лучшедома
«ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

«ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

docx
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

реферат по психологии.docx

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества

муниципального района Давлекановский район

 Республики Башкортостан

 

 

 

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

 

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

 

Реферат по дисциплине:

«ПСИХОЛОГИЯ»

По теме:

 

«ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

  

 Исполнитель:

Стрельцова Наталья Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

2020год

Содержание

Введение (с.3)

Понятие игры (с.4)

Игра как психологический метод развития личности (с.5)

Виды психологических игр (с.7)

Атрибуты и значение психологических игр (с.10)

Заключение (с.13)

Список литературы (с.15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не имел бы возможность существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.

В последние годы увеличено внимание к вопросам человеческого поведения и поиску смысла человеческого существования. Обладая разнообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда и 2 взаимосвязанные задачи: 1. понять все многообразие свойств личности как систему, подчеркнув в ней то, что называют системообразующим фактором; 2. раскрыть объективные основания этой системы.

В среде специалистов по психологии повышенное внимание к игре является уже традиционным. Достаточно назвать некоторых специльстов данной области, – занимавшихся проблемами игры: К. Бюллер, Л.С. Выготский, А. Валлон, А.В. Запорожец, К. Гросс, К. Коффка, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин С.Л. Рубинштейн, В. Штерн, и др.

Социальная значимость возможностей использования психологических игр и анализ состояния научной разработанности данного процесса показали проблему данного исследования, заключающуюся в изучении особенности психологических игр, и в определении возможности применения данных игр в психологии.

Цель исследования: изучение теоретических основ психологических игр, выявление возможностей применения психологических игр в процессе становления личности.

Источниками этого исследования являются данные и анализ педагогической, психологической литературы и периодической печати.

Понятие игры

Игра это замечательное явление жизни и деятельности человека. Она как будто бесполезна, но при этом необходима. Невольно очаровывая и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась очень серьезной и трудной задачей для научной мысли.

Различные мыслители и исследователи нагромождают одну теорию игры на другую - Ф. Шиллер,  К. Гросс, К. Бюлер, Г. Спенсер.

Каждая из этих теорий будто бы отображает одно из проявлений переливчатого, многогранного явления игры, и ни одна, видимо, не охватывает истинной ее сущности.

Первостепенно, игра является осмысленной деятельностью, т.е. совокупностью осознанных действий, которые объединены единством мотива. Игра это деятельность, т.е игра это выражение определенного отношения личности к окружающей действительности. 

Игрой называют метод реализации потребностей и запросов детей в пределах их возможностей.

Игра очень тесно связана с развитием личности, и именно в период ее усиленного развития - в детстве - она приобретает особенное значение. В самые ранние, а именно дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит более важная роль в формировании ее свойств личности, в ее развитии и обогащении внутреннего содержания.

Результаты и внутренний характер происходящего в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.  Игра и у него исходит из интереса и потребности и способствует развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого человека игра занимает уже совсем другое место и приобретает другие формы. Различные мотивы, которые в когда-то детстве были включены в игру, у взрослого продолжают жить в искусстве. И способность человека отдаваться своему искусству и переживать его во всей непосредственной действенной эмоциональности остается доказательством и проявлением  его неувядающей молодости.

Игра как психологический метод развития личности

Люди играют в психологические игры. Для этого игрокам нужно знать правила игры. Психологические игры, имеют еще и скрытые цели, и в них играют не для удовольствия.

Игры препятствуют откровенным, открытым и честным отношениям между игроками. Не обращая внимание на это люди играют в психологические игры, потому что играми можно заполнить время, привлечь внимание, поддержать мнение о себе. Игры имеют 2 основные характеристики: наличие выигрыша, скрытые мотивы. 

Внешне игра похожа на набор операций. В случае, если в результате игры один из участников получает “вознаграждение”, то становится ясно, что в ряде случаев операции следует считать маневрами, а просьбы - неискренними, так как они были лишь ходами в игре. 

Игры имеют тягу к повторению. Люди замечают, что говорят те же слова с той же интонацией, меняется только место и время. Повторение игры можно воспринять как ощущение дежавю. Люди играют в игры разной степени напряженности, от социально приемлемого, смягченного уровня до самоубийственного (убийственного) уровня.

Игры программируются индивидуально. Ими пользуются в состоянии : Я - Родитель, когда повторяют игры родителей. Ими пользуются в состоянии: Я - Взрослый, когда они сознательно рассчитаны. Ими пользуются в состоянии: Я - Ребенок, если они основаны на ранних жизненных переживаниях, которые ребенок принял о других и о себе самом в детстве. Приняв психологическую позицию, личность старается эту позицию укрепить так, чтоб сохранилось свое восприятие окружающей действительности. Это состояние становится жизненной позицией, с которой играют в игры и осуществляют свой жизненный сценарий. Чем резче проявляется патология, тем ярче становится потребность в подкреплении своей психологической позиции. Данный процесс можно представить таким образом:

Переживания ® Решение ® Психологические позиции ® Сценарии подкрепляющие поведение

Анализ сценария можно коротко определить как жизненный проект, очень сильно напоминающий драматический спектакль, который личность должна играть.

Сценарий зависит от ранних решений и позиций принятых в детстве. Он находится в состоянии Я - Ребенок и "записывается" посредством трансакции, происходящей между ребенком и родителями.

Любая личность имеет психологический сценарий и находится в культуре, которая также содержит собственные сценарии.

Психологический сценарий имеет программу выполнения индивидуальной жизненной драмы.

Позиции принимаются сравнительно людей в целом или сравнительно каждого пола в отдельности. В зависимости от того, насколько сценарные сообщения не отвечают реальным возможностям малыша и отвергают его желание быть, они могут привести к развитиям патологий. 

Патологии имеют различные степени, резко мешающие личности применять свои способности, до сильной, когда человек становиться нелепой карикатурой на свое настоящее "Я".

Виды психологических игр

Психологическая игра является одной из форм снятия внутрипсихического напряжения. Понятие «психологическая игра» было введено Э. Берном как первая из шести ведущих форм структурирования времени: деятельность - ритуал - игра - времяпрепровождение - отдых -искренние отношения.

На внешнем уровне психологические игры представляют собой заблаговременно предопределенную последовательность взаимодействий, которая направлена на достижение психологического выигрыша. Следует отметить, что психологический выигрыш не всегда является выигрышем "физическим". Например, психологический выигрыш имеет возможность состоять в болезни, несчастном случае или же смерти играющего, потому как сущность выигрыша состоит в подтверждении жизненной позиции человека. Данный аспект позволяет отличать психологические игры от других форм поведения человека - манипуляции, которая нацелена на получение физического выигрыша.

Э. Берн различает:

а) игры первой степени, которые приемлемы в обществе;

б) игры второй степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб, но некоторые игроки будут, скорее всего, скрывать это от посторонних;

в) игры третьей степени, в которые играют раз и навсегда и которые заканчиваются в кабинете врача, в зале суда или в морге. 

В арсенале специалистов по психологии на сегодняшний день имеются игровые пространства 5 различных видов.

Игровые "оболочки" -  самый распространенный и самый простой вид психологических игр. Здесь игра применяется как некоторое обрамление, общий фон психологической работы, которая по собственной сути имеет возможность быть не игровой, а (чаще всего) тренинговой.

Игровые "оболочки" применяются в начальной школе, хороши они и для младших подростков. Более активно сегодня психологами образования используются игровые "оболочки", которые построены по принципу новогодней сказки для малышей в детском саду: новый год не может состояться по причине того, что злые силы что-то сломали, похитили, спрятали. Добрые герои, не жалея сил своих, восстанавливают справедливость и новый год наступает вовремя. Во многих психологических играх, описанных в современной литературе, дети тоже куда-либо попадают и кого-либо спасают. Игровые "оболочки" могут быть самыми различными. Игровые "оболочки" возможно применять и в работе со старшеклассниками.

Следующим видом можно назвать "игру-проживание", которая позволяет создавать условия для совместного и одновременно индивидуального, личного освоения некого придуманного пространства, , создания и осмысления ценностей личного существования в данной ситуации, построения в его рамках межличностных отношений. "Игра-проживание" не может получится удачной и не удачной, она всегда складывается по-разному.

Третий вид психологических игр –это "игры-драмы". За ее содержанием, коллизиями сюжета и изысками антуража стоит необходимость самоопределения каждого участника в конкретной игровой ситуации и совершение личного выбора. А за игровым выбором всегда стоит ценностно-смысловое самоопределение личности. Впрочем не только процедура выбора драматична в таких играх. Лишь только участник решает для себя: я выбираю такой-то путь, он ставится в такую ситуацию, которая символична проживанию этого пути, ставить цели, организовывать деятельность, устанавливать отношения с другими людьми. "Игры-драмы" самый ответственный и сложный вид психологических игр.

"Деловые" и проектные игры - еще один вид психологической игровой работы. Они ориентированы на освоение и осмысление инструментальных задач, которые связаны с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей и структурированием системы деловых отношений участников. Проектные игры нацелены на формирование проектного мышления участников и умение работать с проблемой. Проектные игры могут иметь сюжет, а могут проводиться на реальном материале, к примеру, в связи с каким-либо мероприятием.

"Деловые" игры – довольно перспективное направление. Они учат налаживать деловое сотрудничество, строить свою деятельность, вступать в коллегиальные отношения.

Следующим видом психологических игр являются психологические акции - игровая среда, которая создается на определенное время. Игровая среда не мешает разворачиваться другим видам деятельности, но имеет некоторое собственные правила, содержание и намеченный результат. Акции во время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками. 

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что основное положение, определяющее суть игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в разнообразных переживаниях, важных для играющего, сторон реальности. Игра, как и любая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивидуума целям. Мотивы игровой деятельности отражают более конкретное отношение личности к окружающему; значимость тех или же других ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию.

Атрибуты и значение психологических игр

Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, часто спрессовывается время, до краев наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями.

Любая игра немыслима без правил, которые, по словам А.Г. Асмолова, "можно считать полномочными представителями тенденции к устойчивости, стабильности, повторяемости жизни". И тут же он добавляет, что тем не менее "никакие правила, принятые в игре, не дают возможности предсказать все ходы, все возможные варианты, т.е. получается, что игра – это одновременно как бы и хранилище норм, сберегающих устойчивость бытия, и школа социализации, готовности к непредсказуемости жизни".. С одной стороны, игра представляет собой жесткую структуру, так как она требует от участников обязательного соблюдения правил, определяющих ее ход. А с другой правила игры, ограничивая степени свободы, допускают, однако, разнообразные импровизации и вариативность поведения. Таким образом, игра образует противоречивое единство свободы и необходимости, заданности и гипотетичности, жесткости игровых обстоятельств и условности поведенческих границ.

К особенностям игры относится ее эвристичность, дух творчества, пронизывающий все разворачивающиеся действия. Ведь результат игры изначально непредсказуем, имеет вероятностный характер, что и придает каждой игре привлекательную неповторимость знакомого по эмоциональному эффекту, но не воспроизводимого в точности события.

Чаще всего господствующим мотивом игры является выигрыш, приобретающий различное содержание в зависимости от других мотивов и характера игры. Но раз есть мотив, значит, должна быть и цель? В отличие от многих других видов деятельности в игре цель зачастую не представлена в сознании игроков, но может быть и обозначена в виде поставленной извне (воспитателем, ведущим) задачи: например, цель – интенсификация творческой активности.

По мнению ряда исследователей, психологическими механизмами ее являются замещение, вытеснение, сублимация. Игра превращается в одно из важнейших средств психотерапии и психотренинга, но также и в сферу азарта.

Диагностическая функция игры определяется тем, что она обладает большей предсказательностью, прогностичностью, чем любая другая человеческая деятельность, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе особое "поле самовыражения", в котором человек наиболее естественен, искренен, открыт. Не меньшую, если не большую, популярность имеет второй подход – психокоррекционный, в котором можно выделить пять основных направлений, в основном ориентированных на работу с детьми:

психоанализ и игровая терапия (З. Фрейд, Г. - Х. Хельмут, М. Клейн, А. Фрейд);

игровая терапия отреагирования (Д. Леви);

игровая терапия построения отношений (Д. Тафт, Ф. Аллен);

недирективная игровая терапия (В. Экслайн);

игровая терапия в условиях школы (Диммлик, Хафф).

Значение игры для раскрытия сущностных сил человека переоценить попросту невозможно. Недаром И. Хейзинга в своей знаменитой книге "Homo ludens" ("человек играющий") позволяет себе не скрывать пафос но поводу сакрального значения игры: "Бытие игры всякий час подтверждает, причем в самом высшем смысле, супралогический характер нашего положения во Вселенной... Мы играем, и мы знаем, что мы играем, значит, мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть занятие внеразумное" 

В настоящее время в психологии используется множество различных психологических игр. Итак, можно сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивидуума, такие общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках данного общества.

Заключение

Игра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок не только познает окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире . Играя малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. В процессе игры ребенок примеряет на себя те или иные роли. При этом он не только становится на место своего персонажа и получает возможность посмотреть на мир его глазами, но и обогащает собственную личность новыми качествами и ощущениями, становится более глубоким человеком. Такое взаимопроникновение является основой для использования игры в процессе воспитания вообще и с целью развития личности в частности.

Посредством игры ребенок приобретает и отрабатывает навык нахождения наилучшего решения в той или иной ситуации. Грамотно организованные игры притупляют чувство агрессии и развивают совокупность позитивных качеств.

Игры являются залогом будущих успехов растущего человека.Прививают ребенку уверенность в собственных силах, а процесс познания приобретает особую привлекательность.

Игра-есть особая форма общения, сотрудничества, содружества ,которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень-на уровень мыслящей, творческой натуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1.     Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г.

2.     Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.

3.     Добрынская Е.И. Свободное время и развитие личности. Спб.: "Питер", 1993 г. – 354 с.

4.     Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г.

5.     Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально - психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г.

6.     Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: "Педагогика", 1989 г. – 448с.

7.     Педагогика и психология игры. // Межвузовский сборник научной трактовки, Новосибирск: НГПИ - 1985 г.

8.     Праздников Г.А. Игра и эстетическая деятельность личности. Спб.: "Питер", 2006 г. – 412 с.

9.     Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: "Педагогика", 1989 г. – 448с.

10. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Москва: "Просвещение" 1996 г. – 264 с.


 

11.

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)