ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОЙ ПОВЕСТИ
С. Лагерлёф «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ»
Цель:
Повышение интереса к обучению через активные формы работы на уроках литературного чтения, такие как играпутешествие в малых группах.
Задачи:
•
•
•
•
активизация познавательной деятельности учащихся;
формирование опыта коллективной мыслительной деятельности;
творческое усвоение учебного материала;
развитие культуры речи и информационной грамотности.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения;
•
• формировать литературоведческие представления;
•
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям.
Метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
•
•
реализации;
умение слушать собеседника и вести диалог;
учить работать в парах и группах.
Личностные:
• формирование эстетических и нравственных потребностей, ценностей и чувств.
Оборудование:
ПК, документ камера;
презентация PowerPoint к уроку
карточки для индивидуальной работы «Разминка»
карточки для групповой работы «Имена животных»
Этап урока
Организационный
момент
Деятельность учителя
Ребята, скажите, нравится ли вам изучать окружающий
вас мир?
Знаете, шведские школьники обожают такие уроки,
потому что у них есть замечательный сказочный и даже
чутьчуть волшебный учебник.
Ход урока
Деятельность учащихся
Приложение
Отвечают.
1 Догадались КАКОЙ?
Сегодня вы будете работать в минигруппах.
Предлагаю по желанию распределиться в 5 групп (по
6 человек)
Участники и зрители!
Сразиться не хотите ли?
Внимание! Внимание!
Начинаются испытания!
Мобилизующий
этап.
Формулирование
темы и цели урока
За каждое правильно выполненное задание группа
будет получать жетон.
Чтобы нам сформулировать тему урока необходимо
группам выполнить первое задание.
Посмотрите на запись, переставьте буквы таким
образом, чтобы можно было её прочесть:
КОЗСАЧЯНА СПОЬТЕВ
Определите тему урока.
Учебные задачи урокаигры:
узнать об авторе произведения;
выявить самых внимательных читателей;
определить чему учит сказочная повесть Сельмы
Лагерлёф “Путешествие Нильса с дикими гусями”
Сельмы
(Книга
Лагерлёф
«Удивительное путешествие Нильса
Хольгерссона с дикими гусями»)
Дети рассаживаются в группы.
(СКАЗОЧНАЯ ПОВЕСТЬ)
Сказочная повесть Сельмы Лагерлёф
«Удивительное путешествие Нильса с
дикими гусями».
Получение новых
знаний.
Автор книги,
СЕЛЬМА ОТТИЛИЯ ЛОВИСА
ЛАГЕРЛЁФ, родилась в Швеции в 1858 году, в семье
военного лейтенанта и учительницы.
Слушают.
Жили они в собственной усадьбе. Природа,
окружавшая маленькую Сельму, стала частью ее
натуры. Уже будучи взрослым человеком, став писа
тельницей, Сельма Лагерлёф то и дело описывала
усадьбу в своих произведениях.
В трехлетнем возрасте будущая писательница
тяжело заболела. Она была парализована и
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
2 прикована к постели. Девочка сильно привязалась к
своим бабушке и тете Нане, которые знали
множество сказок, и постоянно рассказывали
больной девочке.
Спустя два года умерла бабушка. Ее смерть была
воспринята девочкой как величайшая трагедия. Ей
казалось, что перед ней захлопнули дверь в прекрасный
сказочный мир. Сельма еще больше пристрастилась к
чтению и мечтала стать писательницей, начала писать
стихи, баллады, сказочные пьесы.
А когда Сельме исполнилось 9 лет, случилось то, на
что уже никто не надеялся: стокгольмским врачам
удалось вылечить девочку, она снова могла двигаться
как все люди.
Только в возрасте 23 лет Сельма смогла поступить
в лицей в Стокгольме, чтобы подготовиться к
поступлению в учительскую семинарию.
По
окончании семинарии она стала работать
учительницей в небольшом городке.
В это время одна из шведских газет объявила
литературный конкурс, и Сельма отослала пять глав
своего первого романа «Сага о Йёсте Берлинге».
Она получила за них первую премию, после чего
оставила преподавание и занялась творчеством.
В шведских школах тогда пользовались таким
неудачным, скучным учебником географии. Сельме
Лагерлёф предложили написать новый заниматель
ный учебник, в который бы вошли описания лесов,
гор, рек, озер, растений и животных, а также
скандинавские легенды и предания. Шведская
писательница создала такую книгу. Эта была
сказочная повесть о приключениях Нильса
Хольгерссона. Она вышла в свет в 1907 году.
Слайд 5
Следующее задание группам:
Посчитайте,
сколько лет назад была написана эта повесть.
Эта книга переведена на многие языки мира, в том
числе на русский. За книгу «Удивительное
путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма
2017 – 1907= 110 (лет)
3 Лагерлёф была удостоена в 1909 году Нобелевской
премии.
Закрепление
знаний.
Игравикторина.
Итак, едем в Швецию! Мы совершим удивительное
путешествие!
Как на ком путешествовал Нильс?
Выполняя мои задания, мы повторим маршрут
Нильса и мы определим самых внимательных
читателей.
Начнём испытания с РАЗМИНКИ. Выполнять
задание тест будете индивидуально.
Давайте проверим, как вы справились с заданиями
Разминки.
Продолжим нашу игру. Следующее задание
предлагаю выполнить в группах.
Какие правила работы в группе надо вспомнить?
Задание называется
«ЗАКОЛДОВАННЫЙ
МАЛЬЧИК»
Вы помните, что героями сказочной повести были
не только люди, но и животные. Надо вспомнить
имена животных и соединить столбики со словами.
Проверим, как вы справились с заданием.
Выполним
Поменяйтесь своими листочками.
взаимопроверку.
Одна группа (по желанию)
Продолжим наше путешествие. Вы готовы дальше
отвечать на мои вопросы?
Следующее задание викторина «ОТ КОРКИ ДО
КОРКИ»
Слайд 6
Слайд 7
Карточки с тестовыми
заданиями для индивидуальной
работы
Слайд 8
Карточки для групповой
работы.
Индивидуальная работа.
Проверяют фронтально.
Слушать товарища.
Принимать мнение товарища.
Предлагать своё решение.
Взаимопроверка групп.
Проверка с помощью документ
камеры.
4 За вопросы отвечают по очереди и
получают жетоны
Проверим, хорошо ли вы знаете героев повести,
Послушайте отрывки из текста и вспомните, о ком или
о чём идёт речь.
«Неуклюжий, безобразный птенец. Он был
покрыт редким пухом, на маленьких крыльях
торчком стояли прямые жесткие перья». (Орел.)
«Очень нескладная птица. Шея и туловище у
него немногим больше, чем у обыкновенного гуся, а
крылья, почемуто огромные, как у орла, ноги,
словно две тонкие жерди, выкрашенные в красный
цвет. Клюв длинныйпредлинный, а приделан совсем
к маленькой голове». (Аист.)
«...Вбивают в землю несколько жердей,а потом
обтягивают оленьими шкурами. И называют такие
дома...» (Чумами.)
На голове широкополая шляпа, черный
кафтанчик украшен кружевным воротником и
манжетами, чулки у колен завязаны пышными
бантами, а на красных сафьяновых башмачках
поблескивают серебряные пряжки (гном)
Впереди всех выступала стараяпрестарая
гусыня. Ну, уж это была и красавица! Шея тощая,
изпод перьев кости торчат, а крылья точно ктото
обгрыз. Зато ее желтые глаза сверкали, как два
горящих уголька. Все гуси почтительно смотрели на
нее, не смея заговорить, пока гусыня первая не
скажет свое слово. (Акка)
А теперь проверим, как внимательно вы читали
произведение и помните в подробностях путешествие
Нильса.
Итак, продолжаем игрусоревнование. Следующее
задание «ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА»
1.За что гном превратил Нильса в маленького
человечка?
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Нильс поймал его в сачок и не хотел
5 2. Где ночевал Нильс каждую ночь во время своего
путешествия?
выпускать.
Под крылом гуся Мартина.
Слайд 13
3. Какой первый подвиг совершил Нильс?
4. Чем помог Нильс белке Сирле?
Спас гуся от лиса.
Поднял в дупло бельчонка Тирле.
Там хранили зерно.
5. Почему крысы пытались захватить
Глимменгенский замок?
6. Как Нильс победил крыс?
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
6 С помощью волшебной дудочки
Нильс заманил крыс в воду, и они
утонули.
7. Кого просил лис Смирре о помощи расправиться
со стаей Акки?
8. Кто такие Деревянный и Бронзовый?
Куницу, выдру, ворон.
9. Куда спрятал Деревянный Нильса?
Это памятники.
10. Как погиб Деревянный?
Под шляпу.
11. Какую услугу Нильс оказал медведям?
дубинкой
Бронзовый
Деревянного, чтобы поймать Нильса.
ударил
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
7 12. Зачем вороны похитили Нильса?
Предупредил их о появлении
охотников.
13. Почему морской царь затопил город Виннету?
Чтобы он помог им открыть кувшин с
серебром.
14. Что Нильс всегда хранил в кармане?
Сколько лет было Нильсу?
Жители Виннеты убивали моряков ,
морских животных и птиц, топили
корабли, чтобы никто не знал, где
находится богатый город Виннета.
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
15. Что должен был сделать Нильс, чтобы из гнома
превратиться в человека?
Ножик. 12 лет.
Слайд 25
16. Кто помог Нильсу узнать тайну его превращения в
человека?
Найти существо, которое захочет
остаться маленьким на всю жизнь.
8 17. Как Нильс спас от несчастья двух студентов?
18. Почему орёл Горго не охотился на гусей из стаи
Акки?
19. Как Нильс стал таким, каким был?
20. Как закончилось удивительное путешествие
Нильса?
Слайд 26
Орёл Горго узнал от сов
Глимменгенского замка
Слайд 27
Помог Удачнику собрать рукопись,
которая разлетелась изза ветра.
Она воспитывала его, была ему как
мать.
Капризный гусёнок Юкси захотел
навсегда остаться маленьким. Нильс
проговорил заветные слова. Юкси
стал маленьким, а Нильс опять
большим.
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Снова Нильс стал ходить в школу.
Слайд 31
9 Рефлексия
Вспомните, какие учебные задачи нам необходимо
решить сегодня?
Какую учебную задачу мы ещё не решили?
Подумайте в группах, чему Нильс научился во
время путешествия? Свои мысли запишите на
листок.
Это не просто путешествие, это воспитание
личности.
Благодаря встречам и событиям
путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается
доброта,
он начинает волноваться чужими
несчастьями,
радоваться радостями другого,
переживать чужую судьбу как свою. Из путешествия
Нильс возвращается настоящим человеком.
В Старом городе Стокгольме находится крохотный
памятник Нильсу. Городская легенда гласит: чтобы
исполнилось Ваше самое сокровенное желание
достаточно погладить Нильса по головке и оставить
ему сладкую конфетку или денежку.
Теперь в дневнике у него
поселились одни пятерки, а двойкам
туда было не пробраться»
(за каждый правильный ответ группы
получает жетон)
Нильс научился понимать природу,
чувствовать ее красоту, радоваться
ветру, солнцу, морским брызгам,
слышать голоса леса, шелест трав,
шорох листвы.
Узнал историю своей страны.
Защищая и спасая своих сказочных
попутчиков, Нильс полюбил и людей,
понял горе своих родителей
Научился дружить.
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
10
Игра-путешествие по повести С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Игра-путешествие по повести С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Игра-путешествие по повести С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Игра-путешествие по повести С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Игра-путешествие по повести С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Игра-путешествие по повести С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Игра-путешествие по повести С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Игра-путешествие по повести С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Игра-путешествие по повести С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Игра-путешествие по повести С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.