ИГРА КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Оценка 4.8

ИГРА КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
география
Взрослым
16.04.2017
ИГРА  КАК  ФОРМА  АКТИВИЗАЦИИ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ  ГЕОГРАФИИ
За время работы в школе стала наблюдать общее снижение интереса обучающихся к изучению географии и как следствие снижение качества знаний по предмету. Эта проблема побудила меня к поиску таких форм, методов и приёмов обучения, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, и на этой основе воспитать у школьника стремление к познанию и творчеству. Поиск действенных методик, способных повысить интерес к предмету, получить прочные знания, помочь адаптироваться детям в новых условиях привёл к выводу о целесообразности использования на уроках игровых технологий.Данная работа содержит мои наблюдения и выводы по изучению проблемы повышения интереса и качества знаний по предмету география с примерами применяемыми мною. Материалы использую из различных источников.
ТезисыПеревезенцеваМОУШараповская СШ.doc
ИГРА  КАК  ФОРМА  АКТИВИЗАЦИИ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ                    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ  ГЕОГРАФИИ                                                                                      Перевезенцева Римма Александровна,                                                                                            учитель географии МОУ «Шараповская СШ»  «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».    В.Л. Сухомлинский      В   течение   ряда   лет   наблюдается   общее   снижение   интереса   школьников   к   изучению географии и как следствие снижение  качества знаний по предмету. Работа над этой проблемой побудила меня к поиску таких форм, методов и приёмов обучения, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные   особенности   и   на   этой   основе   воспитать   у   него   стремление   к   познанию   и творчеству.    Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким, знания – прочными?    Поиск действенных методик, способных повысить интерес к предмету, получить прочные знания, помочь адаптироваться детям в новых условиях  привёл к выводу о целесообразности использования на уроках игровых технологий.     Установлено, что, прежде всего, в игре на уроках географии развивается способность к воображению,   образному   мышлению.   Происходит     это   благодаря   тому,   что   в   игре   ребенок стремиться воссоздать широкие сферы окружающей   действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может только с помощью условных действий. В игре у ребенка закладывается способность оперировать образами действительности, что в свою очередь создает основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения   важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.  Также большое влияние на уроках игра оказывает на развитие у детей способности взаимодействовать другими людьми. Кроме того, в совместной   игре   ребенок   осваивает   правила,   способы   взаимодействия   со   сверстниками, приобретает опыт взаимопонимания. (Букатов В.М. 1997).     Ещё Аристотель видел в играх источник душевного равновесия, гармонию души и тела. Игры   мобилизуют   резервы   умственной   деятельности,   так   как   усиливают   познавательно   ­ оценочное восприятия информации и восполняют проблемы знаний за счет комплексного видения микропроблем, возникающих в процессе игры, что расширяет диапазон мышления.    В структуру игры как деятельности органично входит планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Любая учебная   деятельность   школьника,   в   том   числе   и   игровая,   мотивирована.   Мотивация   игровой деятельности   обеспечивается   ее   добровольностью,   возможностями   выбора,   элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.     Использование игровых технологий позволяет учителю: создать   комфортные   условия   (снижения   нервозности,   неуверенности,   страха напряжения); создает   условия   для   воспитания   детского   коллектива   (снимает   агрессию,   зажатость, способствует раскрытию личности);  формированию навыков коллективной работы;   практически исключить неудовлетворительные оценки. создавать новые отношения между учителем и учеником.     Опыт организации игровой деятельности на уроках географии позволил убедиться в том, что   игра     посильна   ученикам   с   разным   уровнем   предметной   подготовки.   В   игре   все   равны. Находчивость   и   сообразительность     при   этом   оказываются     не   менее   значимыми,   чем   знание предмета.   Чувство   равенства,   увлеченности,   ощущение   посильных   заданий   –   всё   это   дает возможность ребенку преодолеть стеснение и благоприятно влияет на результат обучения. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности,  обязательных для жизни в современном обществе. Среди них  способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать  новые  профессии  и  области   знаний,  умение  находить  общий  язык  с людьми   самых разных профессий, культур и др. В связи с этим возникает необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения.  Обязательным условием является соблюдение принципа активности ребенка в процессе обучения.  Использование   игровых   технологий   в  собственной   педагогической   практике   помогает решить   множество   задач.   Многие     игры       создают   условия     для   взаимообучения,   так   как предполагают   групповые   формы     работы   и   совещательный   процесс.   Игры   дают   возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту.     Приведу примеры   игр, применяемых     на уроках географии. «Путешествие по карте»: каждый   ребенок     выбирает     себе   роль   (биолог,   геолог,   зоолог,   климатолог   и   т.д.),   научные сотрудники собирают сведения о природе изучаемого объекта. Учащимся замечательно удается характеристики, рельефа, климата, природных зон.  «Весёлые стихи на внимание» использую как при закреплении материала, так и при изучении нового. Например, 1.Солнце за день устаёт,    На ночь спать оно идёт    На полянку, за лесок,    Ровно­ровно на восток. (Не на восток, а на запад.) 2. Каждый с детства твёрдо знает:    Ангара в Байкал впадает. (Не впадает, а вытекает.)   «Занимательные задачи». Решение задач требует от ученика не только знаний материала, но и творческого подхода, проявления смекалки, логического мышления. Занимательные задачи использую как на уроке, так  и во внеурочное время.   «Какую реку в Китае и почему называли «рекой, причиняющих тысячи огорчений», «бедствием Китая», «рекой, надрывающей сердце»? (Хуанхэ). Самыми увлекательными играми  для учеников  5­7 классов являются загадки и шарады. Часто   привлекаю   к   составлению   географических   загадок   и   шарад   самих   учащихся.   Это способствует развитию познавательной деятельности, творческих способностей, воображения и логического мышления.   Приведу пример  загадки и шарады, подготовленных к уроку географии пятиклассниками. «Черен, как ворон, а греет, как солнце» (Уголь).  Вот вам лёгкая шарада: К ноте "Н" прибавить надо. Нота больше не поёт, А рекой она течёт. (До + Н = Дон.)   Игры – состязания очень увлекательны, помогают оживить уроки обобщения, закрепления и проверки знаний. Включаю их в программу вечеров, использую в полевых условиях во время экскурсий. В своей работе чаще всего использую викторину и КВН. Вопросы викторины по теме «Моря России»: 1. Назовите самое глубокое море России. 2. Какое из морей называют «ледяным мешком»? Почему? 3. Сколько морей омывают территорию России? Вопросы шуточной викторины: 1. Какая река течёт от буквы "А" до буквы"Я"?("От буквы А до буквы Я течёт  река Амударья". С.Я. Маршак.) 2. Какой континент тянется от буквы "А" до буквы "Я"? (Австралия.)  3. Что занимает ровно половину любого острова? (Ров ­ ост­ров.) 4. Какая река помещается в ладони, какая в бокале, какая в чернильнице, а какая в канистре?  (Дон в ладони, Ока в бокале, Нил в чернильнице, Истра ­ в канистре.) Диагностика результатов  обучения  географии  за два года  показала    рост интереса  к предмету  в результате использования разнообразных игр, а также   повышение   объективности самооценки, личностный рост обучающихся, формирование общеучебных умений и навыков.   Кроме того, нами  было проведено анкетирование учителей географии – членов районного методического   объединения,   цель   которого   ­   выявить   отношение   педагогов   к   использованию элементов   игровых   технологий   на   уроках.   Педагогам     предлагалось   ответить   на     следующие вопросы:    1.  Как часто используете в своей педагогической деятельности элементы игровых технологий: А) часто  Б) иногда В) редко Г) никогда  2. Какие виды игр вы используете на своих уроках? А) настольные    Б) деловые   В) ролевые Г) дидактические. 3. Как вы считаете, повышает ли познавательный интерес к предмету     использование элементов  игровых технологий на уроках ?   А) да  Б) нет 4. При подготовке и проведению игры на уроках особое внимание уделяется: А) формированию теоретических знаний;   Б) развитию практических умений учащихся; В) развитию творческих способностей         Г) развитию навыков самостоятельности.  Результаты анкетирования педагогов: 1 вопрос 1. 50% ­ А 2. 30%­  Б 3. 20% ­ В 4 вопрос 1.  10%­формирование теоретических знаний 2.  40%­развитию практических умений 3.  30% ­развитию творческих способностей 4.  20% ­развитию навыков  самостоятельности 2 вопрос 1. 50% ­ А 2. 10% ­ Б 3.40% ­ В 4. ­10% ­ Г 3 вопрос 1. 60%­ да 2. 40%­ нет      Анализ анкет педагогов показал,  что использование игр  в обучении   географии    способствует достижению положительных результатов. Они развивают практические умения,  творческие способности, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, позволяют  удовлетворять потребность подростков в общении.    Хорошо продуманные игры могут     улучшить  взаимоотношения внутри классного коллектива.  Опыт работы позволил выявить, что разнообразные игры легко вписываются в    структуру  урока, делают его более   результативным.  Применение игровых технологий в сочетании с  другими методами ведет к развитию интереса учащихся к географии, способствует проявлению  инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на уроке, заставляет  их активно мыслить, рассуждать. Библиографический список 2. Букатова, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие / В.М. Букатова  [Текст]. – М.: Московский психолого­социальный институт Флинта, 1997. ­96с. 3. Воробцова, Т.Н. Методическое пособие по географии материки и океаны: /Поурочные планы по  учебнику Коринской, В.А. и др. «География: материки и океаны»/ Т.Н. Воробцова [Текст]. ­  Волгоград 2002. – С.­41­44. 4. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников /В.Я. Воронова [Текст]. – М.:        1981.­54 с. 5. Душина, И.В. Методика и технология обучения географии: учебное пособие  / И.В. Душина,        Е.А. Таможня, В.Б. Пятунин [Текст]. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.­203 с. 6. Игровые технологии на уроках географии [Электронный ресурс] / География. Приложение к         газете «Первое сентября» videouroki.net/filecom.php?fileid=98664475. 7. Минскин, Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителей / Е.М. Минскин [Текст].  – 2­е изд.: ­  М.: Просвещение, 1987 – 189 с. 8. Сергеев, А.Н. Игровые технологии в курсе физической географии, как средство формирования  коммуникативных навыков учащихся [Электронный ресурс] / А.Н. Сергеев // География.  Приложение к газете «Первое сентября» uspjrtal.ru/publ/23­1­0­1589

ИГРА КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИГРА  КАК  ФОРМА  АКТИВИЗАЦИИ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ  ГЕОГРАФИИ

ИГРА КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИГРА  КАК  ФОРМА  АКТИВИЗАЦИИ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ  ГЕОГРАФИИ

ИГРА КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИГРА  КАК  ФОРМА  АКТИВИЗАЦИИ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ  ГЕОГРАФИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017