Внеклассное мероприятия
Атлуханова Ханум Гаджибековна
Цель –способствовать воспитанию у учащихся чувств патриотизма, развитию уважения к отечественной истории, культуре, традициям, а также развитию навыков и умений работы в команде.
Задачи:
- обучающихся с историей празднования Дня народного единства;
-создать условия для применения учащимися, с одной стороны, знаний, умений и навыков по истории России, а с другой – показать многонациональность и поликонфессиональность российского народа;
-объяснить важность и значимость Дня народного единства для консолидации общества и развития государства.
Формы организации деятельности детей – квест-технология, командообразование.
Ход мероприятия
Построение команд и их представление (возможны девизы, эмблемы, названия команд, символизирующие День народного единства)
Вступительное слово.
Ведущий: С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник - День народного единства, который посвящен Родине и дружбе между народами. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.
У каждого народа есть своя малая Родина. В России живут народы разных национальностей: русские, ненцы, ханты, коми, татары, белорусы, украинцы, киргизы, грузины, армяне и многие другие.
Все они дружат между собой. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, песни, танцы, но все они связаны тем, что у них одна Родина – Россия. И для всех народов стал родным русский язык.
Наша страна - это большая территория, на которой живёт много людей, разных национальностей, культур, характеров.
Вопрос к аудитории: А сколько разных традиций на нашей родной земле?! Наверное, десятки, сотни, тысячи!
- Но не всегда было так. Сначала Восточно-Европейская равнина была заселена разными племенными союзами, которые зачастую враждовали между собой, а позже благодаря стараниям первых князей Русская земля начала постепенно складываться в единое государство с определенными очертаниями границ, ценностями и установками. Однако, постепенно удельные князья захотели больше власти, и каждый «тянул на себя одеяло», ранее существовавший союз начал распадаться, и наступил удельный период отечественной истории. Позже, благодаря человеческому прозрению и ордынской угрозе русский народ начал объединяться против нависшей угрозы, а благодаря народным ополчениям наше государство уцелело в период Смуты.
- Сегодня мы с вами, дорогие друзья, попробуем изучить историю этого праздника, познакомимся с некоторыми традициями и обычаями нашего народа, которые способствовали развитию нашего единства и толерантного отношения друг к другу.
Обращение к капитанам. Капитаны команд, пожалуйста, возьмите материалы, необходимые для прохождения непростого пути знаний.
Командам выдаётся шифр, который команды должны разгадать, а также дорожную карту, благодаря, которой команды будут знать, в каком направлении двигаться. После вручения необходимых материалов, команды приступают к прохождению испытаний.
ШИФР
Отгадка: Дружба народов - их богатство (башкирская пословица)
ДОРОЖНАЯ КАРТА КОМАНДЫ № 1
Станция № 1 Команду встречает модератор станции.
Учащимся предлагается подобрать к началу пословицы их окончания, склеивая их прозрачных скотчем, друг за другом.
Если последовательно собрать все пословицы, и склеить их, то сзади получится ключ-подсказка для разгадки шифра.
Примерные пословицы для сопоставления:
Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила.
Единство братьев крепче каменного утеса.
Если сердца отца и сына едины — земля превратится в золото, если братья приложат силы — гора превратится в яшму.
Если враг у ворот - на защиту весь народ.
Мир охнет, так лес засохнет.
Доброе братство лучше богатства.
По окончании задания команда получает ключ 16-О.
Далее модератор предлагает отгадать загадку и получить еще одну подсказку.
По чёрному белым Пишут то и дело.
Потрут тряпицей - Чиста страница. (Школьная доска)
На обратной стороне откидной половины доски приклеить листок с алфавитом, чтобы натолкнуть команду к разгадке шифра.
Станция № 2 Модератор станции рассказывает команде о том, что
такое Смута, в котором будут содержаться ответы, а после даёт участникам
собрать несколько разрезанных картинок, которые нужно собрать и сказать, каким
образом эти изображения относятся к периоду Смуты.
Рассказ:
После смерти Ивана Грозного не оказалось наследников,
способных продолжить его политику. Федор Иоаннович и Борис Годунов не смогли
удержать в стране порядок, в связи с этим наступила Смута, т.е. исторический
период, когда не было единого правителя, а на престоле друг друга сменяли
самозванцы-Лжедмитрии. Но народ этого терпеть не мог, т.к. положение
осложнялось тем, что в наши государственные дела лезли другие государства
(например, Польша), пытались отвоевать наши территории, и вот, в начале1611
году было собрано первое народное ополчение под руководством Прокопия Ляпунова
против иностранных захватчиков, но ничем это не закончилось, оно распалось
из-за неорганизованности действий. Уже осенью того же года собралось Второе
ополчение под руководством посадского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия
Пожарского, и в 1612 году Москва была освобождена от поляков, которые творили
многочисленные бесчинства. В 1613 г. был созван Земский Собор, по решению
которого на престоле воцарилась новая династия – Романовы и её первый
представитель Михаил Федорович. В 1625 г., по распространенному мнению среди
историков, в честь изгнания из Москвы польско-литовских захватчиков был
построен Собор Казанской иконы Божией Матери в Москве на средства князя Дмитрия
Пожарского.
(Собор Казанской иконы Божией Матери в г. Москве)
(Памятник Минину и Пожарскому)
(Михаил Фёдорович Романов)
После выполнения задания команде вручается следующий код: 18-Р.
Станция № 3
Модератор: На этой станции попробуем размять не наш мозг, а показать, какая вы команда. Напомните свой девиз!
Дети повторяют свой девиз.
- Молодцы! Вы хорошо справились с этой задачей, а теперь предлагаю выполнить упражнение «Остров».
Условия: на пол нужно прилепить скотчем (достаточно крепко) пять листов формата А 4.
Задание: необходимо, чтобы все члены команды поместились на этом острове в течение 3 минут. (можно, чтобы дети стояли на этом острове одной ногой или держали друг друга, главное, чтобы ноги не выступали за границы этих листов)
Команда, выполнившая задание получает очередной код-подсказку: 15-Н. Станция № 4
Необходимо соотнести портрет и деятеля эпохи Смуты или современности, после соотнесения команда получит последовательность цифр, которая позволит получить ключ от сундучка, где спрятан код (ключ находится у модератора станции, портреты и имена размещаются на доске при помощи магнитов или скотча)
Команда, выполнившая задание получает очередной код-подсказку: 5-Д. Станция № 5
Модератор:
- Ребята, а давайте сейчас немного поиграем, и в конце вашего путешествия покажем, как вы можете прислушиваться друг к другу, поддерживать, быть единым и по-настоящему дружным коллективом!
Задание: необходимо построить без использования слов древнерусский терем с помощью простых бумаг без клея, скрепок и т.д.
Команда, выполнившая задание получает заключительную код-подсказку: 1-А.
Далее команды разгадывают шифр. ***
После прохождения всех станций команды сдают путевые листы, жюри подсчитывают результаты, засчитывают или не засчитывают разгаданный шифр.
Победителем признается команда, которая разгадала шифр, и выполнила задания максимально быстро + команда может получить бонусные баллы от модераторов за качество выполнения задания. (1 балл)
Ведущий: Вот и подошло наше путешествие к концу.
- На станциях вы познакомились с историей Смуты, посмотрели, какой вклад был внесен героями того времени, а также немного сдружились друг с другом. Правда? (вопрос к командам)
-А теперь подведем итоги. (подводятся итоги, объявляются победители, каждому члену команду выдаются ленточки-триколор, и грамоты за участие, победителям выдаются ценные подарки)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.