Игра «Мир глазами физика»
Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7-8 классов.
Цель: формирование интереса к изучению физики‚ расширение кругозора учащихся с помощью демонстрации занимательных опытов‚ загадок‚ игр‚ знакомства с космонавтом‚
Оборудование: портреты физиков, электрофорная машина, султаны, свечи, стакан с водой, пластилин, карандаш, сухое горючее, бумага, иголка, лин
Познать все в мире невозможно. Однако лучше не забывать, что под рукой лежит учебник. Можно просто взять его и все повторить.
Законы знай, решай задачи
И не узнаешь неудачи!
Независимо от настроения, а тем более от моды, физика изучает явления природы. Механические, тепловые, звуковые, световые, электрические и магнитные явления – физические. Наука эта непростая. Многие ученики открывали и познали ее секреты. Изучайте физику, и Вам будет легче познавать законы природы!
Поучаствуем в игре „Темная лошадь”
Вы, наверное, знаете фамилии и имена выдающихся ученых-физиков. И можете их назвать. А теперь по биографическим данным отгадайте, о каком ученом говорится.
Родился в 1643г. в графстве Линкольн. Окончил Кембриджский университет. Член Лондонского Королевского общества, позднее - президент. Директор монетного двора Англии. Исследовал земную и небесную механику. Открыл несколько фундаментальных законов физики, и один из них – закон всемирного тяготения. (Ответ: Исаак Ньютон)
Родился в 1711г. в семье архангельского помора, в 70 км от Архангельска. В возрасте 20 лет с караваном рыбаков поехал в Москву. Там поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Cтал Первым российским академиком. Российский поэт, Пушкин Александр Сергеевич, называл его „Первым российским университетом.” (Ответ: М. В. Ломоносов)
Родился в 1879г. в Германии в семье инженера. Его по праву считают основателем современной физики. Создатель теории относительности. Лауреат Нобелевской премии (1921год). (Ответ: Альберт Эйнштейн)
Встреча с космонавтом
Ребята! У нас в гостях космонавт. Несколько вопросов к нашему гостю с такой необычной и интересной профессией. 1) С какими новыми ощущениями космонавты сталкиваются во время полета? Ответ: Космонавты испытывают перегрузку и долгое состояние невесомости.
2 Почему тела в космическом корабле находятся в состоянии невесомости? Расскажите об этом подробнее. Ответ: Потому что они и корабль движутся с одинаковым по модулю ускорением. Незакрепленные в корабле-спутнике тела свободно „парят”. Жидкость, налитая в сосуд, не давит на дно и стенки сосуда, поэтому она не вытекает через отверстие в сосуде. Маятники часов покоятся в любом положении, в котором их поставили. У космонавтов исчезает представление о том, где верх и где низ. Если сообщить какому-нибудь телу скорость относительно кабины спутника, то оно будет двигаться до столкновения с другими телами.
3) Как едят и пьют космонавты на борту корабля? Ответ: Из эластичных тюбиков, надавливая на их стенки.
4) Какая сила удерживает спутник на орбите вокруг Земли? Ответ: Сила тяжести Земли, которая является центростремительной силой.
5) Какие школьные предметы наиболее важны для космонавтов? Ответ: Физика, астрономия, математика и, конечно, физкультура.
Благодарим Вас за интервью!
Барон Мюнхгаузен (Выходит с книгой)
Здравствуйте, ребята! Я рад Вас видеть и хочу прочитать Вам несколько своих „самых правдивых историй ”.
История „Меткий выстрел” Испанцы держали в осаде английский форт Гибралтар. Обе пушки грянули в один и тот же миг. Случилось то, что я ожидал: в намеченной мной точке два ядра, наше и неприятельское, столкнулись с ужасающей силой, и неприятельское ядро полетело назад к испанцам… Наше ядро тоже „ не доставило им удовольствия”. Оно попало в их корабль и тоже пошло на дно.
Следящую историю я любил рассказывать своим друзьям и знакомым.
История „Я – большой силач”
Было это во времена войны с турками. Однажды, спасаясь от них, я попробовал перепрыгнуть верхом на коне через болото. Но конь не допрыгнул до берега, и мы начали тонуть. Спасения не было. Туловище моего коня исчезло в трясине, моя голова тоже начала постепенно погружаться, и осталась лишь косичка моего парика. Что было делать?! Мы бы погибли, если б не удивительная сила моих рук. Я – большой силач. Схватив себя за косичку, я со всех сил дернул вверх, и без особых усилий вытянул из болота себя и своего коня, которого крепко держал обеими ногами.
Дорогие дети! В следующий раз, когда мы опять встретимся, я расскажу Вам новые правдивые истории.
- Не станем обижать барона. Он такой выдумщик , пусть приходит к нам в гости и рассказывает о своих необычных приключениях, но…
1) Можно ли поверить в историю с „метким выстрелом”, когда оба ядра после столкновения начали двигаться в одном направлении? Ответ:нет. Вероятность того, что ядра могли столкнуться, практически равна нулю. Но если бы они столкнулись, то после этого разлетелись бы в противоположные стороны по закону сохранения импульса.
2) Правдива ли вторая история? Ответ:нет. Барон смог бы вытянуть себя из болота за волосы, если бы имел точку опоры, например, схватившись за веревку дерева или за что-то подобное. Раздел физики, механика, объясняет, что обе эти веселые истории являются выдумками барона.
Сегодня у нас в гостях маг-чародей Люфинаук
Люфинаук: Я очень люблю физику, поэтому у меня такое имя: любитель физической науки. Я знаю очень много загадок, фокусов . Итак, слушайте внимательно, думайте и отвечайте:
Загадки: 1) Все, что происходит в природе. (Явление)
2) Вещество, которое плавится при 00С. (Лед)
3) Прибор для измерения массы тела. (Весы)
4) Прибор для измерения скорости движения. (Спидометр)
5) Два брата родные: одного все видят, но не слышат, второго всякий слышит, но не видит. (Гром и молния)
6) Глазами видишь, а руками не возьмешь. (Тень)
7) Без глаз, а слезы льет. (Роса)
8) Прибор для измерения температуры. (Термометр)
- Некоторые мои волшебства требуют много времени, поэтому я начну со свечи в воде.
1) К короткой свече я прикрепил небольшой груз так, чтобы свеча плавала в воде (опускаем в воду). Свечу зажигаем. Долго ли она будет гореть‚ если над водой виден лишь небольшой участок свечи. Оставляем свечу горящей. Наблюдайте! (Ответ: сгорая, свеча уменьшается в объеме и всплывает)
2) А сейчас я продемонстрирую Вам необыкновенную выносливость своих рук. Пробирки с водой нагреваю в пламени, вода закипает, но я продолжаю держать их в руках. (Нескольким желающим можно попробовать ). (Ответ: конвекция)
3) Следующий опыт довольно таинственный‚ потому что в прошлом веке считали ‚ что тело человека обладает сверхъестественными свойствами.
Прямоугольник из тонкой бумаги помещаю на острие иглы. Приближаю руку – прямоугольник вращается, отодвигаю – вращение прекращается. (Ответ: вертушка вращается в определенном направлении – от запястья, вдоль ладони, к пальцам).
4)Карандаш‚ опущенный в стакан с водой, кажется надломленным на границе между водой и воздухом. На самом деле он прямой. (Ответ: преломление)
5)Наливаем в стакан воду, закрываем листом бумаги и, поддерживая лист рукой, переворачиваем стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от листа бумаги, вода из стакана не выльется. Бумага становится как бы приклеенной к стакану. (Ответ: давление)
6)С помощью этого удивительного прибора я могу показать молнию. А так же движение „султанов”: их притяжение и отталкивание. (Ответ: притяжение и отталкивание разноименно и одноимённо заряженных тел)
Сегодня мы сделали небольшой шаг в познании окружающего нас мира – посмотрели на него глазами физика. Как сказал Пьер Лаплас: „То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, - бесконечно! ” Поэтому обогащайтесь знаниями, чаще находитесь в этой бесконечности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.