Идеи великого писателя Алтынсаоина созвучны с идеями современности
Оценка 4.7

Идеи великого писателя Алтынсаоина созвучны с идеями современности

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
английский язык
СCУЗ, ВУЗ
11.09.2021
Идеи великого писателя Алтынсаоина созвучны с идеями современности
В статье представлен современный взгляд на просветительские пе-дагогические идеи Ибрая Алтынсарина через призму современной действительности. Рассматриваются основ¬ные принципы деятельности великого педагога, про¬водится параллель с современными тенденциями образования.
статья Идеи Алтынсарина и современный мир..docx

Гармоничность идей великого педагога с современным миром.

 

Многие известные деятели Казахстана осветили жизненный путь великого учителя. Об Ибрае Алтынсарине написано немало исследований, создан ряд монографических работ, научных статей, посвященных его литературным, социологическим, педагогическим, этическим и этнографическим взглядам. Это работы Т.Тажибаева, М.Ауэзова, А.Ситдыкова, Б.Сулейменова, А.Дербисалина, К.Бейсембиева, А.Эфирова, А.Уразбекова и др. N.A. Nazarbayev said "Ibrai Altynsarin is the first apostle of public education of Kazakhstan".

И.Алтынсарин - яркое явление в культурной и образовательной жизни казахского народа XIX века. Обладая поэтическим даром, совершенным умом и бескорыстной душой он навсегда останется в истории педагогической мысли Казахстана. Жизнь и творчество выдающегося казахского педагога-просветителя, писателя, фольклориста, этнографа не устает поражать благородством и бескорыстным служением своему народу особенно сегодня в наш стремительно меняющийся век. Талантливый поэт и педагог, И.Алтынсарин смог в самые реакционные годы жесточайшей колонизации Казахского края открыть народные школы с обучением на родном языке Тургайской области. Он является автором учебников родного и русского языков для казахских детей. Его глубокая убежденность в необходимости образования казахского народа принесли плоды уже в начале ХХ века. В открытых им школах свое первоначальное образование получили известные представители казахской интеллигенции. Это - Ахмет Байтурсынов, Ахмед Беремжанов, Мыржакып Дулатов, Назипа Кульжанова, Алдияр Абубакиров, Мухамеджан Сералин, Альжан Байгурин, Габдолгали Балгымбаев и многие другие.

Глубина и актуальность педагогиче­ских идей И.Алтынсарина поражают. Оста­новимся на основных принципах деятельно­сти великого педагога и попробуем провести параллели с современными реалиями в таблице:

Педагогические идеи И. Алтынсарина

 

Идеи И. Алтынсарина через призму глобализации образования

Равенство: национальное, социальное и ген­дерное

 

Толерантность

Развитие высоких нравственных качеств учени­ков

Воспитание патриотизма, активной гражданской позиции

Образование для всех слоев населения

Равноправное образование

Воспитание моральных качеств каждого ученика

Гражданственность, патриатизм

Системность, научность образования

Образование на уровне лучших мировых образцов

успех образова­тельного процесса зависит от соблюдения методологии обучения. Весь объём знаний по тому или иному предмету должен подаваться системно и не случайными людьми.

Профессионализм учителей, их лидерские качества 

Отход от схоластических догм, борьба с невеже­ством и фанатизмом, как источниками экстре­мизма

Светское образование, толерантность

 

Взаимосвязь образования и воспитания с об­щей жизнью страны: умение мыслить глобаль­но, быть «человеком мира».

Интеграция, евразийство, глобализм

 

Двуязычие, восприятие культуры другого наро­да через изучение его языка

Билингвизм, полиязычие, поликультур­ность, кросс-культурность

Умение использовать в жизни полученные зна­ния, возможность раскрыть свои таланты и по­зитивно воспринимать процессы цивилизации.

Конкурентоспособность

 

Приобретение профессиональных навыков и умений в рамках образовательного процесса

Профессиональная направленность об­разования, разнопрофильные школы и классы

Обучение с учётом особенностей национальной культуры.

Обучение с использованием региональ­ного и республиканского компонентов

Творческое начало в каждом педагоге

Разработка собственной методической и учебной базы

Неразделимость образования и воспитания

Преемственность в образовании

Забота о появлении и развитии библиотек

Самообразование

 

В 1864 году Ибрай Алтынсарин открыл свою первую школу в Тургае. Именно с этого момента и начнется неустанная педагогическая деятельность казахского просветителя.

Алтынсарин является одним из создателей казахского литературного языка [4, с. 91]. Он перевел произведения многих русских писателей-просветителей, которые ис­пользовались в качестве учебников для русско-казахских школ такие как басни И.А.Крылова, рассказы Л.Н.Толстого, переводы из книг И. Паулсена, В.И. Даля и д.р. как на казахском, так и на русском языках. Великий педагог надеялся, что когда-нибудь произведения мировой классики будут читаться казахским народом в подлиннике. И.Алтынсарин считал что книга должна быть пригодной как для детей школьного возраста, так и для взрослых читателей, но и подобрать для книги такие мате­риалы, которые были бы понятны и доступны именно казахскому читателю, не знакомому ни с жизнью больших городов, ни с рядом особенностей русской и западноевропейской культуры.  Идея создания казахского учебника возникла у инспектора народного образования Тургайской области еще в бытность, когда он работал учителем в начальной школе. Но только в 1879 году Ибрай Алтынсарин сумеет осуществить свою мечту. Три года он работал над созданием первого учебника для казахских детей, куда вошли доступные для детского восприятия рассказы, расширяющие их познания мира. Казахская и русская пресса тех лет отметила превосходный литературный казахский язык, на котором была написана хрестоматия. Хотя книга предназначалась для школ, ее с удовольствием приняли и взрослые читатели, поскольку она в своих рассказах поднимала, прежде всего, насущные проблемы казахского народа. Поэтому «Киргизская хрестоматия» выходила еще несколько раз. С 1889 по 1906 годы она переиздавалась четыре раза, в том числе трижды на арабском алфавите под названием «Мактубат».

С именем Ибрая Алтынсарина связано и образование женщин в Казахстане. В пяти женских училищах, открытых им в 1876 году, обучалось 211 девушек. Решив, что надо расширить сеть народного образования, И.Алтынсарин составляет специальную записку министру Народного просвещения об открытии начальных школ в каждой волости с тем, чтобы заложить основу всеобщего образования в Казахстане. Образование соотечественников стало делом всей его жизни, И.Ал­тынсарин неоднократно высказывал мысль о преждевременности увеличения количества волостных школ, не укомплектовав их перед этим профессиональными кадрами [4, с.93].

Таким образом, в условиях своего времени И.Алтынсарин совершенно на пустом месте закладывал систему казахских школ по при­меру передовых русских, чем способствовал её включению в мировой образовательный процесс.

И.Алтынсарин создает школы для самих учителей. Он понимал, что без воспитания своих собственных национальных педаго­гических кадров образовательная система в казахской степи не будет иметь перспективы развития. Он является основоположником учительской школы (открытой в Троицке, а затем переведенной в Оренбург), которая стала передовым учебным заведением своего вре­мени.

Нужно сказать, что И.Алтынсарин прочувствовал необходимость организации ремесленных училищ и сельскохозяйственных школ для казахских детей. Эти учебные заведения позволяли молодёжи успешно адаптироваться к новым условиям оседлой жизни.  Первые ремесленные и сельскохозяйственные школы - это тоже результат его тонкой дипломатии и сложных переговоров с чиновниками царской службы и представителями султанских семей так называемой «белой кости», ревниво относящейся вообще к образованию простых казахов.

Говоря о жизни и деятельности великого просветителя, нельзя не упомянуть и его окружение. Рядом с ним постоянно находился народный акын Нуржан Наушабай. Ибрай, владея красивым голосом, сам неплохо играл на домбре и был прекрасным импровизатором. Его ученик Габдолгали Балгымбаев вспоминает, что они вместе с Н.Наушабаевым часто проводили вечера в словесных состязаниях на домбре, где слушатели становились свидетелями прекрасных поэтических импровизаций. В его окружение входила вся элита казахского общества. Так, Альмухамед и Тилеймухамед Сейдалины - потомки хана Нуралы. Оба выпускники Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге. Именно А.Сейдалин поможет И.Алтынсарину открыть школу в Иргызе и первый из казахов отправит свою дочь Гульжаухар учиться в его школу. Гульжаухар Сейдалина позднее выйдет замуж за будущего депутата Государственной Думы Ахмеда Беремжанова, а их сын Батырбек Беремжанов в советское время станет известным ученым. Среди учеников Ибрая можно назвать и демократа, поэта и переводчика Асылкожу Курманбаева. Его острые статьи по социальным вопросам часто печатались в газете «Дала уалаятты газетiне». После смерти И.Алтынсарина Асылкожа Курманбаев переезжает в Семиречье, где становится директором школы в Лепсы. Другой его ученик Г.Балкымбаев стал директором Исторического музея в Алматы. И.Алтынсарин скончался 17 июля 1889 году в возрасте 48 лет, оставив после себя огромное педагогическое наследие, а также целую сеть народных школ в Казахстане, открытых в середине XIX века. Перед смертью он завещал свое состояние на открытие в Костанае сельскохозяйственного училища. На его заповеди «Кель, балалар, окылык» выросли многие поколения казахстанских школьников. Казахский поэт и ученый Серикбай Оспанов в своей книге «Алтынсариннің айналасындағы адамдар» приводит такой факт, что в своем письме от 1925 года Алихан Букейханов писал Ахмету Байтурсынову: «Было бы здорово, если бы ты сам написал про Ибрая Алтынсарина. Он же твой духовный Учитель. Поскольку его нет в живых, ты должен продолжить его дело». Этот наказ А.Байтурсынов с успехом осуществил в начале XX века, создав первый казахский букварь и первые учебники для казахских школ.

И.Алтынсарин обладая поэтическим даром, совершенным умом и бескоры­стной душой он навсегда останется в истории педагогической мысли Казахстана. Еще в советские годы память об И.Алтынсарине была увековечена в присвоении его имени одной из улиц Алматы - тогдашней столицы республики и учреждении почетной педагогической медали. Жизнь этого человека, дело его подвижнической деятельности осветит еще не одно поколение своими высокими помыслами.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Джумагулов, К. Т. Ибрай Алтынса­рин и развитие культуры казахского народа[­Текст]/К.Т.Джумагулов. – Алма-Ата, 1984. – 204с.

2.     (http://www.liter.kz/site.php?lan=russian &id=150&pub=14083).

3.     Назарбаев, Н. А. Региональная инте­грация и евразийство: Выступление Прези­дента Республики Казахстан Н. А. Назар­баева, Евразийский университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 2 апреля 2004 года: [Элек­тронный документ].- (http://www.nomad. su/?a=3-200404050029).

4.     Ситдыков, А. С. Педагогические идеи и просветительская деятельность И. Алтынса­рина [Текст]/А.С. Ситдыков. – Алма-Ата: Мек­теп, 1968. – 148с.

 

 

 


 

Гармоничность идей великого педагога с современным миром

Гармоничность идей великого педагога с современным миром

Равенство: национальное, социальное и ген­дерное

Равенство: национальное, социальное и ген­дерное

Умение использовать в жизни полученные зна­ния, возможность раскрыть свои таланты и по­зитивно воспринимать процессы цивилизации

Умение использовать в жизни полученные зна­ния, возможность раскрыть свои таланты и по­зитивно воспринимать процессы цивилизации

Тургайской области еще в бытность, когда он работал учителем в начальной школе

Тургайской области еще в бытность, когда он работал учителем в начальной школе

Нужно сказать, что И.Алтынсарин прочувствовал необходимость организации ремесленных училищ и сельскохозяйственных школ для казахских детей

Нужно сказать, что И.Алтынсарин прочувствовал необходимость организации ремесленных училищ и сельскохозяйственных школ для казахских детей

На его заповеди «Кель, балалар, окылык» выросли многие поколения казахстанских школьников

На его заповеди «Кель, балалар, окылык» выросли многие поколения казахстанских школьников
Скачать файл