Идейное содержание творчества А.П. Чехова
Оценка 4.7

Идейное содержание творчества А.П. Чехова

Оценка 4.7
docx
27.05.2022
Идейное содержание творчества А.П. Чехова
Идейное содержание рассказа.docx

Идейное содержание рассказа «Студент». 

Обратимся к рассказу Чехова «Студент». Рассказ был написан в 1894 году. Из воспоминаний родных и близких писателя известно, что «Студент» был его любимым произведением. В нём нашли отражение некоторые детские впечатления автора, воспитанного в семье, строго соблюдавшей церковные традиции. В то же время рассказ отличают черты, свойственные поздним произведениям Чехова: глубокое духовное содержание, философичность и одновременно ярко выраженный лиризм. 
Большую пользу в плане усвоения богатства русского литературного языка приносит нам анализ церковнославянской лексики: мы находим её главным образом в пересказе Иваном Великопольским евангельской истории о троекратном отречении Петра. Иван пересказывает отрывок из Евангелия от Луки, включая в свою речь отдельные слова на славянском (вечеря, темница, петел). Символическое значение приобретает в чеховском тексте церковнославянское по своему происхождению слово пустыня, а также производные от него: пустынный, пустынно, неоднократно встречающиеся в рассказе («кругом было пустынно», «…такая же пустыня кругом…», «пустынная деревня»). Как известно, слово пустыня имеет в русском языке несколько значений. Первое, наиболее употребительное в современном языке,- засушливая, безводная местность со скудной растительностью или даже отсутствием таковой. Второе ( а точнее, первое-по своему происхождению) значение, менее употребительное в современном языке,- это безлюдная местность. Именно в этом значении употребляется слово пустыня в чеховском рассказе. Это значение слова восходит к текстам Священного Писания, к святоотеческим текстам на церковнославянском языке. Кроме того, слово пустыня метафорически отражает и состояние души человека. О духовной пустыне пишет автор. 
«Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю Страстной Пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой». 
Важно социальное происхождение героя. Он из духовного сословия, причём из беднейшей его части: сын дьячка – церковнослужителя, не имеющего священного сана. Если даже священники и диаконы были в России того времени, как правило, небогатыми людьми, то дьячки жили крайне бедно. Именно такая картина жизни родителей главного героя рисуется в приведённой цитате. Метафорический эпитет «лютая бедность» отражает в размышлениях Ивана не только характерное явление исторической жизни России, но и суровую реальность его собственной юности. 
И неблагоприятная перемена погоды, и мучительный голод наводят Ивана на грустные размышления о российской истории. Здесь важно подчеркнуть, что упоминаемые в размышлениях героя три исторических лица: Рюрик, Иоанн Грозный и Пётр – фигуры символические. С именем легендарного варяжского князя Рюрика историки связывают возникновение Киевской Руси – государства, с которого , собственно, и началась история России. Иоанн Грозный олицетворяет одновременно и величие, и страдания народа в эпоху


 

Идейное содержание рассказа «Студент»

Идейное содержание рассказа «Студент»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2022