Актуальность данной дополнительной образовательной программы (ДОП) опреде-ляется спецификой возрастных особенностей учащихся, для которых она предназначена, а также особенностями программы воспитания обучающихся МОУ СОШ «Земля родная»
Возрастная категория учащихся, для которых предназначена данная ОП – 14-17 лет, то есть старшие подростки. Эти учащиеся в силу своих возрастных (как чисто физиологи-ческих, так и психологических) особенностей нуждаются в усиленном руководстве со стороны учителя. Поскольку специфическим психологическим новообразованием данного возраста является освоение системы социальных действий взрослого человека, учащиеся испытывают потребность не только в общении со сверстниками, но и в организованном общении с тем взрослыми, которых они уважают.
игра в дебаты.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Земля родная»
ОДОБРЕНО
научнометодическим
МОУ СОШ «Земля родная»
протокол № 1 от 12.09.2008г
председатель:
__________Татаринов М.Н.
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
МОУ СОШ «Земля родная»
протокол № 1 от 17.09.2008
председатель:
__________Татаринов М.Н.
Программа
дополнительного образования по курсу
Игра в дебаты
(для детей 1417 лет)
Направленность: культурологическая.
Срок реализации: 1 год.
Разработана учителем МОУ СОШ
«Земля родная» Есиной И.А.
на основе программы Северинова К.М.
«Игра в дебаты» Новый Уренгой
2008 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Данная образовательная программа направлена на реализацию обучающей и
воспитательной функций образования на материале обществоведческой, психологической
и педагогической его сфер.
Направленность программы определяется ее целями и задачами и заключается в
формировании у учащихся как культуры речи, так и толерантности. Кроме того,
формируются умения и навыки, подробно перечисленные в разделе «Цели и задачи».
2. НОВИЗНА, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Актуальность данной дополнительной образовательной программы (ДОП)
определяется спецификой возрастных особенностей учащихся, для которых она
предназначена, а также особенностями программы воспитания обучающихся МОУ СОШ
«Земля родная»
Возрастная категория учащихся, для которых предназначена данная ОП – 1417 лет,
то есть старшие подростки. Эти учащиеся в силу своих возрастных (как чисто
физиологических, так и психологических) особенностей нуждаются в усиленном
руководстве со стороны учителя. Поскольку специфическим психологическим
новообразованием данного возраста является освоение системы социальных действий
взрослого человека, учащиеся испытывают потребность не только в общении со
сверстниками, но и в организованном общении с тем взрослыми, которых они уважают.
Усвоение способов социального взаимодействия взрослого человека проходит менее
болезненно и более быстро, если учащиеся имеют возможность длительных,
систематических контактов с различными взрослыми во внеучебной (то есть внеурочной)
обстановке. Кроме того, формат ОП дает возможность учащимся общаться с взрослым
человеком на интересующие их темы в обстановке душевной близости, что для данного
возраста является актуальным. Данный период (1417 лет) является сензитивным к
усвоению норм социального поведения. Однако нормы усваиваются в это время не через
знания (модель формирования деятельности «сверху вниз» – в терминах академика Ф.И.
Асеева), а через подражание поведению уважаемого человека или референтной группы
(модель формирования деятельности «снизу вверх»). Поэтому очень важным является не
предоставить школьников самостоятельному выбору уважаемого взрослого и референтной
группы, поскольку в этом случае есть опасность выбора в качестве референтной группы
одной из нежелательных субкультур – взрослых (деликтная, «блатная») или подростковых
(наркотическая, рейверская, фашистствующая и т.п.)
Кроме того, необходимо участь, что предыдущая стадия психологического развития
подростка – младший подросток – характеризовалась тягой подростков к объединению в
моновозрастные группы, известную изоляцию от взрослых, усвоение норм поведения в
моновозрастном детском коллективе. Часто такие коллективы характеризуются
обстановкой грубости, нетерпимости, жестокости, доминирования физически сильных над
физически слабыми, стремления решать проблемы при помощи грубой физической силы.
Однако имеются гендерные различия в данной области. Особенно характерен культ
физической силы для мальчиков. Поэтому при переходе на следующий этап развития
подросток сталкивается с противоречием между имеющимися способами социального
взаимодействия (грубость, хамство, физическая расправа) и насущной потребность в социальном взаимодействии со взрослыми, в рамках которого нельзя использовать
имеющийся набор инструментария социального взаимодействия. Следовательно, у
учащихся возникает не всегда осознанная мотивация к усвоению специфически взрослых
способов социального взаимодействия, то есть не через приложение физической, а
психологической силы, в частности, с помощью убеждения, доказательства, рассуждения,
совместного проживания некоторого отрезка действительности.
Педагогическая целесообразность данной ОП определяется несколькими
соображениями.
Вопервых, отсутствием в школьном расписании предметов, направленных в
основном на развитие высших форм устной монологической речи (таких, как монолог
рассуждение, монологдоказательство, монологаргументация) и устной диалогической
речи (диалогобмен оценочной информацией, диалогаргументация), на умение
выслушивать речь собеседника и опираться на нее при порождении собственного
высказывания. Предметы гуманитарного цикла хотя и призваны частично решать данную
задачу, не могут предоставить возможность высказаться всем желающим изза небольшого
количества времени на уроке и большого числа учащихся.
Вовторых, данная возрастная группа (1417 лет) характеризуется трудностями при
усвоении таких норм поведения, как толерантность, взаимоуважение, умение встать на
точку зрения другого, признать свою ошибку. Именно формат дебатов позволяет
формировать у школьников толерантное, уважительное поведение через регулярные
упражнения в данном виде поведения.
Новизна ОП состоит в использовании обновленной версии правил международной
игры «Дебаты», а также подбором тем и упражнений для формирования вышеуказанных
качеств личности и поведения.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Целью данной ОП является создание условий для формирования социально
адекватной личности учащегося через овладение толерантными, уважительными способами
социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных психологически
напряженных ситуациях с помощью использования социально одобряемых способов
общения.
Задачами данной ОП являются следующие:
1) Группа социальных задач:
– овладение толерантным, уважительным поведением через деятельностное усвоение
социальных норм общения со сверстниками и взрослыми;
– выбор социально приемлемой референтной группы;
– удовлетворение потребности в общении (в том числе длительном, неформальном) с
взрослыми;
– усвоение поведения в ситуации принятия ответственности за свою работу, работу членов
малой группы;
– сближение разновозрастных учащихся, знакомство с учащимися других классов.
2) Группа учебноразвивающих задач:
– развитие речи учащихся;
– развитие умений в реализации коллективной деятельности;
– развитие поисковых умений (в том числе в сети Интернет);
– развитие формальнологического и других видов мышления.
4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОТ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ
Данная ОП отличается от уже существующих по следующим направлениям:
а) используются обновленные правила международной игры в дебаты; б) реализуется воспитание толерантности не только через тематику игр, но и через
задаваемые способы социального взаимодействия;
в) учитывается специфика структуры мотивации учащихся через подбор тем.
5. ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ТЕМ ДЛЯ ИГРЫ В ДЕБАТЫ
При игре в дебаты тема всегда формулируется, как некое утверждение. Так как
одной команде в ходе дебатов придется утверждение защищать, а другой команде –
опровергать, то очень важно, чтобы утверждение носило спорный характер, причем
возможности защитить утверждение или его опровергнуть были бы примерно равны.
Следует избегать тем, защита или опровержение которых представляются неприемлемыми
по моральным соображениям, даже если они весьма спорны и актуальны. Интерес
учащихся к обсуждению предложенной темы является одним из условий, обеспечивающих
успех дебатов.
Темы могут носить
исторический характер, например:
«Петр I – тиран»,
«Реформы не изменили Россию к лучшему»,
«Советский Союз потерпел поражение в Карибском кризисе»,
«Распад СССР был неизбежен».
обществоведческий характер, например:
«Научнотехнический прогресс ведет к гибели цивилизации»,
«Цель оправдывает средства»,
«Художник должен быть голодным»,
«В России следует отменить мораторий на смертную казнь».
психологический характер, например:
«Добро, возведенное в абсолют, становится злом»,
«Деньги портят людей»,
«Гений и злодейство несовместимы»,
«Чувства выше долга».
«Взрослые не должны вмешиваться в личную жизнь детей»,
«Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным»,
«Ложь является неотъемлемой частью человеческого общения»,
«Неразделенная любовь лучше, чем жизнь без любви».
специальный характер, например:
«Кошки лучше собак»,
«Сказки должны хорошо заканчиваться»,
«Петербург должен быть культурной столицей России»,
«Сборную России по футболу должен тренировать иностранец».
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ,
6.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ
Возраст детей колеблется от 14 до 17 и даже 18 лет по следующим причинам:
1) это учащиеся 911 классов, в зависимости от индивидуальных особенностей и
семейного положения поступавшие в школы с 6, 7, 8 лет (то есть в одном и том же
классе есть дети разного паспортного возраста);
2) учащиеся этого возраста испытывают приблизительно одинаковые потребности, причем
учащиеся младшего возраста (1415 лет) имеют перед глазами пример учащихся
старшего возраста, что положительно сказывается на адекватности выбора референтной
группы. Старшие ощущают ответственность за младших, что дает им возможность
принимать на себя ответственность;
3) это учащиеся выпускных классов (9, 11). 7. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – 1 год.
Данная программа рассчитана на реализацию во течении учебного года и предполагает
занятия в течение 36 недель в режиме 2 занятия по 2 академических часа в неделю. Всего –
144 часа.
8. ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Выбор формы занятий определяется целью и задачами занятий и предусматривает выбор
одной из следующих форм:
а) тренировочное занятие
б) игра
в) разбор игры (аналитическая работа)
Длительность одного занятия – 2 академических часа (90 минут)
Режим занятий определяется учебнотематическим планом.
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Ожидаемые результаты
Овладение толерантными способами
социального взаимодействия
Усвоение поведения в ситуации
принятия ответственности за свою
работу, работу членов малой группы
Сближение разновозрастных учащихся,
знакомство с учащимися других классов
Развитие речи учащихся
Развитие умений в реализации
коллективной деятельности
Развитие поисковых умений
Развитие формальнологического и
других видов мышления
Способы их проверки
Наблюдение за поведением учащихся в
процессе тренировочного занятия;
Отзывы учителей и родителей
Реализация
деятельности;
Формальные показатели организации –
списки участников группы с заданиями
Наблюдение за поведением учащихся
организованной
Отзывы учителей и родителей
Наблюдение за поведением учащихся
Реестр использованных материалов
Анализ структуры текстов учащихся
10. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ОП
Проведение игр 1/8, 1/4, 1/2 финала (как формы промежуточного контроля), а также
финальной (за полугодие) игры.
Участие в районном турнире по игре в «Дебаты». №
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятия
Количество часов
всего
теория
практик
Вводное занятие
Дебаты на темы, моральноэтического
характера
Дебаты на темы, психологического
характера
Дебаты по подростковой тематике
Дебаты по социальноэкономической
тематике
Дебаты по политической тематике
Дебаты по вопросам развития науки
Дебаты на исторические темы
Дебаты по абстрактным вопросам
Заключительное занятие
Всего
2
40
24
40
8
8
8
6
6
2
144
2
20
12
20
4
4
4
2
2
70
а
20
12
20
4
4
4
4
4
2
74 СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ № Тема
1.
Вводное занятие
(2 часа)
Содержание программы
Теория (2 часа):
история возникновения игры в дебаты,
принципы игры,
правила игры,
регламент турнира
Дебаты на темы моральноэтического характера (40 часов)
2.
«За все в жизни
нужно
платить» (8
часов)
3.
«Цель
оправдывае
т средства»
(8 часов)
Теория (4 часа):
Оплата – что это такое? Всегда ли это деньги? Всегда
ли приходится платить? Всегда ли наказываем
преступник? Почему некоторые вынуждены всю жизнь
расплачиваться за один неверный поступок? Правда ли,
что не бывает наказания без преступления?
Практика (4 часа)
игровое занятие
разбор игры
Теория (4 часа):
Должна ли цель оправдывать средства? Все ли цели
достойны реализации? Каково соотношение между
целью и средством? Почему мы пород подменяем цель
средствами ее достижения? Что является достойной
целью? Какова цель жизни?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры
4.
5.
«Чувства выше
долга» (8
часов)
Теория: (4 часа)
Всегда ли чувства выше долга? Что значит выше? Что
делать, если чувство долга велит одно, а привязанность
велит другое?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры
«Ложь является
неотъемле
мой частью
человеческ
ого
общения»(8
часов)
Теория (4 часа):
Почему мы говорим неправду? Всегда ли это ложь?
Могли бы люди жить без лжи? Комплимент – ложь или
желание доставить удовольствие? Ложь или
вежливость в повседневном общении? Является ли
ложь тем средством, которое необходимо доя
достижения цели? Бывает ли ложь во спасение?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры
6.
«Не пойман – не
вор»(8
часов)
Теория (4 часа):
Что значит «вор»? Можно ли обвинять другого не имея
достаточных доказательств? Как это соотносится с
презумпцией невиновности?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры
Дебаты на темы психологического характера (24 часа)
7.
«Человек хозяин
Теория (4 часа): своей
судьбы» (8
часов)
Рамки данной темы позволяют обратиться к
обсуждению такого специфического новообразования,
как чувство ответственности.
Всегда ли мы
ответственны за свои поступки? Где кончается
ответственность? Как быть с судьбами других людей,
которые мы меняем?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры 8.
9.
10.
«Верить в
приметы
глупо»(8
часов)
Теория (4 часа):
Что такое вера и суеверие? Приметы: суеверия или
народная мудрость, каков механизм возникновения
примет? Как соотносится между собой научное и
ненаучное знание?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры
«Характер важнее
таланта» (8
часов)
Теория (4 часа):
Как и когда формируется характер? Как
взаимодействуют характер и талант в жизни человека?
В чем смысл жизни?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры
Дебаты по подростковой тематике (40 часов)
«Взрослые не
должны
вмешиватьс
я в личную
жизнь
детей»(8
часов)
Теория (4 часа):
Где граница между детством и взрослостью? В чем
качественное отличие взрослых от детей? С
каких пор дети могут быть независимы от
родителей? Что есть вмешательство в личную
жизнь? Чем оно может быть объяснено?
Возможно ли вмешательство детей в личную
жизнь родителей?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры
Теория (4 часа):
Что такое любовь? Какую роль играет любовь в жизни
человека? Как строить отношения людям, чья любовь
без взаимности?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры
Теория (4 часа):
Чем любовь отличается от влюбленности? Что есть
польза? Чем может быть полезна влюбленность
и чем может быть вредна?
Практика (4 часа):
11.
«Неразделенная
любовь
лучше, чем
жизнь без
любви» (8
часов)
12.
«Влюбляться
полезно»(8
часов)
игровое занятие
разбор игры
13.
«Страсть к
домашним
заданиям
до добра не
доводит»(8
часов)
Теория (4 часа):
Зачем нужны домашние задания? Какими они должны
быть? Можно ли успешно учится без домашних
заданий?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры 14.
«Школьную
программу
следует
упростить»
(8 часов)
Теория (4 часа):
Что такое школьная программа? Нужно ли что то
менять в процессе обучения в школе в настоящий
момент, зачем? Какие знания и умения должна давать
школа ученикам? Что значит упростить школьную
программу?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры
Дебаты на социальноэкономическую тему (8 часов)
15.
«Деньги делают
людей
свободным
и» (8 часов)
Теория (4 часа):
Каковы свойства и функции денег? Какую роль играют
деньги в современном мире? Что такое свобода? Как
соотносятся свобода и ответственность?
Взаимосвязаны ли свобода и счастье? Делают ли деньги
людей счастливыми?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры
Дебаты на политическую тему (8 часов)
16.
17.
«Гражданин
обязан
принимать
участие в
политическ
их
выборах»
(8 часов)
Теория (4 часа):
Кто является гражданином, какова история этого
понятия? Что такое участие в выборах, в каких формах
оно может выражаться? Что такое гражданское
общество? Какие моральные обязанности накладывает
общество на гражданина?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры
Дебаты по вопросам развития науки (8 часов)
«Развитие генной
инженерии
приносит
существенн
ую пользу
человечест
ву» (8
часов)
Теория (4 часа):
Что такое генная инженерия? Какова ее роль в
современном мире? В чем заключается принцип
пользы? Каковы возможные позитивные и негативные
последствия использования генной инженерии?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры
Дебаты на историческую тему (6 часов)
18.
«Победителей не
судят» (6
часов)
Теория (2 часа):
Кого можно считать победителем? Каковы судьбы
наиболее известных победителей?
Практика (4 часа):
игровое занятие
разбор игры
Дебаты на абстрактную тему (6 часов) 19.
«Кошки лучше
собак» (6
часов)
Теория (2 часа):
Правда ли, что некоторые люди предпочитают кошек, а
другие собак изза сходства в характерах? Каковы
достоинства и недостатки содержания кошек и собак?
В чем психологическое различие между кошками и
собаками?
Практика (4 часа):
20.
Заключительное
занятие
игровое занятие
разбор игры
Практика (2 часа):
подведение итогов,
награждение победителей МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОП
В рамках данной ОП используются три основных формы занятия – тренировочное занятие,
игровое занятие, разбор игры. Цикл состоит из четырех занятий:
Занятие 1. Тренировочное занятие 1, на котором:
– преподаватель представляет тему будущей игры;
– проводится краткий анализ темы будущей игры;
– проводится мозговой штурм (фронтально), подбираются аргументы и контраргументы;
уточняются списки команд на ближайшую игру, команда распределяет задания по
–
подбору аргументов, контраргументов, случаев, примеров из литературы и т.п.
Занятие 2. Тренировочное занятие 2, на котором:
– команды меняются ролями и пытаются опровергнуть собственные аргументы,
подыскивают контраргументы;
болельщики помогают командам;
–
– каждый игрок должен высказаться по одному из аргументов;
–
анализируется удачность / неудачность защиты своей позиции каждой из команд.
Занятие 3. Игровое занятие. Проведение дебатов по приведенным ниже правилам.
Занятие 4. Разбор игры:
анализ возможной трактовки темы дебатов,
рациональное для утверждения и отрицания определения понятий,
анализ выбора и воплощения стратегии игры утверждения и отрицания,
анализ тактики игры утверждения и отрицания,
практические рекомендации и упущенные в ходе игры выигрышные ходы.
Цикличность проведения и чередования форм занятий необходимое условие
эффективной организации процесса реализации образовательной программы.
В рамках одного цикла используются разнообразные методы и приемы, но
предпочтительно, использовать всю номенклатуру возможных приемов в рамках каждого
цикла: проблемнопоисковый, логическодедуктивный, сравнительный, интерактивный,
анализ и синтез.
Повторяемость форм занятий, методов и приемов обеспечивает возможность
организации соревновательного процесса и сравнения достигнутых в рамках каждого цикла
результатов в единой системе оценок. Наиболее привлекательной для подростков формой
занятий является игровое занятие, которое должно проводиться по заранее оговоренным и
неизменным на протяжении всего турнира по игре в дебаты правилам.
Правила игры в дебаты
1. Игра в дебаты представляет собой спор на заданную тему по определенным правилам.
2. В дебаты играют ведущий, команды из пяти человек (спикеров) и их болельщики, а так
же жюри. К болельщиками, имеющим право принимать участие в игре, относятся
только одноклассники спикеров. На игре могут присутствовать зрители, если они не
вмешиваются в ход игры и не мешают ее проведению.
3. Ведущий имеет право принятия окончательного решения по всем вопросам регламента
и проведения игры, которые не оговорены в данных правилах.
4. До начала игры командам сообщается тема дебатов.
5. В начале игры проводится жеребьевка, которая определяет, какая команда будет
стороной утверждающей и доказывающей тезис, установленный в качестве темы
дебатов (команда утверждения). Другая команда должна этот тезис отрицать и
опровергать (команда отрицания). 6. Игра состоит из трех раундов.
7. Первый раунд начинается выступлением 1го спикера утверждающей стороны (2
минуты), в котором он определяет понятия спора и приводит аргументы в поддержку
позиции утверждения. Затем следуют вопросы 1му спикеру со стороны команды
соперницы (до 2х вопросов), болельщиков командысоперницы (один вопрос),
ведущего и членов жюри, каждый из которых имеет право на то, чтобы задать один
вопрос. Далее право выступления получает 1ый спикер отрицающей стороны (2
минуты), который признает или аргументировано доказывает некорректность
определения основных понятий спора командой соперников и приводит аргументы в
поддержку позиции отрицания. 1ый спикер отрицания может в своей речи опираться
на отрицание аргументов утверждающей стороны. После окончания выступления
спикера следуют вопросы к нему со стороны командысоперницы (до 2х вопросов),
болельщиков командысоперницы (один вопрос), ведущего и членов жюри, каждый из
которых имеет право на то, чтобы задать один вопрос.
8. Жюри оценивает игру команд в 1ом раунде. Каждый член жюри имеет право разделить
5 очков (шаров) в любой пропорции, выраженной натуральными числами, между
командами, при этом любое количество шаров может быть не использовано и
возвращено ведущему. Члены жюри аргументируют свое решение.
9. По окончании 1го раунда команды получают возможность обсудить тактику ведения
дебатов в следующих раундах внутри команды и со своими болельщиками в ходе
перерыва (3 минуты).
10. Второй раунд дебатов представляет собой полемику между парами вторых, третьих и
четвертых спикеров команд. Каждому спикеру предоставляется по две минуты
чистого времени, для хронометража используются шахматные часы. Для своего
выступления пара спикеров выходит к столу с шахматными часами и не может в ходе
полемики пользоваться помощью других членов команды за исключением случая,
оговоренного в следующем пункте правил.
11. Один раз за раунд капитан каждой команды имеет право взять полминуты для
совещания команды с любым спикером, играющим во втором раунде. В это время
спикер команды противника имеет право так же подойти к своей команде и совещаться
с ней; это не лишает команду права на «свои» полминуты для совещания. На время
полуминутных совещаний спикеров со своими командами шахматные часы
останавливаются.
12. Начинает говорить в паре выступающих спикер команды утверждения (его оппонент
включает ему часы). Спикер может использовать все отведенное ему время целиком
или частично, переключить часы и передать право реплики оппоненту, который в свою
очередь имеет право использовать все отведенное ему время целиком или частично,
переключить часы и передать право реплики оппоненту. Так продолжается до тех пор,
пока у одного из выступающих не кончится его время, тогда его оппонент имеет право
использовать свое время до конца или частично, а так же отказаться от выступления
(неиспользованное в этом случает время пропадает). По тем же правилам спор
продолжает следующая пара спикеров (третьи, а затем – четвертые), а так же
болельщики команд, выступающие после спикеров.
13. Болельщикам команд предоставляется право выступления во втором раунде, для
выдвижения новых разумных с их точки зрения аргументов, не выдвинутых командой.
Для этого одному болельщику команды утверждения и одному болельщику команды
отрицания выделяется по минуте чистого времени, для хронометража используются
шахматные часы. Для своего выступления пара болельщиков (один от утверждения и
один от отрицания) выходит к столу с шахматными часами и не может в ходе полемики
пользоваться помощью коголибо.
14. В ходе полемики жюри положительно оценивает способности выступающих
своевременно задавать вопросы оппоненту и находить спонтанные ответы на вопросы
представителя другой стороны.
Негативно оценивается бессодержательное
переключение часов, неспособность найти аргументы в полемике. 15. Жюри и ведущий имеют право задать по одному вопросу каждому из выступавших в
раунде спикеров команд. Спикеры отвечают на вопросы лично. При этом вопросы не
должны перерастать в полемику жюри или ведущего со спикерами команд. Вопросы
болельщикам команд не задаются.
16. Жюри оценивает игру команд во 2ом раунде. Каждый член жюри имеет право
разделить 7 очков (шаров) в любой пропорции, выраженной натуральными числами,
между командами, при этом любое количество шаров может быть не использовано и
возвращено ведущему. Члены жюри аргументируют свое решение.
17. По окончании 2го раунда команды получают возможность обсудить тактику ведения
дебатов в заключительном раунде внутри команды и со своими болельщиками в ходе
перерыва (3 минуты).
18. Третий раунд – выступление 5х спикеров утверждающей и отрицающей стороны (по
очереди, по 3 минуты каждый). В ходе своих выступлений они должны не выдвигать
новых аргументов в защиту своей позиции, но могут указать на слабости в позиции
оппонентов и, подчеркнув сильные стороны позиции своей команды, делают резюме. В
выступлении 5х спикеров допускается и приветствуется анализ хода дебатов, указание
сильных аргументов, не использованных противником. После выступления 5х спикеров
только ведущий и члены жюри имеют право задать им вопросы, количество вопросов
пятым спикерам не регламентируется.
19. После выступления 5ых спикеров и ответов на вопросы ведущего и жюри, право на
реплику аналитического характера имеют болельщики каждой команды (по 1 минуте).
20. Жюри оценивает деятельность команд в 3ем раунде и в ходе всей игры в целом.
Каждый член жюри имеет право разделить 9 очков (шаров) в любой пропорции,
выраженной натуральными числами, между командами, при этом любое количество
шаров может быть не использовано и возвращено ведущему. Члены жюри
аргументируют свое решение.
21. Только в том случае, если после третьего раунда счет в игре ничейный, а регламент
турнира требует выявление победителя, проводится дополнительный раунд. Перед
этим команды получают возможность обсудить тактику ведения дебатов в
дополнительном раунде внутри команды и со своими болельщиками в ходе перерыва (3
минуты). В дополнительном раунде спикеры команды и ее болельщики получают время
(1 минуту) для того, чтобы убедить жюри отдать победу своей команде. Каждая
команда имеет право произвольно разделить это время между своими спикерами и
болельщиками или предоставить право выступления комуто одному. В этом раунде,
как и во всей игре, первой выступает команда утверждения, а затем команда отрицания.
22. Для определения победителя в дополнительном раунде каждый член жюри получает 1
шар, который должен присудить одной из команд. Возврат шара ведущему в этом
раунде не может быть произведен. Шары, полученные командами в дополнительном
раунде, служат лишь для определения победителя в данной игре и не учитываются при
определении рейтинга команды во всем турнире.
23. Выступление спикера или болельщика в любом раунде не может прерываться
репликами или вопросами командысоперницы. Ведущий прерывает речь, по истечении
времени, отведенного на выступление.
24. Утверждение, замаскированное под вопрос, может быть снято ведущим без
предоставления возможности перезадать вопрос, и оценивается жюри как
существенный дефект в позиции команды, допустившей такое утверждение.
25. Поскольку команды в ходе дебатов защищают не свои убеждения, а позицию, выпавшую
им по жребию, мнения и аргументы, высказанные в ходе игры не могут быть поставлены
в упрек по этическим соображениям вне рамок игры и не должны влиять на личные
взаимоотношения.
26. Победителем в игре объявляется команда, получившая в итоге наибольшее число очков
(шаров). Победитель приводит в порядок помещение, в котором проводилась игра. Список рекомендуемой литературы для преподавателя:
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
Поскольку перечень проблем, которые могут обсуждаться в качестве темы при игре в
дебаты практически не ограничен, составить конечный список литературы для учащихся не
представляется возможным в принципе. В силу этого позволим себе ограничить список
наиболее известными и часто употребляемыми энциклопедиями и словарями:
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 2005.
2. Большая Российская энциклопедия. М., 1994.
3. Большая Советская энциклопедия. М., 19691978. 4. Большой энциклопедический словарь. Любое издание.
5. Словарь иностранных слов. Любое издание.
6. Толковый словарь В. Даля. Любое издание.
7. Толковый словарь Ожегова. Любое издание.
8. Универсальный атлас мира. М., 2002.
9. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефорна. СПб., 18901907.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Регламент турнира по игре в дебаты.
1. Турнир проводится среди команд 9х, 10 х и 11х классов Физикоматематического
лицея № 30 по «олимпийской системе» (проигравший выбывает). Исключение из этого
правила оговорено в пункте № 4 настоящего регламента.
2. В первом раунде (1/8 финала) пары команд определяются жребием, в следующих
раундах – рейтингом.
3. Рейтинг команды соответствует количеству набранных шаров в проведенных играх.
При равном рейтинге преимущество получает команда, имеющая лучшую разницу
шаров. При равенстве этих показателей проводится жеребьевка.
4. Так как в 1/8 финала встречаются 6 пар команд, в четвертьфиналы выходят не только
победители пар, но и две из проигравших команд, получившие максимальный рейтинг
среди проигравших.
5. Первая и восьмая, вторая и седьмая, третья и шестая, четвертая и пятая по рейтингу
команды, вышедшие в четвертьфинал, образуют пары участников.
6. Пары команд, вышедших в полуфинал, определяются исходя из принципа: команда с
наибольшим рейтингом встречается с командой, у которой наименьший рейтинг, две
другие команды образуют вторую полуфинальную пару.
Обе команды, уступившие своим соперникам в полуфинальных играх, считаются
занявшими третье место в турнире. Команда, уступившая в финальной игре, считается
занявшей второе место, а победившая – первое место.
7.
Оценивание команды производится каждым членом жюри отдельно по следующей форме
протокола:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Протокол игры в дебаты.
Тема: «Человек хозяин своей судьбы».
Член жюри ________________.
9 – 2
10 – 3
1ый раунд
(между командами распределяется 5 шаров)
2ой раунд
(между командами распределяется 7 шаров)
3ий раунд
(между командами распределяется 9 шаров)
Итог
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Игра в дебаты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.