Игра по экологии

  • Игры
  • doc
  • 04.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала _doc_95776.doc
Ролевая игра­ дискуссия «Экологический суд» Тема «Экология» Цели:  Развитие положительного отношения к природе, элементов экологической  культуры. 1)Формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе. Задачи: 1. Способствовать формирования разнообразных приемов и способов познания  азбуки законов жизни природы, создавать условия для накопления опыта  оценки поведения человека в природе. 2. Развивать общественно значимые качества личности, ценностные  представления о природе, людях, обществе. 3. Воспитывать экологическую культуру, необходимость бережного  рачительного и разумного отношения к природной среде. 2) Основной структурный элемент урока: процесс разыгрывания игровой  ситуации. 1. Основной метод обучения: Ролевая игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления  неусвоенного учебного материала. 3) Дополнительные структурные элемента урока: предъявление (постановка) игровой задачи; характеристика структурных  компонентов игры; оценка результатов игры. Ход урока (слайд № 1)  «У каждого века вечность вопрошает : Что же совершится в будущем с природой? » (А. Кольцов) 1. Ученик Стали люди сильными как боги, И судьба Земли у них в руках, Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках.Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На земле уж белых пятен нету. Черные… Сотрешь ли человек? Ведущий:   Здравствуйте, Друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте,  леса, реки, моря и озера, поля и горы!  Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби! Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки! 2. Ученик Если б человек каждый день вот так вот здоровался не только с родными и  близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть до сих пор на  земле жили бы все те животные и растения, которых Мы больше уже никогда не увидим –  люди уничтожают их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто­то хочет  получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто­то хочет  поохотиться в свое удовольствие, кто­то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает  палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. 3.  Ученик Иногда слышишь: человек – царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе это невозможно… Без воздуха,  воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро нам дает природа, а  взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни  животные не могут говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем? Ведущий: Итак суд. Суд  над человеком. Судьей у нас будет Зубр. Может быть Вы не слышали о нем, но не могу не  поделиться восхищением и уважением, которые вызывает у Меня этот замечательный зверь. А ведь было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров, не задумываясь, истребляли. Главный обвинитель – Тур. Я объясню, почему главным обвинителем выбрали  именно Тура. Дело в том, что последний Тур был убит в XVII веке. Адвокат – защитник человека – Собака. Присяжные заседатели – все те, кто находится здесь за столом. Судья: Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово главному  обвинителю.  Слайд № 2: (Тур) ТУР: Мне трудно говорить. И не только потому, что меня уже давно не существует  на свете. Я боюсь, что еще много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять только одного: ведь человек сам – творение природы. Он не имеет  права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредныили опасны. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить  очень трудно. Слайд № 3: (Зебра­квагга) Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как  зебра­квагга. Когда люди стали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают  пастбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок». Да разве только  зебры? Сейчас на территории Африки осталось не более 10% животных, живших там до  прихода европейцев. Слайд №4: (Бизон) А Бизоны? К началу нашего века в Америке почти не осталось бизонов. А было их  не менее 70 миллионов. За один год охотник убивал не менее двух тысяч бизонов. Слайд №5: (Странствующий голубь) Еще один пример – странствующий голубь. Последний странствующий голубь умер  в зоопарке в начале нашего века. Огромные стаи этих птиц уничтожили ради вкусного мяса. Слайд №6: (Морская корова) Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет  уничтожили последнюю. Слайд №7: (Дронт) Крупная нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле: люди их  убили всех. Слайд №8: (Ливанский кедр) Обратимся к судьбе флоры. Ливанский кедр. Когда­то это дерево росло повсюду, но его решили обменять на канаты, полотно, золото, на другие товары, которые привозили из  Египта. И вот результат: сейчас только в Ливане осталась роща из 400 деревьев. Где бы не появлялся человек, он всегда чего­нибудь разрушал, кого­то убивал.  (Обращается к человеку) А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: Вы становитесь  жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, реки. Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте! Зубр: Теперь слово защите. Собака: Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним – человек сам себя наказывает. Но поверьте мне, человек заслуживает и уважения. Обвинитель: Уважения? Собака: Да! Да! Кто, как не Мы, домашние животные, знаем человека? Обвинитель: Смешно! Вы же он него зависите во всем. Вам невыгодно его  обвинять, а иначе кто Вам даст пищу, питье? Собака: А знаете ли Вы, что первый заповедник был создан в 1832 году именно в  Америке, т.е. там, где природе был нанесен такой сокрущительный удар. В Америке же был создан первый национальный парк в 1872 году.Судья: Давайте выслушаем свидетелей и со стороны обвинения, и со стороны  защиты. Первый свидетель обвинения – Воздух. Воздух: За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов  тонн. В результате истончается озоновый слой – появляются озоновые дыры: постоянная –  над Антарктидой, временами расширяющаяся и временами уменьшающаяся – над  Антарктикой, над районом Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые  вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. А если сюда добавить  выхлопные газы о транспорта, котельных, заводов химической промышленности? Судья: Свидетель Вода. Слайд №9: (Озеро Байкал, реки Сена, Дунай, Волга, Амур) Вода: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы поступает  столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.  Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности  человека в реках Сена, Дунай, Волга, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских реках, из­ за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков, появились микроорганизмы, очень  вредные для здоровья человека и животных. Байкал из­за закрытого нынче бумажно­целлюлозного комбината  теряет  способность самоочищаться: Омуль еле шевелиться. Весь мир облетели снимки плачущей  нерпы. Байкал содержит 1/3 мировых запасов пресной воды. В реке Амур столько  минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью.  В организмах рыбы происходит мутация: увеличивается печень, рыбы рождаются с  двумя хвостами. Ханкайская низменность – вода загрязнена пестицидами на глубину 20  метров, в почве – 2­3 % гунуса, что изменило состав воды; более 100 тысяч человек живет  на провозной воде. Юг приморья. В мае здесь сильно обрабатывают лес пестицидами, которые попадают в воду.   Бухта Находка, Золотой Рог, Амурский залив потеряли свое промысловое значение  из­за загрязненности. В результате медузы – крестовики стали агрессивными и нападают на  человека.  Золотой Рог, красивейшая бухта, мертва. Над нею полуметровый слой  мазута.  Нужны миллионы рублей для ее очистки. Слайд №10: (Панорама открытых местностей) Судья: Свидетель Почва Почва: почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет. А вот разрушить ее  можно очень быстро. За последние сто лет на земле разрушено примерно ¼ часть всех  плодородных земель. Освоение целинных и залежных земель велось безграмотно. Первые 5  лет Мы давали хороший урожай.  Но суховеи поднимали сотни тонн гумуса – «плодородного слоя» и уносили к  подножию Тянь­Шаня. Человек стал вносить горы минеральных удобрений. Происходило  засоливание земель, отравление почвы и людей. Люди испортили почву  Приханкайской  низменности, где выращивали рис.   Судья: Слово защите. Собака: Да, аргументы весомые, но ведь человеку нужна вода: чтобы получить одну тонну стали необходимо израсходовать 150 тонн воды. А чтобы получить одну тонну  бумаги необходимо 250 тонн воды.И человек стал строить предприятия, у которых вообще нет сточных вод.  Загрязненную воду там очищают и снова используют, затем снова очищают и снова  используют. Человек старается сократить выбросы и в атмосферу. Сокращает человек и  выброс двуокиси углерода машинами. Начали выпускать машины с двигателями,  работающими на газе, солнечных батареях.   Судья: Продолжаем слушание свидетелей. Приглашаются бабочка Аполлон и  Махаон.  Слайд №11 (Бабочки Аполлон и Махаон): Аполлон: И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а затем заповедники с  парками создают. Нет! нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать.  Махаон: Как же простить, если до сих пор Меня ловят все, кому не лень. Как Я  жалею, что родилась такой красавицей.  Судья: Все ловят! И птицы? Аполлон: О нет, Я имела в виду людей: и взрослые и дети. А птицы меня не  трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать  нельзя, что Я не съедобная. А в минуту опасности могу испугать птицу шипением.  Махаон: Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете. С  каждым годом нас становиться все меньше и меньше. Слайд № 12: (Цветы: Мать ­ и Мачеха, Ландыш,  Колокольчик, Венерин башмачок) Судья: Послушаем следующих свидетелей. Цветы. Мать – и мачеха: Нас все меньше и меньше. Природой велено нам зацветать рано. И человек, соскучившись долгой зимой по цветам, порой срывает нас только для того, чтобы  подержать в руках. Сорвет, помнет, помнет пальцами, а потом забросит. Ведь мы могли бы  ему помочь, сорви он нас по всем правилам и в определенное время.  Ведущий: О какой помощи говорит Мать­ и Мачеха? ( Мать­ и Мачеха – целебная  трава, из нее готовят лекарство от кашля). Мать­ и Мачеха: О кроме того, мы очень выручаем пчел весной, они с трудом  разыскивают себе питание – ведь цветов мало. А к нашим цветкам пчелы летят охотно. Ландыш: А людям все равно. Они рвут и меня не задумываясь, а ведь чтобы Я  зацвел, с того времени, как упала семечко в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и  девочка, поступившие в первый класс успеют закончить школу. Судья: Но ведь Вас, уважаемый Ландыш рвут и в целебных целях? Ландыш: Да, но порой так не умело. А ведь рвать меня только весной и очень  осторожно. А ведь когда­то обо мне люди складывали легенды, устраивали праздники.  Например, во Франции и североамериканских индейцев Я был священным цветком. Сейчас  из меня изготавливают ландышевые капли для людей, страдающих сердечными  заболеваниями. И что же Я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было  встретить повсюду, а сейчас Я нуждаюсь в защите. А мой друг, Ягель? Если по нему  пройдет человек, цветок будет восстанавливаться 30 лет, а после гусеничной машины и все  100. Судья: Следующий свидетель ­ Колокольчик.Колокольчик: У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько их  занесено в красную книгу?  В приморье так безжалостно рвут венерин башмачок, а он зацветает на 18 году  жизни.  Мы уменьшаем содержание пыли в воздухе в два с половиной раза, а газов и дыма в  два раза. А люди, за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение              25  тысяч видов высших растений.  Слайд № 13: (Лягушка, Сова) Судья: Следующий свидетель ­ Лягушка. Лягушка: Человеческая неблагодарность не знает границ. Мы, лягушки, на  наше горе, относимся к нелюбимым человеком существам, к «противным». И никому нет  дела, что мы уничтожаем 1­2 % вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль,  что мы беззащитные, беспомощные. Судья: Следующий свидетель ­ Сова. Сова: Все группы животных интересны. Но наибольший интерес у  «любителей природы» вызываем мы, птицы. Кому­то  хочется посадить нас в клетку, кому­ то нужно чучело, кому­то пух, кому­то мясо. А меня, сову, человек считаем предвестницей  несчастья. Да, кричим мы страшно, но пользу приносим большую, уничтожая грызунов.  Уважаемый Тур напомнил нам о дронте и странствующем голубе. Я хочу дополнить. Уже  нет ни одного мо – эту птицу, достигающую в высоту 3,5 м, уничтожили в XIX веке.  За последние 150 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц. Судья: Мы выслушали свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же  нам делать с человеком?    Адвокат: На всяком суде слово дается обвиняемому. Послушаем человека. Человек: Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у Вас прощения, хотя  от этого вам не будет легче. Собака: А Я хочу вам вот что сказать. Да то, что сделал человек с  природой, ужасное преступление. Но ведь только человек может хоть что­то исправить.  Именно человек создал Красную книгу. Именно он создает заповедники и сохраняет их. К  нашему счастью люди на Земле разные, кому, как не вам, уважаемый Зубр, не знать об этом? Судья: Да! Не отрицаю. Только благодаря людям мне удалось выжить. Тур: Но именно благодаря людям вы чуть не исчезли с лица Земли.  Аполлон: Что же получается? Так или иначе мы все зависим от человека? Судья: К сожалению зависим! Цветы: Ужасно! Ужасно! Мы погибли! Кошка: Хотя я домашнее животное, а с вами согласна. Ужас! Сколько раз  меня человек выгонял из дома, бросал где попало… Тур: Видите? Уже и защитники стали обвинителями. Судья: Какое решение нам принять? Прошу внимания! Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду  зверей, каждому  четвертому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц,  нашей фауны угрожает опасность. 25 000 видов высших растений планеты на грани уничтожения.  За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26  видов птиц… В кризисном состоянии, приближающемся к катастрофическому,  находятся  крупнейшие агломерации Москвы и Санкт­Петербурга, Среднее Поволжье и Прикамье,  западная часть Кольского полуострова, промышленная зона Урала и Кузбасса.  Непосредственную угрозу представляют также загрязнения Черного и Азовского  морей в пределах курортных зон, загрязнение вод в бассейне Волги и Каспийского моря.  Надо признать кризисной ситуации на Байкале. Длительный, в течение 20 лет, сброс  40 % всех загрязненных стоков региона в озеро повысил температуру воды до +12 градусовC и выше, загрязнение донных отложений Байкала отмечено на площади 20 кв. км, выросла  мутность воды. Решение: пусть Человек исправит то, что пока еще можно исправить. А если не исправит? Тогда его постигнет участь Тура: его не станет. Ведь без всех нас и еще многих, без чистого Воздуха, чистой Воды и многого другого он не сможет выжить. Лягушка: Получается так, что человек сам себе подписывает смертный  Судья: Получается так! Все: Какой ужас! приговор! 1 Ученик Есть одна планета ­сад. В этом космосе холодном.  Только здесь леса шумят. 2 Ученик Птиц скликая перелетных.  Лишь на ней одной увидишь.  Ландыши в траве зеленой.  И стрекозы только тут  В речку смотрят удивленно.  Береги свою планету, Ведь другой на свете нету. 3 Ученик У природы живые краски,  Миллионы лучистых соцветий.  Для чего чудеса из сказки,  Если в жизни их можно встретить?   4 Ученик Берегите эту Землю, эту воду,  Даже малую былиночку любя.  Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Ведущий: В настоящее время в защите нуждается все, что нас окружает, воздух, без которого  человек может прожить считанные минуты. Вода – живительная влага нашейпланеты. Именно ей Мы обязаны жизнью на Земле – той, которую подчас  расточительно тратим и бездумно загрязняем. Родная Земля – бесценное богатство. С нею связаны миллионы людей прошлых,  настоящих и будущих поколений нашей планеты. Природе понадобилось не одно  тысячелетие для создания почвы, а разрушение порой идет очень быстро. Вся сила  человека в земле. Никто не мог победить легендарного героя Антея, пока он касался  земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать его от земли – и он  погиб. Этот миф звучит завещанием потомкам – хранить связь с землей, уважать ее, беречь,  охранять. Использованные материалы: 1 «В союзе  с природой» Эколого­природоведческие игры­занятия и развлечения с  детьми «Илекса» «Сервисшкола» Москва­Ставрополь 1999г. 2 « Планета – наш дом» Учебник – хрестоматия по основам экологии для  дошкольников и младших школьков. Издательство «ЛАЙДА»  Москва 1995г. 3 С.В.Рянжин  Экологический  букварь Санкт­Петербург  «Пит – Тал» 1996г. 4 «Я люблю эту землю». Серия «Праздник  в школе» Минск  “Красико­Принт”2000г.