Игра-правознайка. (2 класс)
Оценка 4.8

Игра-правознайка. (2 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
правоведение
3 кл
12.01.2017
Игра-правознайка. (2 класс)
«Жизнь человека полноценна только тогда, когда ее озаряют права и обязанности человека».«Конкурс «Кто больше вспомнит» Что такое права человека? Обязанности неразрывно связаны с правами. Значит, вам на сегодняшний день жизненно необходимо выполнять обязанности учащихся и, конечно же, уважать права других людей.Знакомство с конституцией.
Игра-правознайка .docx

- Здравствуйте! –

-Что обозначает это слово? (пожелания здоровья и счастья)

Скажем «здравствуйте» руками!

Скажем « здравствуйте» глазами!

Скажем «здравствуйте» мы ртом-

Станет радостней кругом!

2. Актуализация опорных знаний. Определение задач.

 - И сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в замечательную страну правознайку, постараемся определить вместе с вами права и обязанности учащихся.

 

- Представьте, что мы находимся на корабле, и являемся единой командой. Мне интересно знать, какое настроение у команды.

 

- Вот разноцветные флажки, выберите тот флажок, который соответствует вашему настроению (красный, зелёный, синий, жёлтый, чёрный, коричневый).

(Каждый ученик выбирает себе цветной флажок).

- Кораблю необходим флаг. (На доску вывешивается флаг с эпиграфом к мероприятию). Пусть девизом сегодняшней нашей встречи будет высказывание:

 

«Жизнь человека полноценна только тогда, когда ее озаряют права и обязанности человека»

- Как понимаете эти слова? (высказывания учащихся)

3. Вступительное слово учителя

 

- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что не могут? На что имеют право и на что не имеют?

 (Слайд 2).

 

И люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом обществе. Эти правила записаны во Всеобщую декларацию прав человека. В ней изложены права взрослых людей (Слайд 3).

 

Дети тоже являются полноценными членами общества людей. У них тоже есть права и обязанности. Люди из разных стран собрались вместе, договорились и приняли одинаковые права для всех, независимо от того, в каком государстве живет маленький человек. В 1989 году Организация Объединенных Наций создала и приняла документ, в котором прописаны права и обязанности детей. Этот документ называется Конвенция о правах “ребенка” (Слайд 4).

 

В каждой стране есть еще и своя Конституция - это основной закон, по которому должны жить граждане страны (Слайд 5).

 

Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.

 

_Сегодня мы поговорим о том, почему важно знать права и обязанности и зачем их надо выполнять.

4. Беседа по теме

- Давайте порассуждаем; как вы понимаете, что такое права, права человека?

(Это правила, по которым мы можем жить).

- Попробуем выделить права ребенка из прав человека, т.е. ваши права. Как вы считаете, на что вы имеете права?

(Учитель вешает карточку со  словом «Права» в центре доски и записывает ответы учеников, стремясь их по возможности систематизировать).

Высказывания учащихся

 

 - уважение своей личной жизни, своего достоинства          (слайды 6-14)

- на учебу, образование защищенность в жизни (когда есть помощь)

общение и дружбу со сверстниками

- права  на семью, жилье, хорошие отношения в семье (когда родители не кричат на меня)

благополучную обстановку в школе (нет злых учителей) на собственность

- Как, по-вашему, почему мы специально выделили права ребенка из прав человека?

(Потому что ребенок нуждается в особой защите: он слабее взрослых; он еще много не знает и не умеет).

 

5. Конкурс «Кто больше вспомнит»

«Конкурс «Кто больше вспомнит».

Работа в группах. (обсуждения)

(класс разделился на 5  групп, детям предложены названия произведений, необходимо обсудить какие права героя или героев нарушены)     (вспоминаем правила работы в группах)

1 группа-«Колобок»: (у героя хотят отнять жизнь лиса, волк и др.);

«Терем-теремок»: (медведь отнимает дом);

2 группа- «Волк и ягненок» (басня):( волк покушается на жизнь ягненка);

«Красная шапочка»: (волк покушается на жизнь бабушки и Красной шапочки);

3 группа - «Муха-цокотуха»(паук хотел убить муху).

«Гадкий утёнок» (обижали маленького утёнка,  право относится ко всем одинаково, не зависимо от цвета кожи, внешнего вида и общения на другом языке.)

4 группа– «Приключения  Буратино» (держал кукол в рабстве Карабас Барабас)

«Золушка» ( несчастной девушке было запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер, не имела права на отдых и досуг)

5 группа – «Приключения  Буратино» (главный герой не воспользовался правом на бесплатное образование)

«Волк и семеро козлят» (Волк не имеет права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).

Вывод:

- Вы заметили, что во многих сказках одни герои покушаются на жизнь других. И причем зло всегда наказывается, т.к. жизнь человека (как и любого другого живого существа) – это самое дорогое, что у него есть.

 

ФИЗМИНУТКА

Учитель перечисляет права и обязанности. Если называет право, дети поднимают руки и хлопают в ладоши, если обязанности, дети поднимают руки вверх..

 

Принимать участие в конкурсах и соревнованиях.

Соблюдать правила дорожного движения.

Соблюдать правила личной гигиены.

Бесплатно учиться.

Бережно относиться к имуществу школы.

Беречь и охранять природу.

Отдыхать.

Соблюдать устав школы.

Добросовестно учиться.

Помогать родителям.

Уважать честь и достоинство других учеников.

Бесплатно пользоваться библиотекой.

 Вывод: Все имеют права и обязанности. Одно дополняет друг друга, кто нарушает права, тот отвечает перед законом.

 6. Изучение обязанностей учащихся.

- Разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях.

Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, учащиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. А какие, давайте прочитаем.

«Обязанности учащихся»:

1.Посещать все уроки, не опаздывая на них.

2.На уроках вести себя в соответствии с правилами поведения в школе.

3.Успевать по всем предметам школьного курса.

4.Во время перемен, в столовой, на общественных мероприятиях соблюдать культуру поведения.

5.Соблюдать культуру внешнего вида.

6.Бережно относиться к школьному, общественному имуществу.

 

 - И каждый из вас должен подумать, какие обязанности он нарушает, какие выполняет. Сравните свои поступки с этими обязанностями.

 - Наверное, каждый знает о себе, кто любит опаздывать в школу, как себя ведет на переменах и уроках; какие оценки получает по предметам; и насколько опрятен в отношении своего внешнего вида и личных вещей.

И сейчас задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?»

Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос.

- Как будут относиться к вам учителя, если вы будите прогуливать уроки, или опаздывать на них?

(Не будет понимания с учителями; будут конфликты; записи, замечания в дневниках).

 - Если не успевать по всем предметам, приносить плохие оценки домой, какова будет реакция родителей? (Будут часто наказывать).

 - Если не соблюдать культуру поведения на уроках, переменах, в столовой, на общественных мероприятиях? (Будут конфликты и ссоры).

- Если не соблюдать культуру внешнего вида, к вам потянутся люди, с вами захотят дружить? (Нет, не будет друзей).

- Итог:

-Вы хотите, чтобы у вас были конфликты и наказания со стороны учителей и родителей? (Нет).

- Хотите иметь в дневниках только отрицательные  отметки (Нет).

- Хотите жить без друзей (Нет).

- Значит, вам на сегодняшний день жизненно необходимо выполнять обязанности учащихся и, конечно же, уважать права других людей.(слайд)

- Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.(слайд)

 

Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю  вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

7. Практическое задание (индивидуально)

 

 

 

 

 

Тест:

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

 

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

 

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

 

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

 

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

 

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать, так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

 

 Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над

 

 . Игра «Встретимся с друзьями!»

Содержание игры: учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открыт­ки, по сигналу учащиеся начинают общаться для поиска «своей открытки», побеждают те, кто быстрее соберут свою открытку , однако игра завершается, когда все участники собе­рут открытки - найдут друзей.

9. Итог

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

 

 10. Рефлексия

-  Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?  (смайлики)

         - И в завершение нашего классного часа, дарю «Памятку школьнику» (буклет)

 

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников.

 Добросовестно учись.

 Соблюдай дисциплину

 Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.

 Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.

 Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. (К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность).

 Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.

 Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

 Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

 В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

 

Итог занятия:

- Спасибо за работу! Считаю, что мы плодотворно и с пользой работали над этой темой.

- Что же такое право? (высказывания детей).

Право ребенка- это определенные возможности, которые даются детям для того, чтобы жить и взрослеть.

 

А какие права есть у школьника? (ответы детей).

право на жизнь

право на отдых

право на полезную и качественную пищу и воду

право на жилье

право на медицинскую помощь

право на образование

право на имя

право на игру

право на защиту от физического насилия

Но помните, ваше право не должно нарушать права других..

Дети - это будущее любой страны. Расшифровав название, мы узнаем, как  называется международный правовой документ, определяющий права детей на образование, отдых, досуг и т.д. («КОНВЕНЦИЯ» рис.1).

 

В сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» главный герой не воспользовался своим правом, продав азбуку. Кто это был и каким правом он не воспользовался? (Буратино, право на образование)

В сказке Ш.Перро мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещены игры и забавы. Какая статья Конвенции нарушена по отношению к Золушке? (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни.)

Маугли в рассказе Д.Р. Киплинга живет в лесу вместе с дикими зверями. Можно ли считать его ребенком, имеющим равные со всеми права. (Ребенком является всякое человеческое существо до 18 лет.)

Героиня сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева» маленькая разбойница допустила правонарушение по отношению к Герде. Какое? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)

В какой сказке по отношению к трем братьям было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка)

Кто в сказке «Лубяная избушка» выступил в роли адвоката зайца и помог ему защитить права? (Петух)

 

В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка)

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты)

Какое право нарушил купец в сказке «Аленький цветочек»? (Право человека владеть своим имуществом)

В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей. (Гуси- лебеди)

Материал

 

 

1 группа- «Колобок;«Терем-теремок»

 

 

2 группа- «Волк и ягненок» (басня),«Красная шапочка»

 

 

3 группа - «Муха-цокотуха»,«Гадкий утёнок»

 

 

4 группа– «Приключения  Буратино» ,«Золушка»

 

 

5 группа – «Приключения  Буратино» ,«Волк и семеро козлят»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Права, которые у меня есть:

У меня есть право:

- на имя, отчество, фамилию,

-знать и общаться с обоими родителями, бабушками, дедушками, братьями, сёстрами;

- совместно проживать с родителями,

-на заботу, защиту, воспитание,

- выражать своё мнение,

- на уважение человеческого достоинства,

-на защиту прав и законных интересов,

- на личное имущество, на получение содержания от родителей

 Памятка школьнику

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

…………………………………………………………………………………………………..

Права, которые у меня есть:

У меня есть право:

- на имя, отчество, фамилию,

-знать и общаться с обоими родителями, бабушками, дедушками, братьями, сёстрами;

- совместно проживать с родителями,

-на заботу, защиту, воспитание,

- выражать своё мнение,

- на уважение человеческого достоинства,

-на защиту прав и законных интересов,

- на личное имущество, на получение содержания от родителей

 Памятка школьнику

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых,  веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

………………………

 

 


 

Здравствуйте! – -Что обозначает это слово? (пожелания здоровья и счастья)

Здравствуйте! – -Что обозначает это слово? (пожелания здоровья и счастья)

Давным-давно, тысячи лет назад на

Давным-давно, тысячи лет назад на

Учитель вешает карточку со словом «Права» в центре доски и записывает ответы учеников, стремясь их по возможности систематизировать)

Учитель вешает карточку со словом «Права» в центре доски и записывает ответы учеников, стремясь их по возможности систематизировать)

Гадкий утёнок» (обижали маленького утёнка, право относится ко всем одинаково, не зависимо от цвета кожи, внешнего вида и общения на другом языке

Гадкий утёнок» (обижали маленького утёнка, право относится ко всем одинаково, не зависимо от цвета кожи, внешнего вида и общения на другом языке

Добросовестно учиться. Помогать родителям

Добросовестно учиться. Помогать родителям

Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос

Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос

Тест: 1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету: а)

Тест: 1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету: а)

Игра «Встретимся с друзьями!»

Игра «Встретимся с друзьями!»

К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность)

К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность)

Но помните, ваше право не должно нарушать права других

Но помните, ваше право не должно нарушать права других

Колобок;«Терем-теремок» 2 группа- «Волк и ягненок» (басня),«Красная шапочка» 3 группа - «Муха-цокотуха»,«Гадкий утёнок» 4 группа– «Приключения

Колобок;«Терем-теремок» 2 группа- «Волк и ягненок» (басня),«Красная шапочка» 3 группа - «Муха-цокотуха»,«Гадкий утёнок» 4 группа– «Приключения

Права, которые у меня есть: У меня есть право: - на имя, отчество, фамилию, -знать и общаться с обоими родителями, бабушками, дедушками, братьями, сёстрами; -…

Права, которые у меня есть: У меня есть право: - на имя, отчество, фамилию, -знать и общаться с обоими родителями, бабушками, дедушками, братьями, сёстрами; -…

Игра-правознайка. (2 класс)

Игра-правознайка. (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017