|
|||
|
|
||
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|||
ОУПП 11. «Право» |
|||
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ |
|||
по профессии |
43.01.01 |
Официант, бармен |
|
|
|||
г. Ярославль, 2021 г |
|||
Рассмотрено на заседании методической комиссии |
|
|||||||
Протокол |
№ |
|||||||
от « » 2021 г |
||||||||
Председатель МК ПД |
|
|
||||||
|
||||||||
Рабочая программа учебной дисциплины «Право» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 43.01.01. Официант, бармен. |
||||||||
Организация-разработчик: |
ГПОУ ЯО ЯрКИП |
|||||||
Разработчики: |
Преподаватель Перевалова Е.Н. |
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
Рецензент: |
|
|||||||
|
|
|||||||
СОДЕРЖАНИЕ
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 6
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины... 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 15
Приложение. 17
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВО
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Право» предназначена для изучения права в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования и с федеральным базисным учебным планом, а также с примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 43.01.01. Официант, бармен.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Право входит в состав общеобразовательный цикл и является профильной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели:
Формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника
конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории
(юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок
принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные
условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных
органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений,
правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их
реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в
типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих
событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 150 часов. Обязательная аудиторная – 100 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
150 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
100 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
16 |
контрольные работы |
|
курсовая работа (проект) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
50 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) |
- |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ПРАВО
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) если предусмотрены |
Учебная нагрузка обучающихся (час)
|
Вид занятий |
Уровень освоения |
Задания для студентов |
||||
Макси- мальн ая |
Самос- тоятель ная работа |
Всего заня- тий |
В том числе ЛПЗ |
||||||
Лабо ра-торная |
Прак ти-ческие |
||||||||
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Раздел 1 |
Теоретические основы права |
38 |
12 |
26 |
2 |
|
|
|
|
Глава 1 |
Основные понятия и природа права. Представление о государстве. Право и государство |
38 |
12 |
26 |
|
2 |
|
|
|
Тема 1 |
Понятие «право». Происхождение права. Право и другие социальные регуляторы |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.14, 39 |
Тема 2 |
Возникновение государства, понятие и признаки государства |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c. 7, 33 |
Тема 3 |
Право в системе государственного управления. Понятия «правотворчество» и «законодательный процесс». |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c. 34 |
Тема 4 |
Формы государства |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c. 35 |
Тема 5 |
Основные источники права |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c. 41 |
Тема 6 |
Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c. 42 |
Тема 7 |
Правовые системы современности: становление и развитие |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
Практическое занятие |
2 |
[3]c. 45, 271 |
Тема 8 |
Понятие «отрасль права». Основные отрасли права в РФ |
2 |
|
2 |
|
1 |
Практическое занятие |
2 |
[3]c. 14 |
Тема 9 |
Право как средство регулирования общественных отношений, механизм правового регулирования |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c. 120-123 |
Тема 10 |
Правовая норма: понятие, признаки, структура. Основные виды правовых норм |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c. 42 |
Тема 11 |
Понятие «правоотношение». Субъекты, объекты и содержание правоотношения. Юридические факты |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.41 |
Тема 12 |
Юридическая ответственность: понятие, принципы и виды |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.242 |
Тема 13 |
Правонарушение: понятие и виды правонарушений |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.243 |
Раздел 2. |
Основы конституционного права Российской Федерации |
38 |
14 |
24 |
6 |
|
|
|
|
Тема 1 |
Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного права в Российской Федерации |
2 |
|
2 |
|
1 |
Практическое занятие |
2 |
[3]c.51, 57 |
Тема 2 |
Основы конституционного строя Российской Федерации. |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3] с. 62 |
Тема 3 |
Система конституционных прав и свобод. Связь прав и обязанностей. Способы защиты прав и свобод человека |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.125, 150 |
Тема 4 |
Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. Юридические гарантии защиты прав человека |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
|
[3]c.97 |
Тема 5 |
Понятие «гражданство». Гражданство в Российской Федерации. Приобретение гражданства |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
Практическое занятие |
2 |
[3]c.108 |
Тема 6 |
Система органов государственной власти Российской Федерации. Понятие и признаки государственного органа |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
Практическое занятие |
2 |
[3]c.74,79 |
Тема 7 |
Понятие, виды и правовой статус органов исполнительной власти |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
Практическое занятие |
2 |
[3] c.86 |
Тема 8 |
Судебная власть и судебная система Российской Федерации. Правосудие в Российской Федерации |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
Практическое занятие |
2 |
[3] c.87, |
Тема 9 |
Понятие «правоохранительные органы». Правоохранительные органы Российской Федерации: виды, функции, полномочия. |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
Практическое занятие |
2 |
[3]c.89 |
Тема 10 |
Избирательная система и их виды. |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.132 |
Тема 11 |
Избирательный процесс в Российской Федерации. Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов. |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.139 |
Тема 12 |
Контрольная работа по I-II гл. |
2 |
|
2 |
|
|
Контрольное занятие |
3 |
|
Раздел 3 |
Отрасли российского права |
62 |
20 |
42 |
7 |
|
|
|
|
Глава 1 |
Гражданское право |
30 |
8 |
22 |
2 |
|
|
|
|
Тема 1.1 |
Гражданское право: субъекты, объекты, содержание гражданских правоотношений. |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.108, 146 |
Тема 1.2 |
Особенности юридического лица как субъекта гражданского права |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.146 |
Тема 1.3 |
Организационноправовые формы предпринимательской деятельности |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.167 |
Тема 1.4 |
Имущественные и неимущественные права и способы их защиты |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.158 |
Тема 1.5 |
Виды гражданско-правовых договоров. Ответственность за несоблюдение договоров |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.152 |
Тема 1.6 |
Защита прав потребителей |
2 |
|
2 |
|
2 |
Практическое занятие |
2 |
|
Тема 1.7 |
Наследственное право |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
|
Тема 1.8 |
Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.182 |
Тема 1.9 |
Права и обязанности налогоплательщиков |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.182, 189, 194 |
Тема 1.10 |
Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
Практическое занятие |
2 |
[3]c.177 |
Тема 1.11 |
Повторительно- обобщающий урок |
2 |
|
2 |
|
|
Контрольное занятие |
3 |
|
Глава 2 |
Семейное право |
8 |
4 |
4 |
|
2 |
|
|
|
Тема 2.1 |
Семейные правоотношения. Брак. Права, обязанности и ответственность членов семьи |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.199, 203, 208 |
Тема 2.2 |
Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Практическое занятие |
2 |
[3]c.213 |
Глава 3 |
Трудовое право |
8 |
4 |
4 |
|
1 |
|
|
|
Тема 3.1 |
Трудовое право в жизни людей |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.220 |
Тема 3.2 |
Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
Практическое занятие |
2 |
[3]c.224,230,235 |
Глава 4 |
Административное право |
8 |
2 |
6 |
|
|
|
||
Тема 4.1 |
Административные правоотношения: субъекты и объекты. Источники административного права |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.240 |
Тема 4.2 |
Виды административной ответственности; участники производства по делам об административных правонарушениях |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
2 |
[3]c.242 |
Тема 4.3 |
Производство по делам об административной ответственности. Органы и способы рассмотрения административных споров. |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
|
[3]c.246 |
Глава 5 |
Уголовное право |
8 |
2 |
6 |
|
1 |
|
|
|
Тема 5.1 |
Понятия и сущность уголовного права |
2 |
|
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.251 |
Тема 5.2 |
Уголовная ответственность и наказания |
2 |
|
2 |
|
1 |
Практическое занятие |
2 |
[3]c.256, 263 |
Тема 5.3 |
Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.265 |
Раздел 4 |
Международное право и его особенности |
12 |
4 |
8 |
|
1 |
|
|
|
Тема 1 |
Международное право как основа взаимоотношений государств. |
4 |
2 |
2 |
|
|
Лекция |
1 |
[3]c.103 |
Тема 2 |
Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право и права человека |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
Практическое занятие |
1 |
[3]c.104 |
Тема 3 |
Повторительно-обобщающий урок по 1-4 разделам. |
2 |
|
2 |
|
|
Повторение |
3 |
|
Тема 4 |
Дифференцированный зачет |
2 |
|
2 |
|
|
Контрольное занятие |
3 |
|
|
ВСЕГО: |
150 |
50 |
100 |
16 |
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
1. Заполнить таблицу «Государственный строй мира».
Форма правления |
Форма административно-территориального устройства |
|||
Республики |
Монархии |
Унитарные государства |
Федеративные государства |
|
конституционные |
абсолютные |
|||
2. Провести анализ Конституции РФ.
3. Письменно сравнить основные семьи правовых систем (романо-германская, англо-саксонская, религиозного права), выделив основные критерии.
4. Заполнить таблицу, выделяя общее и различное:
Обычаи |
Мораль |
Религия |
Право |
|
|
|
|
|
Общее |
|
|
|
|
Различное |
5. Выполнить творческую работу: Выбрать из СМИ примеры правоотношений, определить вид, структуру.
6. Выполнить творческую работу: Сделать подборку из газет и журналов: «Основные нарушения прав человека и гражданина».
7. Презентация по теме «Великие преступления против человечества».
8. Письменное размышление, почему происходит «утечка мозгов» и что такое патриотизм?
9. Выполнить презентацию по теме: Органы государственной власти РФ.
10. Провести исследовательскую работу по теме: Избирательное право.
11. Решить проблемную ситуацию по теме «Договорное право».
12. Презентация по теме: Предпринимательское право.
13. Дать письменный ответ: Чем в праве различаются понятия «проступок» и «преступление». Приведите примеры проступка и преступления. Какие юридические последствия влекут преступления и проступки?
14. Написать памятку-совет для молодого человека желающего заключить: бессрочный трудовой договор; срочный трудовой договор.
А) Чем будут отличаться эти памятки? Почему?
Б) На какие пункты договора вы посоветуете обратить особое внимание?
В) При каких условиях договор нельзя подписывать?
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется при наличии учебного кабинета.
Оборудование кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- нормативно-правовые акты;
- тесты, раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг РФ. - М.: Омега-Л, 2013. - 63 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: [утв. Верхов. Совета РСФСР 11.06.1964 г.]: офиц. текст: по состоянию на 20.06.13 г./М-во юстиции РФ. - М.: Омега-Л, 2013. – 493 с.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 20.12.2001 г.]: офиц. текст: по состоянию на 10.05.2013 г. – М.: Норматика, 2013. – 368 с.
4. Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон РФ «О защите прав потребителей». – М.: Норматика, 2013. – 336 с.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации: [принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 21.12.2001 г.]: офиц. текст: по состоянию на 23.07.2013 г. - М.: Омега-Л, 2013. – 200 с.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22.11.2001 г.]: офиц. текст: по состоянию на 23.07.2013 г. - М.: Омега-Л, 2013. – 186 с.
Учебная литература
1. Никитин А. Ф. Правоведение: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/А. Ф. Никитин. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2012. – 352 с.
2. Яковлев А. И. Основы правоведения: учебник для учащихся НПО/А. И. Яковлев. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. – 336 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. В конце курса – экзамен.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций). |
наблюдение, оценивание
индивидуальное проектное задание
презентация
наблюдение, оценивание
анализ, практическая работа |
Знания: |
|
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России.
|
тест, контрольная работа.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.