ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ПРАВА ДЕТЕЙ» (1- 2 КЛАСС)
Цели:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Развивающие: Развивать у детей умение работать с информацией и информационными источниками. Продолжать формировать у детей умение выполнять самопроверку по эталону.
Воспитательные: воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Способствовать осознанию детьми своего «Я», стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Оздоровительные: Формировать ИКТ-компетентность учащихся (выполнять компенсирующие физические упражнения, мини-зарядку).
Деятельностные: Побуждать работать в группе.
Формирование УУД:
ПознавательныеУУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать свое предположение. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в группе.
Личностные результаты: Развивать умение выказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Форма проведения: игра - путешествие.
Предварительная работа: ознакомление детей с материалами документов: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»; изучение статей; работа с иллюстрациями по сказкам.
Оформление: на доске плакат с названием мероприятия; планшет с золотым правилом морали; статьи из «Конвенции о правах ребенка»; иллюстрации к сказкам; кроссворд; схема плана игры; декорация для проведения игры.
Оборудование: Мультимедийные оборудования; декорация и костюмы для инсценировок; музыкальные фрагменты из сказок «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Бременские музыканты»; фрагменты мелодий: «Давай за…», «На воле», «Ты неси меня река», песня «Разбойников»; иллюстрации к сказкам; статьи «Конвенции о правах ребенка»; план - схема игры – путешествия по станциям; кроссворд; для проведения часа творчества: альбомные листы, фломастеры, цветные карандаши; смайлики; портрет А.В.Суворова; таблички с записанными правами.
Методические приемы:
План игры
1. Организационный момент.
2. Вводная часть.
3. Разминка.
Путешествие по сказочным станциям:
4. Станция «Право на жизнь»
5. Станция «Правовой театр». Инсценировка "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
6. Минутка творчества.
7. Станция «Правовая книга»
8.Работа с фрагментами из сказок.
9. Станция «Права ребенка на защиту государства от форм насилия».
10. Физминутка. Музыкальный конкурс.
11. Игра «Сказка ложь, да в ней намек».
12. Сказки глазами юриста.
13. Станция «Право на защиту от разлучения с родителями».
14. Разгадывание кроссворда «Что такое право? »
15. Подведение итогов.
16. Рефлексия.
Ход игры
1. Организационный момент.
Скажем "Здравствуйте" руками!
Скажем "Здравствуйте" глазами!
Скажем "Здравствуйте" мы ртом -
Станет радостно кругом!
2. Вводная часть.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, коллеги!
Сегодня мы продолжаем разговор о правах человека, а конкретно о ваших правах, правах детей. Мы отправимся в путешествие и поиграем в игру «Права детей». Наше путешествие будет проходить по станциям. Но прежде чем мы начнем наше путешествие, проведем разминку.
3. Разминка.
· Какие международные документы о правах ребенка вы знаете?
· К чему призывают эти документы?
· Когда была принята Всеобщая декларация?
· В каком году вступила в силу Конвенция о правах ребенка?
· Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?
· Всегда ли люди были равны?
· Что объединяет всех людей на земле?
· Что значит «относиться друг к другу по-братски?»
· Назовите любые 6 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребенок.
(Ответы детей).
Итак, мы отправляемся с вами в путешествие по сказочным станциям.
4. Станция «Право на жизнь.
Учитель. В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека - право на жизнь». Маленький человек - ребенок - тоже имеет
право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика
осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы.
- Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?
- Объясните свою точку зрения.
(Ответы детей.)
Учитель. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных - необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (демонстрирую портрет) родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку и вспомнить название сказки и ее автора.
5. Станция. "Правовой театр"
Инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.)
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
(Царица вздрагивает, вскакивает с лавки.
Замахивается и бьет по зеркальцу рукой.)
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет.
- Так ли? ( Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка.)
Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами, кличет служанку.)
Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь на съедение волкам!
( Девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)
Учитель. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась.
Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Учитель. Та, в душе ее любя, не убила, не связала; а ответила и сказала.
Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
Учитель. Вспомнили название сказки?
·А кто ее автор? ( Ответы детей: А.С.Пушкин).
·Чем закончилась сказка?
·Погибла царевна?
Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива.
·Кто помог царевне остаться живой?
(Ответы детей: помогли ей в этом семь богатырей, царевич Елисей и сказочные силы).
·Кто заботится в наше время о сохранении жизни детей?
( Ответы детей: государство, родители воспитатели, врачи, полиция и многие другие люди).
Учитель. Никогда никто не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав и законах России, и все обязаны соблюдать это право.
А теперь, давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции.
6. Минутка творчества.
·Как можно в рисунке изобразить право на жизнь?
·Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»?
(Учитель оценивает ответы и рисунки детей.)
7. Станция «Правовая книга»
- Ребята, вы знаете, что все права подразделяются: на социальные, экономические и личные. Я предлагаю Вам взять карточки, на которых записаны права и соотнести их с категориями прав.
(Ребята выполняют задание).
8.Работа с фрагментами из сказок.
Учитель показывает фрагменты из сказок, а дети называют сказку и выбирают право, которое нарушено в ней.
Учитель показывает фрагмент № 1. сестрица Аленушка и братец Иванушка
·Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке:
а) право на жизнь;
б) право на получение образования;
в) право на владение имуществом.
·Чьи права нарушены в этой сказке?
·Из каких сказок следующие герои?
Учитель показывает фрагмент № 2. Серая шейка
·Как называется сказка?
·Чья жизнь в опасности?
·Кто посягает на жизнь?
·Узнай героев этой сказки?
Учитель показывает фрагмент № 3. Заюшкина избушка
·Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:
а) право на жизнь;
б) право на неприкосновенность жилища;
в) право на справедливый суд;
г) право на труд.
·Кто нарушает это право?
·Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?
Учитель показывает фрагмент № 4. Три поросенка
·Нарушение, каких прав изобразил художник?
а) право на владение личным имуществом;
б) право на свободу;
в) право на неприкосновенность жилища;
г) право на жизнь.
Учитель показывает фрагмент № 5. Лягушка - путешественница
·Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
а) право на свободное перемещение;
б) право на неприкосновенность жилища;
в) право на образование;
г) право на труд.
·Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?
·Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения? Назовите правильный ответ:
а) в пределах болота;
б) в пределах страны;
в) без ограничений.
Учитель показывает фрагмент № 6. «Сивка-бурка»
·Назовите две сказки, в которых царь был против брака своей дочери?
·Какое право при этом нарушалось?
·Вспомните слова Елены Прекрасной из сказки «Сивка-бурка», подтверждающие ее желание выйти замуж за Иванушку?
Учитель. Молодцы, ребята. Отлично справились с заданием. А теперь мы отправляемся дальше. И следующая станция
9. Станция «Права ребенка на защиту государства от форм насилия»
(Под разбойничью песню из мультфильма «Бременские музыканты» вбегают два разбойника, одеты в лохмотья, вооружены до зубов.)
1-й разбойник. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
2-й разбойник. Верно, Джон, это здесь.
1-й разбойник. Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть. Красота!
2-й разбойник. Слушай, Джон, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха.
1-й разбойник. Боб, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.
Ведущий. Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь.
- Что вам нужно делать, как вы думаете?
(Ответы детей.)
Учитель. Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека. Похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.I
(разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой.)
Разбойники. Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!
Дети. Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!
Разбойники. Мы хорошие, мы очень детей любим. Будем вам сказки рассказывать!
Дети. Нет! Все равно не пойдем!
Разбойники. Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!
Дети. Помогите! Мы не знаем этих людей!
Разбойники. Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем. (Собираются уходить.)
Учитель. Стоите, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!
Разбойники. Мы хорошие, мы ничего не сделали!
Учитель. Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в полицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.
- Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу? (Ответы учащихся.)
Учитель. Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать все взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.
(Учитель подводит итог)
Физминутка
Учитель: А сейчас мы с вами отдохнем и проверим ваши музыкальные способности. А для этого проведем:
10.Музыкальный конкурс.
Звучат
песни. Учащиеся должны сказать, о каких правах идёт в них речь.
- «В каждом маленьком ребенке» (право на
всестороннее развитие).
- «Дуэт Черного Кота и Злого Пирата» (дружить с тем, с
кем хочет).
- «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения,
мирных собраний)
- «Может знает лес» (право на жизнь).
- « На крутом бережку» (право на отдых).
- «Наташка-первоклашка» (право на образование).
Учитель. Молодцы ребята, отлично справились! А сейчас мы поиграем еще в одну игру.
11.Игра «Сказка ложь, да в ней намек.
На экране высвечиваются вопросы. Ребята определяют, какую статью нарушил тот или иной герой сказки.
1. «Волк, ты нарушаешь закон, я свободный человек и мне, как и тебе, дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права, без моего разрешения», - ответила Красная Шапочка.
·Какую статью декларации хотел нарушить волк?
(ст. 3. Право на жизнь, свободу и неприкосновенность)
2. Карабас - Барабас наблюдал за Буратино, которого он сам подвесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы раболепно прислуживали ему. Однако вдруг Буратино заявил, что он нарушает Декларацию прав человека.
·О какой статье говорил Буратино?
(ст. 4.Никто не должен содержаться в рабстве)
3. Доктор Айболит срочно спешил в Африку, чтобы спасти Танечку и Ванечку, которых злой разбойник Бармолей связал, и приковал цепями к пальме, желая съесть их к обеду в ближайшую среду.
·О какой статье декларации забыл Бармолей?
(ст. 6. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности)
4. Иван Царевич вытащил из яйца иглу и решил тотчас расправиться с Кощеем, но не успел. Кощей взмолился жалобным голосом: «Иван Царевич, пощади, не губи, я не такой плохой, как всем кажусь. Все преступления мои выдуманы, а у моих обвинителей, нет никаких доказательств. Я сам жертва поклёпов и наговоров». Иван Царевич задумался и отложил иглу в сундучок, вспомнив об одной статье Декларации прав человека. - О какой статье вспомнил Иван Царевич?
(ст. 11 .Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем судебного разбирательства)
5. Очень понравилась царю тридесятого царства жена Ивана-дурака. Захотел он её себе в жёны заполучить и отправил своего воеводу с отрядом к Ивану-дураку. Под покровом ночи солдаты выкрали его жену, а Ивана-дурака сильно побили. Иван сразу догадался, кто на жену его позарился и в дом ворвался непрошеным. Утром Иван пришёл к царю и сказал: « Царь-государь, ночью вор лютый напал на мой дом и увёз жену-красавицу, нарушив права человека (то есть мои). А как нарушителю, будет ему кара страшная: и земная, и небесная. Суд людской его накажет и умертвит». Испугался царь и отдал Ивану его жену. - Какую статью декларации нарушил царь?
(ст.12.Никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь)
6. Незнайка решил осуществить свою давнюю мечту и попутешествовать по родной стране, а если получится, то побывать и в других странах. Но жители Солнечного города узнали об этом и посадили его под домашний арест (очень боялись, что он своим поведением опозорит их город или совершит непоправимую ошибку). Но Незнайка тоже был хитёр, выбрался из дома через печную трубу и на звёздочке, пролетающей в этот момент мимо, улетел на Луну.
- Какое право человека нарушили жители Солнечного города?
(ст. 13. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства)
7. Кот Базилио и Лиса-Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязав Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить из него деньги.
- О каком праве человека забыли Кот и Лиса?
(ст.17. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими)
8. Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днём, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшена в золу высыплет, а потом Золушку заставит всё до крупинки рассортировать. И ниогда никто из них не подумал, что она живой человек и ей необходим отдых. Что уже говорить о том, что за упорные труды необходимо и вознаграждение.
- Какое право человека всё время нарушала мачеха?
(ст.24.Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск)
9. Буратино очень хотел учиться и стать самым умным. Но в той стране, где он жил, образование мог получить только тот, у кого были деньги. А Папа Карло был беден, и чтобы отправить Буратино в школу, ему пришлось расстаться со своей любимой курткой и шарманкой, чтоб купить Буратино азбуку.
(ст. 26. Каждый человек имеет право на образование).
Учитель. Молодцы, ребята! Хорошо справились со всеми заданиями.
Сказочные герои искренне рады за вас. И помните о своих правах, не забывайте Декларацию прав человека. А мы отправляемся дальше.
Учитель: Прежде чем мы отправимся к следующей станции, я предлагаю вам вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.
12.Сказки глазами юриста
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно?
( «Красная шапочка»)
2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому – по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. ( «Сказка о попе и работнике его Балде»)
3.Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)
4.В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»)
5.Нзовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна – лягушка»)
6.В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но сумевшая это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)
13. Станция «Право на защиту от разлучения с родителями»
Учитель. В каких случаях родителей могут лишить родительских прав?
(Когда уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, являются хроническими алкоголиками).
- Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои разлучены насильно с родными.
Дети. «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев».
Учитель. Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой?
- Кто поможет вам, если случится беда?
(Социальные службы, органы опеки и попечительства, государство).
Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка. Часто с детьми обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ — «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей.
14. Разгадывание кроссворда «Что такое право? »
По вертикали
1. Правовой акт, который принимается высшими органами государственной власти, является главным, ведущим.
2. Лицо, организация, государство, предоставляющие гарантии (поручительство, обеспечение).
3. Участник судебного процесса, в обязанности которого входит вынести решение о виновности или невиновности подсудимого.
4. Лицо, от имени государства поддерживающие законность в прокуратуре.
8. Юрист, призванный защищать граждан в судах, государственных и негосударственных учреждениях.
По горизонтали
4. Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.
5. Основной и самый массовый орган судебной власти.
6. Охраняемые, обеспечиваемые государством, узаконенные возможности что-то делать, осуществлять.
7. Элементы системы, связанные в единое целое, имеющие сходство и различия.
Ответы
По вертикали: 1. Закон. 2. Гарант. 3. Заседатель. 4. Прокурор.
8. Адвокат.
По горизонтали: 4. Право. 5. Суд. 6. Права. 7. Отрасль.
15. Подведение итогов.
Учитель. Ребята, сегодня вы замечательно потрудились.
- Понравилась ли Вам наша игра – путешествие?
- Что нового Вы узнали во время нашего путешествия?
- С какими международными документами о правах ребенка Вы познакомились?
16. Рефлексия.
Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Я надеюсь, что каждый из вас, ознакомившись с Конвенцией о правах ребенка, понял, что каждый ребенок имеет, не только права, но и обязанности перед обществом.
Помните «золотое правило морали»: никогда не делай того, что не
пожелал бы себе.
-
Перед вами, ребята, два человечка. Один улыбается, другой – хмурится. Если вам
понравилось наше путешествие, выберите фигурку улыбающегося человечка, а если
нет – хмурого человечка.
- Ребята! Молодцы! Вы
меня очень порадовали! У вас сегодня все получилось! Поздравляю Вас!
Продолжайте также хорошо работать! Спасибо большое всем за участие!
Дополнительный материал
Поиграем в игру. Ребята, я буду говорить предложение, а вы должны дать ответ «да» или «нет».
Права – это правила, по которым живут люди.
Права ребенка записаны в журнале «Смешарики»
Права ребенка записаны в Конвенции о правах ребенка.
Ребенок – это человек в возрасте до 13 лет.
Ребенок – это человек в возрасте до 18 лет.
Высокие дети имеют больше прав, чем низкие.
Все люди равны в своих правах.
В школу ходят, чтобы играть в прятки.
В школу ходят, чтобы учиться.
Если ребенок болеет, к врачам обращаться нельзя.
Если хочешь, можно обзывать друг друга и ругаться.
С одноклассниками надо дружить.
Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.
- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).
- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)
- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).
Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
- Какое право Кая нарушила Снежная королева?
Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.
Русская народная сказка «Морозко»
- Куда мачеха велела отвезти падчерицу?
- Какое право Настеньки она нарушила?
Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь.
Ш. Перро «Золушка»
- Как относилась к Золушке мачеха?
- Что по дому делала золушка?
- Какое право Золушки нарушила Мачеха?
В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
- Почему невзлюбили Гадкого утенка?
- Он виноват в том, что он таким родился?
- Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?
- Имели ли они право обижать его? Почему?
Индивидуальность – великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер. Но мы должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности детей. Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека.
Права литературных героев
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
Литература:
· Права детей в сказках, рисунках и вопросах / А. Лопатина, М. Скребцова. М.: Амрита – Русь. 2008 г./
· Конституция детства / сборник М.: Центр «Детство. Отрочество. Юность» - 2009 г./
· Надо знать! / Брошюра «Новоком», 2011 г./
· Конституция Российской Федерации/ М.: ООО «Рид Групп» 2011 г./
· «Интегрированный подход к формированию у школьников навыков соблюдения правил безопасности на дороге» / М.: М.Беланкова «Начальная школа» №1, 2008 г/
· http://festival.1september.ru/articles/508080/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.