Игра по экологии
Оценка 4.7

Игра по экологии

Оценка 4.7
Игры
doc
окружающий мир +1
5 кл—11 кл
04.10.2017
Игра по экологии
Презентация
Публикация является частью публикации:
_doc_95776.doc
Ролевая игра­ дискуссия «Экологический суд» Тема «Экология» Цели:  Развитие положительного отношения к природе, элементов экологической  культуры. 1)Формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе. Задачи: 1. Способствовать формирования разнообразных приемов и способов познания  азбуки законов жизни природы, создавать условия для накопления опыта  оценки поведения человека в природе. 2. Развивать общественно значимые качества личности, ценностные  представления о природе, людях, обществе. 3. Воспитывать экологическую культуру, необходимость бережного  рачительного и разумного отношения к природной среде. 2) Основной структурный элемент урока: процесс разыгрывания игровой  ситуации. 1. Основной метод обучения: Ролевая игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления  неусвоенного учебного материала. 3) Дополнительные структурные элемента урока: предъявление (постановка) игровой задачи; характеристика структурных  компонентов игры; оценка результатов игры. Ход урока (слайд № 1)  «У каждого века вечность вопрошает : Что же совершится в будущем с природой? » (А. Кольцов) 1. Ученик Стали люди сильными как боги, И судьба Земли у них в руках, Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На земле уж белых пятен нету. Черные… Сотрешь ли человек? Ведущий:   Здравствуйте, Друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте,  леса, реки, моря и озера, поля и горы!  Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби! Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки! 2. Ученик Если б человек каждый день вот так вот здоровался не только с родными и  близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть до сих пор на  земле жили бы все те животные и растения, которых Мы больше уже никогда не увидим –  люди уничтожают их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто­то хочет  получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто­то хочет  поохотиться в свое удовольствие, кто­то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает  палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. 3.  Ученик Иногда слышишь: человек – царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно… Без воздуха,  воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро нам дает природа, а  взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни  животные не могут говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем? Ведущий: Итак суд. Суд  над человеком. Судьей у нас будет Зубр. Может быть Вы не слышали о нем, но не могу не  поделиться восхищением и уважением, которые вызывает у Меня этот замечательный зверь. А ведь было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров, не задумываясь, истребляли. Главный обвинитель – Тур. Я объясню, почему главным обвинителем выбрали  именно Тура. Дело в том, что последний Тур был убит в XVII веке. Адвокат – защитник человека – Собака. Присяжные заседатели – все те, кто находится здесь за столом. Судья: Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово главному  обвинителю.  Слайд № 2: (Тур) ТУР: Мне трудно говорить. И не только потому, что меня уже давно не существует  на свете. Я боюсь, что еще много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять только одного: ведь человек сам – творение природы. Он не имеет  права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны или опасны. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить  очень трудно. Слайд № 3: (Зебра­квагга) Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как  зебра­квагга. Когда люди стали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают  пастбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок». Да разве только  зебры? Сейчас на территории Африки осталось не более 10% животных, живших там до  прихода европейцев. Слайд №4: (Бизон) А Бизоны? К началу нашего века в Америке почти не осталось бизонов. А было их  не менее 70 миллионов. За один год охотник убивал не менее двух тысяч бизонов. Слайд №5: (Странствующий голубь) Еще один пример – странствующий голубь. Последний странствующий голубь умер  в зоопарке в начале нашего века. Огромные стаи этих птиц уничтожили ради вкусного мяса. Слайд №6: (Морская корова) Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет  уничтожили последнюю. Слайд №7: (Дронт) Крупная нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле: люди их  убили всех. Слайд №8: (Ливанский кедр) Обратимся к судьбе флоры. Ливанский кедр. Когда­то это дерево росло повсюду, но его решили обменять на канаты, полотно, золото, на другие товары, которые привозили из  Египта. И вот результат: сейчас только в Ливане осталась роща из 400 деревьев. Где бы не появлялся человек, он всегда чего­нибудь разрушал, кого­то убивал.  (Обращается к человеку) А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: Вы становитесь  жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, реки. Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте! Зубр: Теперь слово защите. Собака: Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним – человек сам себя наказывает. Но поверьте мне, человек заслуживает и уважения. Обвинитель: Уважения? Собака: Да! Да! Кто, как не Мы, домашние животные, знаем человека? Обвинитель: Смешно! Вы же он него зависите во всем. Вам невыгодно его  обвинять, а иначе кто Вам даст пищу, питье? Собака: А знаете ли Вы, что первый заповедник был создан в 1832 году именно в  Америке, т.е. там, где природе был нанесен такой сокрущительный удар. В Америке же был создан первый национальный парк в 1872 году. Судья: Давайте выслушаем свидетелей и со стороны обвинения, и со стороны  защиты. Первый свидетель обвинения – Воздух. Воздух: За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов  тонн. В результате истончается озоновый слой – появляются озоновые дыры: постоянная –  над Антарктидой, временами расширяющаяся и временами уменьшающаяся – над  Антарктикой, над районом Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые  вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. А если сюда добавить  выхлопные газы о транспорта, котельных, заводов химической промышленности? Судья: Свидетель Вода. Слайд №9: (Озеро Байкал, реки Сена, Дунай, Волга, Амур) Вода: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы поступает  столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.  Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности  человека в реках Сена, Дунай, Волга, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских реках, из­ за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков, появились микроорганизмы, очень  вредные для здоровья человека и животных. Байкал из­за закрытого нынче бумажно­целлюлозного комбината  теряет  способность самоочищаться: Омуль еле шевелиться. Весь мир облетели снимки плачущей  нерпы. Байкал содержит 1/3 мировых запасов пресной воды. В реке Амур столько  минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью.  В организмах рыбы происходит мутация: увеличивается печень, рыбы рождаются с  двумя хвостами. Ханкайская низменность – вода загрязнена пестицидами на глубину 20  метров, в почве – 2­3 % гунуса, что изменило состав воды; более 100 тысяч человек живет  на провозной воде. Юг приморья. В мае здесь сильно обрабатывают лес пестицидами, которые попадают в воду.   Бухта Находка, Золотой Рог, Амурский залив потеряли свое промысловое значение  из­за загрязненности. В результате медузы – крестовики стали агрессивными и нападают на  человека.  Золотой Рог, красивейшая бухта, мертва. Над нею полуметровый слой  мазута.  Нужны миллионы рублей для ее очистки. Слайд №10: (Панорама открытых местностей) Судья: Свидетель Почва Почва: почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет. А вот разрушить ее  можно очень быстро. За последние сто лет на земле разрушено примерно ¼ часть всех  плодородных земель. Освоение целинных и залежных земель велось безграмотно. Первые 5  лет Мы давали хороший урожай.  Но суховеи поднимали сотни тонн гумуса – «плодородного слоя» и уносили к  подножию Тянь­Шаня. Человек стал вносить горы минеральных удобрений. Происходило  засоливание земель, отравление почвы и людей. Люди испортили почву  Приханкайской  низменности, где выращивали рис.   Судья: Слово защите. Собака: Да, аргументы весомые, но ведь человеку нужна вода: чтобы получить одну тонну стали необходимо израсходовать 150 тонн воды. А чтобы получить одну тонну  бумаги необходимо 250 тонн воды. И человек стал строить предприятия, у которых вообще нет сточных вод.  Загрязненную воду там очищают и снова используют, затем снова очищают и снова  используют. Человек старается сократить выбросы и в атмосферу. Сокращает человек и  выброс двуокиси углерода машинами. Начали выпускать машины с двигателями,  работающими на газе, солнечных батареях.   Судья: Продолжаем слушание свидетелей. Приглашаются бабочка Аполлон и  Махаон.  Слайд №11 (Бабочки Аполлон и Махаон): Аполлон: И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а затем заповедники с  парками создают. Нет! нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать.  Махаон: Как же простить, если до сих пор Меня ловят все, кому не лень. Как Я  жалею, что родилась такой красавицей.  Судья: Все ловят! И птицы? Аполлон: О нет, Я имела в виду людей: и взрослые и дети. А птицы меня не  трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать  нельзя, что Я не съедобная. А в минуту опасности могу испугать птицу шипением.  Махаон: Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете. С  каждым годом нас становиться все меньше и меньше. Слайд № 12: (Цветы: Мать ­ и Мачеха, Ландыш,  Колокольчик, Венерин башмачок) Судья: Послушаем следующих свидетелей. Цветы. Мать – и мачеха: Нас все меньше и меньше. Природой велено нам зацветать рано. И человек, соскучившись долгой зимой по цветам, порой срывает нас только для того, чтобы  подержать в руках. Сорвет, помнет, помнет пальцами, а потом забросит. Ведь мы могли бы  ему помочь, сорви он нас по всем правилам и в определенное время.  Ведущий: О какой помощи говорит Мать­ и Мачеха? ( Мать­ и Мачеха – целебная  трава, из нее готовят лекарство от кашля). Мать­ и Мачеха: О кроме того, мы очень выручаем пчел весной, они с трудом  разыскивают себе питание – ведь цветов мало. А к нашим цветкам пчелы летят охотно. Ландыш: А людям все равно. Они рвут и меня не задумываясь, а ведь чтобы Я  зацвел, с того времени, как упала семечко в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и  девочка, поступившие в первый класс успеют закончить школу. Судья: Но ведь Вас, уважаемый Ландыш рвут и в целебных целях? Ландыш: Да, но порой так не умело. А ведь рвать меня только весной и очень  осторожно. А ведь когда­то обо мне люди складывали легенды, устраивали праздники.  Например, во Франции и североамериканских индейцев Я был священным цветком. Сейчас  из меня изготавливают ландышевые капли для людей, страдающих сердечными  заболеваниями. И что же Я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было  встретить повсюду, а сейчас Я нуждаюсь в защите. А мой друг, Ягель? Если по нему  пройдет человек, цветок будет восстанавливаться 30 лет, а после гусеничной машины и все  100. Судья: Следующий свидетель ­ Колокольчик. Колокольчик: У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько их  занесено в красную книгу?  В приморье так безжалостно рвут венерин башмачок, а он зацветает на 18 году  жизни.  Мы уменьшаем содержание пыли в воздухе в два с половиной раза, а газов и дыма в  два раза. А люди, за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение              25  тысяч видов высших растений.  Слайд № 13: (Лягушка, Сова) Судья: Следующий свидетель ­ Лягушка. Лягушка: Человеческая неблагодарность не знает границ. Мы, лягушки, на  наше горе, относимся к нелюбимым человеком существам, к «противным». И никому нет  дела, что мы уничтожаем 1­2 % вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль,  что мы беззащитные, беспомощные. Судья: Следующий свидетель ­ Сова. Сова: Все группы животных интересны. Но наибольший интерес у  «любителей природы» вызываем мы, птицы. Кому­то  хочется посадить нас в клетку, кому­ то нужно чучело, кому­то пух, кому­то мясо. А меня, сову, человек считаем предвестницей  несчастья. Да, кричим мы страшно, но пользу приносим большую, уничтожая грызунов.  Уважаемый Тур напомнил нам о дронте и странствующем голубе. Я хочу дополнить. Уже  нет ни одного мо – эту птицу, достигающую в высоту 3,5 м, уничтожили в XIX веке.  За последние 150 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц. Судья: Мы выслушали свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же  нам делать с человеком?    Адвокат: На всяком суде слово дается обвиняемому. Послушаем человека. Человек: Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у Вас прощения, хотя  от этого вам не будет легче. Собака: А Я хочу вам вот что сказать. Да то, что сделал человек с  природой, ужасное преступление. Но ведь только человек может хоть что­то исправить.  Именно человек создал Красную книгу. Именно он создает заповедники и сохраняет их. К  нашему счастью люди на Земле разные, кому, как не вам, уважаемый Зубр, не знать об этом? Судья: Да! Не отрицаю. Только благодаря людям мне удалось выжить. Тур: Но именно благодаря людям вы чуть не исчезли с лица Земли.  Аполлон: Что же получается? Так или иначе мы все зависим от человека? Судья: К сожалению зависим! Цветы: Ужасно! Ужасно! Мы погибли! Кошка: Хотя я домашнее животное, а с вами согласна. Ужас! Сколько раз  меня человек выгонял из дома, бросал где попало… Тур: Видите? Уже и защитники стали обвинителями. Судья: Какое решение нам принять? Прошу внимания! Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду  зверей, каждому  четвертому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц,  нашей фауны угрожает опасность. 25 000 видов высших растений планеты на грани уничтожения.  За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26  видов птиц… В кризисном состоянии, приближающемся к катастрофическому,  находятся  крупнейшие агломерации Москвы и Санкт­Петербурга, Среднее Поволжье и Прикамье,  западная часть Кольского полуострова, промышленная зона Урала и Кузбасса.  Непосредственную угрозу представляют также загрязнения Черного и Азовского  морей в пределах курортных зон, загрязнение вод в бассейне Волги и Каспийского моря.  Надо признать кризисной ситуации на Байкале. Длительный, в течение 20 лет, сброс  40 % всех загрязненных стоков региона в озеро повысил температуру воды до +12 градусов C и выше, загрязнение донных отложений Байкала отмечено на площади 20 кв. км, выросла  мутность воды. Решение: пусть Человек исправит то, что пока еще можно исправить. А если не исправит? Тогда его постигнет участь Тура: его не станет. Ведь без всех нас и еще многих, без чистого Воздуха, чистой Воды и многого другого он не сможет выжить. Лягушка: Получается так, что человек сам себе подписывает смертный  Судья: Получается так! Все: Какой ужас! приговор! 1 Ученик Есть одна планета ­сад. В этом космосе холодном.  Только здесь леса шумят. 2 Ученик Птиц скликая перелетных.  Лишь на ней одной увидишь.  Ландыши в траве зеленой.  И стрекозы только тут  В речку смотрят удивленно.  Береги свою планету, Ведь другой на свете нету. 3 Ученик У природы живые краски,  Миллионы лучистых соцветий.  Для чего чудеса из сказки,  Если в жизни их можно встретить?   4 Ученик Берегите эту Землю, эту воду,  Даже малую былиночку любя.  Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Ведущий: В настоящее время в защите нуждается все, что нас окружает, воздух, без которого  человек может прожить считанные минуты. Вода – живительная влага нашей планеты. Именно ей Мы обязаны жизнью на Земле – той, которую подчас  расточительно тратим и бездумно загрязняем. Родная Земля – бесценное богатство. С нею связаны миллионы людей прошлых,  настоящих и будущих поколений нашей планеты. Природе понадобилось не одно  тысячелетие для создания почвы, а разрушение порой идет очень быстро. Вся сила  человека в земле. Никто не мог победить легендарного героя Антея, пока он касался  земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать его от земли – и он  погиб. Этот миф звучит завещанием потомкам – хранить связь с землей, уважать ее, беречь,  охранять. Использованные материалы: 1 «В союзе  с природой» Эколого­природоведческие игры­занятия и развлечения с  детьми «Илекса» «Сервисшкола» Москва­Ставрополь 1999г. 2 « Планета – наш дом» Учебник – хрестоматия по основам экологии для  дошкольников и младших школьков. Издательство «ЛАЙДА»  Москва 1995г. 3 С.В.Рянжин  Экологический  букварь Санкт­Петербург  «Пит – Тал» 1996г. 4 «Я люблю эту землю». Серия «Праздник  в школе» Минск  “Красико­Принт”2000г.

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии

Игра по экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2017