Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
РАССМОТРЕНО на заседании МО естественных наук и истории Руководитель МО С.В. Бизина________________ Протокол №1 от 31.08.2023г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Т.А. Краснобородкина_____ 31.08.2023г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор школы О.В. Дубровко_________ Приказ № 409ос от 31.08.2023г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
учебного предмета «Право»
для обучающихся 11 класса
пгт. Новоаганск, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по праву (углубленный уровень) на уровне среднего общего образования (10-11 классы) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми актами Российской Федерации:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.).
Данная рабочая программа ориентирована на учебник Боголюбов Л.Н., Абова Т.Е., Матвеев А.И. и др. Право (углубленный уровень) 11 класс, АО "Издательство "Просвещение", 2020г.
На изучение учебного предмета на углубленном уровне по учебному плану школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учебного предмета.
· гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
· готовность к служению Отечеству, его защите;
· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественногосознания, осознание своего места в поликультурном мире;
· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
· навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
· нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
· готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
· осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
· сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
· ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
· владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
· готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
· умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
· умении определять назначение и функции различных социальных институтов;
· умении самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
· владении языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
· владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Выпускник научится:
· выделять содержание различных теорий происхождения государства;
· приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре;
· соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
· применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
· оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;
· сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
· проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
· характеризовать особенности системы российского права;
· различать формы реализации права;
· выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
· оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
· различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
· выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
· целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
· сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
· оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
· характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
· характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
· дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;
· характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;
· характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;
· характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
· выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
· характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации;
· определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права;
· различать способы мирного разрешения споров;
· оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
· сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека;
· дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
· различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей;
· называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
· выделять структурные элементы системы российского законодательства;
· анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права;
· проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
· целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
· различать формы наследования;
· различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
· выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
· анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака;
· различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
· выделять права и обязанности членов семьи;
· характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
· проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
· различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
· дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
· проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности;
· иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
· целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
· в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
· соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
· применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;
· дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
· проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
· давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;
· применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
· выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник получит возможность научиться:
· проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
· дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
· сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
· оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
· понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
· классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;
· толковать государственно-правовые явления и процессы;
· проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств;
· различать принципы и виды правотворчества;
· описывать этапы становления парламентаризма в России;
· сравнивать различные виды избирательных систем;
· анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях;
· анализировать институт международно-правового признания;
· выявлять особенности международно-правовой ответственности;
· выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права;
· оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;
· формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;
· различать опеку и попечительство;
· находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности;
· определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I. Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Гражданское право как частное право. Понятие гражданского права. Источники гражданского права. Гражданское законодательство. Предмет и метод гражданского права. Цели и принципы гражданского права.
Виды гражданско-правовых отношений. Понятие гражданского правоотношения.
Возникновение и прекращение гражданских правоотношений. Содержание гражданского правоотношения
Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность.
Предпринимательская деятельность и её регламентация. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Правовые средства государственного регулирования предпринимательства Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности.
Сделки в гражданском праве. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция.
Гражданско-правовой договор. Понятие и значение договора. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Исполнение договора. Обеспечение исполнения договоров. Отдельные виды договоров.
Наследование и его правовая регламентация. Понятие наследования и наследуемого имущества. Наследование и наследник. Наследование по завещанию. Наследование по закону. Принятие наследства и отказ от наследства Страхование и его виды.
Право интеллектуальной собственности. Роль интеллектуальной собственности в современном мире. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права. Отдельные институты интеллектуальной собственности.
Авторское право. Субъекты и объекты авторского права. Личные неимущественные и имущественные права авторов. Авторский договор. Нарушение авторских прав. Ответственность за нарушение авторских прав. Права, смежные с авторскими правами
Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Убытки и вред в гражданском праве. Условия привлечения к ответственности в гражданском праве. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау.
Семейное право как отрасль. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака.
Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приёмная семья.
Трудовые правоотношения. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу.
Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Время отдыха. Виды времени отдыха. Заработная плата.
Дисциплина труда и правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность сторон трудового договора
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Способы защиты прав работников. Охрана труда. Защита трудовых прав и интересов работников профессиональными союзами. Трудовые споры, порядок их рассмотрения и разрешения.
Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Понятие и виды трудового (страхового) стажа
Административные правоотношения. Органы исполнительной власти. Государственные служащие
Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Понятие административно-правового статуса гражданина. Права граждан как элементы административно-правового статуса. Юридические гарантии прав граждан.
Признаки и виды административного правонарушения. Признаки административных правонарушений.
Административная ответственность и административные наказания. Виды административных наказаний. Производство по делам об административных правонарушениях.
Принципы и источники уголовного права. Понятие уголовного права. Основные принципы применения уголовного закона. Действие уголовного закона во времени. Действие уголовного закона в пространстве
Преступление. Признаки, виды и состав преступления. Формы вины. Основные стадии преступления. Соучастие в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Уголовная ответственность.
Виды наказаний в уголовном праве. Цели наказания. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Освобождение от уголовной ответственности Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков.
Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.
Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов.
Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Жилищные правоотношения.
Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса.
Раздел II. Международное и экологическое право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и основания международно-правовой ответственности. Виды международных преступлений. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребёнка.
Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединённых Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека.
Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный комитет Красного Креста. Участники вооружённых конфликтов: комбатанты и некомбатанты.
Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещённые средства и методы ведения военных действий.
Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду.
Способы защиты экологических прав.
Экологические правонарушения. Роль права в обеспечении экологической безопасности. Экологическая культура и право.
Раздел III. Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Понятие конституционного судопроизводства. Компетенция Конституционного суда РФ. Основные принципы конституционного судопроизводства. Право на обращение в Конституционный суд РФ. Стадии конституционного судопроизводства.
Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Понятие гражданского процесса. Категории дел в гражданском суде. Участники гражданского процесса. Средства установления истины.
Прохождение дела в суде. Исковое заявление. Стадии судебного процесса. Обжалование судебных решений. Исполнение судебных решений.
Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса.
Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях.
Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
|
|
|
|
|
Тема |
Кол-во часов |
План |
Факт |
|
Раздел 1. Гражданское право (20 ч) |
|||
1 |
Общие положения гражданского права |
2 |
06.09 |
|
2 |
Гражданско-правовые отношения |
2 |
13.09 |
|
3 |
Субъекты и объекты гражданского права |
2 |
20.09 |
|
4 |
Предпринимательская деятельность и её регламентации |
2 |
27.09 |
|
5 |
Сделки в гражданском праве. |
2 |
04.10 |
|
6 |
Гражданско-правовой договор |
2 |
11.10 |
|
7 |
Наследование и его правовая регламентация |
2 |
18.10 |
|
8 |
Право интеллектуальной собственности. Терминологический диктант. |
2 |
25.10 |
|
9 |
Авторское право |
2 |
08.11 |
|
10 |
Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве |
2 |
15.11 |
|
|
Раздел 2. Семейное право (4ч.) |
|||
11 |
Семейное право, как отрасль права. |
2 |
22.11 |
|
12 |
Права, обязанности и ответственность членов семьи. |
2 |
29.11 |
|
|
Раздел 3. Правовое регулирование трудовых отношений (10 ч.). |
|||
13 |
Трудовые правоотношения |
2 |
06.12 |
|
14 |
Трудоустройство и занятость |
2 |
13.12 |
|
15 |
Дисциплина труда. Контрольная работа. |
1 |
20.12 |
|
16 |
Защита трудовых прав работника |
2 |
27.12 |
|
17 |
Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
|
2 |
10.01 |
|
|
Раздел 4. Административное право. (6 ч.) |
|||
18 |
Административно-правовые отношения: понятия и структура. |
2 |
17.01 |
|
19 |
Административноправовой статус гражданина. |
2 |
24.01 |
|
20 |
Административные правонарушения. Административная ответственность. |
2 |
31.01 |
|
|
Раздел 5. Уголовное право (6 ч.) |
|||
21 |
Уголовный закон. |
2 |
07.02 |
|
22 |
Преступление. |
2 |
14.02 |
|
23 |
Наказание |
2 |
21.02 |
|
|
Раздел 6. Финансовое право. Налоговое право. Экологическое право. Международное право (10 ч.) |
|||
24 |
Финансовое право. Налоговое право |
2 |
28.02 |
|
25 |
Экологическое право. |
2 |
06.03 |
|
26 |
Международное право. |
2 |
13.03 |
|
27 |
Международное гуманитарное право. |
2 |
20.03 |
|
28 |
Международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта. |
2 |
03.04 |
|
|
Раздел 7. Процессуальное право. (12 ч.) |
|||
29 |
Гражданский процесс. |
2 |
10.04 |
|
30 |
Прохождение дела в суде |
2 |
17.04 |
|
31 |
Уголовный процесс |
2 |
24.04 |
|
32 |
Конституционное судопроизводство |
2 |
08.05 |
|
33 |
Повторительно обобщающий урок. «основные отрасли права». Итоговая контрольная работа. |
2 |
15.05 |
|
34 |
Профессия - юрист. |
2 |
22.05 |
|
|
Итого |
68 ч. |
|
|
Учебно-методическое обеспечение.
- Учебник: • Право. 10 класс: учеб. для общеобразоват, организаций: углубл. уровень / [Л.Н.Боголюбов и др.]; под ред. А.Ю. Лабезниковой и др. – М.: Просвещение, 2020 г.
- Кодексы РФ
- Юридические справочники, словари, энциклопедии.
Образовательные Интернет-ресурсы:
http://www.1sentember.ru
http://www.uroki.ru
http://www.metodiki.ru
http://www.school-collection.edu.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.