Тема: Игра-соревнование «Земля – наш общий дом»
Цель:
дать
представление о взаимосвязи человека и природы; об ответственности человека за
окружающий мир
Задачи:
Ø содействовать воспитанию бережного, ответственного отношения к природе;
Ø развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность путем вовлечения детей в соревновательную игру;
Ø учить учащихся участвовать в посильной деятельности по охране и защите природы
Оборудование:
Ø мультимедийная презентация;
Ø карточки с заданиями;
Ø выставка книг о природе
Ход игры – соревнования
1. Организационный момент.
2. Психологическая разминка.
3. Вступительное слово учителя:
Земля, земной шар – это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям. Над нами одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол - земля. У нас один на всех чудесный источник света и тепла – солнце. У нас общие источники влаги: реки, озёра, моря, океаны. Всем надо дышать, есть, пить.
За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их среде. И установилось равновесие. Известно, что всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватит, и сохранятся на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, равновесие нарушится. Люди не всегда учитывают все звенья цепи: вырубают деревья, осушают болота, распахивают степи. Взамен нужно что-то дать природе: посадить деревья, удобрить поля. Для того, чтобы сохранить её, да и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы. Так возникла наука экология. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - дом, «логос»- наука. Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Поэтому тема нашего занятия «Земля
– наш общий дом», а задачами нашего
занятия будут:
1) углубить знания о живой природе;
2) расширить представления о лекарственных растениях;
3) составить правила взаимодействия человека с природой.
4. Соревнование двух команд:
1 конкурс
Домашнее задание.
Представление команд (название, девиз, эмблема, обращение к команде друзей).
1 команда –
«Юные экологи» |
2
команда – «Чистая планета» И чистую планету |
ХРАМ ПРИРОДЫ
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
//А. Смирнов
В ПРИРОДЕ СТОЛЬКО
КРАСОТЫ!
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
//В. Чижов
2 конкурс
Разминка. Загадки(7-10).
о птицах
1.Чернокрылый,
красногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды.
С первым снегом тут как тут (снегирь).
2.Окраской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая (ворона).
3.Длиннохвоста, белобока, а зовут её …..(сорока)
4.Живёт в дупле пустом, дуб долбит, как долотом (дятел).
5. Эта
маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки. (воробей).
6.Кто без нот и без
свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это? (соловей).
о животных
1.Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
2.Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)
3.Кто с высоких тёмных
сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (Белка)
4.Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
5.Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
6.Есть в реке работники
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину. (бобры)
7.Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (заяц)
3 конкурс
Составь пословицу о природе(4 пословицы).
Сломать дерево – секунда, а вырастить – года.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом.
Возле леса жить — голодному не быть.
4 конкурс
Угадай животное по хвосту.
1. С помощью хвоста она плавает (рыба).
2. С помощью хвоста он ползает по дну реки (рак).
3. У неё хвост вместо руля (птица).
4. Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост (кенгуру).
5. У неё хвост - дополнительная рука (обезьяна).
6. Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку (белка).
7. У неё хвост - мухобойка (корова, лошадь).
8. В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его (ящерица).
9. У неё хвост длинный и пушистый. А зимой она использует его как метлу (лиса).
10.
Эта
птица с длинным хвостом. А когда расправит его – просто диво! Веер большой нас
удивит (павлин, индюк).
Физкультминутка
5 конкурс
Лекарственные растения. (Стихи. Картинки разрезные)
1.Я женьшень - чудесный корень.
Если кто- то сильно болен
Разыщите корень мой,
И поправится любой.
Вам настойка из женьшеня
Аппетит вернёт и смех,
Ведь женьшень обозначает -
Чудо « корень – человек».
2. На тропинке, на дорожке-
Всюду чирьева трава,
Или просто подорожник,-
Всем знакома, не нова!
Привязал листок к нарыву,
День - другой пройдёт - и диво!
Ты здоров без докторов.
Вот простой листок, каков!
3.Липа - средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
«Ну-ка, липа, выручай!»
4.Есть герань, гвоздика, кашка-
Всех цветов не сосчитать.
Есть аптечная ромашка.
Про ромашку надо знать:
Белый крошечный цветочек-
Для припарок, для примочек.
Если воспаление, отвар – успокоение.
5.Семена мои целебны - при гастритах пьют настой.
Корни - убивают яды и снимают в почках боль.
У меня одна беда: зацветаю я когда,
То цветов моих краса всем бросается в глаза.
И в букеты рвут меня, я боюсь их, как огня!
Я прошу вас, пощадите, и пионы зря не рвите!
6.В нас не только фитонциды,
Что микробам так страшны.
Мы содержим витамины,
Что бесспорно, всем нужны.
.Приходилось вам болеть,
В каждом доме лук, чеснок
Круглый год должны иметь.
Тот, кто с нами крепко дружит,
Никогда не занедужит.
7.В доме много аромата, если в доме сохнет мята.
Мятная лепёшка, настоя мяты ложка -
Нет больше тошноты, нет и в горле хрипоты.
Валидол, зубная паста - всюду мята, мята, мята!
Собираем не напрасно эту травушку ребята!
8. Календула
Вот цветочек –ноготок,
Яркий, солнечный цветок…
А я вчера проведала –
Зовут его – календула!
Ещё узнала – помогает
Он нам… Все ранки заживляет!
6 конкурс
Правила поведения человека в природе
1 команда – что нельзя делать
Бросай мусор в реку.
Не ломай ветки деревьев.
Разрушай птичьи гнёзда.
Не обижай домашних животных.
Бросай камнями в птиц
Не разрушай птичьи гнёзда.
Не загрязняй природу.
Обижай домашних животных
Не разрушай муравейники.
Ломай ветки деревьев
Не разводи костры.
2 команда - что
нужно делать
Сажай деревья.
Обижай домашних животных.
Зимой не вешай на деревья кормушки и не подкармливай птиц.
Ломай комнатные растения.
Весной не сажай на клумбы цветы.
Весной сажай на клумбы цветы.
Помогай домашним животным.
Делай кормушки и подкармливай птиц.
Ухаживай за комнатными растениями.
Итог занятия. (Подведение итога соревнования. Объявление результатов.
Вручение памяток, медалей.)
Рефлексия. (Зелёная полянка. Посадить деревья и цветы.)
ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ЗЕМЛЮ
УКРАШАТЬ
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
//Е. Смирнова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.