Идея и художественные средства воплощения в поэме А.А. Ахматовой "Реквием"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Введение У каждого поэта своя трагедия, иначе он не поэт. Без трагедии нет поэта – поэзия живет и дышит над самой пропастью трагического, “бездны мрачной на краю.” А.Ахматова. На рубеже прошлого и нынешнего столетия, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой. В автобиографии, озаглавленной «Коротко о себе», Анна Андреевна писала: “ Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село, там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет – древний Херсонес, около которого мы жили. Читать я училась по азбуке Льва Толстого. Впять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение отрока») и Некрасова («Мороз Красный нос»); эти вещи знала наизусть моя мама”.
Иконка файла материала Идея и художественные средства воплощ.doc
Идея и художественные средства воплощения в поэме А.А. Ахматовой "Реквием" Введение У каждого поэта своя трагедия, иначе он не поэт. Без трагедии нет поэта – поэзия живет и дышит над самой  пропастью трагического, “бездны мрачной на краю.” А.Ахматова. На рубеже прошлого и нынешнего столетия, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия –  поэзия Анны Ахматовой. В автобиографии, озаглавленной «Коротко о себе», Анна Андреевна писала: “ Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село, там я  прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое сырое великолепие парков,  выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто  другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». Каждое лето я проводила под Севастополем, на  берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет – древний  Херсонес, около которого мы жили. Читать я училась по азбуке Льва Толстого. Впять лет, слушая, как  учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по­французски. Первое стихотворение я  написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с  Державина («На рождение отрока») и Некрасова («Мороз Красный нос»); эти вещи знала наизусть моя мама”. Наиболее близка детям была мать – натура, по­видимому, впечатлительная, знавшая литературу, любившая  стихи. Впоследствии Анна Андреевна в одной из «Северных элегий» посвятит ей проникновенные строки: … женщина с прозрачными глазами (Такой глубокой синевы, что море Нельзя не вспомнить, поглядевши в них), С редчайшим именем и белой ручкой, И добротой, которую в наследство Я от нее как будто получила, Ненужный дар моей жестокой жизни… «Северные элегии». В родне матери были люди, причастные к литературе, например, ныне забытая, а когда – то известная Анна  Бунина, названная Анной Андреевной «первой русской поэтессой», приходилась теткой отцу матери, Эразму  Ивановичу Стогову, оставившему небезынтересные «Записки», опубликованные в свое время в «Русской  старине». Инна Эразмовна, мать будущей поэтессы, вела свой род по женской линии от татарского хана Ахмата.  “Моего предка хана Ахмата, ­ писала Анна Андреевна, ­ убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и  этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго. Княжна Прасковья Егоровна в  восемнадцатом веке вышла замуж за богатого и знатного симбирского помещика Мотовилова. Егор Мотовилов  был моим прадедом. Его дочь Анна Егоровна – моя бабушка умерла, когда моей маме было девять лет, и в честь  ее, меня назвали Анной”. В 1907 году Ахматова оканчивает Фундуклеевскую гимназию в Киеве, потом поступает на юридический  факультет Высших женских курсов. Начало же десятых годов было отмечено в судьбе Ахматовой важными  событиями: она вышла замуж за Николая Гумилева, обрела дружбу с художником Амадео Модельяни, а весной  1912 года вышел ее первый сборник стихов «Вечер», принесший ей мгновенную славу. Сразу же она была  дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Ее книги стали литературным событием.  Чуковский писал, что Ахматову встретили “необыкновенные, неожиданно шумные триумфы”. Ее стихи были не  только услышаны – их затверживали, цитировали в разговорах, переписывали в альбомы, ими даже  объяснялись в любви. Длительное время сочинения Анны Ахматовой и книги о ее творчестве не издавались, а если и издавались, то  тиражом явно недостаточным для того, чтобы удовлетворить из года в год растущий интерес к одному из  крупнейших представителей русской литературы нашего века.В своей жизни, длившейся почти 79 лет (1889­1966), Анна Андреевна Ахматова знала славу, бесславие и новую  славу, еще большую, чем начальная, в силу того что ее личность и сочинения стали предметом всеобщего  внимания. После смерти поэта это всеобщее внимание, эта слава оказались настолько глубокими и прочными, что мы с  уверенностью можем сказать, что Анна Ахматова вошла в высокий круг классиков русской литературы. Анна Андреевна принадлежит к числу поэтов, красота и многозначность созданий которых могут раскрыться  только при неоднократном к ним возвращении. Отдельные ее строки, строфы и целые стихотворения  запоминаются и принимают самое деятельное участие в нашей духовной жизни, преображая ее. Сердце поэта слышало не только человека, но и голос его души. Голос печали и радости, тревоги и заботы,  раздумья и скорби. Все оттенки душевных движений умеет выразить Ахматова. Сосредоточить думу: Одни глядятся в ласковые взоры, Другие пьют до солнечных лучей, А я всю ночь веду переговоры С неукротимой совестью своей. (1936) Переживание – наблюдение: Когда человек умирает, Изменяются его портреты. (1940) Предчувствие неизбежного: Один идет прямым путем, Другой идет по кругу И ждет возврата в отчий дом, Ждет прежнюю подругу. А я иду – за мной беда, Не прямо и не косо, А в никуда и в никогда, Как поезда с откоса. (1940) Напряженность и богатства внутренней жизни определяют и многообразие поэтической палитры. Во времена травли официальная критика называла Анну Ахматову “внутренней эмигранткой”. Этот “оргвывод”  долгие годы преграждал путь ее произведениям в печать. Однако еще в 1917 году она так ответила,  покинувшим Россию и звавшим ее за границу,: «… равнодушно и спокойно руками я замкнула слух, чтоб этой  речью недостойной не осквернился скорбный дух.» И поэтесса до последних дней жизни разделяла со своим народом все выпавшие на его долю тяготы и беды. Время входило сперва в душу, а потом в его стихи. Оно наполнило поэзию Ахматовой исторической  конкретностью, определило трагедийность звучания каждой строки, и оно же со всей возраставшей  наглядностью показало, что значат слова Блока – “ жестче, непригляднее, больнее”. Анна Ахматова дожила до часа, когда читатели, не только нашей страны, узнали ее голос и сказали ей слова  благодарности за высокий дар поэта, преданность родной земле, подвижничество, мужество и верность  гуманическим заветам русской и мировой литературы. Далеко не сразу стала понятна связь Анны Ахматовой с судьбой народа, историей и нашим временем. А между  тем эта связь носит глубочайший характер. Это можно показать на таких двух произведениях, как «Поэма без  героя» и «Реквием». Имея, конечно, при этом в виду и всю лирику поэта.

Посмотрите также