Цели урока:
1. Сформировать представления учащихся о романтическом герое.
2. Раскрыть смысл легенды о Данко.
3. Познакомить учащихся с принципом работы в рамках образовательной технологии «Перспектива»
Задачи:
1. Углубление представления учащихся о «романтическом герое», «романтическом произведении».
2. Раскрытие особенностей создания образа романтического героя в художественном произведении.
3. Создание условий для развития навыков «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности.
4. Формирование и развитие навыков владения речью в ходе дискуссии на тему: «Каков смысл легенды о Данко?»
5. Организация работы учащихся в группах, развитие навыков коммуникативного взаимодействия.
Идея подвига во имя общего счастья в романтическом
произведении М.Горького
Цели урока:
1. Сформировать представления учащихся о романтическом герое.
2. Раскрыть смысл легенды о Данко.
3. Познакомить учащихся с принципом работы в рамках образовательной технологии «Перспектива»
Задачи:
1. Углубление представления учащихся о «романтическом герое», «романтическом произведении».
2. Раскрытие особенностей создания образа романтического героя в художественном произведении.
3. Создание условий для развития навыков «взвешенного типа мышления» в ходе совместной
деятельности.
4. Формирование и развитие навыков владения речью в ходе дискуссии на тему: «Каков смысл легенды о
Данко?»
5. Организация работы учащихся в группах, развитие навыков коммуникативного взаимодействия.
Сценарий занятия.
В рамках технологии разработки и оценки создается четыре творческие группы. Каждая из групп поочередно
работает в определенной ролевой позиции:
Новаторы – «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
Оптимисты – «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты
презентуемого проекта);
Пессимисты – «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты
презентуемого проекта);
Эксперты – «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу
каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10
бальной шкале, обосновывают свое мнение).
Технология предусматривает четыре этапа – четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На
каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в
роли новаторов, затем в роли оптимистов, затем – пессимистов, затем – экспертов. Таким образом, все
участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную
идею с разных точек зрения.
Каждый этапраунд длится около 15 минут:
4 минуты – выступление «новаторов»;
4 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных
моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
4 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую группу);
3 минуты – работа экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения
поставленных перед данной подгруппой целей деятельности; работа каждой группы оценивается
экспертами по 10бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
0,5 минуты – смена ролевых позиций для групп. Возможным моментом использования метода «Шесть
шляп» в рамках технологии разработки и оценки идеи является возможность выразить свои эмоции и
чувства (т.е. оказаться под полями «красной шляпы») только в перерывах между раундами. Если кто
либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки,
обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко.
Критерии оценивания группы новаторов: достоверность излагаемого материала, использование
дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи.
Критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительныеплюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку
группам оптимистов и пессимистов.
Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:
Группы НоваторыОптимистыПессимистыШтрафыИтого
1
группа
2
группа
3
группа
4
группа
Суммарно по времени четыре раунда займут 63 минуты. 2 минуты – завершающая часть занятия, выводы,
награждения. Длительность занятия – 65 минут.
Подготовительный этап – работа под полями «белой шляпы».
Всем ученикам предлагается дома прочитать отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» М.Горького «Легенда о
Данко», подобрать дополнительный материал (самостоятельно); подумать над проблемой: «Романтический
герой М.Горького. Какой он? Каков смысл легенды о Данко?»
Замечание: при изучении творчества Дж. Байрона учащиеся уже знакомились с отличительными особенностями
романтического произведения.
Все учащиеся заранее разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа заранее получает заданиевопрос, по
которому будет необходимо выступить на предстоящем уроке:
1 группа – Каковы отличительные особенности романтического произведения?
2 группа – Данко М.Горького романтический герой?
3 группа – М.Горький утверждал: «…романтические образы призваны «запечатлевать в красках, словах, звуках,
форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного». (Из писем А.М.Горького.) Что
«красивого, честного, благородного» хотел видеть Горький в человеке?
4 группа – Чего испугался «осторожный человек», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? Зачем
М.Горький в финал легенды вводит этого героя? Как финал помогает уточнить смысл легенды о Данко?
Дорогие ребята! Сегодня мы будем обсуждать очень важные проблемы, говорить о мотивах поведения,
поступков людей. Я предлагаю участвовать в этом всем, но организованно. Для работы мы создадим четыре
творческие группы, и каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой сегодня
проблемы. Каждая группа на определенном раунде будет работать в своей ролевой позиции:
Ход занятия.
Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?
Отмечать в выступлении все положительное.
Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?
Отмечать в выступлении все отрицательное.
Третья группа – «эксперты».
Оценивать работу групп новаторов, оптимистов, пессимистов.
Четвертая группа – «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был
предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.
В конце занятия подведем итоги, узнаем победителя. Напоминаю вам о 10бальной оценочной шкале. Обращаю
внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во времявыступления ктото из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими
словами, вести себя некорректно по отношению к выступающим товарищам.
1 раунд: Выступление первой группы.
Вопрос: Каковы отличительные особенности романтического произведения?
Тезисы выступления учащихся:
Необычный герой: с опустошенной, одинокой душой, далекий от всех в этом мире. Он хочет любить. Но
все уже позади. Любви в жизни нет, герой ее лишен. Нужно забыть о внутренних желаниях (Байрон: «Не
мальчик ты!»), потому что нужны «славные дела». Герой видит необходимость отдать «свое дыхание в
бою» за «славы край».
Необычные обстоятельства: необычное событие, интересный сюжет, в котором автор передает свои
чувства и переживания, часто трагический финал. Так у Байрона одно из стихотворений заканчивается
призывом: «Взгляни кругом, найди свой холм и спи, солдат!», т.е. не пожалей своей жизни за свободу
того края, которому служишь.
Необычный язык: метафоричность языка, обилие сравнений, восклицательных и вопросительных
предложений, многочисленных обращений, которые создают возвышенный, торжественный характер
речи.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции.
Оптимисты:
Выступали организованно. Выделили главное, привели примеры из творчества Байрона.
Хорошо охарактеризовали все главные признаки романтического произведения. Удалась часть
выступления, в которой речь шла об особенностях языка романтического произведения.
Соблюдалась грамотность, логичность речи.
Пессимисты:
1. Не указали на разочарованность героя, сознательно порвавшего с обществом. Это добровольный
изгнанник, он бунтует против всего, что его окружает.
2. Не упомянули о необычной внешности героя: вспомним: «кудри черные до плеч», горящие черные глаза,
сумрачные брови и т.д.
3. Не сказали о том, что окружает романтического героя: море, горы, природа юга, пышные красоты мира, а
возможно, и просто придуманный, воображаемый, нереальный мир.
Эксперты:
Ребятановаторы подготовились очень хорошо. Их выступление отличалось логикой, каждое из
высказываемых положений подтверждалось примерами из творчества Д.Байрона. Хотелось бы
услышать четкий вывод в виде краткого тезиса: трагический герой, трагическая судьба, яркие и
необычные чувства.
Пессимисты правы, указав на необычность еще и зримого облика романтического героя и обстановки, в
которой он оказывается.
Думаем, что выступление звучало бы интереснее, если бы новаторы представили собственные рисунки
представления романтического героя в необычной обстановке или воспользовались рисунками и
картинами известных художников.
Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 8 баллов. Пессимистам – 9 баллов.
Меняются ролевые позиции. Теперь каждая группа будет действовать под полями другой «мыслешляпы».
2 раунд: Выступление второй группы.
Вопрос: Данко М.Горького романтический герой?
Тезисы выступления учащихся:
Данко, выведший людей к солнцу и свету, гибнет. Сердце его растоптано «осторожным человеком». Это
трагический герой.
Ярки и необычны его чувства. Он бунтует против всего, что его окружает. Необычна его внешность: горящие глаза.
Он одинок среди людей, которые не хотят чтолибо предпринимать для своего спасения.
Он хочет и может любить всех. Но и в своих чувствах он одинок. По отношению к себе любви людей не
чувствует, герой ее лишен. Осознает свою силу и способность помочь людям, понимает, что нужно
забыть о себе (как у Байрона: «Не мальчик ты!»), потому что нужны «славные дела». Герой Байрона
видит необходимость отдать «свое дыхание в бою» за «славы край». Герой Горького («Что сделаю я для
людей?») вырывает из груди свое сердце, горящее, как солнце, чувством любви и сострадания к слабым
людям, и освещает им путь из мрачного, сырого болота к теплу и свету.
Данко – романтический герой.
Выступление закончено.
Оптимисты:
Замечательное выступление!
Коснулись всех отличительных особенностей романтического героя.
Привели примерыдоказательства. Установили параллель с творчеством Байрона.
Сделали вывод, с которым нельзя не согласиться.
Пессимисты:
Не отмечено, что герой Горького оказывается в необычных обстоятельствах: не среди пышущей,
радостной природы, а среди топкого болота и страшного, несущего гибель людям леса.
Необычно и событие, участником которого он становится. Данко повел людей за собой, но они, уставшие,
готовы убить его. Кульминацией событий становится сцена суда над «смельчаком» Данко. Чувства и
переживания людей и Данко достигают наивысшего накала: что победит – любовь или ненависть?
Эксперты:
1. Новаторы привели доказательства того, что Данко – романтический герой, сделали обоснованный вывод.
Вновь вспомнили стихотворение Байрона. Это сопоставление было и оригинальным, и уместным, раскрывающим
суть подвига Данко.
2. Пессимисты внесли важное дополнение о необычности обстоятельств, обстановки, в которой Данко
совершает свой подвиг во имя любви к людям.
Новаторам ставим 10 баллов, оптимистам – 9 баллов, пессимистам – 10 баллов.
Меняются ролевые позиции.
3 раунд: Выступление 3 группы.
Вопрос: М.Горький утверждал: «…романтические образы призваны «запечатлевать в красках, словах,
звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного». (Из писем
А.М.Горького.) Что «красивого, честного, благородного» хотел видеть Горький в человеке?
Тезисы выступления учащихся:
1. Сила воли, решительность.
2. Способность на самопожертвование.
3. Умение любить бескорыстно.
4. Готовность на подвиг во имя любви к людям.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции.
Оптимисты:
Ребята умело выделили и назвали главные человеческие качества, которыми М.Горький восхищался и хотел
видеть в людях, мечтал, чтобы они были присущи каждому в тот период истории, когда русское общество было
охвачено предчувствием больших социальных потрясений. Очень важно было быть готовым к подвигу. А для
подвига необходимы те черты человеческой личности, которые он изобразил в Данко. Важным, на наш взгляд,
является замечание, что героизм Данко проявляется в том, что он не бежит от своего слабого окружения, а
отдает силы жалким, трусливым созданиям, мечтая пробудить в их душе светлые порывы к свету и свободе.
Пессимисты:1. Получилось своеобразное перечисление человеческих качеств. Развернутого суждения не услышали.
2. Готовность к «бескорыстной любви» и «готовность на подвиг во имя любви к людям» два качества,
названные «новаторами», нам представляются одним качеством. Не стоило их разъединять и
рассуждать о них в отдельности.
3. Не назвали очень важного качества героя: способности испытывать счастье, внутреннее удовлетворение
от достижения цели. М.Горький не случайно говорит о состоянии Данко, выведшего людей из тьмы
болот: оно характеризуется как радостное. Гибель героя и его радость как раз и объясняются тем, что
цель достигнута, тьма преодолена: «…тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах
дождя и золотом сверкала река…»
Эксперты:
«Новаторы» справились с поставленной перед ними задачей, ответили на вопрос: «Что «красивого,
честного, благородного» хотел видеть Горький в человеке?» Хотя ответ получился, действительно,
фразовым, мало доказательным.
Оптимисты развернули ответ «новаторов» и сделали его завершенным.
Пессимисты правы в том, что одно и то же качество личности «новаторами» выделено как разные.
Считаем, что рассогласованность группы «новаторов» сказалась на общем результате ответа.
Новаторам ставим 5 баллов, оптимистам – 8 баллов, пессимистам – 10 баллов.
Меняются ролевые позиции.
4 раунд: Выступление четвертой группы.
Вопрос:
Чего испугался «осторожный человек», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? Зачем М.Горький в
финал легенды вводит этого героя? Как финал помогает уточнить смысл легенды о Данко?
Тезисы выступления:
Непохожие, сильные люди всегда пугали слабых людей своей необычностью, яркостью, умением разрушать то, к
чему все так привыкли, умением вносить в жизнь чтото новое. Слабому человеку не хочется этих перемен.
Пусть все будет постарому! Пусть жизнь течет привычно, размеренно. К чему волнения?! Поэтому он – на
горящее сердце ногой! Это тип «бескрылых» людей, которым не суждены взлеты. (Вспомним других
горьковских героев Сокола и Ужа). Их, «бескрылых», в нашей жизни громадное множество. Но сердце Данко
рассыпалось «в голубые искры», которые «являются» в степи перед грозой и сияют, сияют… М.Горький хотел
подчеркнуть мысль о том, что идеальный мир Данко противостоит реальному, противоречивому, далекому от
идеала. Значимость подвига этим не умаляется.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции.
Оптимисты:
Ответ группы продуман, логически выстроен, связан с оценкой нашей реальной, не романтической
действительности. Сумели сделать это интересно, провели параллель с героями «Песни о Соколе». Выводом
стало утверждение, что смысл легенды о Данко – в прославлении подвига.
Пессимисты:
Не заострили внимания на том, что образ «осторожного человека» дан в финале легенды о Данко. Значит,
Горький придавал ему особое значение. На наш взгляд, стоит противопоставить «осторожного человека» не
Данко, а тем «счастливым» людям, которые вообще не заметили смерти героя и «не видали, что еще пылает
рядом с трупом Данко его смелое сердце», спокойно переступили через него и устремились вперед. Вот что
пугает нас больше всего. А может, подвиг, который совершил Данко, был неразумен? Может, стоило зажечь
факел, дать каждому и добрести до конца леса? Подвиг должен совершаться в разумных пределах.
Нам кажется, что М.Горький финалом легенды пытается сказать, что нельзя требовать героизма от всех, но
научиться уважать его можно. Горький не принимает позиций как «осторожного человека», так и
бесчувственных людей, не заметивших горящего сердца Данко. Поэтому смысл легенды не в том, чтобы
прославить подвиг, а в том, чтобы научить людей уважать героизм.
Эксперты:
Выступление «новаторов» было обоснованным и интересным, они справились с поставленной перед ними
задачей, обнаружили смысл легенды в том, что «идеальный мир Данко противостоит реальному,противоречивому, далекому от идеала». И этим противопоставлением подчеркнули значимость подвига
Данко.
«Оптимисты» поддержали проведенную «новаторами» параллель с героями «Песни о Соколе». Они
согласились с тем, что смысл легенды о Данко – в прославлении подвига.
Новый взгляд на смысл финала легенды представили «пессимисты», увидевшие большее зло в
бесчувственности и неблагодарности свободных после выхода из болота людей. Финал легенды они
осмыслили посвоему интересно: Горький не требует героизма от всех, но учит его уважать.
Считаем, что все группы в четвертом раунде поработали особенно интересно и открыли перед своими
товарищами возможность рассуждать дальше над вопросами:
1. Разумен или неразумен поступок Данко?
2. Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
3. Действительно ли «в жизни всегда есть место подвигу»?
Новаторам ставим 10 баллов, оптимистам – 10 баллов, пессимистам – 10 баллов. Заполняем таблицу, считаем
очки. Победившая группа выходит на награждение.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали, сумели не просто войти в мир романтического произведения, но
и почувствовать авторскую оценку – восхищение силой, красотой, неординарностью человеческой личности. А
ведь образ повествователя – один из самых незаметных в произведении, он обычно остается в тени. Но у
Горького геройрассказчик является важнейшим средством выражения авторской позиции. Заинтересованный
взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и
рассказывает о них.
Домашнее задание: сочинениерассуждение на одну из тем, обозначенных нашими экспертами в конце
четвертого раунда.
Главный итог занятия реализованная возможность эффективно управлять своим мышлением в ходе
совместной деятельности, думать не стихийно, а упорядоченно. Дети работают с информацией, слушают и
слышат друг друга, представляют найденную информацию, аргументируют свою точку зрения, видят слабые и
сильные стороны в обсуждаемой проблеме, находят погрешности и несовершенство предложенной информации
и тем самым в групповой работе достигают положительных результатов в их логическом обосновании. Это
воспитывает культуру обмена мнениями, подводит к мысли о незавершенности многих суждений и
необходимости мыслить дальше, обнаружив скрытую ценность в том, что пока до конца еще не поняли,
возможно, не заметили. Так выработанным идеям предстоит дальнейшее развитие и совершенствование в
индивидуальной творческой работе под полями «красной шляпы», т.е. на уровне эмоций: нравится ли идея?