Игра – драматизация в работе с дошкольниками
С ранних лет каждый ребенок стремится проявить творчество. Для своих воспитанников создала богатую развивающую среду по театрализованной деятельности. Ребята знакомятся и пробуют свои силы в различных видах театра, многие пособия к которым я сделала сама. Это разные виды пальчикового, кукольного, настольного театров, театр картинок и теневой, маски и фланелеграф.
В своем детском коллективе, стараюсь создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряю желание малышей быть непохожими на других, стараюсь разбудить их фантазию и максимально реализовать способности детей.
На первом этапе работы, выявляю склонности и способности каждого ребенка и нацеливаю их на самостоятельное творчество. В этом мне очень помогают игровые этюды и упражнения на выразительность жестов, выражение основных эмоций, на развитие внимания, памяти.
Предлагаю детям понятные им различные ситуации и акцентирую внимание на их решении. Например: прошу ребят помочь найти убежавшего мышонка или внимательно прислушаться к звукам и узнать, кто спрятался за ширмой или стоит за дверью, осторожно перенести корзину с котенком в другое место так, чтобы он не проснулся. Прошу детей произнести одну и ту же фразу с разной интонацией, и попытаться выразить разные эмоциональные состояния: Котенок испугался, обрадовался, удивился и т.д. в работе над развитием эмоций у ребят использую мимические маски, карточки. Дети определяют, правильно ли партнер по игре передает настроение, обозначенное на карточке - схеме и сами попробуют изменить выражение лица у зеркала.
В моей работе спектакль не является целью. Он дает возможность более эффективно и всесторонне развивать детей. Поэтому тема спектакля определяется программными задачами конкретного возраста ребят.
Дошкольники младшего и среднего возраста обыгрывают небольшие диалоги, участвуют в маленьких эпизодах, простейших танцевальных зарисовках. Соответственно и спектакли для них выбираю не сложные, состоящие из небольших эпизодов, объединенных одним сюжетом, где главный герой встречается с другими персонажами и его действия и текст повторяются из эпизода к эпизоду. И малыши легко запоминают и выполняют их.
Перед детьми старшей и подготовительной группы ставлю более сложные задачи. Они уже способны взять на себя главную роль в спектакле и находиться в поле зрения зрителей во время всего действия. Старшие дошкольники могут передавать эмоциональное состояние своего героя и голосом, и жестом, и движениями, а также понимают эмоциональное состояние партнеров по игре. Они и поют и танцуют, осознанно выполняют оправданные ролью действия, находясь как на переднем плане в качестве главного действующего лица в конкретном эпизоде, так и на заднем плане.
Определив тему спектакля и четко обозначив для себя, что хочу донести до зрителя, приступаю к написанию сценария.
Работу над спектаклем начинаю со знакомства детей со сценарием. И уже вместе с ними решаем, где происходит действие, какой характер у героя, почему он поступил так, а не иначе. Исходя из этого, определяем, как появится на сцене тот или иной герой, как будет строиться его общение с партнерами, интонации, как он движется. Далее работа идет по отдельным эпизодам в форме этюдов с импровизацией текста, и от детей не требую его дословного запоминания, а стараюсь помочь им понять то, о чем говорим. Вместе объясняем поступки и действия героев, внимательно выслушиваем все предложения. В результате такой работы, одна и та же роль у разных исполнителей может звучать по–разному, но при этом сохраняя основную идею спектакля. Ведь у каждого ребенка свой темперамент, свое видение образа – это может быть и испуганный щенок, и взрослая собака, добрая или сердитая. Ребенок сам определяет, каким будет его герой. При этом, если необходимо, я корректирую действия детей, но не прямыми указаниями, а наводящими вопросами, примерами из их опыта – вот здесь и вспоминаем работу над этюдами. Обязательно даю ребятам возможность попробовать себя в любой роли – этим поддерживаю интерес к театральным играм и желание принимать в них участие.
В каждой группе есть робкие, застенчивые дети. Чтобы заинтересовать их, предлагаю роли без слов, с использованием жестов, мимики, и если необходимо нахожусь рядом с ребенком и действую вместе с ним. В результате даже очень нерешительный малыш сам изъявляет желание участвовать в театральных играх, становится более активным, общительным, уверенным в себе.
При подборе музыкального оформления к спектаклю, иногда предлагаю детям послушать музыку и определить характер героя, как он будет двигаться, что делать, и опираясь на музыку мы создаем образ персонажа. Или иду по другому пути – уже в соответствии со сложившимся образом, характером героя подбираю музыку.
Со своими ребятами я не ставлю ежемесячно по спектаклю, но к каждому развлечению, утреннику готовим небольшие сюжеты, так называемые мини – спектакли. А вот в конце учебного года мы обязательно приглашаем всех детей нашего детского сада, родителей, сотрудников на премьеру спектакля, в котором для каждого ребенка есть роль, не обязательно главная. Это может быть и участие в танцевальной зарисовке, и голос за кадром, и птица, которая пролетела мимо, и заяц, убегающий от кого – то. Главное, для меня помочь почувствовать каждому ребенку, что он значим и талантлив.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.