Игра «Грамотный потребитель: по страницам любимых сказок».
Цель: закрепление основных положений Закона РФ «О защите прав потребителя» в игровой
форме.
Задачи:
1) развития умения применять полученные знания об основных правах потребителей в конкретных
потребительских ситуациях;
2) повышение мотивации к приобретению знаний по финансовой грамотности.
Форма занятия: командная игра.
Дидактический материал: раздаточный материал с текстами сказок и вопросами.
Формы контроля: знание определений, решение задач.
Аннотация: любимые русские сказки не только являются фольклором, но и источником
шуточной, иногда скрытой информации. В данном сценарии собраны вопросы и задания к
известным сказкам, полюбившихся с детства, объединенных одной темой Закон РФ «О защите
прав потребителей».
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово учителя: Актуальность темы урока возрастает по мере интеграции страны
во Всемирную Торговую организацию.
С переходом на принятые во всем мире правила взаимоотношений между покупателем, продавцом
и производителем, роль государства в этом процессе уменьшается. Сегодня каждый должен быть
грамотным потребителем, должен уметь отстаивать свои права. Насколько грамотно Вы будете
вести себя с продавцом, настолько цивилизованной станет наша система торговли и
общественного обслуживания населения.
1. Викторина «Защити права сказочных героев».
1. Вспомните отрывок из стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал» и
ответьте на вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы
нарушены?
2. Вспомните сказку “По щучьему велению” и ответьте на вопрос: Что вправе установить
изготовитель при продаже печки Емеле?
3. Вспомните сказку “Курочка Ряба”: дед и баба яйцо били, били, не разбили и ответьте на
вопрос: какие права потребителей были нарушены?
4. Вспомните сказку “Теремок”, когда дом разрушился при первом прикосновении к нему
медведем. Хозяева при этом пострадали и ответьте на вопрос: каким правом обладает
потребитель при приобретении товара?
2. Блиц – турнир «Вопрос – ответ».
1. Кто из героев сказок выступал в качестве потребителя?
Муха – Цокотуха, когда "пошла Муха на базар и купила самовар”. Ответ: да.
Старик по отношению к Золотой рыбке. Ответ: нет, так как старик не платит рыбке за
услуги.
Король по отношению к портным. Ответ: да, причём даже в том случае, если новое платье
оплачивалось из средств государственной казны, ведь платье предназначалось для личных
бытовых нужд короля. Если же предположить, что платье короля – одежда служебная
(примерно как спецовка для рабочего), тогда король не является потребителем.
Кот в сапогах, когда он просил хозяина купить ему сапоги. Ответ: зависит от того,
приравниваем ли мы Кота к человеку. Если да, то он – потребитель, и, если сапоги окажутся некачественными, вполне сможет предъявить претензию сапожнику; если же мы,
несмотря на сказочную условность, считаем, что Кот – это животное, то он потребителем
не является (так же, как не является им любой домашний кот, для которого хозяин
покупает консервы или противоблошиный ошейник).
Робинзон Крузо на необитаемом острове. Ответ: нет, он же ничего не покупает.
3. Комментарии к ситуациям.
1. У Сергея Михалкова постоянно звонил телефон: то Слон, то Тюлень, то Олень. Все они
объясняли ему, что звонят в зоопарк, а попадают к нему на квартиру. В результате
многочисленных звонков у Сергея Владимировича повысилось давление и отнялись уши. Имеет ли
право потребитель Михалков обратиться в суд на АО “Ростелеком”, с которым у него заключён
договор, с иском о возмещении морального вреда? Ответ: имеет.
2. Кай и Герда являлись потребителями коммунальных услуг по отоплению. Температура воздуха
в квартире детей, составляла 110 С. Обратившись с претензией к домоуправу Снежной Королеве
(с которой у них заключён договор), они потребовали оказания качественной услуги. Снежная
Королева пояснила детям, что холод в квартире – следствие плохой работы котельной,
директором которой является Змей Горыныч, и отказалась на этом основании рассматривать
претензию. К кому из названных руководителей дети имели право предъявить претензию? Ответ:
к Снежной Королеве.
3. Три Толстяка, сев на диету, купили в магазине консервы “Три Поросёнка”, на ценниках
которых было указано, что продукт диетический и калорий не содержит. По заключению
экспертизы консервы содержали калорий больше, чем во всех других продуктах магазина вместе
взятых. В результате Три Толстяка попали в больницу и провели там 3 месяца. Кому имеют право
Три Толстяка предъявить претензию за предоставление недостоверной информации: продавцу или
изготовителю? Ответ: к продавцу.
4. Красная Шапочка купила в магазине пирожки и принесла их бабушке в гостинец. Съев один
пирожок, бабушка попала в больницу с пищевым отравлением. Имеет ли право бабушка, выйдя из
больницы, предъявить претензию магазину, если покупку делала внучка? Ответ: имеет.
5. Белоснежка и Семь Гномов приобрели на рынке платье для Белоснежки. Платье оказалось с
недостатком – рукав оторвался на второй день, т.к. нитки, которыми он был пришит, оказались
гнилыми. Продавец отказался обменять платье на том основании, что у Белоснежки отсутствовал
товарный или кассовый чек. Вправе ли Белоснежка доказывать факт покупки с помощью
свидетельских показаний Семи Гномов, если все они – родные братья? Ответ: Степень родства
значения не имеет.
6. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка гуляли по лесу. Иванушка захотел пить, но он был
послушным мальчиком и из копытца воду пить не стал. Придя домой, Иванушка напился воды из
под крана, но все равно превратился в козлёночка. Кому сестрица Алёнушка имеет право
предъявить претензию? Ответ: к организации, с которой у неё заключён договор по
водоснабжению.
7. Баба Яга, купив в магазине “Змей Горыныч и компания” ступу, получила к ней инструкцию по
эксплуатации на тарабарском языке. При посадке ступа упала на Избушку на курьих ножках, в
результате чего обе ноги Избушки оказались сломанными. Вправе ли Баба Яга потребовать у
продавца возмещения стоимости ступы и Избушкиных ног, учитывая то, что Баба Яга не знает не
только тарабарского, но и русского языка, а действие происходит на территории РФ? Ответ:
вправе (12 статья).
8. Айболит – индивидуальный предприниматель, оказывающий жителям леса медицинские услуги.
Зайчик, попавший под трамвай, имел полис обязательного медицинского страхования, на
основании которого ему была сделана операция по пришиванию ног, однако качество услуги не
соответствовало договору: ноги были пришиты наоборот. Имеет ли право Зайчик предъявить иск в суд, руководствуясь Законом РФ “О защите прав потребителей”? Ответ: не имеет. Отношения
по обязательному страхованию указанным законом не регламентируются.
9. Купил Ивандурак в ООО “Лавка Древностей” сапогискороходы, но пользоваться ими не мог –
сапоги улетели вперёд него, т.к. размер превышал размер ноги Иванадурака на 10 см. Имеет ли
право Ивандурак обменять эти сапоги на другие, меньшего размера, если с момента покупки
прошло 2 часа, а пробег сапог составил 15 миль? Ответ: не имеет, поскольку вещь была в
эксплуатации.
10. При перелёте на юг группа ворон была задержана на таможне изза неправильного оформления
визы. К кому имеют право вороны предъявить претензию за срыв турпоездки, если перелёт
осуществлялся по договору с туристической фирмой “Дуртур”? Ответ: к турфирме.
11. Василиса Прекрасная, заключив договор на участие в конкурсе красоты, была предупреждена
фирмойорганизатором о том, что в финал выйдут только две финалистки. Не попав в финал,
Василиса потребовала у организаторов возмещения морального вреда. Права ли Василиса, если
участие в конкурсе платное? Ответ: не права: отношения, связанные с участием в конкурсах,
законодательством о защите прав потребителей не регулируется.
4. Серьёзный вопрос.
1. С какого момента наступает гарантийный срок товара? Ответ: С момента передачи товара
потребителю.
2. Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека? Ответ: Отсутствие чека
не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя.
3. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара? Ответ: Замена
некачественного товара происходит в семидневный срок.
4. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности. Ответ: Продукты
питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмернокосметические.
Итоги игры: Обращение к сказочным персонажам позволило в доступной форме закрепить
основные статьи Закона “О защите прав потребителей”.
В ходе урока ученики усвоили, что знание своих прав, умение ими пользоваться позволяет
оперативно решать конфликтные ситуации, возникающие в случае нарушения их прав, как
потребителей.
Очевидно, что изучение законодательства РФ в сфере потребительского рынка необходимо
каждому гражданину для наиболее полной реализации и защиты своих прав и интересов.
Игра по основам финансовой грамотности "Грамотный потребитель"
Игра по основам финансовой грамотности "Грамотный потребитель"
Игра по основам финансовой грамотности "Грамотный потребитель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.