслом и зажигаемой перед иконой. -Кого вы здесь видите?
- Это ангел- хранитель, изображается крылатым юношей. Ангел-хранитель- в религиозном представлении сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец к людям, чтобы сберечь их, т.е. – хранить. У каждого человека есть свой ангел-хранитель.
Что такое кроткий голос?
-Кроткий голос- незлобный, покорный, смирный.
- Как понимаете очаровать?
-Очаровать -это произвести неотразимое впечатление на кого-либо
-Что в вашем понятии означает слово сумрак?
-Сумрак-это полумрак, неполная темнота, при которой ещё можно различать предметы.
|
-Это лампадка
- Ангела
Выслушиваются ответы детей
Выслушиваются ответы детей
Выслушиваются ответы детей
|
Познавательные УУД - добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах -иллюстрация, текст |
|
3.Первичное восприятие текста |
-А сейчас давайте послушаем стихотворение. Его нам прочитает Лиана.
-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
- От имени кого написано стихотворение?
- Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением?
-Вам, понравилось, как читала Лиана?
- Смогла ли она своим чтением передать нам чувства автора?
-Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение?
|
Дети слушают свою одноклассницу.
Оно о маме.
От имени автора
Чувство любви к своей матери
Спокойно, тихо, таинственно |
Познавательные УУД -перерабатывать полученную информацию, делать выводы |
|
4.Чтение про себя |
|
|
Познавательные УУД -ориентироваться в своей системе знаний |
|
5. Чтение хором |
-Давайте попробуем очень выразительно прочитать это стихотворение с учётом всех знаков препинания. Будем читать хором.
- Читали вы хорошо. Пора и отдохнуть. |
|
Коммуникативные УУД -умение слушать других |
VI. |
Физкультминутка |
Слайд № 18 |
Под музыку выполняют упражнения для глаз |
Личностные УУД -общие правила, снятие мышечного и эмоционального напряжения
|
VII. |
Работе по теме урока ( продолжение) |
|
|
|
|
1.Индивидуальное чтение ( «по цепочке» ) |
|
Читают по четверостишию |
Познавательные УУД -ориентироваться в своей системе знаний
|
|
2. Беседа по содержанию |
- Чей же образ находится в центре внимания автора?
-Что автору особенно запомнилось у мамы?- докажите словами из текста
-А какой у неё голос? Найдите в тексте.
- Какой вопрос возник у автора? Найдите из текста.
- Как вы думаете, почему он называет маму ангелом? Вспомните значение этого слова.
-Ребята, поднимите руки, кто подумал , вспомнил о своей маме, когда читал это стихотворение?
- Что вы вспомнили о маме?
-Да, ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают вам во всём, переживают за вас. Не только Бунин , но и другие поэты посвящали свои стихи матерям.
|
Образ матери
Её голос
Выборочное чтение Не ты ли ангелом была
Мама. как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда и в горе в радости
Ответы детей
Чтение стихов о маме |
Познавательные УУД -перерабатывать полученную информацию делать выводы
Регулятивные УУД - высказывать свою версию |
|
3.Работа над пословицами |
- А ещё, ребята, много высказываний, пословиц сочинил народ о маме -Прочитайте высказывания о маме. Слайд № 19
-У вас на парте лежат карточки с пословицами. Вам нужно составить пословицы о маме
-Нет милее дружка, чем родная матушка. -При солнышке тепло, а при матери добро. -Птица рада весне, а дитя матери.
- Прочитайте, какие пословицы у вас получились. Слайд № 20
- Много стихов ,рассказов написано о мамах, но не только в стихах воспета женщина –мать, но и в музыке. Мама- это человек, который находится с нами с момента нашего рождения. Каждый день, просыпаясь утром, мы видим добрые, светлые глаза и ласковую улыбку мамы. Она для вас самый лучший друг. Давайте споём песенку о маме и вспомним их. Слайд № 21
|
Дети составляют пословицы
Чтение пословиц
Поют песню о маме |
Коммуникатив ные УУД - сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждения
Личностные УУД -проявление чувства любви и уважения к маме |
VIII. |
Рефлексия |
-Мама-это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссёры кинофильмы, поэты- стихи, а композиторы-песни. Это не случайно, потому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина –это прежде всего мама и начало жизни.
- Я желаю вам, чтобы ваша мама была для вас ангелом всю вашу жизнь.
|
|
|
IX.
|
Итог урока |
Ребята. понравился ли вам наш урок? Что вам понравилось? - Что нового узнали?
Вы сегодня хорошо работали.Хочу отметить некоторых учеников, которые активно работали на уроке….
И ещё одно моё пожелание
Чтоб жизнь не жгла вас сквозь года, Чтоб от раскаянья не плакать, Вовек: нигде и никогда Не заставляйте маму плакать
|
Ответы детей |
Регулятивные УУД -умение определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем
Коммуникативные УУД -уметь оформлять свои мысли в устной форме Личностные УУД Уметь выполнять самооценку |
X. |
Домашнее задание |
-Выучить стихотворение наизусть |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.