ИГРА ПО ХИМИИ «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»
Оценка 4.8

ИГРА ПО ХИМИИ «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

Оценка 4.8
Занимательные материалы +5
doc
химия
9 кл
20.12.2019
ИГРА ПО ХИМИИ   «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»
Внеурочное занятие, можно использовать как урок -игра
игра по химии i.doc

ИГРА ПО ХИМИИ 

«ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»  

(для учащихся 9 класса)

Учитель химии Спиридонова Елена Борисовна

 

«Игра – это возможность отыскать себя в обществе,

 себя в человечестве, себя во Вселенной».

 Я. Корчак.

 

Химия – сложная наука и в целом процесс усвоения знаний для учащихся является нелёгким и напряжённым трудом. Очень хорошо, когда ребёнок будет познавать мир и развиваться в игровых условиях.

Цели:

Образовательные:

·       расширение представлений учащихся о предмете химии;

·       формирование представлений о необходимости комплексного подхода в изучении предметов естественного цикла;

·       выявление межпредметных связей.

Воспитательные:

·       создание психологически комфортной среды;

·       воспитание культуры общения учащихся, внимание, инициативу.

Развивающие:

·       развитие у учащихся познавательного интереса к предметам естественного цикла;

·       формирование навыков работы в группе;

·       развитие коммуникативных умений.

Оборудование:

·       Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

·       мультимедийная презентация;

Форма проведения: интегрированное внеклассное мероприятие.

Правила игры:

Класс делится на три команды: экспедиция №1, экспедиция №2, экспедиция №3.В каждой команде есть начальник экспедиции, которого назначает учитель. Маршрутная карта каждой команды вывешивается на доске. В ходе игры штаб подсчитывает баллы и расставляет флажки на карте каждой экспедиции.

                                      Ход игры

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня вам предстоит совершить восхождение на вершину Знаний. Прежде чем начать путешествие, мы посетим метеорологическую станцию и узнаем прогноз погоды.

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

Учитель. Послушайте индусскую притчу.

     Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того кто пройдет вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил ни капли.  «Ты слышал крики, выстрелы?- спросил его магараджа. -  Ты видел, как тебя пугали?» - «Нет, повелитель, я смотрел на молоко».

    Не слышать и не видеть ничего  постороннего,  - вот до  какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь проверим, насколько внимательны вы.

     Прошу начальников экспедиций подойти к столу и выбрать пакеты с заданиями. В них по 5 вопросов. За правильный ответ экспедиция получает 1 балл. Итак, в путь!

Для экспедиции №1

1.     Какой газ образуется во время грозы? (Озон)

2.     Как называется токсичный туман?  (Смог)

3.     Признак, по которому одно вещество отличается от другого.  (Свойство)

4.     Какой металл плавится от тепла человеческой руки?  (Цезий)

5.     Назовите самый легкий газ, использующийся в качестве экологически чистого топлива. (Водород)

Для экспедиции №2

1.     В каких единицах выражают скорость химической реакции?  (Моль/л*с).

2.     Какой элемент называют царем живой природы?  (Углерод)

3.     Назовите тяжелый металл, вызывающий отравление клеток головного мозга. (Свинец).  

4.     Как можно по другому назвать реакцию соединения? (Синтез).

5.     Какие вещества можно «налить» в пробирку, перевернутую вверх дном? (Газы, которые легче воздуха).

Для экспедиции №3

1.     Какое агрегатное состояние вещества наиболее распространено во Вселенной?  (Плазма).

2.     Как в обиходе называют продукт коррозии железа?   (Ржавчина).

3.     Какие химические элементы лидируют в космосе?   (Водород и Гелий).

4.     Какой химический элемент был сначала обнаружен в солнечной атмосфере с помощью спектрального метода и только потом уже открыт в земных минералах?   (Гелий).

5.     Приведите название и химическую формулу вещества, используемого в медицине для остановки кровотечения.   (Перекись водорода Н2О2).

 Учитель. Ребята! С первым заданием вы справились успешно. Молодцы! Прогноз погоды хороший. Можно смело начинать восхождение на химическую вершину.

Восхождение на вершину Знаний будет проходить в два этапа. За каждый правильный ответ на вопрос вы получаете 5 баллов. Итак, в путь!

 

 

ВОСХОЖДЕНИЕ НА ВЕРШИНУ. I ЭТАП

Для экспедиции №1

1.     Дата рождения Д.И. Менделеева? (8 февраля 1834г.)

2.     Сколько лет Д.И. Менделеев вел научную и педагогическую деятельность?  (32 года)

3.     Решите задачу. При восстановлении оксида железа(III) углеродом было получено 10,08 г. Железа, что составило 90% от теоретически возможной массы. Определите массу взятого оксида железа(III). Ответ. 16г.

Для экспедиции №2

1.     У каждого человека есть хобби. Чем любил заниматься химик Д. И. Менделеев? (Клеить рамки для фото, мастерить чемоданы).

2.     Что привлекало маленького Митю в Аремзянском и пробудило интерес к знаниям? (Мастерство стеклодувов на стекольном заводе Василия Корнильева, дяди Д. И. Менделеева).

3.     Решите задачу. Вычислите массу силиката натрия, который получится при сплавлении оксида кремния(IV) c 64,2 кг кристаллической соды, содержащей 5% примесей.   Ответ. 68,6г.

Для экспедиции №3

1.     Назовите любимую игру Д.И. Менделеева? (Шахматы).

2.     Что подтолкнуло Д. И. Менделеева к созданию Периодической системы? (Работа над учебником по неорганической химии).

3.     Решите задачу. При действии соляной кислоты на 50г карбоната кальция получилось 20 г оксида углерода(IV).  Определите выход оксида углерода(IV).  (В %).  Ответ. 90.9%.

ВОСХОЖДЕНИЕ НА ВЕРШИНУ. II ЭТАП

Для экспедиции №1

1.     Люблю грозу в начале мая,

        Когда весенний, первый гром,

        Как бы резвяся и играя,

       Грохочет в небе голубом

  (физическое явление).

2.     Прославлен всеми письменами

          Металл, испытанный огнем.

         Манил к себе людей веками.

         Алхимик жил с мечтой о нем.

                                          (золото)

3.     Закончите уравнение возможных реакций, запишите

ионно – молекулярное уравнение реакции.

CaCO3 + NaOH =

NaOH + H2SO4 =

CaCO3 =

SiO2  + H2SO4 =

Для экспедиции №2

1.Прощай, свободная стихия!

       В последний раз передо мной

       Ты катишь волны голубые

      И блещешь гордою красой.

             (физическое явление).

2.Я иду за первым вслед,

 Я – из космоса привет

 Ведь меня нашли на Солнце

 Хоть я есть и за оконцем.

(гелий).

3. Закончите уравнение возможных реакций, запишите

ионно – молекулярное уравнение реакции.

H2SO4 + HCl =

CaCO3  + HNO3 =

CaCO3 + KOH =

CaO + CO2 =

Для экспедиции №3

 

1. Еще в полях белеет снег,

 А воды уж весной шумят…

(физическое явление)

2. Прославлен всеми письменами

 Металл, испытанный огнем.

 Манил к себе людей веками.

 Алхимик жил с мечтой о нем.

                             (золото).

3. Закончите уравнение возможных реакций, запишите

ионно – молекулярное уравнение реакции.

CaCl + Na2SiO3 =

K2SO4 + CO2 + H2O =

CaO + SiO2 =

SO3+ H2O =

Учитель. Ребята! Вы замечательно справились с заданиями. Впереди штурм вершины. Но предлагаю экспедициям пока отдохнуть, а сейчас поработают начальники экспедиций.

Конкурс для начальников экспедиций “Смотри в оба”.

Учитель. На столе разложена химическая посуда. Вам необходимо, посмотрев несколько секунд, записать названия посуды на листке и отдать в штаб. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1.Штатив для пробирок

2.Пробирка

3.Фильтровальная бумага

4.Спиртовка

5.Мел

6.Фарфоровая чашка для выпаривания

7.Воронка

8.Демонстрационное стекло

9.Пробиркодержатель

10.Химический стакан

11.Ступка с пестиком

12.Железная ложка для сжигания веществ

13.Газоотводная трубка с пробкой

14.Химическая колба

ШТУРМ ВЕРШИНЫ

Учитель. Экспедициям получить конверты с заданиями. Желаю успеха!

Для экспедиции №1

1. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо)

2. СЛИКОДОР - без этого элемента не проживете и десяти минут. (Кислород)

3.В банку с керосином бросили кусочек металлического калия. Три ученика поспорили о том, что произойдет в банке. Первый ученик сказал: «Калий - очень активный металл, попав в керосин, он воспламенится». Второй ответил: «Калий воспламенится на воздухе. Его и до банки не донесут». Третий возразил: «Ничего не произойдет. Металл упадет на дно и останется там лежать». Кто прав?  Ответ. Третий ученик.

Для экспедиции №2

   1.В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо.

           (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том).

   2. МНИКРЕЙ - этот элемент ищите среди камней. (Кремний).

    3. Банку, содержащую равные количества газообразных хлора и водорода, закрыли притертой пробкой и поставили на ярко освещенное окно. Что произойдет?   Ответ. Она взорвется.

Для экспедиции №3

1.     Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы).

     2.ЛЕОДРУГ - без этого элемента в печке не будет огня. (Углерод).

    3. Джинн, находясь в газообразном состоянии внутри закрытой бутылки, оказывает сильное давление на ее стенки, дно и пробку. Чем давит джин?  Ответ. Беспорядочно движущимися молекулами.

Учитель. Закончить игру мне хотелось бы словами Д.И. Менделеева, которые он адресовал молодежи:

«Берегитесь больше всего своих гордых мыслей. Гордитесь только тем, что сделано для других, не кичитесь этим, гордитесь внутри себя, этой гордостью возвышайтесь, она не дает забыться. Удовольствие пролетит, оно – себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Сами трудясь, вы сделаете все для близких и для себя. И если успеха не будет, будет неудача, не беда. Попробуйте еще раз!»

Надеюсь, что эти слова великого ученого послужат вам хорошим напутствием.

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Азимов А. Краткая история химии / пер. с англ. М.: Мир, 1983.

2.Аликбарова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и история. М.: Дрофа,2005

3.Биографии великих химиков / под ред. Г.В. Быкова, С.А. Погодина. М.: Мир.1981.

4.Внеклассная работа по химии с использованием хроматографии: книга для учителя/ Э.Е. Нифантьев, М.: Просвещение, 1983.

5. Добротин Р. Б. Летопись жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Л.: Наука, 1984.

 

 

 

ИГРА ПО ХИМИИ «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ   «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ   «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ   «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ   «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ   «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ   «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ   «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ   «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»

ИГРА ПО ХИМИИ   «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ ЗНАНИЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2019