Игра как педагогическое средство на уроках истории
Оценка 4.6

Игра как педагогическое средство на уроках истории

Оценка 4.6
Документация
docx
история
Взрослым
02.11.2020
Игра как педагогическое средство на уроках истории
применение различных видов игр на уроках истории
игра как педагогическое средство на уроках истории.docx

ГУО «Оснежицкая средняя школа» Пинского района

Шпаковская Ольга Андреевна, учитель истории

 

Игра как педагогическое средство на уроках истории

 

Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и

который призваны изменить.

А. М. Горький

План

1.     Понятие игры

2.     Возможности игры в развитии учащихся

3.     Использование некоторых видов игр на уроке истории

          Технологизация процесса обучения – это веление нашего времени, когда школа столкнулась с такими проблемами, как снижение мотивации учения, учебные перегрузки, повышение уровня заболеваемости учащихся, уменьшение количества учебных часов, увеличение объёмов информации. В это же время учителю необходимо не только вызвать интерес к своему предмету, но и постоянно его поддерживать. Считаю, что урок истории также не должен сводиться к простому, сухому заучиванию текста, дат, терминов. Чтобы ученики запомнили, усвоили материал, его подача должна быть интересная, динамичная, доступная. Существует множество различных приёмов организации занятий, которые помогут детям проявить свои способности.

          Наверно многие из вас помнят, как популярны были в недавнем прошлом так называемые сценарные уроки, разного рода игровые уроки, заочные путешествия, устные журналы и т. п. Со временем их популярность значительно уменьшилась. Я предлагаю обратить внимание на использование игры во время урока как педагогического средства. В своей практике  пытаюсь по-новому взглянуть на различные виды игр, максимально подключив самих учащихся к сбору и обработке материала, сделав урок более продуктивным, интересным.  Ведь применение игры в педагогическом процессе всегда активизирует деятельность, внимание учащихся, делает педагогическое взаимодействие более конструктивным.

          Что же представляет собой игра как педагогическое средство? Каковы её возможности в развитии учащихся?

1. Понятие игры

          Термин «игра» объясняется в различных справочных источниках как шутка, смех, лёгкость, удовольствие, развлечение, забава, занятие с целью развлечения, получения удовольствия.

           Игра противопоставляется утилитарно-практической деятельности. Игра -  форма деятельности человека в условных (воображаемых, символических, определённых, очерченных заранее) ситуациях,  направлена  на воссоздание и усвоение человеком социального опыта, социализацию личности.

          Характерной особенностью игры является её двуплановость: с одной стороны, участник выполняет реальную деятельность, осуществление которой предполагает выполнения комплекса действий и операций, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; с другой – ряд аспектов этой деятельности носит условный характер.  Игра как педагогическое средство представляет собой целенаправленно используемую педагогом форму деятельности учащихся в условных ситуациях для их оптимального развития в педагогическом процессе.

2.  Возможности игры в развитии учащихся

          Игра является универсальным педагогическим средством, возможности использования которого во взаимодействии с учащимися безграничны. Несомненно, игра способствует познанию учащимися окружающей действительности и себя в этом мире. Игры целенаправленно знакомят  с различными историческими явлениями и событиями. Игровая деятельность является средством и условием оптимального интеллектуального развития учащихся, оптимизации их мыслительной деятельности. Участие в игре развивает воображение, образное мышление, фантазию.  Игра как педагогическое средство служит развитию интуиции, формированию опыта творческой деятельности учащихся. Умение участников действовать не по образцу, а оригинально – это условие успешности любой игры. Участие в игре детерминирует у учащихся формирование таких моральных и волевых качеств, как справедливость, взаимовыручка, целеустремлённость, доброта, собранность, организованность. В игре формируются коммуникативные умения и навыки учащихся. Наконец, игра способствует раскрепощению, раскованности в деятельности, естественному, органичному поведению учащихся. Понаблюдайте за играющими со стороны…

3.Использование некоторых видов игр на уроке истории

          В своей практике я использую различные виды игр, среди которых выделяю следующие:

          Сюжетно-ролевые (моделирование социальных отношений) – при знакомстве с темой «Китайская и Индийская цивилизации» в 7-ом классе проводился урок-игра под названием «Встреча соседей», вначале которой перед участниками ставилась задача: как можно больше узнать о развитии этих цивилизаций в период Средневековья. Класс был поделен на две группы, каждый участник примерил на себя роль делегата, что в свою очередь предполагало следованию определённым правилам поведения: учились формулировать, излагать, оспаривать и доказывать свою точку зрения, вести диалог в ходе выполнения заданий таких как: презентация делегациями «своей» страны;  «подумай и объясни»; реши кроссворд; «угадай»; определи страну.

          В ходе урока  всемирной истории в 6-ом классе по теме «Средневековый город» учащиеся, сформировав группы по пять человек, представляли «гильдии», прибывшие из разных европейских городов «На ярмарку в Шампань» (так назывался урок). На протяжении игры каждая «гильдия» выполняла следующие задания: а) найти или придумать правдоподобный герб «своего» города, нарисовать и объяснить его символику; б) сочинить правдоподобную историю освобождения из-под власти сеньёра (используя при этом любые возможные в те времена способы); в) на контурной карте отобразить маршрут из города в Шампань и составить рассказ о дорожных приключениях, соответствующих историческим реалиям Европы в Высокое Средневековье; г) изложить программу  купли-продажи товаров, внеся данные в таблицу. В ходе такой деятельности осуществляются поставленные цели: формирование  у школьников яркого, образного представления о развитии торговли в Европе Х-ХІІІвв., о связи этого процесса с ростом городов и расцветом ремёсел, создавая условия для проявления индивидуальных творческих способностей и интересов школьников.

Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания какой-либо профессиональной деятельности. К примеру при проведении урока-суда в 9-ом классе в рамках темы: «Вторая мировая война» в ходе имитируемого судебного процесса над фашизмом, при условии предварительной подготовки,  школьники оказываются на месте судьи, адвоката, прокурора, присяжных.

          Знакомство с элементами профессиональных навыков капитана корабля, рядовых мореплавателей, гидов происходит в ходе урока-заочной экскурсии в 7-ом классе: «Начало Великих географических открытий», когда ребята получают интересную информацию о пионерах Великих географических открытий, о «принце-мореплавателе», об открытии Америки Х. Калумбом, о найденном пути в Индию и ряде важных сведений по теме не от учителя, а от одноклассников, которые войдя в образ того или иного исторического персонажа воспроизводят, проиграя, события, касающиеся темы урока, заставляя задуматься сверстников о положительных и отрицательных аспектах Великих географических  открытиях.

Игры-драматизации (форма целенаправленной творческой активности учащихся в условных ситуациях с использованием актёрских, театральных умений и навыков). Этот вид игры мной часто применяемый как уже весьма полюбившийся школьниками. Использую его как фрагмент урока комбинированного, даже как релаксационный момент или после озвучивания проблемного вопроса, вопроса, требующего анализа какого-то конкретного события. К примеру, на уроке в 10-ом классе по теме «Основные тенденции социально-экономического развития ВКЛ в XIV- XVIIIвв.», был инсценирован фрагмент из пьесы «Нестерка» В. Вольского, когда ещё раз акцентировалось внимание на отношениях  двух полярных слоёв общества.

  На уроке в 8-ом классе в рамках темы: «Превращение США в мировую державу» была инсценирована беседа четырёх американцев, из которой учащиеся установили причины Гражданской войны в США».

Дидактические (интеллектуальные) игры (форма целенаправленной учебной, познавательной, мыслительной активности учащихся в условных ситуациях). Это наиболее часто используемый вид игры на уроке истории. Основное назначение дидактических игр – формирование положительной мотивации к учению у детей, развитие их познавательной активности, разносторонних познавательных интересов. Примером дидактических игр, проводимых со школьниками, являются  викторины, интеллектуальное лото, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, турниры знатоков или «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», игры-путешествия, пресс-конференции и др. Я применяю данный вид игры в большинстве случаев на уроках обобщения знаний по теме или во время итоговых уроков за год.

3) Игра «Три предложения».

Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.


 

ГУО «Оснежицкая средняя школа»

ГУО «Оснежицкая средняя школа»

Характерной особенностью игры является её двуплановость: с одной стороны, участник выполняет реальную деятельность, осуществление которой предполагает выполнения комплекса действий и операций, связанных с решением вполне…

Характерной особенностью игры является её двуплановость: с одной стороны, участник выполняет реальную деятельность, осуществление которой предполагает выполнения комплекса действий и операций, связанных с решением вполне…

Шампань и составить рассказ о дорожных приключениях, соответствующих историческим реалиям

Шампань и составить рассказ о дорожных приключениях, соответствующих историческим реалиям

Основное назначение дидактических игр – формирование положительной мотивации к учению у детей, развитие их познавательной активности, разносторонних познавательных интересов

Основное назначение дидактических игр – формирование положительной мотивации к учению у детей, развитие их познавательной активности, разносторонних познавательных интересов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2020