УДК 658.5.011
ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕИ БИЗНЕСА В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ
Зайцева Г.В. учитель экономики
Муниципальное бюджетное учреждение «Лицей № 120 г. Челябинска»
Айчувакова Е.Р., заместитель директора по научной деятельности,
Муниципальное бюджетное учреждение «Лицей № 120 г. Челябинска»
Аннотация. Статья раскрывает способы подготовки потенциальных предпринимателей в технологическом лицее.
Ключевые слова. Финансовая грамотность, идея бизнеса, технологический лицей, предпринимательство.
Финансовая грамотность в технологическом лицее имеет различные направления реализации, в том числе в форме внеурочных занятий и работы элективного курса, в котором изучаются принципы организации предпринимательской деятельности, поиска идеи бизнеса, который нацелен в том числе на экологическое оздоровление среды жизни в большом городе.
Обучающиеся имеют уникальную возможность в процессе проведения мозгового штурма найти уникальную идею бизнеса, начать разработку ее реализации. В этом случае учитель находится в первых рядах поиска.
Если идея бизнеса найдена, является востребованной и реальной, обучающиеся начинают ее реализацию, находят свои собственные интересные направления, сопутствующие предлагаемой идее, разрабатывают бизнес-план будущего бизнеса.
Деятельность элективного курса «Технология предпринимательства», связана с формированием компетенций предпринимательства в изучении финансовой грамотности в технологическом лицее, и формируется на основе выявления проблем развития малого бизнеса, востребованного для развития государства в целом. Таким образом, в общеобразовательном пространстве регулируется современное молодежное предпринимательство на уровне образовательной организации.
Проблемное поле, обусловливающее необходимость целенаправленного регулирования молодежного предпринимательства, состоит в следующем:
1. Стремительное сокращение доли молодежного предпринимательства, особенно в высокотехнологическом производстве;
2. Неудовлетворительные социальные характеристики молодых предпринимателей — ориентация на потребительство, снижение культуры и качества досуга.
3. Доминирование в среде молодых предпринимателей ориентации только на прибыль.
4. Слабое знакомство молодых предпринимателей с технологиями ведения бизнеса, в частности, формальное отношение к бизнес-плану только как к средству, необходимому для получения поддержки [8, с. 518].
В деятельности курса по изучению предпринимательства, немаловажным направлением является генерирование и определение востребованных идей современного малого бизнеса.
Основная работа по определению востребованных идей, безусловно лежит на учителе, который должен организовать работу таким образом, чтобы генерирование идей стало не пустым звуком, а планируемой деятельностью обучающихся в части выбора идеи, дальнейшей ее обработки в формировании выпускного проекта.
В связи с вышеизложенным, учитель должен быть осведомленным и грамотным не только в экономике и финансовой грамотности, в области развития современного предпринимательства, но и в развитии избираемых идей бизнеса, формируемых в теме исследования и подготовки продукта проекта. Для этого, преподавателю необходимо востребованные направления для разработки бизнеспроекта и помочь в выборе обучающимся.
Популярные проекты включают разработку вопросов экологии и энергосбережения, одновременно могут стать востребованным направлением для реализации каждым гражданином в своем доме, квартире для решения вопросов экономичности потребления коммунальных ресурсов.
Планета Земля с незапамятных времен носит имя — Мать-Земля. И это неслучайно. Все, что необходимо человеку, он получает от Матушки Земли.
Для каждого человека мать — это свято, мы стараемся уважать своих матерей, какими бы они не были. Но почему же так неуважительно мы относимся к своей Матери-Планете, которая обеспечивает все наши нужды?
Изучение экономики и финансовой грамотности начинается с ответа на вопрос о наших потребностях. Земля дает людям воздух, которым они дышат, и воду, которую пьют, наполняясь энергией жизни. Однако, самые необходимые продукты для жизни, человек по каким-то причинам не может сберечь. Организуя для себя комфортную жизнь, люди забывают об одновременном сохранении ресурсов Земли.
Современные запасы воды на земле далеко небезграничны, активное потребление пресной воды, природные катаклизмы наглядно показывают нам, как исчезает вода постепенно не только в иных частях света, но и на территории нашей страны, богатой водными ресурсами.
Можно сказать, что многие регионы нашей страны богаты запасами пресной воды, в частности, Челябинская область располагает многочисленными реками и озерами, располагающимися на водоразделе рек Камы, Урала и Тобола, с протяженностью свыше 100 км имеют всего 17 рек. И только 7 рек: Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька и Гумбейка — имеют длину более 200 км (в пределах области) [3, с. 46]. Наличие природных источников позволило построить водохранилища в области, которых построено и реконструировано около 110 водохранилищ, суммарная емкость их приближается к 3 млрд. куб. м. Наибольшее количество водохранилищ приходится на бассейн Тобола — 72, в бассейне Урала — 18, в Камском бассейне — 17. Самые большие по площади водохранилища сооружены на реках Миасс и Урал. Преобладают небольшие водохранилища, объемом до 10 млн. кубометров, и только 7 водохранилищ имеют емкость выше 100 млн. кубометров [3, с.51].
Думается, что Южный Урал, который во время Великой Отечественной войны принял множество эвакуированных предприятий, госпиталей, именно по причине наличия солидных водных ресурсов, в том числе чистейших озер, был выбран регионом активного развития промышленности СССР.
Активное развитие промышленности привело к экологическому загрязнению прекраснейших озер Южного Урала и обмелению рек.
Но в целом, водный бассейн на Южном Урале сохранен и требует экологически бережного отношения к водным ресурсам нашего края.
Нужно сказать, что богатейшие водные регионы центральной части России, которые не были столь востребованы в промышленном развитии, или приняли удар врага и были оккупированы во время войны, не имеют такой обширной водоснабжающей современной инфраструктуры.
Например, Приморский край, который, казалось бы получает воду с природными катаклизмами, недостаточно снабжается водой и, по мнению, Сащенко А. Ю. не располагает достаточными запасами воды. Проблема питьевого водоснабжения городов Приморья возникает из-за неравномерного распределения поверхностного стока по территории и сезонам года, периодической цикличности маловодных лет, неиспользования месторождений подземных вод, а так же по причине антропогенного загрязнения и ухудшения качества воды в водохранилищах питьевого назначения [7, с.32].
Сложная ситуация с водоснабжением была в Приморье несколько лет назад, когда водохранилище, снабжающее город Владивосток и близлежащие муниципальные поселения, потеряло водный запас в связи с засухой — редчайшим явлением для Приморья вообще, поскольку тайфуны Тихого океана, дождливые весны, снежные зимы дают достаточно влаги всегда. Для Приморского края чаще характерны наводнения. Но аномальная жара без дождей может спровоцировать дефицит воды для крупного города Приморья.
Примером недостатка поставляемой для нужд населения воды служит Крым, причинами дефицита пресной воды в Крыму являются:
а) это засушливый климат района полуострова;
б) карстующиеся горные породы (известняк) способствуют уходу воды с горной поверхности глубоко под землю. Известно всем, что основные запасы воды в
Крыму — это артезианские полости равнинного полуострова;
в) захламлённые родники в горах и русла рек, заваленные мусором. который по решению Украины и произошедшей засухи был на некоторые годы поставлен в условия сокращения использования пресной воды [2, с.1]. Природа как бы напоминает людям о своих возможностях отмщения.
И как часто люди в ответ задумываются над следующими вопросами:
Как поступает достаточно чистая вода в квартиры и дома городов?
Какие процедуры необходимо провести, чтобы подготовить воду для использования в огромном городе, включая питье, стирку и уборку, иные коммунальные нужды.
Как оптимально мы используем чистую воду в личных целях в городе?
Используем ли мы возможности повторного применения воды?
Проживая в огромных мегаполисах, мы часто не задумываемся над тем, сколь комфортны наши условия проживания, включающие: чистоту нашего тела, нашей одежды, чистоту наших квартир и домов, офисов, иных рабочих мест, возможность посещения туалетных комнат. Мы не думаем о сложностях жизни, которые испытывали наши предки, когда имеем возможность содержать свои кухни и множество кухонной утвари в абсолютной чистоте, равно, как и возможность приготовления пищи в домашних гигиенически-чистых условиях. Поступающая чистая вода играет и социальную роль- защищая потребителей от различных инфекций, предупреждая вспышки инфекционных заболеваний, что решается на законодательном уровне. Именно Законом гарантируется «качество и безопасность воды (далее — качество воды) — совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру» [1].
Экономное и рациональное использование воды, а также бесперебойное и надежное обеспечение населения доброкачественной водой базируются на личной заинтересованности каждого потребителя в снижении размеров платежей за использованное количество водопроводно-канализационной продукции, определяемое на основе приборного учета непосредственно у потребителей [5].
Однако, мы постоянно слышим от других, да и сами говорим, что вода в составе коммунальных платежей стоит дорого, как и водоотведение, при этом мы не задумываемся, как нерачительно продолжаем использовать воду просто по привычке, которая досталась нам от бабушек и дедушек, проживавших в Советской стране.
Совершенно иная ситуация по использованию воды создалась в странах Европы и Ближнего Востока, Австралии, где отсутствуют богатые запасы воды, необходимой, как для ежедневных нужд и комфортного проживания человека, так и для организации производства.
Запасы пресной воды представляют собой единый мировой ресурс. Их освоение, рассчитанное на длительную перспективу, требует признания взаимозависимости между элементами, составляющими запасы пресной воды и определяющими ее качество [4, с.119].
Наличие воды на определенных территориях для забора и дальнейшего применения — это полдела. Нужно еще аккумулировать воду в специальных местах, очистить ее, доставить в дома, как многоквартирные, так и частные. Вода, прошедшая меньший объем очистных мероприятий, служит для организации различных видов производства, а, значит, для повышения уровня благосостояния граждан, удовлетворения их потребностей, но и воду для производства так же нужно обработать и доставить по месту требования.
Наличие чистых бассейнов пресной воды на территории нашей страны дает возможность гражданам наслаждаться наличием воды, ее применением в целях здорового потребления в виде питья, приготовления питания, в том числе выращиваемой экологически чистой пищи в процессе содержания приусадебных участков, садов и огородов для приготовления здоровой пищи. Наличие воды и пища — это жизнь для любого человека и для всего живого на Земле. Вода — это главная потребность человека.
Безусловно, даже обучающиеся в среднем общем образовании — ученики в возрасте 15-18 лет, не имеют достаточного опыта для осознания экологических и экономических проблем, возможности инженерного применения имеющихся ресурсов для решения внутри дома, квартиры конкретных проблем, касающихся повторного использования воды.
По перечисленным выше причинам, задача педагога состоит в том, чтобы подвести молодых людей к возникновению проблемы повторного применения воды и формированию бизнес-идеи, реализуемой посредством создания малых предприятий для оснащения квартир специальными накопителями воды для ее использования повторно.
В частности, при исследовании экологии потребления и сбережения воды, педагогом была предложена идея создания малого предприятия, которое посредством организации водосборника, решает вопрос повторного применения воды для вторичных нужд (уборки квартиры, смыва в унитазе), собранной после принятия ванны или душа, а, возможно, и после стирки.
Суть идеи состоит в том, что продаваемые емкости для хранения воды из полимеров, могут стать частью интерьера санитарной комнаты квартиры или дома с одновременным решением вопроса накопления воды уже использованной при принятии душа и ванны.
Средний расход воды при принятии душа составляет 80-100 литров на 1 человека, это при экономном пользовании (периодическом выключении-включении воды). Принятие ванны в зависимости от ее конфигурации, определяется расходом от 300 до 400 литров и принимается, к примеру, 1 раз в неделю. Таким образом, за 4 недели цивилизованная семья из 4 человек тратит 96000 л (90 л*4 человека*30 дней) на душ и 4800 литров (300 л*4чел*4 дня/неделю). Итого, в течение месяца всего будет потрачено и выпущено в канализационный сток примерно 1 кубометр практически чистой воды, которую можно потратить на вторичные цели.
Если в день расход воды в душе составит примерно 320 литров +или — 300 литров, то семье нужен бак водоизмещением 500-700 литров, в который будет поступать и в котором будет храниться вода вторичного применения.
Использовать такую воду можно в течение дня для слива в унитазе, для влажной уборки. Если учесть, что сливной бачок наполняется на 6-10 литров, то семье не понадобится потребление чистой воды, сливная система будет работать за счет накопленной вторичной воды и сбережет для семьи, проживающей в квартире, стоимость 1 кубометра воды в месяц.
Для тех, кто проживает в доме, имеет не один санузел, а, как минимум, два, живет в составе большой семьи, вынужден убирать большие площади в доме, сможет экономить более крупные суммы денежных средств. Экономия воды станет более ощутимой в рамках и семьи, и городской инфраструктуры.
Нужно отметить, что каждый современный учитель должен быть воспитан в соответствии сохранности природных ресурсов. Необходимо беречь, в том числе такое природное богатство России, как вода, которую мы показываем в водоемах, так и вода, подаваемая в наши квартиры и дома.
Современные дети, в зависимости от подаваемой идеи педагогом, готовы разрабатывать идею сохранения воды в России. Например, даются рекомендации, позволяющие экономить воду в своих квартирах. Например, рассказывают о необходимости применять счетчики воды, анализировать информацию о показаниях и вырабатывать личные статистические данные по ее сбережению с разработкой собственной программой эффективного сбережения воды и, соответственно, денежных средств. Второй необходимый компонент, о котором говорится, отражает контроль и ремонт сантехнической часть квартиры на протечку воды [6, с.57].
Таким образом, изучая вопросы экологических нужд, наличия товаров народного потребления, учитель, формирует столь необходимые первичные знания, как об экологии, так и о финансовом сбережении ресурсов семьи.
Несколько иное дело легло в основу исследования, проведенного в при выполнении проекта для участия в конкурсе на базе элективного курса. С подачи первичной идеи учителя, представленной выше ученики пришли к выводу, что замыкая цикл использования воды для мытья посуды в малом кафе, ресторане можно значительно снизить потери воды.
Главная идея, заключенная уже в предложении учеников, обозначает готовность молодого поколения работать на экологическое оздоровление крупного города и на увеличение прибыли, как создаваемого предприятия, так и разработки собственного бизнеса, включающего выполнение работ по установлению емкости сбора воды, соединенной шлангом поступления вторичной воды в накопитель, так и соединения накопителя с бачком унитаза для поступления в него воды вторичного применения и крана для использования воды вторичного пользования в целях уборки квартиры.
Любая идея бизнеса, найденная, обработанная, определенная, как жизнеспособная, требует разработки и оформления. И, если учитель с ранних лет помогает ученикам уже в школе разрабатывать идеи бизнеса, а ученики подхватывая идею, готовы ее разрабатывать, создавать бизнес-план, рассматривая идею, как потенциальное направление для будущего бизнеса, то основная работа по вовлечению в систему бизнеса, подготовки потенциальных предпринимателей учителем выполнена. И уже лицей, школа могут взять на себя обязанности по формированию потенциальных предпринимателей, готовых организовать и продвигать малый бизнес.
Список литературы
1. О водоснабжении и водоотведении Федеральный закон от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ ред. от 01 мая 2022 www.consultant.ru URL :
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122867/b819c620a8c698de35861ad 4c9d9696ee0c3ee7a/ дата обращения 08 октября 2022 г.
2. Батанина, Е. В. Дефицит пресной воды на полуострове Крым: проблемы и способы решения / Е. В. Батанина // Эпоха науки. — 2016. — № 6. — С. 1. — EDN WFSNJH.
3. Кондрашова, Е. Н. Южный Урал. Прошлое и настоящее Челябинской области : Учебное пособие. Электронное текстовое издание / Е. Н. Кондрашова, О.
А. Веденеева, Н. Я. Сайгушев. — Санкт-Петербург : Издательство «Наукоемкие технологии», 2021. — 278 с. — ISBN 978-5-6046688-5-6. — EDN FWXLRJ.
4. Курень С.Г., Мішугова Г.В., Мул А.П., Рябих Г.Ю. Математичні моделі, які описують процеси забруднення води // Современные проблемы естественных наук.2014. Т.1(2). С.119-121.
5. Масри, Г.Х. Водопотребление и водосбережение в жилищном фонде www.abok.ru URL: https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=3237 дата обращения
08 октября 2022 г.
6. Подчувалова, В. С. Эффективное использование жителями водяного ресурса / В. С. Подчувалова, И. Н. Манукало, С. В. Патраева // Научные труды
Вольного экономического общества России. — 2014. — Т. 184. — С. 52-57. — EDN VDVKIV.
7. Сащенко, А. Ю. Устройство системы повторного использования воды — один из путей решения социально-экономической проблемы дефицита пресной воды в городе Владивостоке / А. Ю. Сащенко // Вологдинские чтения. — 2009. — № 74. — С. 31-35. — EDN MNKHGV.
8. Черницов, А. Е. Управление системой формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций российских школьников / А. Е. Черницов // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2015. — Т. 194. — № 5. — С. 515-526. — EDN VHNVPH.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.