Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.
Оценка 5

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
5 кл—8 кл
21.01.2017
Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.
Здесь перечислены X сфер, в которых ребенок может прояв¬лять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оцен¬ку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребен¬ку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше сред¬ней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Сумми¬руйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») раздели¬те на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь
diagnosticheskiy_material_dlya_roditeley_i_uchiteley.doc
Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями. 1.       Опросник №1,2,3 (автор Леднева С.А.) 2.       Диагностика сформированности навыков рисования (авторы  Милованова Г.П., Овчинникова О.В.) 3.       Тест­опросник для определения уровня самооценки одаренных  школьников. 4.       Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными  детьми. 5.       Тест, определяющий одаренность и направленность ребенка к какой­то  области деятельности (4,5­7 лет). 6.       Тест­анкета по определению специальной одаренности (А.Хаан, Г.  Кафф). 7.       Проявление и формирование специальных способностей (А. Савенков). 8.       Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. 9.       Методика КОС (коммуникативные и организаторские способности). 10.   Диагностический тест «Способности школьников». 11.   Карта интересов для младших школьников (А. Савенков). 12.   Методика «Интеллектуальный портрет». 13.   Характеристика ученика (А. Савенков). 14.   Анкета для родительского исследования (А. Савенков). 15.   Методика «Карта одаренности». 16.   Методика оценки общей одаренности (А. Савенков). 17.   «Есть ли у Вас музыкальные способности?» (У. Бернард, Д. Леопольд). 18.   «Есть ли у Вас способности к математике?» (У. Бернард, Д. Леопольд). 19.   «Есть ли у Вас способности к пространственному воображению?» (У.  Бернард, Д. Леопольд ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК   ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.) Ниже   перечислены  X  сфер,   в   которых   ребенок   может   проявлять   свои таланты,   и   приведены   их   характеристики.   Дайте   оценку   в   баллах   (по пятибалльной системе) каждой из указанных  характеристик. Если какая­то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Сумми­ руйте   баллы   по   всем   характеристикам   внутри   каждой   «области»  таланта. Общее   количество   набранных   баллов   внутри   одной  области   (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области   их   12)   и   полученное  число   запишите   в   тетрадь.   Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3­4 наивысших показателя,   и,   ориентируясь   на   них,   стремитесь   создавать   условия  для развития способностей. Эта методика проводится на основе  наблюдений  за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой­либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой).   Бывает   и   обратная   картина,   когда  значительно   выше   среднего результаты по всем пунктам. Одного  ребенка   должны  оценивать   несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам. I. Интеллектуальная сфера 1.Высокая познавательная активность, мобильность. 1.Быстрота и точность выполнения умственных операций. 2.Устойчивость внимания. 1.Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 3.Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. 4.Богатство активного словаря. 7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и  следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто  прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины  поступков других людей, мотивы их поведения. 7. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. 8. Развитость творческого мышления и воображения. 9. Владение основными компонентами умения учиться. 11 .Способность   контролировать   собственную   творческую  деятельность, повышенный темп умственного развития. 12. Возможность предвосхищения результата деятельности. II. Сфера академических достижении 1. Богатый   словарный   запас,   использование   сложных   синтаксических структур. 1. Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям. 2. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов. 3. Демонстрация понимания причинно­следственных отношений. 4. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). 5. Читает книги, статьи, научно­популярные издания с опережением своих сверстников на год ­  два. 6. Хорошая   «моторная»   координация,   особенно   между   зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 7. Чтение   научно­популярной   литературы   доставляет   большее удовольствие, чем чтение художественной. 8. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился. Пытается выяснить причины и смысл событий. 10. 10.Уделяет много времени созданию собственных «проектов». 11. Любит   обсуждать   научные   события,   изобретения,   часто задумывается об этом. Ш. Творчество 1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей. 1. Изобретательность в использовании материалов и идей. 3. Склонность к завершенности и точности в занятиях. 3. Задает много вопросов по интересующему его предмету. 4. Любит рисовать. 5. Проявляет тонкое чувство юмора. 6. Не боится быть таким, как все. 7. Склонен к фантазиям, к игре. IV. 1. Может   легко   «построить»   рассказ,   начиная   от   завязки  сюжета   и Литературные сферы кончая разрешением какого­либо конфликта. 1. Придумывает что­то новое и необычное, когда рассказывает о чем­то уже знакомом и известном всем. 2. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 3. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 4. Умеет   передать   эмоциональное   состояние   героев,   их   переживания   и чувства. 5. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события,   о   котором   идет   речь,   и   в   то   же  время   не   упускает   основной сюжетной линии. 1. Любит писать рассказы или статьи. 6. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает  их чувства и настроения. V. Артистическая сфера 1. Легко входит в роль другого персонажа, человека. 1. Интересуется актерской игрой. 2. Меняет   тональность   и   выражения   голоса,   когда   изображает   другого человека. 3. Понимает   и   изображает   конфликтную   ситуацию,   когда имеет возможность разыграть какую­либо драматическую сцену. 4. Передает чувства через мимику, жесты, движения. 5. Стремится   вызывать   эмоциональные   реакции   у   других людей, когда о чем­либо с увлечением рассказывают. 6. С   большой   легкостью   драматизирует,   передает   чувства и эмоциональные переживания. 7. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов,  всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться. Музыкальная сфера VI. 1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. 1. Хорошо поет. 2. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств. 3. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 4. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо. 5. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние. 6. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 7. Хорошо играет на каком­нибудь инструменте. Техническая сфера VII. 1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. 1. Интересуется механизмами и машинами. 1. В   мир   его   увлечений   входит   конструирование   машин,  приборов, моделей поездов, радиоприемников. 2. Может легко чинить испорченные приборы, использовать  старые детали для создания новых поделок, игрушек. 3. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки. 4. Любит рисовать чертежи механизмов. 5. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. Двигательная сфера VIII. 1. Тонкость и точность моторики. 1. Развитая двигательно­моторная координация. 2. Стремится к двигательным занятиям (физкультура). 3. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 1. Постоянно преуспевает в каком­нибудь виде спортивной игры. 4. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.). Сфера художественных достижений IX. 1. Проявляет большой интерес к визуальной информации. 1. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. 3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. 3. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень   серьезным,   когда   видит   хорошую   картину,   слышит   музыку,   видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 4. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении,  описании какого­ либо   события),   составляет   оригинальные   композиции   (из   цветов,   рисунка, камней, марок, открыток и т. д.). 5. Всегда готов использовать какой­либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. 6. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает   к   рисунку   или   лепке   для   того,   чтобы   выразить   свои   чувства   и настроение, 9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве. 9. Интересуется произведениями искусства, созданными  другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах. X. Общение и лидерство 1. Легко приспосабливается к новой ситуации. 2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен. 3. Высокая общительность с окружающими. 4. Стремится к доминированию среди сверстников. 5. Сверстники обращаются за советом. ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ ПО ОЦЕНКЕ КРЕАТИВНОСТИ (ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА) РЕБЕНКА Инструкция. Способ проведения. Шкала   Вильямса   —   опросник   для   родителей   и   учителей   по  оценке креативности   (творческого   начала)   ребенка   —   проводится   индивидуально, время не ограничено. Раздается учителями в школе на дом для родителей тех детей, которых тестировали   по   одной   или   двум   предыдущим   методикам.  Родители   обычно заполняют шкалу в течение 30 минут или быстрее. Учителя могут заполнить шкалу, где им удобно. Для получения  более объективной оценки мы считаем целесообразным,   чтобы   шкалу   заполняли   два­три   педагога   (если   это возможно). В этом случае затем берется средняя оценка нескольких педагогов. Эта шкала состоит из восьми подразделов — показателей, характеризующих поведение   творческих   детей.   По   каждому   показателю  приводится   шесть утверждений, по которым учитель и родители  должны оценить ребенка так, чтобы   наилучшим   образом   охарактеризовать   его.   Выбирая   между   ответами «часто», «иногда» и «редко», следует пометить знаком X ответ, наиболее верно характеризующий  тип   поведения,   которое   наиболее   часто   демонстрирует ребенок. В конце Шкалы имеется четыре вопроса, на которые нужно ответить, для получения дополнительной информации о ребенке. После заполнения Шкалы ее необходимо вернуть тому, кто запрашивал эту информацию, для дальнейшего подсчета результатов. Лист ответов Опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка ФИО ребенка _________________________________________ Дата опроса: «_________________________» Класс _________ школа____________ возраст___________________ ФИО заполняющего опросник______________________________ Кем является заполняющий опросник по отношению к           года ребенку________________ Как давно заполняющий знает ребенка________________________ Инструкция по заполнению опросника: Обведите   одну   из   букв   на   листе   ответов   справа   от   номера   со­ ответствующего утверждения. Значение выбранной буквы должно лучше всего описывать поведение ребенка. При этом буквы имеют следующие значения: Ч — часто       И — иногда       Р — редко Пожалуйста, ничего не пишите на опроснике, отмечайте свои ответы только на данном листе ответов. Опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка. Раздел I. БЕГЛОСТЬ 1. 2. 3. одной. 4. 5. мысли. 6. Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос. Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну. У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем­то вместо  Ребенок задает много вопросов. Ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои  Ребенок работает быстро и продуктивно. Раздел II. ГИБКОСТЬ Ребенок предлагает несколько способов использования предмета,  Ребенок выражает много мыслей, идей о картине, рассказе, поэме  1. отличающихся от обычного способа. 2. или проблеме. 3. другой объект. 4. возможный другой. 5. 6. Раздел III. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на  Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на  Ребенок выдвигает множество идей и исследует их. Ребенок думает о различных путях решения проблемы. Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет  Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в 1. центральной части, также он предпочитает асимметричные рисунки и  изображения. 2. другие возможные ответы. 3. 4. чего­либо, и ему не нравятся обычные способы. 5. начинает придумывать необычные решения. 6. методы решения проблемы. Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно). Ребенок получает удовольствие от необычных способов выполнения Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые  После того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он  Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок. Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов  Ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким­либо  Раздел IV. РАЗРАБОТАННОСТЬ 1. 2. или решений и предлагает наиболее глубокое значение. 3. образом. 4. людей. 5. добавляет детали, чтобы усовершенствовать их. 6. Ребенок изменяет правила игры. Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он  Ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других Раздел V. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Ребенок спрашивает всех и обо всем. Ребенку нравится изучать устройство механических вещей. Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления. Ребенок любит изучать новые вещи и идеи. Ребенок ищет разные возможности решения задачи. Ребенок изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как  1. 2. 3. 4. 5. 6. можно больше. Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он ни когда не  Ребенок представляет, как другие будут решать проблему,  Ребенок мечтает о различных местах и вещах. Ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался. Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках  Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и  Раздел VI. ВООБРАЖЕНИЕ 1. видел. 2. которую он решает сам. 3. 4. 5. необычно, не так, как другие. 6. событий. Раздел VII. СЛОЖНОСТЬ Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям. Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи. Ребенок любит изучать что­то без посторонней помощи. Ребенку нравятся сложные задания. Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели. Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это  1. 2. 3. 4. 5. 6. кажется необходимым. Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на  Раздел VIII. СКЛОННОСТЬ К РИСКУ 1. реакцию других. 2. их осуществить. 3. 4. влиянию. 5. родители выражают ему свое неодобрение. 6. получится. Ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться  Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов. Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому  Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или  Ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого  Следующие   четыре  вопроса   дадут  Вам   возможность   выразить  свое мнение о ребенке и о программе в школе для творческих детей. Отвечайте кратко, но четко. 1. Вы считаете, что ребенок одаренный или сможет им стать? Объясните почему­ ДА     НЕТ ___________________________________________________________ 2. Вам кажется, что ребенок творческий или он сможет стать  творческим? Если «Да» ­ сообщите кратко,  в чем проявляется его творческость,  если  ДА     НЕТ «Нет» ­ почему? __________________________________________________________________ _____________ 3. Что Вы ожидаете от школьной программы для творческих детей? _____________________ __________________________________________________________________ _____________ 4. Какие изменения вы хотели бы увидеть у ребенка в результате участия в  программе для творческих детей? _________________________________________________________________ Обработка данных Все   восемь   факторов   —   дивергентного   мышления   (4)   и   личностных творческих   характеристик   (4)   модели   Вильямса   включены   в   эту  шкалу   для оценки   родителями   и   учителями.   Для   каждого   фактора  представлены   6 утверждений, для каждого утверждения дается выбор из 3 возможных типов поведения: «часто», «иногда» и «редко». 1. После шкалы из 48 пунктов следует дополнительная страница с  открытыми вопросами, которая заполняется родителями и / или учителями. Подсчет оценки состоит из следующих процедур: Подсчитайте  количество ответов, отмеченных в колонке «часто», и умножьте это число на два  (2). Это ответы с двойным весом, которые получают по два (2) балла каждый. 2. Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «иногда». Эти  ответы получат по одному (1) баллу каждый. 3. Подсчитайте количество ответов в колонке «редко». Эти ответы  получат ноль (0) баллов каждый. 4. Четыре открытых вопроса в конце шкалы получат по одному (1) баллу каждый, если ответ «да» сопровождается аргументами или комментариями. Это   количественный   подсчет   имеющихся  данных.  Оценка  примечаний и комментариев может помочь тем, кто составляет программы для творчески одаренных   учащихся,   с   помощью   ранжирования   частоты   встречаемости одинаковых   или   похожих   комментариев.   Например,   если   наибольшее количество  экспертов  дают такой комментарий: «ребенок творчески одарен потому, что он артистичен», то эта черта (артистический талант) — будет иметь высший ранг для данной группы детей. Подобные   ранги   по   ряду   творческих   проявлений   личности  будут характеризовать   наличие   и   качественную   особенность  творческих   черт различных детей. Число ответов в колонке «часто» х 2 =  Число ответов в колонке «иногда» х 1 =  Число ответов в колонке «редко» х 0 =  Число ответов в «открытых» вопросах, с ответом «да» и комментариями х 1 = Число ответов в «открытых» ответах, с ответом «нет» х 0 = Суммарный балл = сумме баллов в вышестоящих строках. Суммарные   баллы   учеников   можно   проранжировать   от   большего   к меньшему,   начиная   с   наивысшего   балла   100,   т.   к.   100   баллов   —   это максимально возможный суммарный сырой балл. ОПРЕДЕЛЕНИЕ   ИНТЕНСИВНОСТИ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА  (ЮРКЕВИЧ B.C.)  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ 1. Как   часто   ученик   подолгу   занимается   какой­нибудь   умственной работой (час­полтора—для младшего школьника; несколько часов подряд, не отрываясь — для подростков и т.д.)? а.   Часто. б. Иногда. в. Очень редко. 2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сообразительность»? а. «Помучиться», но самому найти ответ. б. Когда как. в. Получить готовый ответ от других. 3. Много ли читает дополнительной литературы? а. Постоянно много. б. Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает. в. Мало или совсем ничего не читает. 4. Насколько эмоционально относится к интересному для  него занятию, связанному с умственной работой? а. Очень эмоционально. б. Когда как. в. Эмоции   ярко   не   выражены   (здесь   надо   учитывать   общую эмоциональность ребенка). 5. Часто ли задает вопросы? а. Часто. б. Иногда. в. Очень редко. Примечание. познавательной   потребности,   «б»   —   об   умеренной, выраженной познавательной потребности.  Ответы   «а»   свидетельствуют   о   сильно   выраженной  «в»   —   о   слабо ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА   (ЮРКЕВИЧ B.C.) 1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии? а. Связаны очень тесно. б. Связаны,   но   мало   сопровождаются   соответствующей   организацией деятельности. в. Никак не связаны. 2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной (а не только научно­популярной) литературой, работает со словарями и т. д.? а. Постоянно. б. Иногда. в. Очень редко. 3. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых  невозможно в один присест, требует кропотливой работы в  течение многих дней и даже месяцев? а. Большинство занятий подчинено этому принципу. б. Ставит такие задачи, но редко выполняет. в. Не ставит долговременных задач. 4. В   какой   мере,   занимаясь   любимым   делом,   может   делать  «черную», неинтересную   для   него   интеллектуальную   работу   (например,   выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)? а. Делает всегда столько, сколько нужно. б. Делает периодически. в. Не любит выполнять неинтересную для него работу. 5. Способен  ли при необходимости  заниматься  продолжительное время интеллектуальной   деятельностью,   жертвуя   развлечениями,   а   иногда   и отдыхом. а. Всегда, когда это нужно. б.Только изредка.        в. Не способен. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ  РЕБЕНКА  (СИЗАНОВ А.Н.) Анкета для родителей С   помощью   этой   анкеты   можно   оценить   степень   одаренности   и талантливости вашего ребенка без связи с какой­либо областью проявления интересов.   Для   этого   приведем   перечень   характеристик   одаренных   и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».  Скорее способный, чем одаренный 1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный. 1. Он с готовностью откликается на все новое. 2. Любит все загадочное и непонятное. 4. Часто нуждается в поддержке старших. 4. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело. Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам. Одаренный 1. Его интересы достаточно стабильны. 1. Его любознательность устойчива. 2. Любит задавать и решать трудные вопросы. 3. Часто не соглашается с мнением взрослых. 4. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает. 5. Начатое дело всегда доводит до конца. 6. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету. 7. Настойчив в достижении поставленной цели. 8. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым  находит общий язык. 10.Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по  интересующим его предметам. 10.Часто бывает эгоистичен. Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам. Яркая одаренность 1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность. 1. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста. 2. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка. 3. Всегда ищет самостоятельные решения. 4. В   спорных   вопросах   опирается   на   собственное   суждение,   не   любит общепризнанных мнений. 5. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях. 6. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым. 7. Хорошо   знает   собственные   возможности,   особенности   характера   и   свое призвание. 9. Одинаково   одарен   в   гуманитарных   и   технических   областях. Положительные   ответы   на   эти   девять   вопросов   дают   серьезные   основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на   вопросы,   определяющие   наличие   у   вашего   ребенка   высокого   творческого потенциала. Дополнительные   признаки   высокого  творческого   потенциала личности ребенка 1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны. 1. Стремление освоить незнакомое дело. 2. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи. 3. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания. 4. Выражена потребность помечтать в одиночестве. 5. Способность длительное время думать над какой­либо идеей, проблемой. 6. Способность   к   абстрагированию,   умению   устанавливать   отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями. 7. Способность к творческому воображению, созданию нового. ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ  ШКОЛЬНИКОВ         (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В  АДАПТАЦИИ Л.В. ПОПОВОЙ).   Эта   шкала   составлена   для   того,   чтобы   педагог   мог   оценить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской   областях.   Каждый   пункт   шкалы   следует   оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы   представляют   относительно   разные   стороны   поведения,   оценки   по разным шкалам не суммируются.  Пожалуйста,   внимательно   прочитайте   каждое   утверждение   и   обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию: 1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики; 2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени; 3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто; 4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время. Шкала I. Познавательные характеристики ученика. Обладает   большим   запасом   информации   по   разнообразным   темам 1. Обладает   необычно   большим   для   этого   возраста   запасом   слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью. 2. (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста) Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию. 3. 4. Легко схватывает причинно­следственные связи; пытается понять «как» и   «почему»;   задает   много   стимулирующих   мысль   вопросов   (в   отличие   от вопросов,   направленных   на   получение   фактов);   хочет   знать,   что   лежит   в основе явлений или действий людей. Шкала II. Мотивационные характеристики.  1. Полностью   уходит»   в   определенные   темы,   проблемы;   настойчиво стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию). 2. 3. 4. направления от педагога. 5. Легко впадает в скуку от обычных заданий. Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью. Предпочитает   работать   самостоятельно;   требует   лишь   минимального Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию. Шкала III. Лидерские характеристики. Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает 1. хорошо. 2. хорошо себя чувствует, когда его просят  показать свою работу классу. 3. одиночестве. 4. деятельностью,  в которой участвует. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит Уверенно   чувствует   себя   как   с   ровесниками,   так   и   со   взрослыми; Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в  Шкала IV. Творческие характеристики. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в Проявляет   большую   любознательность   в   отношении   многого; 1. постоянно задает обо всем вопросы. 2. на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы. 3. дискуссиях, настойчив. Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.  4. 5. Склонность   к   игре   с   идеями;   фантазирует,   придумывает («Интересно,   что   будет,   если…»),   занят   приспособлением,   улучшением   и изменением общественных институтов, предметов и систем. 6. которые не кажутся смешными остальным. 7. иррациональному в себе; эмоционально чувствителен. 8. стороны жизни. 9. интересуется деталями; не боится быть отличным от других. 10. критического изучения. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, Не   подвержен   влиянию   группы;   приемлет   беспорядок;   не Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к Чувствителен  к  прекрасному; обращает  внимание на эстетические Методика «Карта одаренности» Общая характеристика Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от  методики вышеназванных второе тем, что для обработки результатов было  «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях  облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий  сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами.  Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.  Методика рассчитана на выполнение основных функций: • Первая и основная функция ­ диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень  выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой  вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти  полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный  только вашему ребенку «портрет» развития его дарований. • Вторая функция ­ развивающая.                         Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно  рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете  обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить  внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской  одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует  рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик  диагностики детской одаренности. Методика «Карта одаренности» Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно  самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно  изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь  следующей шкалой: (++) ­ если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено,  проявляется часто; (+) ­ свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; (0) ­ оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в  проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (­) ­ более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,  противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем  в первую клетку листа ответов, оценку по второму ­ во вторую и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для  этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте  за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и  дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить  средние показатели, что сделает результаты более объективными. Лист вопросов. 1.  Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. 2.  Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные  решения. 3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету». 4.  В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно  изображает много разных предметов, идей, ситуаций. 5.  Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. 6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. 7. Легко входит в роль какого­либо персонажа, человека, животного и других. 8.  Интересуется механизмами и машинами. 9.  Инициативен в общении со сверстниками. 10.  Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом  объеме движений. 11.  Проявляет большой интерес и исключительные способности к  классификации. 12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. 13.  Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального  заучивания, не тратит много времени на то, то нужно запомнить. 14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину,  слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно  выполненную) вещь. 15.  Чутко реагирует на характер и настроение музыки. 16.  Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая  разрешением какого­либо конфликта. 17.  Интересуется актерской игрой. 18.  Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали  для создания новых поделок, игрушек, приборов. 19.  Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. 20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас. 22.  Изобретателен в выборе и использовании различных предметов  (например, использует в играх не только врушки, но и мебель, предметы быта  и другие средства). 23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники  обычно не знают. 24.  Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков,  камней, марок, открыток и т.д. 25. Хорошо поет. 26.  Рассказывая о чем­то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. 27.  Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого  человека. 28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит  загадочные поломки. 29. Легко общается с детьми и взрослыми. 30.  Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. 31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между  причиной и следствием. 32.  Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие. 33.  Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально  должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. 34. Любит использовать какой­либо новый материал для изготовления  игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой  площадке. 35.  В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и  чувств. 36.  Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях,  все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 37.  Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить  конфликт. 38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. 39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.  Хорошо понимает недосказанное. 40.  Бегает быстрее всех в детском саду, в классе. 41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. 42.  Способен по­разному подойти к одной и той же проблеме. 43.  Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. 44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное  назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без  побуждения взрослых. 45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где  можно слушать музыку. 46.  Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают  эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства. 47.  Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. 48.  Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых  приборов, машин, механизмов. 49. Часто руководит играми и. занятиями других детей. 50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. 51.  Наблюдателен, любит анализировать события и явления. 52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие  идеи. 53.  Читает книги, статьи, научно­популярные издания с опережением своих  сверстников на год или на два. 54.  Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 55. Хорошо играет на каком­нибудь инструменте. 56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для  понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же  время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. 57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем­ то с увлечением рассказывает. 58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом. 59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки,  характерные для его возраста. 60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. 62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже  испытанных вариантов. 63. Умеет делать выводы и обобщения. 64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином,  бумагой и клеем. 65.  В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. 66. Склонен фантазировать, старается добавить что­то новое и необычное,  когда рассказывает о чем­то уже знакомом и известном всем. 67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные  переживания. 68.  Проводит много времени над конструированием и воплощением  собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей,  кораблей). 69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и  занятиям. 70.  Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей,  баскетбол, футбол и т.д.). 71.  Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении  и функциях предметов. 72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений. 73.  В свободное время любит читать научно­популярные издания (детские  энциклопедии и справочники), делает го, как правило, с большим интересом,  чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.). 74.  Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства,  пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном  рисунке или созданной игрушке, скульптуре. 75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии. 76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их  характер, чувства, настроения. 77. Любит игры­драматизации. 78.  Быстро и легко осваивает компьютер. 79.  Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. 80. Физически выносливее сверстников. Обработка результатов Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус  взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым  столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени  развития у ребенка следующих видов одаренности: • интеллектуальная (1­й столбец листа ответов); • творческая (2­й столбец листа ответов); • академическая (3­й столбец листа ответов); • художественно­изобразительная (4­й столбец листа ответов); • музыкальная (5­й столбец листа ответов); • литературная (6­й столбец листа ответов); • артистическая (7­й столбец листа ответов); • техническая (8­й столбец листа ответов); • лидерская (9­й столбец листа ответов); • спортивная (10­й столбец листа ответов). Лист ответов. Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________ 1 11 21 31 41 51 61 71 2 12 22 32 42 52 62 72 3 13 23 33 43 53 63 73 4 14 24 34 44 54 64 74 5 15 25 35 45 55 65 75 6 16 26 36 46 56 66 76 7 17 27 37 47 57 67 77 8 18 28 38 48 58 68 78 9 19 29 39 49 59 69 79 10 20 30 40 50 60 70 80 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ Карта интересов для младших школьников. Цель: выяснить всестороннее и гармоническое развитие учащихся. Инструкция для детей Всего 15 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте «­«;  если нравится, ставьте «+»; если очень нравится, ставьте «++». ЛИСТ ВОПРОСОВ Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам…» 1. решать логические задачи и задачи на сообразительность; 2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы,  повести; 3. петь, музицировать; 4. заниматься физкультурой; 5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры; 6. читать(слушать, когда тебе читают) рассказы о природе; 7. делать что­нибудь на кухне(мыть посуду, помогать готовить пищу); 8. играть техническим конструктором; 9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми  словами; 10.самостоятельно рисовать; 11.играть в спортивные, подвижные игры; 12.руководить играми детей; 13.ходить в лес, в поле, наблюдать за растениями, животными,  насекомыми; 14.ходить в магазин за продуктами; 15.читать(когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических  кораблях; 16.играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных); 17.самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы; 18.соблюдать режим дня; делать зарядку по утрам; 19.разговаривать с новыми. Незнакомыми людьми; 20.содержать домашний аквариум, птиц, животных ( кошек, собак…); 21.убирать за собой игрушки, книги, тетради; 22.конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей; 23.знакомиться с историей ( посещение исторические музеи); 24.самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными  видами художественного творчества; 25.читать(слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть  спортивные телепередачи; 26.объяснять что­то другим детям или взрослым людям (убеждать,  спорить, доказывать своё мнение); 27.ухаживать за домашними растениями; 28.помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль,  подметать…); 29.считать самостоятельно, заниматься математикой в школе; 30.знакомиться с общественными явлениями и международными  событиями; 31.участвовать в постановке спектаклей; 32.заниматься в секциях и кружках; 33.помогать другим людям; 34.работать в саду, на огороде, выращивать растения; 35.помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать. ЛИСТ   ОТВЕТОВ в клетках листа записываются (плюс или минус) ответы  на все вопросы. Дата………………. Ф.И………………………………………….. 1. 8. 15. 22. 29. 2. 9. 16. 23. 30. 3. 10. 17. 24. 31. 4. 11. 18. 25. 32. 5. 12. 19. 26. 33. 6. 13. 20. 27. 34. 7. 14. 21. 28. 35. Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей  ребёнка на семь сфер: математика и техника; гуманитарная сфера; художественная деятельность; физкультура и спорт; коммутативные интересы; природа и естествознания; домашние обязанности, труд по самообслуживанию. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ Сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс или минус  взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Идентификация детской одаренности  педагогами и родителями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017