«Физический Эрудит"
· Название: "Физический Эрудит"
· Формат: Классическая "Что? Где? Когда?" с вращающимся волчком и секторами на столе. Класс делится на 2-3 команды знатоков (по 5-6 человек). Остальные ученики могут быть зрителями или "клубом телезрителей", который готовит свои вопросы.
· Длительность: 1-2 учебных часа (в зависимости от количества вопросов).
· Реквизит: Волчок (можно заменить юлой или приложением на телефоне), игровое поле с номерами секторов, конверты с вопросами, чёрный ящик, музыкальная пауза (например, скрипичный ключ на поле), табло для счёта, секундомер.
Структура игры
1. Раунд: 1 минута на обсуждение каждого вопроса.
2. Ответ: Капитан команды назначает отвечающего. Принимается только один ответ.
3. Очко: За правильный ответ команда получает 1 очко. За неправильный — очко получают "авторы вопроса" (ведущий засчитывает победу телезрителям или другой команде, если это командный формат).
4. Победа: Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков после всех раундов.
Вопросы для игры (разделены по сложности и темам)
Я подготовила 13 вопросов — полный игровой круг + супер-блиц. Сложность возрастает от начала к концу.
Вопросы для 7-9 классов (базовые, но требующие смекалки)
1. Вопрос о простом механизме.
· Вопрос: "Этот предмет лежит в чёрном ящике. Он был изобретён в Древнем Риме и является одним из простейших механизмов. С его помощью Архимед, если верить легенде, был готов перевернуть весь мир. Что в чёрном ящике?"
· Ответ: Рычаг. (В ящик можно положить маленький рычаг или монтировку).
· Физика: Простые механизмы. Правило рычага.
2. Вопрос-загадка.
· Вопрос: "Я существую благодаря тому, что светит Солнце. Я могу быть лёгким, как пух, и сильным, как удар. Я невидим, но ты видишь мою работу. Я заставляю флаги развеваться на ветру и корабли плыть по морю. Кто я?"
· Ответ: Ветер (или движение воздуха).
· Физика: Атмосферное давление, конвекция, энергия Солнца.
3. Вопрос на наблюдательность.
· Вопрос: "Почему, когда вы выходите из речки после купания, вам становится холодно, даже если стоит жаркий день?"
· Ответ: Испарение воды с поверхности тела требует энергии, которая отбирается у тела, охлаждая его.
· Физика: Испарение и охлаждение.
4. Вопрос из истории физики.
· Вопрос: "По легенде, учёный, наблюдая в соборе за качающейся люстрой, обнаружил важный закон. Он измерял время по собственному пульсу. Назовите учёного и физическую величину, постоянную для этого явления."
· Ответ: Галилео Галилей. Период колебаний (для маятника одной длины постоянен).
· Физика: Колебания маятника.
Вопросы для 9-11 классов (более сложные)
5. Вопрос о давлении.
· Вопрос: "Почему остро заточенный нож режет хлеб лучше, чем тупой?"
· Ответ: Острый нож имеет гораздо меньшую площадь лезвия. При одной и той же силе давление получается гораздо больше. P=F/SP=F/S.
· Физика: Давление твёрдых тел.
6. Вопрос-парадокс.
· Вопрос: "Что тяжелее: тонна пуха или тонна железа?"
· Ответ: Массы равны (по 1000 кг). Но если учитывать выталкивающую силу воздуха, то тонна пуха имеет немного больший объём и на неё действует большая сила Архимеда. Поэтому её вес в воздухе будет чуть меньше.
· Физика: Масса, вес, сила Архимеда.
7. Вопрос о звуке.
· Вопрос: "Почему в пустой комнате сильнее слышно эхо, чем в меблированной?"
· Ответ: Мягкая мебель, ковры, шторы поглощают звуковые волны, а голые стены, пол и потолок — отражают.
· Физика: Отражение звука (эхо), поглощение звука.
8. Вопрос с подвохом.
· Вопрос: "Два друга поспорили: один утверждал, что молекулы горячей воды движутся быстрее, чем холодной. Второй сказал, что скорость молекул зависит только от вещества. Кто прав?"
· Ответ: Прав первый. Средняя скорость хаотического движения молекул прямо пропорциональна температуре.
· Физика: Молекулярно-кинетическая теория, температура.
9. Вопрос о космосе.
· Вопрос: "Если в открытом космосе, где нет воздуха, раскрутить большой винт (пропеллер), сможет ли космический корабль таким образом двигаться?"
· Ответ: Нет. Для движения по закону сохранения импульса нужно отбросить от корабля какую-то массу. Винт будет просто вращаться в пустоте, "зацепляться" ему не за что.
· Физика: Закон сохранения импульса, реактивное движение.
10. Вопрос о свете.
· Вопрос: "Почему заходящее Солнце кажется нам красным?"
· Ответ: Лучи света с короткой длиной волны (синие, фиолетовые) сильнее рассеиваются в атмосфере. К вечеру свет проходит больший путь в атмосфере, и до нас доходят в основном лучи с длинной волной (красные, оранжевые).
· Физика: Рассеяние света (Рэлеевское рассеяние).
Сложные вопросы (для финала)
11. Вопрос "Чёрный ящик".
· Вопрос: "В чёрном ящике находится устройство, принцип действия которого описал в 1657 году французский физик и священник. Это устройство использует два разных физических явления, чтобы выполнять свою основную функцию. Одно явление — это испарение, другое — теплопередача. Что в чёрном ящике?"
· Ответ: Термос (сосуд Дьюара). Создаёт вакуум для уменьшения теплопередачи и имеет зеркальную поверхность для уменьшения излучения. Испарение используется при создании вакуума.
· Физика: Теплопередача (конвекция, теплопроводность, излучение), вакуум.
12. Вопрос от "клуба телезрителей".
· Вопрос: "Инженер предложил оригинальную схему вечного двигателя: по наклонному жёлобу скатывается шарик, внизу он попадает в вертушку, похожую на колёсико для белки, раскручивает её, а та, в свою очередь, с помощью системы шестерёнок поднимает шарик на исходную позицию. Почему эта машина не будет работать вечно?"
· Ответ: Из-за трения и сопротивления воздуха часть энергии будет теряться и превращаться в тепло. С каждым циклом шарик будет подниматься всё ниже и вскоре остановится. Нарушается закон сохранения энергии.
· Физика: Закон сохранения энергии, КПД, вечный двигатель (perpetuum mobile).
13. Супер-блиц (3 вопроса за 2 минуты для одной команды)
· Вопрос 1: При каком условии тело плавает?
o Ответ: Если сила Архимеда равна силе тяжести. (FA=FтFA=Fт)
· Вопрос 2: Как называется явление резкого роста амплитуды колебаний при совпадении частот?
o Ответ: Резонанс.
· Вопрос 3: Какая элементарная частица является квантом света?
o Ответ: Фотон.
Рекомендации по проведению
1. Ведущий: Им должен быть учитель или старшеклассник.
2. Вы можете легко заменить вопросы на свои, более подходящие для конкретного класса.
3. Для некоторых вопросов подготовьте простые опыты или видео. Например, для вопроса о давлении можно показать два ножа — острый и тупой.
4. Сделайте перерыв в середине игры, включив отрывок из песни, связанной с физикой (например, "Трава у дома" группы "Земляне" про космос).
5. Подготовьте грамоты, медали или "пятёрки" по физике для победителей.
Удачи в проведении игры! Это отличный способ оживить урок и показать, что физика — это не только формулы, но и увлекательный мир вокруг нас.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.