Игра «Экологическая ромашка» на основе учебного сотрудничества обучающихся 1-ого и 3-ого классов.
Оценка 4.8

Игра «Экологическая ромашка» на основе учебного сотрудничества обучающихся 1-ого и 3-ого классов.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
экология
1 кл—3 кл
07.01.2024
Игра «Экологическая ромашка» на основе учебного сотрудничества обучающихся 1-ого и 3-ого классов.
Игра по экологии
экологическая ромашка.docx

                                

                                                                     Составили и провели:

Чувакова Лариса Ивановна, учитель-наставник,

Самойлова Екатерина Владимировна, молодой специалист

МБОУ «Северская гимназия»

 

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности

Тема: Игра «Экологическая ромашка» на основе учебного сотрудничества обучающихся 1-ого и 3-ого классов.

Классы:1, 3.

Предметная область: внеурочная деятельность.

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Форма организации занятия: игра.

Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная.

Цель: создать условия для совместного сотрудничества первоклассников и третьеклассников с помощью игры «Экологическая ромашка».

Задачи:

Предметные:  - привлечь внимание обучающихся  к экологическим проблемам;

                           - расширять кругозор и знания о природе;

                           - формировать у обучающихся знаний по  экологии.

Метапредметные: (См. в таблице)

Личностные:

- воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому;

- развивать эмоционально — нравственную отзывчивость, доброжелательность;
 - формировать положительное отношение первоклассников к сотрудничеству с

третьеклассниками;

- развивать стремление третьеклассников помогать первоклассникам и делиться с ними

накопленными знаниями.

Основное понятие: экология.

Ресурсы: Основные: ромашки с заданиями, жетоны, медали, дополнительная ромашка с чистыми лепестками.

Дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Организация учебного пространства: работа в группах.

                                                                       Ход внеурочного занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Метапредметные задачи

(УУД)

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступительная часть.

 

А). Организационный

момент.

 

 

 

 

Б). Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В). Определение темы занятия.

Приветствует, создаёт эмоционально-положительный настрой обучающихся.

- Здравствуйте ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

Выявляет уровень знаний.

- Сегодня утром один ученик мне задал интересный вопрос. Помогите на него ответить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводит обучающихся к определению темы занятия.

- Дорогие друзья, экология это очень важная наука, потому что она учит нас бережно относиться  к окружающему миру, к Земле. Послушайте стихотворение Якова Акима  «Наша планета».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Определите главную мысль стихотворения  «Наша планета».

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяет правила работы.

- Дорогие ученики вас раздели на группы: 1- я группа, 2-я группа, 3-я группа.

В состав 1-й и 2-й групп входят первоклассники и третьеклассники. Первоклассники внимательно слушают задания  и выполняют их, а задача третьеклассников не давать готовые ответы, а внимательно выслушать мнение учеников помладше и при необходимости дать подсказку им, опираясь на собственные знания.

3-я группа состоит из третьеклассников, их мы будем называть Знатоками.  Задача 3-й группы состоит в оценивании ответов 1-й и 2- й групп и оказании им  помощи  (при необходимости).

Сегодня мы проведём игру «Экологическая ромашка».

У каждой группы на парте есть ромашка с шестью лепестками (Приложение1), которые имеют свои названия. На обратной стороне лепестка дано задание.

 

Осознают важность и интерес выполнения задания и активно включаются в процесс.


 

 

Третьеклассник задаёт вопрос:

- Здравствуйте.  Сегодня утром я встретил в школе старшеклассников.  Они сказали мне, что идут на урок экологии.  На прошлой неделе к нам в лес приходили малыши из детского сада.  Они кормили белочек и птичек. Мне они  сказали: „Мы — юные экологи!“

Интересно, почему мы так часто слышим слово „экология“?  Может быть, вы, ребята, мне объясните?

Обучающиеся отвечают на вопрос ученика, исходя из жизненного опыта.

 

Определяют тему занятия:

первоклассник читает стихотворение:

Якова Акима  «Наша планета».

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных, 
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

слушают, определяют основную мысль стихотворения и тему занятия

 

Обучающиеся слушают учителя.

Коммуникативные: планирование сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные (логические): установление причинно-следственных связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (логические): анализ и синтез.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Основная часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть.

Обеспечивает совместное сотрудничество обучающихся первого и третьего классов через выполнение различных заданий «Экологической ромашки». Задание 1- Пора начинать  игру. Первый лепесток называется «Экологический блиц». Оторвите данный листок и переверните его.  Сейчас мы проведём с вами блиц-турнир. За 3 минуты вам нужно дать ответы на представленные вопросы (Приложение 2).

 

 

 

 

- Время вышло, будем проводить проверку.

 

 

 

 

 

 

Задание 2.- Возьмите следующий лепесток «Экологические пословицы». На обратной стороне 1-й и 2-й группам нужно собрать пословицы (Приложение 3), которые рассыпались на две части и объяснить их значение. 3-й группе  нужно самим  вспомнить пословицы об охране природы.

- Проведём проверку ваших работ. 1-я группа,  какие пословицы у вас получились? Как вы понимаете данные пословицы? 2-я группа, зачитайте пословицы. Объясните их значения. 3  группа, какие пословицы об охране природы вы вспомнили?

- Объясните значение любой из пословиц.  1-я и 2-я группы, вы согласны с мнением Знатоков и почему

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3.  В нашей жизни встречается множество экологических ситуаций, которые очень часто зависят от человека. Такие ситуации мы с вами сейчас разберём. Возьмите следующий лепесток «Экологические ситуации». Каждой группе даны свои ситуации (Приложение 4). Ваша задача прочитать и подумать, как поступить в данной ситуации, чтобы не навредить природе.

- Приступим к проверке ваших работ.

Задание 4. Очень часто человек не замечает, насколько полезны  животные. От некоторых из них, поступили анонимные жалобы (Приложение 5). Ваша задача отгадать, кто отправитель жалобы. Оторвите следующий лепесток «Экологические жалобы».    Приступаем к выполнению задания.

- Давайте узнаем, от кого поступили жалобы.

- Мы с вами послушали жалобы животных. Все они связаны с тем, что животных недооценивают. Команда Знатоков, расскажите, а чем ещё полезны перечисленные животные. 

- Животные забирают свои жалобы, потому что мы с вами убедились,  насколько они значимы. И теперь я предлагаю вместе с животным миром провести Физкультминутку.

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-медведицей шел медвежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Все мамы и дети напиться хотят. (Показываю движения, как звери пьют воду)

Задание 5. Как мы знаем, в нашей стране существует не малое количество экологических проблем. И сейчас мы с вами остановимся на некоторых из них. Возьмите лепесток под названием «Экологические проблемы».

- Переверните лепесток (Приложение 6). Для 1-й и 2-й групп даны картинки, по которым вам нужно определить проблемы. 3-я группа, исходя их собственных знаний,  запишите, какие экологические проблемы вы знаете.

- Давайте узнаем, с какими экологическими проблемами сталкивается  и борется человек. 

 

 

 

Задание 6. Чтобы человек помнил о правилах поведения на природе, придумали экологические знаки. Возьмите следующий лепесток (Приложение 7). Задание для 1-й и 2-й групп: рассмотрите знаки и определите, что запрещается делать на природе. Знатоки, ваша задача будет, составить правила друзей природы.

- Приступим к проверке. Что не нужно делать, если мы хотим сохранить природу?

 

 

 

 

 

Подводит итоги игры: подсчёт жетонов (Приложение 9):

- Наша игра  «Экологическая ромашка»  подходит к концу. Сегодня, мы затронули очень важные экологические вопросы. Каждая группа работала активно, что подтверждают полученные вами жетоны. Посчитайте их количество.

 

-определение  группы из 1-й и 2-й групп, получившей наибольшее количество жетонов и вручение её участникам медалей (Приложение 10). Другой группе также

-вручаются медали (Приложение 11).

-вручение медалей (Приложение 12) 3-й команде (Знатокам).

-проведение заключительной игры:

- Сегодня вы вспомнили и узнали немало правил, которые нужно соблюдать, чтобы сохранить природу. В заключении мы с вами проведём игру. Я буду читать стихотворение. Если вы согласны, говорите: «Это я! Это я! Это все мои друзья!» Если не согласны - топаете ногами.

Мухомор увидев, я мимо прохожу друзья.

Я люблю в лесу гулять, разные цветочки рвать.

Мы малину собираем. С корнем кустик вырываем.

Веточки мы не ломаем когда по лесу гуляем.

Чтобы ягоды собрать. Надо ветки обломать.

Муравейник мы найдём, понаблюдаем и уйдём.

Мы ежонка увидали, и домой его забрали.

Магнитофон возьмём в лесок  заглушим птичек голосок.

Не развожу костров в лесу, берегу его красу.

Ландышей нарву в лесу, в подарок

маме принесу.

 

- Дорогие ребята спасибо за игру. Я надеюсь, что каждый из вас не останется в стороне и будет делать всё, чтобы сохранить природу на Земле.

 

 

 

 

 

В режиме блиц-турнира отвечают на вопросы. В 1-й и 2-й группах отвечают первоклассники, третьеклассники следят за процессом и при необходимости подсказывают. 3-я группа отвечают на представленные вопросы для 3-его класса. 

 

Первоклассники зачитывают ответы, третьеклассники 3-й группы проверяют и оценивают ответы. Ответы 3-й группы проверяет учитель. Если все ответы правильные, группы получают жетон. 

 

Выполняют задание на лепестке «Экологические пословицы».

 

1-я, 2-я группы зачитывают получившиеся  пословицы, объясняя их значения (отвечают первоклассники, третьеклассники дополняют ответы). Знатоки проверяют правильность выполнения задания и исправляют ошибки (при необходимости). 

3-я группа зачитывает свои пословицы.

Знатоки объясняют значение пословицы. 1-я и 2-я группы оценивают ответ 3-й группы.

За правильно выполненное задание группам выдаётся жетон.

 

Слушают задание и приступают к выполнению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы 1-й и 2-й групп оценивает 3-я группа. Ответ 3-й группы оценивает учитель, а 1-я и 2-я группы, при необходимости дополняют.

Читают жалобы и определяют животного.

Группы зачитывают свои ответы и за правильно выполненное задание получают жетон.

3-я команда определяет значимость животных для природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения физкультминутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания по группам.

1-я и 2-я группы, а именно первоклассники (третьеклассники дополняют), рассказывают об экологических проблемах по картинкам.

Группа знатоков оценивают ответы других групп и зачитывают свои экологические проблемы, которые они определили, и о которых ещё не было сказано. 

За правильно выполненное задание группы получают жетон.

 

 

Выполняют задание в группах. Правила друзей природы, знатоки оформляют в виде ромашки (Приложение8).

 

Знатоки оценивают ответы 1-й и 2-й групп.

3-я группа презентует другим группам ромашку с правилами друзей, после чего передаёт данное изделие первоклассникам, в качестве памятки.  

За успешное выполнение задания группы получают жетон.

Медали 1-й и 2-й группам дарит 3-я группа. При этом их задача не только вручить медали, но и седлать выводы о проделанной работе групп.

3–й группе медали вручает учитель, сделав выводы о проделанной  работе.

 

Слушают и выполняют действия, согласно правилам игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (логические): анализ и синтез

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: адекватное восприятие оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (общеучебные): смысловое чтение; (логические) анализ и синтез

Коммуникативные: участвовать в работе группы,  умение договариваться

 

Регулятивные: коррекция (внесение дополнений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (логические): построение логической цепочки рассуждений

 

 

Регулятивные: (оценка ) адекватное восприятие оценки учителя; (коррекция) внесение дополнений.

 

 

 

Познавательные (общеучебные): смысловое чтение; (логические) анализ и синтез

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: построение речевого высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: (саморегуляция) способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (общеучебные): преобразование модели

Коммуникативные:

договариваться друг с другом, слушать и понимать других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (общеучебные): преобразование модели

Познавательные (логические): установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в письменной и устной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: (оценка) адекватная оценка выполненных действий; оценивать результаты чужой деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: (оценка) осознание качества и уровня усвоения

                                                          

 

 

 

Приложение 1. Экологическая ромашка.

Приложение 2. Блиц-турнир        

Вопросы для 1 класса:   Первая команда

  1. Кто бежит задними ногами вперед? (заяц)
  2. Кто слышит ногами? (кузнечик)
  3. Назовите животное,  похожее на кошку? (рысь)

4.  Какой зверь самый чистоплотный? (барсук)

      5.  Самое прожорливое насекомое планеты. (стрекоза)

Вопросы для 1 класса:   Вторая команда

      6.  Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (поползень)

7.  Сколько ног у паука? (8)

      8.  Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)

      9.  Какой зверь любит малину? (медведь)

10.Какая птица быстро бегает, но не летает. (страус)

Вопросы для 3 класса:

  1. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвины)
  2. Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (клест)
  3. Назовите грибы – подснежники? (строчки, сморчки)
  4. Самый быстрый зверь на планете? (гепард)
  5. Кто лечится мухоморами? (лось)
  1. Молоко какого животного самое жирное? (у кита)
  2. Какие звери рождаются зрячими? (зайчата)
  3.  Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)
  4.  Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (мать-и-мачеха в апреле)
  5.  Какое из морских обитателей самое умное? (дельфин)

Приложение 3.  Экологические пословицы

Задание для 1-й группы

Одно дерево срубил -       круглая сирота.

Без хозяина земля             голоду не видеть.

Возле леса жить -             посади сорок.

Задание для 2-й группы

Где много пташек,                       украшение.

Растение – земли                    вырастить - года.

Сломать дерево – секунда,    там нет букашек.   

 

 

 

Приложение 4 .Экологические ситуации

Задание для 1-й группы

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов. 
- Что ты делаешь? – спросила старушка. 
- Пчел гоняю, они цветы жалят. Старушка улыбнулась, и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого он выбросил прутик, удивленно пожав плечами. 
Что рассказала старушка мальчику? 

 

Задание для 2-й группы

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась ее мечта. И вот теперь у нее появился новый друг – щенок по кличке Верный. Катя первое время играла с ним, кормила, гуляла. А потом у нее появилась говорящая кукла. О щенке Катя даже вспоминать не хотела, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице». Правильно ли поступила девочка? Почему? 

Задание для 3-й группы

Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник. 
- Давай посмотрим, что внутри муравейного домика, – сказал Алеша. 
- Давай, – с интересом ответила Света. 
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: 
- Если бы муравьи умели говорить, они бы сказали вам…. Что сказали бы муравьи? 

Приложение 5.   Экологические жалобы

Задание для 1-й группы

Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, говорят, что противная, бородавчатая, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

Задание для 2-й группы

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.

Задание для 3-й группы

Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо.

Приложение 6. Экологические проблемы

Задание для 1-й группы

 

 


Задание для 2-й группы

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 7. Экологические знаки

Задание для 1-й группы

 

 

 

Задание для 2-й группы

 

 

 

 


 

Приложение 8.    Пример экологической ромашки   (Правила друзей природы)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9.    Жетоны

Картинки по запросу экология эмблема

Картинки по запросу экология эмблема

Картинки по запросу экология эмблема

Картинки по запросу экология эмблема

 

 

Приложение 11.  Медаль участнику игры «Экологическая ромашка»

Приложение 10.  Медаль группе, набравшей большее количество жетонов

Приложение 12.  Медаль Знатоку игры «Экологическая ромашка»


 

Составили и провели: Чувакова

Составили и провели: Чувакова

Вступительная часть. А). Организационный момент

Вступительная часть. А). Организационный момент

Вступительная часть. А). Организационный момент

Вступительная часть. А). Организационный момент

Осознают важность и интерес выполнения задания и активно включаются в процесс

Осознают важность и интерес выполнения задания и активно включаются в процесс

Основная часть.

Основная часть.

Основная часть.

Основная часть.

Основная часть.

Основная часть.

Основная часть.

Основная часть.

Приложение 1. Экологическая ромашка

Приложение 1. Экологическая ромашка

Приложение 4 .Экологические ситуации

Приложение 4 .Экологические ситуации

Задание для 1-й группы

Задание для 1-й группы

Приложение 11. Медаль участнику игры «Экологическая ромашка»

Приложение 11. Медаль участнику игры «Экологическая ромашка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2024