Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста

  • doc
  • 11.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала игра.doc

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста

Игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Это наиболее доступный и в то же время наиболее развивающий вид деятельности детей. Ученые разделяют игру на две категории – сюжетную игру и игру с правилами. В сюжетно-ролевой игре ребенок представляет что-либо, создает воображаемую ситуацию, а в игре с правилами он старается достичь выигрыша. Игре, ее способам ребенок учится от других детей. В отличие, например, от обучения чтению или письму, этот процесс происходит незаметно, при совместной игре ребенка со старшим братом или сестрой либо с другими детьми, которые уже имеют определенные игровые навыки. Большую роль в передаче способов игры выполняют игрушки. В наше время у детей скорее избыток игрушек, чем их недостаток, которые ему больше мешают, чем помогают играть. Особенно это касается очень крупных мягких игрушек, которые любят дарить ребенку взрослые. Если ребенок редко использует их в игре и не выражает к ним особых положительных эмоций, желательно избавляться от них под различными благовидными предлогами. Как это ни парадоксально, избыток игрушек приносит обычно больше вреда, чем их дефицит.

Зачем же игра нужна ребенку? В сюжетно-ролевой игре и игре с правилами ребенок развивается в разных направлениях. Прежде всего в сюжетной игре у ребенка развивается воображение, а, следовательно, способность к творчеству. В игре наиболее успешно и естественно проходит социализация ребенка, через принятие на себя различных ролей. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. Еще одна уникальная особенность игры состоит в том, что такие довольно сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, принятие и открытое выражение эмоций(в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним – здесь не только допустимы, но и составляют саму ее суть. Все происходит естественно, - ведь это «всего лишь» игра. В игре с правилами, которая является, по сути, совместной деятельностью, у ребенка появляются представления о таком моральном качестве, как справедливость. Он учится соблюдать правила, общие для всех. Умение переживать поражения пригодится ему в будущем, когда он столкнется уже с жизненными коллизиями.

Для успешной игры ребенка важно правильно подобрать игровой материал. Игра не представляет собой неизменное явление на протяжении всего дошкольного детства. Ребенок меняется, и вместе с ним изменяются и способы игры. Если ребенок двух лет, подражая матери, «размешивает кашу» в игрушечной кастрюльке, то старший дошкольник уже способен выстроить сложные сюжетные комбинации. Ему так же необходимы игрушки, но уже не такие, как для двухлетнего ребенка.

Умение играть очень важно для детей. Можно сказать, что ребенок, хорошо умеющий играть, столь же популярен среди сверстников, как взрослый, умеющий поддержать разговор на любую тему. У такого ребенка много друзей, он с удовольствием ходит в детский сад, всегда в хорошем настроении. Как следствие этого, редко болеет. Способность к творчеству, для развития которой наиболее подходит дошкольный возраст, пригодится ребенку в дальнейшем. Современный мир стремительно меняется, и конкретные знания постоянно устаревают. Для успешной социализации человека важным фактором становится креативность мышления, способность к созданию и восприятию принципиально новых идей.

Также существует положительный эффект, который получают взрослые в семье и в детском саду от умения ребенка играть. Одним из качеств любой успешной деятельности ребенка является отсутствие психического насыщения от нее. Так, у ребенка, который умеет играть, сюжет получает динамичное развитие, и, как следствие, игра становится продолжительной. Что высвобождает время у взрослого. Если ребенок играть не умеет, а просто повторяет одно и тоже действие, то он быстро пресыщается игрой.Так что давайте будем давать возможность детям дошкольного возраста больше играть! Играть самим, играть со сверстниками, играть со взрослыми!