Идея подвига во имя общего счастья в романтическом произведении М.Горького

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: 1. Сформировать представления учащихся о романтическом герое. 2. Раскрыть смысл легенды о Данко. 3. Познакомить учащихся с принципом работы в рамках образовательной технологии «Перспектива» Задачи: 1. Углубление представления учащихся о «романтическом герое», «романтическом произведении». 2. Раскрытие особенностей создания образа романтического героя в художественном произведении. 3. Создание условий для развития навыков «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности. 4. Формирование и развитие навыков владения речью в ходе дискуссии на тему: «Каков смысл легенды о Данко?» 5. Организация работы учащихся в группах, развитие навыков коммуникативного взаимодействия.
Иконка файла материала Идея подвига во имя общего счастья.doc
Идея подвига во имя общего счастья в романтическом произведении М.Горького Цели урока: 1. Сформировать представления учащихся о романтическом герое. 2. Раскрыть смысл легенды о Данко. 3. Познакомить учащихся с принципом работы в рамках образовательной технологии «Перспектива» Задачи: 1. Углубление представления учащихся о «романтическом герое», «романтическом произведении». 2. Раскрытие особенностей создания образа романтического героя в художественном произведении. 3. Создание условий для развития навыков «взвешенного типа мышления» в ходе совместной  деятельности. 4. Формирование и развитие навыков владения речью в ходе дискуссии на тему: «Каков смысл легенды о  Данко?» 5. Организация работы учащихся в группах, развитие навыков коммуникативного взаимодействия. Сценарий занятия.  В рамках технологии разработки и оценки создается четыре творческие группы. Каждая из групп поочередно  работает в определенной ролевой позиции:  Новаторы – «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);  Оптимисты – «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты  презентуемого проекта);  Пессимисты – «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты  презентуемого проекта);  Эксперты – «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу  каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10­ бальной шкале, обосновывают свое мнение).  Технология предусматривает четыре этапа – четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На  каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли оптимистов, затем – пессимистов, затем – экспертов. Таким образом, все  участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную  идею с разных точек зрения. Каждый этап­раунд длится около 15 минут:      4 минуты – выступление «новаторов»; 4 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации; 4 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую группу); 3 минуты – работа экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения  поставленных перед данной подгруппой целей деятельности; работа каждой группы оценивается  экспертами по 10­бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается. 0,5 минуты – смена ролевых позиций для групп. Возможным моментом использования метода «Шесть  шляп» в рамках технологии разработки и оценки идеи является возможность выразить свои эмоции и  чувства (т.е. оказаться под полями «красной шляпы») только в перерывах между раундами. Если кто­ либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки,  обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко.  Критерии оценивания группы новаторов: достоверность излагаемого материала, использование  дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи. Критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительныеплюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку  группам оптимистов и пессимистов. Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:         Группы НоваторыОптимистыПессимистыШтрафыИтого 1  группа 2  группа 3  группа 4  группа                                 Суммарно по времени четыре раунда займут 63 минуты. 2 минуты – завершающая часть занятия, выводы,  награждения. Длительность занятия – 65 минут. Подготовительный этап – работа под полями «белой шляпы».  Всем ученикам предлагается дома прочитать отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» М.Горького «Легенда о  Данко», подобрать дополнительный материал (самостоятельно); подумать над проблемой: «Романтический  герой М.Горького. Какой он? Каков смысл легенды о Данко?» Замечание: при изучении творчества Дж. Байрона учащиеся уже знакомились с отличительными особенностями  романтического произведения. Все учащиеся заранее разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа заранее получает задание­вопрос, по  которому будет необходимо выступить на предстоящем уроке: 1 группа – Каковы отличительные особенности романтического произведения? 2 группа – Данко М.Горького ­ романтический герой? 3 группа – М.Горький утверждал: «…романтические образы призваны «запечатлевать в красках, словах, звуках,  форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного». (Из писем А.М.Горького.) Что  «красивого, честного, благородного» хотел видеть Горький в человеке?  4 группа – Чего испугался «осторожный человек», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? Зачем  М.Горький в финал легенды вводит этого героя? Как финал помогает уточнить смысл легенды о Данко?  Дорогие ребята! Сегодня мы будем обсуждать очень важные проблемы, говорить о мотивах поведения,  поступков людей. Я предлагаю участвовать в этом всем, но организованно. Для работы мы создадим четыре  творческие группы, и каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой сегодня  проблемы. Каждая группа на определенном раунде будет работать в своей ролевой позиции: Ход занятия.  Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать? ­ Отмечать в выступлении все положительное.  Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?  ­ Отмечать в выступлении все отрицательное.  Третья группа – «эксперты».  ­ Оценивать работу групп новаторов, оптимистов, пессимистов.  Четвертая группа – «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был  предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.  В конце занятия подведем итоги, узнаем победителя. Напоминаю вам о 10­бальной оценочной шкале. Обращаю  внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во времявыступления кто­то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими  словами, вести себя некорректно по отношению к выступающим товарищам. 1 раунд: Выступление первой группы. Вопрос: Каковы отличительные особенности романтического произведения? Тезисы выступления учащихся:  Необычный герой: с опустошенной, одинокой душой, далекий от всех в этом мире. Он хочет любить. Но  все уже позади. Любви в жизни нет, герой ее лишен. Нужно забыть о внутренних желаниях (Байрон: «Не  мальчик ты!»), потому что нужны «славные дела». Герой видит необходимость отдать «свое дыхание в  бою» за «славы край».  Необычные обстоятельства: необычное событие, интересный сюжет, в котором автор передает свои  чувства и переживания, часто трагический финал. Так у Байрона одно из стихотворений заканчивается  призывом: «Взгляни кругом, найди свой холм и спи, солдат!», т.е. не пожалей своей жизни за свободу  того края, которому служишь.  Необычный язык: метафоричность языка, обилие сравнений, восклицательных и вопросительных  предложений, многочисленных обращений, которые создают возвышенный, торжественный характер  речи. Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции.  Оптимисты:   Выступали организованно. Выделили главное, привели примеры из творчества Байрона. Хорошо охарактеризовали все главные признаки романтического произведения. Удалась часть  выступления, в которой речь шла об особенностях языка романтического произведения.  Соблюдалась грамотность, логичность речи. Пессимисты: 1. Не указали на разочарованность героя, сознательно порвавшего с обществом. Это добровольный  изгнанник, он бунтует против всего, что его окружает. 2. Не упомянули о необычной внешности героя: вспомним: «кудри черные до плеч», горящие черные глаза,  сумрачные брови и т.д. 3. Не сказали о том, что окружает романтического героя: море, горы, природа юга, пышные красоты мира, а возможно, и просто придуманный, воображаемый, нереальный мир. Эксперты:  Ребята­новаторы подготовились очень хорошо. Их выступление отличалось логикой, каждое из  высказываемых положений подтверждалось примерами из творчества Д.Байрона. Хотелось бы  услышать четкий вывод в виде краткого тезиса: трагический герой, трагическая судьба, яркие и  необычные чувства.  Пессимисты правы, указав на необычность еще и зримого облика романтического героя и обстановки, в  которой он оказывается.  Думаем, что выступление звучало бы интереснее, если бы новаторы представили собственные рисунки­ представления романтического героя в необычной обстановке или воспользовались рисунками и  картинами известных художников. Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 8 баллов. Пессимистам – 9 баллов. Меняются ролевые позиции. Теперь каждая группа будет действовать под полями другой «мыслешляпы». 2 раунд: Выступление второй группы. Вопрос: Данко М.Горького ­ романтический герой? Тезисы выступления учащихся:  Данко, выведший людей к солнцу и свету, гибнет. Сердце его растоптано «осторожным человеком». Это  трагический герой.  Ярки и необычны его чувства. Он бунтует против всего, что его окружает. Необычна его внешность: горящие глаза.  Он одинок среди людей, которые не хотят что­либо предпринимать для своего спасения.  Он хочет и может любить всех. Но и в своих чувствах он одинок. По отношению к себе любви людей не  чувствует, герой ее лишен. Осознает свою силу и способность помочь людям, понимает, что нужно  забыть о себе (как у Байрона: «Не мальчик ты!»), потому что нужны «славные дела». Герой Байрона  видит необходимость отдать «свое дыхание в бою» за «славы край». Герой Горького («Что сделаю я для  людей?») вырывает из груди свое сердце, горящее, как солнце, чувством любви и сострадания к слабым  людям, и освещает им путь из мрачного, сырого болота к теплу и свету.  Данко – романтический герой. Выступление закончено. Оптимисты: Замечательное выступление! Коснулись всех отличительных особенностей романтического героя.    Привели примеры­доказательства. Установили параллель с творчеством Байрона.  Сделали вывод, с которым нельзя не согласиться. Пессимисты:  Не отмечено, что герой Горького оказывается в необычных обстоятельствах: не среди пышущей,  радостной природы, а среди топкого болота и страшного, несущего гибель людям леса.  Необычно и событие, участником которого он становится. Данко повел людей за собой, но они, уставшие, готовы убить его. Кульминацией событий становится сцена суда над «смельчаком» Данко. Чувства и  переживания людей и Данко достигают наивысшего накала: что победит – любовь или ненависть? Эксперты: 1. Новаторы привели доказательства того, что Данко – романтический герой, сделали обоснованный вывод.  Вновь вспомнили стихотворение Байрона. Это сопоставление было и оригинальным, и уместным, раскрывающим  суть подвига Данко. 2. Пессимисты внесли важное дополнение о необычности обстоятельств, обстановки, в которой Данко  совершает свой подвиг во имя любви к людям. Новаторам ставим 10 баллов, оптимистам – 9 баллов, пессимистам – 10 баллов. Меняются ролевые позиции. 3 раунд: Выступление 3 группы. Вопрос: М.Горький утверждал: «…романтические образы призваны «запечатлевать в красках, словах,  звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного». (Из писем  А.М.Горького.) Что «красивого, честного, благородного» хотел видеть Горький в человеке?  Тезисы выступления учащихся: 1. Сила воли, решительность. 2. Способность на самопожертвование. 3. Умение любить бескорыстно. 4. Готовность на подвиг во имя любви к людям. Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции. Оптимисты: Ребята умело выделили и назвали главные человеческие качества, которыми М.Горький восхищался и хотел  видеть в людях, мечтал, чтобы они были присущи каждому в тот период истории, когда русское общество было  охвачено предчувствием больших социальных потрясений. Очень важно было быть готовым к подвигу. А для  подвига необходимы те черты человеческой личности, которые он изобразил в Данко. Важным, на наш взгляд,  является замечание, что героизм Данко проявляется в том, что он не бежит от своего слабого окружения, а  отдает силы жалким, трусливым созданиям, мечтая пробудить в их душе светлые порывы к свету и свободе.  Пессимисты:1. Получилось своеобразное перечисление человеческих качеств. Развернутого суждения не услышали. 2. Готовность к «бескорыстной любви» и «готовность на подвиг во имя любви к людям» ­ два качества,  названные «новаторами», ­ нам представляются одним качеством. Не стоило их разъединять и  рассуждать о них в отдельности. 3. Не назвали очень важного качества героя: способности испытывать счастье, внутреннее удовлетворение от достижения цели. М.Горький не случайно говорит о состоянии Данко, выведшего людей из тьмы  болот: оно характеризуется как радостное. Гибель героя и его радость как раз и объясняются тем, что  цель достигнута, тьма преодолена: «…тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах  дождя и золотом сверкала река…» Эксперты:  «Новаторы» справились с поставленной перед ними задачей, ответили на вопрос: «Что «красивого,  честного, благородного» хотел видеть Горький в человеке?» Хотя ответ получился, действительно,  фразовым, мало доказательным.  Оптимисты развернули ответ «новаторов» и сделали его завершенным.  Пессимисты правы в том, что одно и то же качество личности «новаторами» выделено как разные.  Считаем, что рассогласованность группы «новаторов» сказалась на общем результате ответа. Новаторам ставим 5 баллов, оптимистам – 8 баллов, пессимистам – 10 баллов. Меняются ролевые позиции. 4 раунд: Выступление четвертой группы. Вопрос:  Чего испугался «осторожный человек», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? Зачем М.Горький в  финал легенды вводит этого героя? Как финал помогает уточнить смысл легенды о Данко? Тезисы выступления: Непохожие, сильные люди всегда пугали слабых людей своей необычностью, яркостью, умением разрушать то, к чему все так привыкли, умением вносить в жизнь что­то новое. Слабому человеку не хочется этих перемен.  Пусть все будет по­старому! Пусть жизнь течет привычно, размеренно. К чему волнения?! Поэтому он – на  горящее сердце ­ ногой! Это тип «бескрылых» людей, которым не суждены взлеты. (Вспомним других  горьковских героев ­ Сокола и Ужа). Их, «бескрылых», в нашей жизни громадное множество. Но сердце Данко  рассыпалось «в голубые искры», которые «являются» в степи перед грозой и сияют, сияют… М.Горький хотел  подчеркнуть мысль о том, что идеальный мир Данко противостоит реальному, противоречивому, далекому от  идеала. Значимость подвига этим не умаляется. Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции. Оптимисты: Ответ группы продуман, логически выстроен, связан с оценкой нашей реальной, не романтической  действительности. Сумели сделать это интересно, провели параллель с героями «Песни о Соколе». Выводом  стало утверждение, что смысл легенды о Данко – в прославлении подвига. Пессимисты: Не заострили внимания на том, что образ «осторожного человека» дан в финале легенды о Данко. Значит,  Горький придавал ему особое значение. На наш взгляд, стоит противопоставить «осторожного человека» не  Данко, а тем «счастливым» людям, которые вообще не заметили смерти героя и «не видали, что еще пылает  рядом с трупом Данко его смелое сердце», спокойно переступили через него и устремились вперед. Вот что  пугает нас больше всего. А может, подвиг, который совершил Данко, был неразумен? Может, стоило зажечь  факел, дать каждому и добрести до конца леса? Подвиг должен совершаться в разумных пределах. Нам кажется, что М.Горький финалом легенды пытается сказать, что нельзя требовать героизма от всех, но  научиться уважать его можно. Горький не принимает позиций как «осторожного человека», так и  бесчувственных людей, не заметивших горящего сердца Данко. Поэтому смысл легенды не в том, чтобы  прославить подвиг, а в том, чтобы научить людей уважать героизм. Эксперты:  Выступление «новаторов» было обоснованным и интересным, они справились с поставленной перед ними задачей, обнаружили смысл легенды в том, что «идеальный мир Данко противостоит реальному,противоречивому, далекому от идеала». И этим противопоставлением подчеркнули значимость подвига  Данко. «Оптимисты» поддержали проведенную «новаторами» параллель с героями «Песни о Соколе». Они  согласились с тем, что смысл легенды о Данко – в прославлении подвига.   Новый взгляд на смысл финала легенды представили «пессимисты», увидевшие большее зло в  бесчувственности и неблагодарности свободных после выхода из болота людей. Финал легенды они  осмыслили по­своему интересно: Горький не требует героизма от всех, но учит его уважать.  Считаем, что все группы в четвертом раунде поработали особенно интересно и открыли перед своими  товарищами возможность рассуждать дальше над вопросами: 1. Разумен или неразумен поступок Данко? 2. Каким должен быть человек и как ему жить среди людей? 3. Действительно ли «в жизни всегда есть место подвигу»? Новаторам ставим 10 баллов, оптимистам – 10 баллов, пессимистам – 10 баллов. Заполняем таблицу, считаем  очки. Победившая группа выходит на награждение. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали, сумели не просто войти в мир романтического произведения, но  и почувствовать авторскую оценку – восхищение силой, красотой, неординарностью человеческой личности. А  ведь образ повествователя – один из самых незаметных в произведении, он обычно остается в тени. Но у  Горького герой­рассказчик является важнейшим средством выражения авторской позиции. Заинтересованный  взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и  рассказывает о них.  Домашнее задание: сочинение­рассуждение на одну из тем, обозначенных нашими экспертами в конце  четвертого раунда.  Главный итог занятия ­ реализованная возможность эффективно управлять своим мышлением в ходе  совместной деятельности, думать не стихийно, а упорядоченно. Дети работают с информацией, слушают и  слышат друг друга, представляют найденную информацию, аргументируют свою точку зрения, видят слабые и  сильные стороны в обсуждаемой проблеме, находят погрешности и несовершенство предложенной информации  и тем самым в групповой работе достигают положительных результатов в их логическом обосновании. Это  воспитывает культуру обмена мнениями, подводит к мысли о незавершенности многих суждений и  необходимости мыслить дальше, обнаружив скрытую ценность в том, что пока до конца еще не поняли,  возможно, не заметили. Так выработанным идеям предстоит дальнейшее развитие и совершенствование в  индивидуальной творческой работе под полями «красной шляпы», т.е. на уровне эмоций: нравится ли идея?

Посмотрите также