Ролевая игра дискуссия
«Экологический суд»
Тема «Экология»
Цели: Развитие положительного отношения к природе, элементов экологической
культуры.
1)Формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе.
Задачи:
1. Способствовать формирования разнообразных приемов и способов познания
азбуки законов жизни природы, создавать условия для накопления опыта
оценки поведения человека в природе.
2. Развивать общественно значимые качества личности, ценностные
представления о природе, людях, обществе.
3. Воспитывать экологическую культуру, необходимость бережного
рачительного и разумного отношения к природной среде.
2) Основной структурный элемент урока: процесс разыгрывания игровой
ситуации.
1. Основной метод обучения:
Ролевая игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления
неусвоенного учебного материала.
3) Дополнительные структурные элемента урока:
предъявление (постановка) игровой задачи; характеристика структурных
компонентов игры; оценка результатов игры.
Ход урока
(слайд № 1)
«У каждого века вечность вопрошает :
Что же совершится в будущем с природой? »
(А. Кольцов)
1. Ученик
Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету.
Черные…
Сотрешь ли человек?
Ведущий: Здравствуйте, Друзья!
Здравствуй, природа!
Здравствуйте, леса, реки, моря и озера, поля и горы!
Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!
Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!
2. Ученик
Если б человек каждый день вот так вот здоровался не только с родными и
близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть до сих пор на
земле жили бы все те животные и растения, которых Мы больше уже никогда не увидим –
люди уничтожают их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: ктото хочет
получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха. Ктото хочет
поохотиться в свое удовольствие, ктото, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает
палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается.
3.
Ученик
Иногда слышишь: человек – царь природы. Но кто поставил человека над природой?
Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно… Без воздуха,
воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро нам дает природа, а
взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни
животные не могут говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем?
Ведущий:
Итак суд. Суд над человеком.
Судьей у нас будет Зубр. Может быть Вы не слышали о нем, но не могу не
поделиться восхищением и уважением, которые вызывает у Меня этот замечательный зверь.
А ведь было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров, не задумываясь, истребляли.
Главный обвинитель – Тур. Я объясню, почему главным обвинителем выбрали
именно Тура. Дело в том, что последний Тур был убит в XVII веке.
Адвокат – защитник человека – Собака.
Присяжные заседатели – все те, кто находится здесь за столом.
Судья: Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово главному
обвинителю.
Слайд № 2: (Тур)
ТУР: Мне трудно говорить. И не только потому, что меня уже давно не существует
на свете. Я боюсь, что еще много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой
вид. Я не могу понять только одного: ведь человек сам – творение природы. Он не имеет
права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредныили опасны. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить
очень трудно.
Слайд № 3: (Зебраквагга)
Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как
зебраквагга. Когда люди стали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают
пастбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок». Да разве только
зебры? Сейчас на территории Африки осталось не более 10% животных, живших там до
прихода европейцев.
Слайд №4: (Бизон)
А Бизоны? К началу нашего века в Америке почти не осталось бизонов. А было их
не менее 70 миллионов. За один год охотник убивал не менее двух тысяч бизонов.
Слайд №5: (Странствующий голубь)
Еще один пример – странствующий голубь. Последний странствующий голубь умер
в зоопарке в начале нашего века. Огромные стаи этих птиц уничтожили ради вкусного мяса.
Слайд №6: (Морская корова)
Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет
уничтожили последнюю.
Слайд №7: (Дронт)
Крупная нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле: люди их
убили всех.
Слайд №8: (Ливанский кедр)
Обратимся к судьбе флоры. Ливанский кедр. Когдато это дерево росло повсюду, но
его решили обменять на канаты, полотно, золото, на другие товары, которые привозили из
Египта. И вот результат: сейчас только в Ливане осталась роща из 400 деревьев.
Где бы не появлялся человек, он всегда чегонибудь разрушал, когото убивал.
(Обращается к человеку) А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: Вы становитесь
жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, реки.
Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!
Зубр: Теперь слово защите.
Собака: Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним – человек
сам себя наказывает. Но поверьте мне, человек заслуживает и уважения.
Обвинитель: Уважения?
Собака: Да! Да! Кто, как не Мы, домашние животные, знаем человека?
Обвинитель: Смешно! Вы же он него зависите во всем. Вам невыгодно его
обвинять, а иначе кто Вам даст пищу, питье?
Собака: А знаете ли Вы, что первый заповедник был создан в 1832 году именно в
Америке, т.е. там, где природе был нанесен такой сокрущительный удар. В Америке же был
создан первый национальный парк в 1872 году.Судья: Давайте выслушаем свидетелей и со стороны обвинения, и со стороны
защиты. Первый свидетель обвинения – Воздух.
Воздух: За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов
тонн. В результате истончается озоновый слой – появляются озоновые дыры: постоянная –
над Антарктидой, временами расширяющаяся и временами уменьшающаяся – над
Антарктикой, над районом Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые
вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. А если сюда добавить
выхлопные газы о транспорта, котельных, заводов химической промышленности?
Судья: Свидетель Вода.
Слайд №9: (Озеро Байкал, реки Сена, Дунай, Волга, Амур)
Вода: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы поступает
столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности
человека в реках Сена, Дунай, Волга, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских реках, из
за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков, появились микроорганизмы, очень
вредные для здоровья человека и животных.
Байкал изза закрытого нынче бумажноцеллюлозного комбината теряет
способность самоочищаться: Омуль еле шевелиться. Весь мир облетели снимки плачущей
нерпы. Байкал содержит 1/3 мировых запасов пресной воды. В реке Амур столько
минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью.
В организмах рыбы происходит мутация: увеличивается печень, рыбы рождаются с
двумя хвостами. Ханкайская низменность – вода загрязнена пестицидами на глубину 20
метров, в почве – 23 % гунуса, что изменило состав воды; более 100 тысяч человек живет
на провозной воде.
Юг приморья. В мае здесь сильно обрабатывают лес пестицидами, которые попадают
в воду.
Бухта Находка, Золотой Рог, Амурский залив потеряли свое промысловое значение
изза загрязненности. В результате медузы – крестовики стали агрессивными и нападают на
человека.
Золотой Рог, красивейшая бухта, мертва. Над нею полуметровый слой мазута.
Нужны миллионы рублей для ее очистки.
Слайд №10: (Панорама открытых местностей)
Судья: Свидетель Почва
Почва: почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет. А вот разрушить ее
можно очень быстро. За последние сто лет на земле разрушено примерно ¼ часть всех
плодородных земель. Освоение целинных и залежных земель велось безграмотно. Первые 5
лет Мы давали хороший урожай.
Но суховеи поднимали сотни тонн гумуса – «плодородного слоя» и уносили к
подножию ТяньШаня. Человек стал вносить горы минеральных удобрений. Происходило
засоливание земель, отравление почвы и людей. Люди испортили почву Приханкайской
низменности, где выращивали рис.
Судья: Слово защите.
Собака: Да, аргументы весомые, но ведь человеку нужна вода: чтобы получить одну
тонну стали необходимо израсходовать 150 тонн воды. А чтобы получить одну тонну
бумаги необходимо 250 тонн воды.И человек стал строить предприятия, у которых вообще нет сточных вод.
Загрязненную воду там очищают и снова используют, затем снова очищают и снова
используют. Человек старается сократить выбросы и в атмосферу. Сокращает человек и
выброс двуокиси углерода машинами. Начали выпускать машины с двигателями,
работающими на газе, солнечных батареях.
Судья: Продолжаем слушание свидетелей. Приглашаются бабочка Аполлон и
Махаон.
Слайд №11 (Бабочки Аполлон и Махаон):
Аполлон: И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а затем заповедники с
парками создают. Нет! нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать.
Махаон: Как же простить, если до сих пор Меня ловят все, кому не лень. Как Я
жалею, что родилась такой красавицей.
Судья: Все ловят! И птицы?
Аполлон: О нет, Я имела в виду людей: и взрослые и дети. А птицы меня не
трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать
нельзя, что Я не съедобная. А в минуту опасности могу испугать птицу шипением.
Махаон: Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете. С
каждым годом нас становиться все меньше и меньше.
Слайд № 12: (Цветы: Мать и Мачеха, Ландыш,
Колокольчик, Венерин башмачок)
Судья: Послушаем следующих свидетелей. Цветы.
Мать – и мачеха: Нас все меньше и меньше. Природой велено нам зацветать рано. И
человек, соскучившись долгой зимой по цветам, порой срывает нас только для того, чтобы
подержать в руках. Сорвет, помнет, помнет пальцами, а потом забросит. Ведь мы могли бы
ему помочь, сорви он нас по всем правилам и в определенное время.
Ведущий: О какой помощи говорит Мать и Мачеха? ( Мать и Мачеха – целебная
трава, из нее готовят лекарство от кашля).
Мать и Мачеха: О кроме того, мы очень выручаем пчел весной, они с трудом
разыскивают себе питание – ведь цветов мало. А к нашим цветкам пчелы летят охотно.
Ландыш: А людям все равно. Они рвут и меня не задумываясь, а ведь чтобы Я
зацвел, с того времени, как упала семечко в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и
девочка, поступившие в первый класс успеют закончить школу.
Судья: Но ведь Вас, уважаемый Ландыш рвут и в целебных целях?
Ландыш: Да, но порой так не умело. А ведь рвать меня только весной и очень
осторожно. А ведь когдато обо мне люди складывали легенды, устраивали праздники.
Например, во Франции и североамериканских индейцев Я был священным цветком. Сейчас
из меня изготавливают ландышевые капли для людей, страдающих сердечными
заболеваниями. И что же Я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было
встретить повсюду, а сейчас Я нуждаюсь в защите. А мой друг, Ягель? Если по нему
пройдет человек, цветок будет восстанавливаться 30 лет, а после гусеничной машины и все
100.
Судья: Следующий свидетель Колокольчик.Колокольчик: У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько их
занесено в красную книгу?
В приморье так безжалостно рвут венерин башмачок, а он зацветает на 18 году
жизни.
Мы уменьшаем содержание пыли в воздухе в два с половиной раза, а газов и дыма в
два раза. А люди, за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение
25 тысяч видов высших растений.
Слайд № 13: (Лягушка, Сова)
Судья: Следующий свидетель Лягушка.
Лягушка: Человеческая неблагодарность не знает границ. Мы, лягушки, на
наше горе, относимся к нелюбимым человеком существам, к «противным». И никому нет
дела, что мы уничтожаем 12 % вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль,
что мы беззащитные, беспомощные.
Судья: Следующий свидетель Сова.
Сова: Все группы животных интересны. Но наибольший интерес у
«любителей природы» вызываем мы, птицы. Комуто хочется посадить нас в клетку, кому
то нужно чучело, комуто пух, комуто мясо. А меня, сову, человек считаем предвестницей
несчастья. Да, кричим мы страшно, но пользу приносим большую, уничтожая грызунов.
Уважаемый Тур напомнил нам о дронте и странствующем голубе. Я хочу дополнить. Уже
нет ни одного мо – эту птицу, достигающую в высоту 3,5 м, уничтожили в XIX веке.
За последние 150 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц.
Судья: Мы выслушали свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же
нам делать с человеком?
Адвокат: На всяком суде слово дается обвиняемому. Послушаем человека.
Человек: Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у Вас прощения, хотя
от этого вам не будет легче.
Собака: А Я хочу вам вот что сказать. Да то, что сделал человек с
природой, ужасное преступление. Но ведь только человек может хоть чтото исправить.
Именно человек создал Красную книгу. Именно он создает заповедники и сохраняет их. К
нашему счастью люди на Земле разные, кому, как не вам, уважаемый Зубр, не знать об этом?
Судья: Да! Не отрицаю. Только благодаря людям мне удалось выжить.
Тур: Но именно благодаря людям вы чуть не исчезли с лица Земли.
Аполлон: Что же получается? Так или иначе мы все зависим от человека?
Судья: К сожалению зависим!
Цветы: Ужасно! Ужасно! Мы погибли!
Кошка: Хотя я домашнее животное, а с вами согласна. Ужас! Сколько раз
меня человек выгонял из дома, бросал где попало…
Тур: Видите? Уже и защитники стали обвинителями.
Судья: Какое решение нам принять? Прошу внимания!
Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду
зверей, каждому четвертому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц, нашей
фауны угрожает опасность. 25 000 видов высших растений планеты на грани уничтожения.
За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26
видов птиц…
В кризисном состоянии, приближающемся к катастрофическому, находятся
крупнейшие агломерации Москвы и СанктПетербурга, Среднее Поволжье и Прикамье,
западная часть Кольского полуострова, промышленная зона Урала и Кузбасса.
Непосредственную угрозу представляют также загрязнения Черного и Азовского
морей в пределах курортных зон, загрязнение вод в бассейне Волги и Каспийского моря.
Надо признать кризисной ситуации на Байкале. Длительный, в течение 20 лет, сброс
40 % всех загрязненных стоков региона в озеро повысил температуру воды до +12 градусовC и выше, загрязнение донных отложений Байкала отмечено на площади 20 кв. км, выросла
мутность воды.
Решение: пусть Человек исправит то, что пока еще можно исправить. А
если не исправит? Тогда его постигнет участь Тура: его не станет. Ведь
без всех нас и еще многих, без чистого Воздуха,
чистой Воды и многого другого он не сможет выжить.
Лягушка: Получается так, что человек сам себе подписывает смертный
Судья: Получается так!
Все: Какой ужас!
приговор!
1 Ученик
Есть одна планета сад.
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят.
2 Ученик
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь.
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету, Ведь другой на свете нету.
3 Ученик
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
4 Ученик
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Ведущий:
В настоящее время в защите нуждается все, что нас окружает, воздух, без которого
человек может прожить считанные минуты. Вода – живительная влага нашейпланеты. Именно ей Мы обязаны жизнью на Земле – той, которую подчас
расточительно тратим и бездумно загрязняем.
Родная Земля – бесценное богатство. С нею связаны миллионы людей прошлых,
настоящих и будущих поколений нашей планеты. Природе понадобилось не одно
тысячелетие для создания почвы, а разрушение порой идет очень быстро. Вся сила
человека в земле. Никто не мог победить легендарного героя Антея, пока он касался
земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать его от земли – и он
погиб.
Этот миф звучит завещанием потомкам – хранить связь с землей, уважать ее, беречь,
охранять.
Использованные материалы:
1 «В союзе с природой» Экологоприродоведческие игрызанятия и развлечения с
детьми «Илекса» «Сервисшкола» МоскваСтаврополь 1999г.
2 « Планета – наш дом» Учебник – хрестоматия по основам экологии для
дошкольников и младших школьков. Издательство «ЛАЙДА» Москва 1995г.
3 С.В.Рянжин
Экологический букварь СанктПетербург «Пит – Тал» 1996г.
4 «Я люблю эту землю». Серия «Праздник в школе» Минск “КрасикоПринт”2000г.