Приемы геймофикации на уроке истории
10 КЛАСС – История России
Практикум «Первые князья»
Данный практикум можно применять как закрепление материала по теме «Первые князья». В практикум включено 7 этапов. Перейти к следующему этапу можно, только, пройдя второй этап. Задания выдаются учащимся постепенно. За каждый верно выполненный этап ученику или команде присваивается определенный статус (специальный жетон с названием статуса). Присваиваемые статусы приравниваются к иерархии княжеской дружины.
Иерархия Дружины включает в себя нескольку званий. Получить новое звание можно только при выполнении указанных условий.
УРОВЕНЬ 0 «Ополчение» или «Ополченец»
Ополченец – новичок, подавший заявку на вступление в войско. Начальный статус команды или учащегося.
УРОВЕНЬ 1 «Ратник»
«Ратник» - начальный ранг в воинской иерархии Дружины. Человек, в звании ратника, представляет собой молодого и неопытного воина, только начавшего свой боевой путь. Для получения звания нужно выполнить задания этапа № 1.
УРОВЕНЬ 2 «Дружинник»
«Дружинник» - второй ранг в воинской иерархии Дружины. Это более опытный, по сравнению с ратником воин, имеющий небольшой опыт выполнения разно уровневых заданий. Для получения звания нужно выполнить задания этапа № 2.
УРОВЕНЬ 3 «Старший дружинник»
«Старший дружинник» - воин известный своими победами и хорошей репутацией в ходе выполнения заданий. Для получения звания нужно выполнить задания этапа № 3. Имеет право использовать 1 бесплатную подсказку.
УРОВЕНЬ 4 «Сотник»
«Сотник» - Представляет собой не только опытного воина и отличного бойца, но и очень грамотного стратега, отличного учителя и наставника. Для получения звания нужно выполнить задания этапа № 4. Имеет право на 2 бесплатные подсказки, а также имеет право передать одну бесплатную подсказу учащемуся или команде, которые отстают в ходе выполнения заданий.
УРОВЕНЬ 5 «Войсковой старшина»
«Войсковой старшина» - Великолепный воин, отличный стратег, успешный тренер и наставник. Достичь такого уровня – настоящая награда для каждого воина. Это очень высокий ранг в армии, и занимает его одни из самых умелых и благородных воинов. Для получения звания нужно выполнить задания этапа № 5. За достижение данного статуса команда или учащийся получают специальную карточку, дающую возможность воспользоваться любым справочным материалом (атлас, учебник, другие ссылки в интернете)
УРОВЕНЬ 6 «Воевода – Мастер военного дела».
«Воевода – Мастер военного дела». Великолепный воин, настоящий профессионал своего дела. Для получения звания нужно выполнить задания этапа № 6. Так как это из высших рангов в дружине, то учащийся или команда может оказывать помощь учащимся или командам, зарабатывая при этом дополнительные баллы. Так, например, за реально оказанную помощь в решении одного задания Воевода получает 3 балла.
УРОВЕНЬ 7 «Верховный Воевода»
«Верховный Воевода» – наивысший ранг в воинской иерархии Дружины. Для получения звания нужно выполнить задания этапа № 7. Получивший данное звание, приравнивается к чину Советника Князя.
УРРА! Победа.
Практикум является виртуальным. На портале размещена схема с портретами первых князей.
Предлагается два варианта:
1. В классе при наличии интернета возможно и желательно выполнение в группах.
2. Дома при наличии интернета индивидуально.
Контроль за результатами можно осуществлять с помощью организации специальной группы или беседы в «VK» (в контакте)
Задания к практикуму:
Этап № 1 «Князь Олег»
1. Для выполнения задания необходимо пройти по ссылке, прикрепленной к портрету князя и посмотреть видеосюжеты о его деятельности. Всего за задание можно получить 20 баллов при полном его выполнении.
Характеристика исторического деятеля:
1) Имя, годы жизни (2 балла)
2) Описание внешности, основные черты характера (3 балла)
3) Перечень исторических событий, в которых участвовал данный исторический деятель(3балла)
4) Решающие дела и поступки (4 балла)
5) Итоги деятельности (3 балла)
6) Выводы: Какую пользу принесли дела исторического деятеля? Что в нем кажется особенно привлекательным? Что в его действиях или характере помогало (мешало) добиться желаемой цели? Какие его поступки вы не одобряете? Почему? (5 баллов)
Также можно воспользоваться подсказкой, если информации после просмотра видеосюжета не хватило для выполнения задания. Подсказка стоит 5 баллов, которые будут списаны со счета учащегося или команды.
2. Заполните пропуски в тексте: Согласно «Повести временных лет», в 882 году, князь Олег, держа на руках маленького ______________, обратился к _____________ и ____________________: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода, а это сын Рюрика». (2 балла)
3. прочитайте документ «Договор русских с греками», откройте вкладку вопросы и ответьте на них.
Ø Почему договор 911 года можно считать внешнеполитическим успехом Древнерусского государства?
Ø Какие статьи договора относятся к экономической сфере, а какие – к политической?
Ø Каков был этнический состав русских послов, упомянутых в договоре?
Ø Какие специфически греческие реалии фигурируют в тексте договора?
Ø Почему в договоре противопоставлены русские и христиане?
Ø Можно ли на основании договора говорить о военном союзе Руси и Византии? (12 баллов, по 2 балла за каждый правильно отвеченный вопрос)
3. Работа с хрестоматийным документом (4 балла)
«Повесть временных лет» о князе Олеге
В год 6390 (882). Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положили для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно... В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их. Брал дань с них по черной кунице. В год 6392 (884). Отправился Олег на северян, и победил их, и возложил на них дань...
В год 6393 (885). Послал Олег к радимичам, спрашивая: «Кому даёте дань?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне»... И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал... <...>
В год 6415 (907). Пошёл Олег на греков... на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришёл к Царьграду; греки же... город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города...
И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса, и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали Олегу: «Не губи города, дадим тебе лани, какой захочешь»... И приказал Олег дать лани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле, но сорок мужей.
1. О каких походах князя Олега говорится в летописи?
2. С какой целью совершались военные походы?
За прохождение 1 этапа можно набрать максимально 38 баллов. И получить звание
Этап № 2 «Князь Игорь»
1. Для выполнения задания необходимо пройти по ссылке, прикрепленной к портрету князя и посмотреть видеосюжеты о его деятельности. Всего за задание можно получить 20 баллов при полном его выполнении.
Характеристика исторического деятеля:
1) Имя, годы жизни (2 балла)
2) Описание внешности, основные черты характера (3 балла)
3) Перечень исторических событий, в которых участвовал данный исторический деятель(3балла)
4) Решающие дела и поступки (4 балла)
5) Итоги деятельности (3 балла)
6) Выводы: Какую пользу принесли дела исторического деятеля? Что в нем кажется особенно привлекательным? Что в его действиях или характере помогало (мешало) добиться желаемой цели? Какие его поступки вы не одобряете? Почему? (5 баллов)
Также можно воспользоваться подсказкой, если информации после просмотра видеосюжета не хватило для выполнения задания. Подсказка стоит 7 баллов, которые будут списаны со счета учащегося или команды.
2. Работа с хрестоматийными документами и справочной информацией.
«Повесть временных лет» о гибели князя Игоря (4 балла)
В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь — пошёл к древлянам за данью и
прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его... Когда же шёл он назад, — поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что |Игорь| идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Нежели повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не бьём его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит»... И древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его...
1. Как можно охарактеризовать отношения между князем и его дружиной?
2. Опираясь на фрагмент летописи, назовите причины гибели князя Игоря.
3.
Ø Дайте определение полюдью?
Ø С какой целью оно проводилось?
Ø Когда, в какой месяц начиналось полюдье и когда заканчивалось? Почему выбиралось именно это календарное время?
Ø Какие повинности несли данники, участвующие в полюдье?
Ø Какие города входили в круг киевского полюдья?
За задание можно получить до 10 баллов, по 2 балла за каждый верно сформулированный ответ.
4.
Вопрос: Чем отличается договор, заключенный с греками в 944 году. От договора заключенного в 907 году?
За выполнение задания начисляется 6 баллов
Всего за этап можно получить 40 баллов.
Этап № 3 «Княгиня Ольга»
Всего за задание можно получить 20 баллов при полном его выполнении:
Характеристика исторического деятеля:
1) Имя, годы жизни (2 балла)
2) Описание внешности, основные черты характера (3 балла)
3) Перечень исторических событий, в которых участвовал данный исторический деятель(3балла)
4) Решающие дела и поступки (4 балла)
5) Итоги деятельности (3 балла)
6) Выводы: Какую пользу принесли дела исторического деятеля? Что в нем кажется особенно привлекательным? Что в его действиях или характере помогало (мешало) добиться желаемой цели? Какие его поступки вы не одобряете? Почему? (5 баллов)
Также можно воспользоваться подсказкой, если информации после просмотра видеосюжета не хватило для выполнения задания. Подсказка стоит 7 баллов, которые будут списаны со счета учащегося или команды.
1. Работа с хрестоматийными документами (6 баллов)
Летопись о мести княгини Ольги
Сказали же древляне: «Вот убили князя мы русскою; возьмём жену его Ольгу за князя нашего Мала...» И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге... И сказала им Ольга: «Говорите, зачем пришли сюда?» Ответили же древляне: «Послала нас Деревская земля с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие... пойди замуж за князя нашего за Мала»... Сказала же им Ольга: «Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими... утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши не пойдём, но понесите нас в ладье»... Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую... И принесли их на двор к Ольге и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму... и засыпали их.
И послала Ольга к древлянам и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей...» Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, приходите ко мне». И разожгли баню, и вошли в неё древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь её от двери, и сгорели все.
И послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачу на могиле его и сотворю тризну по своем муже»... Ольга же... пришла к могиле своего мужа и оплакала его и... приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им... И когда опьянели древляне... приказала дружине рубить древлян, и иссекли их пять тысяч...
В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю... И взяла город (Искоростень), и сожгла его. Городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.
И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольги. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов...
В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мете погосты и дани и по Луге — оброки и дани... И так, установив всё, возвратилась... в Киев.
1. Какие исторические факты можно извлечь из этой легенды?
2. Как вы думаете, одобряет ли летописец действия княгини Ольги? Обоснуйте свой ответ.
3. К каким изменениям привело установление размера и порядка выплаты дани?
2. Ответьте на вопрос: Почему после смерти Ольги, народ назвал ее хитрой, церковь – святой, а история мудрой? Обоснуйте свой ответ.
За правильный ответ (6 баллов)
Всего за этап можно получить 32 балла
Этап № 4 «Князь Святослав»
1. Для выполнения задания необходимо пройти по ссылке, прикрепленной к портрету князя и посмотреть видеосюжеты о его деятельности. Всего за задание можно получить 20 баллов при полном его выполнении.
Характеристика исторического деятеля:
1) Имя, годы жизни (2 балла)
2) Описание внешности, основные черты характера (3 балла)
3) Перечень исторических событий, в которых участвовал данный исторический деятель(3балла)
4) Решающие дела и поступки (4 балла)
5) Итоги деятельности (3 балла)
6) Выводы: Какую пользу принесли дела исторического деятеля? Что в нем кажется особенно привлекательным? Что в его действиях или характере помогало (мешало) добиться желаемой цели? Какие его поступки вы не одобряете? Почему? (5 баллов)
Также можно воспользоваться подсказкой, если информации после просмотра видеосюжета не хватило для выполнения задания. Подсказка стоит 7 баллов, которые будут списаны со счета учащегося или команды.
2. Работа с хрестоматийными документами (8 баллов)
«Повесть временных лет» о князе Святославе
Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах... и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
<...> В год 6473 (965). Пошёл Святослав на хазар... И в битве одолел Святослав хазар и столицу их Белую Вежу взял.
В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.
В год 6475 (967). Пошёл Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их восемьдесят но Дунаю, и сел княжить там, в Переяславце, беря дань с 1реков.
В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце... И осадили печенеги город |Киев| силою великой... И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих...» Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев... И собрал воинов, и погнал печенегов в поле...
<...> Сказал Святослав матери своей и боярам своим:
«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии — серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы».
1. Как летописец характеризует князя Святослава?
2. С какими народами воевал князь?
3. Какую роль играл в те времена Киев? Почему Святослав предпочитал жить в Переяславце?
4. Какие крылатые выражения могут помочь определить, что речь в тексте идет именно о Святославе?
3. Задания по исторической карте ( 9 б)
1) Назовите имя великого Киевского князя, чьи завоевательные походы указаны стрелками.
2) Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».
3) Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «2».
4) Какие суждения, относящиеся к походам князя, обозначенным на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
а) Киевский князь, чьи походы указаны на карте, разгромил и уничтожил Хазарский каганат
б) врагами Древнерусского государства на степных границах в первой половине X в. были половцы
в) во время одного из походов Киевский князь заложил город-крепость Корсунь
г) указанные на карте походы укрепили могущество Киевской Руси
д) Киевскому князю не удалось перенести столицу государства на Дунай
е) одновременно с завоеванием новых земель великий Киевский князь распространял христианство к востоку от Руси
ж) О первых самостоятельных шагах князя «Повесть временных лет» сообщает с 964 года, когда «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей»: в результате похода вятичи были временно подчинены Киевской Руси.
з) По сведениям древнерусской летописи, победоносный полководец вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань и закончив войну против Византийской империи подписанием мира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.