Игра «Страна удивительных слов».
Оценка 4.8

Игра «Страна удивительных слов».

Оценка 4.8
docx
25.10.2021
Игра «Страна удивительных слов».
Совершенно по-разному может звучать одна и та же история. А все потому, что свой рассказ можно рассказать уныло, а можно украсить лексическими средствами выразительности речи. К лексическим средствам выразительности речи относят такие слова, как синонимы, антонимы, омонимы и паронимы. Каждый из видов этих лексических средств несет в себе настоящие драгоценные камни, которыми украшается родная речь. Если же отказаться от их использования в языке, то речь будет скудной, бедной и абсолютно безэмоциональной, а люди, которые будут разговаривать в подобном ключе, больше будут напоминать роботов, выполняющих односложные команды.
страна удивительных слов.docx

 

Игра «Страна удивительных слов».

 

 

Изучение русского языка – дело очень сложное и под силу оно только тем, кто действительно жаждет знать его. С малых лет мы слышим от родных русскую речь и стараемся запоминать, как и в каких случаях нужно произносить те или иные слова. Но русский язык не даром велик и могуч, и при его изучении открывается еще много всего нового и неизведанного. Одной из таких тем является лексическая красота языка, которую придают специальные лексические средства выразительности речи.

 

Понятие о лексической красоте речи.  

Совершенно по-разному может звучать одна и та же история. А все потому, что свой рассказ можно рассказать уныло, а можно украсить лексическими средствами выразительности речи.

К лексическим средствам выразительности речи относят такие слова, как синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.

Каждый из видов этих лексических средств несет в себе настоящие драгоценные камни, которыми украшается родная речь.

 Если же отказаться от их использования в языке, то речь будет скудной, бедной и абсолютно безэмоциональной, а люди, которые будут разговаривать в подобном ключе, больше будут напоминать роботов, выполняющих односложные команды.

 

Цель: углубление знаний учащихся по разделу «Лексика». Повторение теоретического материала по теме «Лексика», основных лексических понятий: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Развитие мышления, речи учащихся, обогащение их словарного запаса, точность словоупотребления, умение пользоваться синонимами, антонимами, паронимами, омонимами. Воспитание внимания, формирование активности личности, творческой инициативы, нравственности, коммуникативных умений.

 

Задачи:

1.      Повторить сведения о слове, его лексическом значении;

2.      повторить знания о синонимах  и антонимах; повторить знания об омонимах;

3.      Показать роль синонимов и антонимов в построении текстов повествовательного и описательного характера;

4.      Развивать устную речь и мышление учащихся;

5.      Развивать интерес к родному слову;

6.      воспитывать самостоятельность;

7.      воспитывать нравственные качества.

 

 Технологии: личностно-ориентированная, игровая.

 

 

 

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в «Страну удивительных слов».

- В русском языке есть много удивительных слов.

Одни слышатся одинаково, но обозначают несколько разных, часто непохожих друг на друга предметов и называются они омонимы.

Другие противоположны друг другу по значению, называются такие слова - антонимы.

А третьи очень близки по значению, хоть и говорятся они по-разному. Это слова синонимы.

- Готовы? Самый внимательный сможет разгадать мои загадки:

1.      Они обычно для шитья,

           И у ежа их видел я,

           Бывают на сосне, на елке,

           А называются (иголки).

- Правильно! Иголками автор назвал инструменты для шитья, хвою сосны, части тела ежа. (Педагог каждому ребенку дает потрогать еловую хвою, игрушку «Ёжика», швейные иглы в упаковке.)

Какое  же определение мы дадим всем этим иголкам? ….Да это омонимы.

2.      Скажу я слово: «Высоко!»

            А ты ответишь: «Низко!»

           Скажу я слово: «Далеко!»

           А ты ответишь: «Близко!»

          Скажу тебе я слово: «Трус!»

          Ответишь ты «Храбрец!»

          Теперь «Начало» я скажу,

          Ну, отвечай: «Конец!»

А эти противоречивые слова, которые так любят спорить друг с другом, мы  назовем… антонимы.

3.      После урока непременно  Нужна ребятам перемена.

На время что-то прекратив, Мы объявляем перерыв.

В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим передышку.

Как же называются слова перемена, перерыв, передышка?.... синонимы

 

-Вы такие молодцы! А давайте-ка проверим, как вы справитесь с другими заданиями и сможете ли вы найти синонимы, антонимы и омонимы.

1.      А теперь подумайте, какие предметы можно назвать одинаковыми словами:

• Гребешок (часть тела петуха, расческа, молюски)

• Лисичка (животное, гриб)

• Труба (часть дома, музыкальный инструмент, строительный материал)

  Коса (заплетенные волосы у девочки, сельскохозяйственный инструмент для заготовки сена)

Колокольчик (цветок, музыкальный инструмент)

• Ключ  (музыкальный, гаечный, от замка, родник)

• Лук (овощ, оружие)

• Бабочка (насекомое, галстук)

• Зебра (животное, пешеходный переход)

• Овсянка (каша, птица)

• Раковина (ушная, улитка, чашеобразное приспособление, используемое для мытья рук) 

• Язычок (орган полости рта, деталь обуви)

Киви, перо, каток, норка, лавка, ерш, кран, хвост, шишка, язычок, кисть, ручка, лист.

(Учащиеся вывешивают на доске картинки с изображением предметов)

2.      Назовите слова с противоположным значением.

день — …

утро — …

рано — …

близко — …

низко — …

медленно — …

радостно — …

темно — …

просторно — …

встал — …

взял — …

нашёл — …

забыл — …

уронил — …

лёгкий — …

высокий — …

чистый — …

жёсткий — …

частый — …

3.      Игра «Найди пару». К словам из первого столбика подберите подходящие слова из второго столбика и соедините их линиями.

путь

страх

работа

дело

метель

дорога

грусть

вьюга

тревога

нищета

бедность

тоска

родник

лошадь

тропинка

несчастье

друг

противник

враг

приятель

горе

дорожка

конь

ключ

 

4.      Упражнение «Слова перепутались»

(Работа с деформированными предложениями).

- Слова перепутались. Помогите им – расставьте по порядку, чтобы получились предложения.

Дети, корзина, лисички, набрали, лес.

Мы, лисичка, встретили, лес, в.

В, поле, колокольчик, расцвел.

Звонко, колокольчик, звенеть.

5.      Закончите предложения, подбирая противоположные слова к именам прилагательным.

 

Чай горячий, а мороженое … .

Клубника крупная, а земляника … .

На пляже песок сухой, а у воды … .

У берега озеро мелкое, а дальше … .

Петя обычно румяный, а после болезни он … .

 

6.      Упражнение «Подбери пару»

- Не только слова могут иметь разное значение (прямое и переносное), но и словосочетания.  Давайте подумаем, что обозначают данные словосочетания:

Глаза на мокром месте (часто плачет)

Глаза слипаются (хочется спать)

Не успел глазом моргнуть (очень быстро)

Ударить по рукам (заключить договор) или (отбить желание чего-нибудь)

Взять себя в руки (успокоиться)

Валится из рук (не работается)

Повесить голову (огорчиться)

Без царя в голове (глупый)

Набрать в рот воды (молчать)

Сидеть на хлебе и воде (бедствовать)

(Дети вывешивают словосочетания на доске.)

7.      Игра «Подберите по три».

Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.

Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.

Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.

Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

Радость, радоваться, радостный, ликовать, торжествовать, ликование.

 

8.       «Доскажи  словечко» физминутка

Я антоним к слову «зной».

Я в реке, в тени густой.

И в бутылке лимонада,

А зовут меня  …  (прохлада).

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я  …  (зима).

Я антоним к слову «день».

Всем давно трудиться лень,

И игрушки тоже прочь,

Спать пора, пришла уж  … (ночь).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я  …  (конец).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь  …  (тишина).

Я антоним к слову «холод».

В речке все — и стар, и молод,

Меня любит детвора,

Называюсь я  …  (жара).

9.      Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. По какому признаку нужно распределить слова на группы?

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

­­­­­­____________       _____________       _______________

____________       _____________       _______________

             ____________       _____________       _______________

 

10.  Упражнение «Внимательный слушатель».

- Слушай внимательно, хлопай обязательно, когда услышишь «удивительные слова»:

В одной стране, чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

- Молодцы, ни одного слова не пропустили!

11.  Упражнение «Слово потерялось»

- Вставьте подходящие слова в предложения.

Шофер сидит за баранкой грузовика.

Витя съел вкусную баранку .

Михаил чертил по  линейке .

Ученики выстроились на линейку .

Ваня вставил в замок ключ .

Из-под земли бьет прозрачный ключ .

дети дописывают слова в предложения.

12.   Вставьте в текст пропущенные слова сегодня, завтра в соответствии со смыслом высказывания.

«       …        поучусь, а     …      погуляю.» — говорит ленивый.

«       …        погуляю, а     …       поучусь.» — говорит прилежный.

13.  Игра «Проверь по узору».

Прочитайте слова в таблице и распределите их на два синонемических ряда. Для этого  вставьте слова в таблицу, закрасьте белые квадратики нужным цветом. Полученный узор должен быть похожим на узор в первой таблице.

 

бой

воин

армеец

сражение

солдат

побоище

боец

битва

 

большой

боязливый

пугливый

огромный

громадный

гигантский

крупный

трусливый

 

близко

скоро

неподалеку

спешно

поблизости

рядом

быстро

торопливо

 

 

14.  Замените в предложениях повторяющиеся слова предложенными прилагательными.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

 Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

15.  Прослушайте предложения. Оцените их правильность.

 

Слон большой, а комар маленький.

Дерево низкое, а куст высокий.

Камень легкий, а пух тяжёлый.

Работать тяжело, а отдыхать легко.

Днём светло, а ночью темно.

Отец пожилой, а сын молодой.

Дедушка молодой, а внук старый.

Редька сладкая, а груша горькая.

Зима тёплая, а лето холодное.

Мышка пищит тихо, а петух поёт громко.

Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно.

 

Понравилось вам в стране УДИВИТЕЛЬНЫХ СЛОВ?

- Давайте вспомним, с какими удивительными словами мы сегодня повстречались.

- Мы сегодня хорошо потрудились. Давайте похлопаем в ладоши.

 

 


 

Игра «Страна удивительных слов»

Игра «Страна удивительных слов»

Они обычно для шитья,

Они обычно для шитья,

Упражнение «Слова перепутались» (Работа с деформированными предложениями)

Упражнение «Слова перепутались» (Работа с деформированными предложениями)

И в бутылке лимонада, А зовут меня … ( прохлада )

И в бутылке лимонада, А зовут меня … ( прохлада )

Прочитайте слова в таблице и распределите их на два синонемических ряда

Прочитайте слова в таблице и распределите их на два синонемических ряда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2021