Игра "Физический Эрудит"

  • docx
  • 29.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Физический эрудит.docx

«Физический Эрудит"

·         Название: "Физический Эрудит"

·         Формат: Классическая "Что? Где? Когда?" с вращающимся волчком и секторами на столе. Класс делится на 2-3 команды знатоков (по 5-6 человек). Остальные ученики могут быть зрителями или "клубом телезрителей", который готовит свои вопросы.

·         Длительность: 1-2 учебных часа (в зависимости от количества вопросов).

·         Реквизит: Волчок (можно заменить юлой или приложением на телефоне), игровое поле с номерами секторов, конверты с вопросами, чёрный ящик, музыкальная пауза (например, скрипичный ключ на поле), табло для счёта, секундомер.

Структура игры

1.    Раунд: 1 минута на обсуждение каждого вопроса.

2.    Ответ: Капитан команды назначает отвечающего. Принимается только один ответ.

3.    Очко: За правильный ответ команда получает 1 очко. За неправильный — очко получают "авторы вопроса" (ведущий засчитывает победу телезрителям или другой команде, если это командный формат).

4.    Победа: Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков после всех раундов.

 

Вопросы для игры (разделены по сложности и темам)

Я подготовила 13 вопросов — полный игровой круг + супер-блиц. Сложность возрастает от начала к концу.

Вопросы для 7-9 классов (базовые, но требующие смекалки)

1. Вопрос о простом механизме.

·         Вопрос: "Этот предмет лежит в чёрном ящике. Он был изобретён в Древнем Риме и является одним из простейших механизмов. С его помощью Архимед, если верить легенде, был готов перевернуть весь мир. Что в чёрном ящике?"

·         Ответ: Рычаг. (В ящик можно положить маленький рычаг или монтировку).

·         Физика: Простые механизмы. Правило рычага.

2. Вопрос-загадка.

·         Вопрос: "Я существую благодаря тому, что светит Солнце. Я могу быть лёгким, как пух, и сильным, как удар. Я невидим, но ты видишь мою работу. Я заставляю флаги развеваться на ветру и корабли плыть по морю. Кто я?"

·         Ответ: Ветер (или движение воздуха).

·         Физика: Атмосферное давление, конвекция, энергия Солнца.

3. Вопрос на наблюдательность.

·         Вопрос: "Почему, когда вы выходите из речки после купания, вам становится холодно, даже если стоит жаркий день?"

·         Ответ: Испарение воды с поверхности тела требует энергии, которая отбирается у тела, охлаждая его.

·         Физика: Испарение и охлаждение.

4. Вопрос из истории физики.

·         Вопрос: "По легенде, учёный, наблюдая в соборе за качающейся люстрой, обнаружил важный закон. Он измерял время по собственному пульсу. Назовите учёного и физическую величину, постоянную для этого явления."

·         Ответ: Галилео Галилей. Период колебаний (для маятника одной длины постоянен).

·         Физика: Колебания маятника.

Вопросы для 9-11 классов (более сложные)

5. Вопрос о давлении.

·         Вопрос: "Почему остро заточенный нож режет хлеб лучше, чем тупой?"

·         Ответ: Острый нож имеет гораздо меньшую площадь лезвия. При одной и той же силе давление получается гораздо больше. P=F/SP=F/S.

·         Физика: Давление твёрдых тел.

6. Вопрос-парадокс.

·         Вопрос: "Что тяжелее: тонна пуха или тонна железа?"

·         Ответ: Массы равны (по 1000 кг). Но если учитывать выталкивающую силу воздуха, то тонна пуха имеет немного больший объём и на неё действует большая сила Архимеда. Поэтому её вес в воздухе будет чуть меньше.

·         Физика: Масса, вес, сила Архимеда.

7. Вопрос о звуке.

·         Вопрос: "Почему в пустой комнате сильнее слышно эхо, чем в меблированной?"

·         Ответ: Мягкая мебель, ковры, шторы поглощают звуковые волны, а голые стены, пол и потолок — отражают.

·         Физика: Отражение звука (эхо), поглощение звука.

8. Вопрос с подвохом.

·         Вопрос: "Два друга поспорили: один утверждал, что молекулы горячей воды движутся быстрее, чем холодной. Второй сказал, что скорость молекул зависит только от вещества. Кто прав?"

·         Ответ: Прав первый. Средняя скорость хаотического движения молекул прямо пропорциональна температуре.

·         Физика: Молекулярно-кинетическая теория, температура.

9. Вопрос о космосе.

·         Вопрос: "Если в открытом космосе, где нет воздуха, раскрутить большой винт (пропеллер), сможет ли космический корабль таким образом двигаться?"

·         Ответ: Нет. Для движения по закону сохранения импульса нужно отбросить от корабля какую-то массу. Винт будет просто вращаться в пустоте, "зацепляться" ему не за что.

·         Физика: Закон сохранения импульса, реактивное движение.

10. Вопрос о свете.

·         Вопрос: "Почему заходящее Солнце кажется нам красным?"

·         Ответ: Лучи света с короткой длиной волны (синие, фиолетовые) сильнее рассеиваются в атмосфере. К вечеру свет проходит больший путь в атмосфере, и до нас доходят в основном лучи с длинной волной (красные, оранжевые).

·         Физика: Рассеяние света (Рэлеевское рассеяние).

Сложные вопросы (для финала)

11. Вопрос "Чёрный ящик".

·         Вопрос: "В чёрном ящике находится устройство, принцип действия которого описал в 1657 году французский физик и священник. Это устройство использует два разных физических явления, чтобы выполнять свою основную функцию. Одно явление — это испарение, другое — теплопередача. Что в чёрном ящике?"

·         Ответ: Термос (сосуд Дьюара). Создаёт вакуум для уменьшения теплопередачи и имеет зеркальную поверхность для уменьшения излучения. Испарение используется при создании вакуума.

·         Физика: Теплопередача (конвекция, теплопроводность, излучение), вакуум.

12. Вопрос от "клуба телезрителей".

·         Вопрос: "Инженер предложил оригинальную схему вечного двигателя: по наклонному жёлобу скатывается шарик, внизу он попадает в вертушку, похожую на колёсико для белки, раскручивает её, а та, в свою очередь, с помощью системы шестерёнок поднимает шарик на исходную позицию. Почему эта машина не будет работать вечно?"

·         Ответ: Из-за трения и сопротивления воздуха часть энергии будет теряться и превращаться в тепло. С каждым циклом шарик будет подниматься всё ниже и вскоре остановится. Нарушается закон сохранения энергии.

·         Физика: Закон сохранения энергии, КПД, вечный двигатель (perpetuum mobile).

13. Супер-блиц (3 вопроса за 2 минуты для одной команды)

·         Вопрос 1: При каком условии тело плавает?

o    Ответ: Если сила Архимеда равна силе тяжести. (FA=FтFA=Fт)

·         Вопрос 2: Как называется явление резкого роста амплитуды колебаний при совпадении частот?

o    Ответ: Резонанс.

·         Вопрос 3: Какая элементарная частица является квантом света?

o    Ответ: Фотон.

Рекомендации по проведению

1.    Ведущий: Им должен быть учитель или старшеклассник.

2.    Вы можете легко заменить вопросы на свои, более подходящие для конкретного класса.

3.    Для некоторых вопросов подготовьте простые опыты или видео. Например, для вопроса о давлении можно показать два ножа — острый и тупой.

4.    Сделайте перерыв в середине игры, включив отрывок из песни, связанной с физикой (например, "Трава у дома" группы "Земляне" про космос).

5.    Подготовьте грамоты, медали или "пятёрки" по физике для победителей.

Удачи в проведении игры! Это отличный способ оживить урок и показать, что физика — это не только формулы, но и увлекательный мир вокруг нас.