Идейное содержание рассказа «Студент».
Обратимся к рассказу Чехова «Студент». Рассказ был написан в 1894 году. Из
воспоминаний родных и близких писателя известно, что «Студент» был его любимым
произведением. В нём нашли отражение некоторые детские впечатления автора,
воспитанного в семье, строго соблюдавшей церковные традиции. В то же время
рассказ отличают черты, свойственные поздним произведениям Чехова: глубокое
духовное содержание, философичность и одновременно ярко выраженный
лиризм.
Большую пользу в плане усвоения богатства русского литературного языка приносит
нам анализ церковнославянской лексики: мы находим её главным образом в
пересказе Иваном Великопольским евангельской истории о троекратном отречении
Петра. Иван пересказывает отрывок из Евангелия от Луки, включая в свою речь
отдельные слова на славянском (вечеря, темница, петел). Символическое значение
приобретает в чеховском тексте церковнославянское по своему происхождению слово
пустыня, а также производные от него: пустынный, пустынно, неоднократно
встречающиеся в рассказе («кругом было пустынно», «…такая же пустыня кругом…»,
«пустынная деревня»). Как известно, слово пустыня имеет в русском языке
несколько значений. Первое, наиболее употребительное в современном языке,-
засушливая, безводная местность со скудной растительностью или даже отсутствием
таковой. Второе ( а точнее, первое-по своему происхождению) значение, менее
употребительное в современном языке,- это безлюдная местность. Именно в этом
значении употребляется слово пустыня в чеховском рассказе. Это значение слова
восходит к текстам Священного Писания, к святоотеческим текстам на
церковнославянском языке. Кроме того, слово пустыня метафорически отражает и
состояние души человека. О духовной пустыне пишет автор.
«Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги
домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы и
разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод
нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние
потёмки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно
мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом
и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной
вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в
сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю
Страстной Пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь,
пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при
Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же
лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска,
такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, - все эти ужасы были, есть и
будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не
хотелось домой».
Важно социальное происхождение героя. Он из духовного сословия, причём из
беднейшей его части: сын дьячка – церковнослужителя, не имеющего священного
сана. Если даже священники и диаконы были в России того времени, как правило,
небогатыми людьми, то дьячки жили крайне бедно. Именно такая картина жизни
родителей главного героя рисуется в приведённой цитате. Метафорический эпитет
«лютая бедность» отражает в размышлениях Ивана не только характерное явление
исторической жизни России, но и суровую реальность его собственной
юности.
И неблагоприятная перемена погоды, и мучительный голод наводят Ивана на
грустные размышления о российской истории. Здесь важно подчеркнуть, что
упоминаемые в размышлениях героя три исторических лица: Рюрик, Иоанн Грозный и
Пётр – фигуры символические. С именем легендарного варяжского князя Рюрика
историки связывают возникновение Киевской Руси – государства, с которого ,
собственно, и началась история России. Иоанн Грозный олицетворяет одновременно
и величие, и страдания народа в эпоху
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.