Игра-занятие: «Юные экологи»,
Оценка 5

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Оценка 5
Разработки уроков
docx
экология
Детсад
09.10.2018
Игра-занятие: «Юные экологи»,
Данная игра - занятие направлено на расширение представления детей о неразрывной связи человека с природой, дети закрепили правила безопасного поведения в лесу . В занятии широко используются игры технологии ТРИЗ, так же в нем принимает участие герой книги "Азбука природолюбия" - эколёнок Ёлочка.игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста
ЗАНЯТИЕ.docx
Открытое занятие по формированию экологической культуры у детей старшей  группы  с использованием технологии ТРИЗ подготовила воспитатель:  Манченко Л.Г.  МБДОУ д/с «Ромашка». г.Лянтор. ХМАО­Югра                                                                         Тема игры­занятия: «Юные экологи»,     Формировать первоначальные умения и навыки экологически    : Развивать речь, внимание , умение давать полный ответ, слушать   Цель: Дать представление о неразрывной связи человека с природой .                               Расширить представления детей о правилах поведения в природе, научить оценивать свои  поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.                     Задачи: Обучающие: грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. Учить отвечать на вопросы разного уровня сложности.                                                                                                Развивающие   высказывания других, обогащать словарь. Обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живая» , «не живая». Продолжать учить сравнивать  объекты по различным признакам.   Формировать умения детей самостоятельно составлять  загадки по моделям.                                                                                                              Воспитывающие: Воспитывать гуманное, эмоционально­положительное, бережное,  заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом .Воспитывать  доброжелательное общение со сверстниками.                                                                  .             Использование инновационных технологий:  Использование инновационной технологии  ТРИЗ : игра «Системный лифт»; игра «Хорошо­Плохо»; составление загадки по схеме.         Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к  детям, словесная и дидактическая игра, использование художественной литературы.             Материалы и оборудование: ноутбук, настенный экран, мольберт.                                         Демонстрационный материал: электронная презентация по теме занятия.                            Реализация образовательных областей:                                                                                   Познавательное развитие, речевое развитие, социально­коммуникативное развитие,  физическое развитие.                                                                                                                        Образовательные ресурсы: Программа  «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Рекомендации по проведению игр  технологии ТРИЗ под редакцией Т.Н.Сидорчук. Учебное пособие для дошкольников и  младших школьников «Азбука природолюбия» автор Зотова Т. В.                                  Предварительная работа с детьми : беседы экологического содержания, наблюдения за  ростом и развитием растений в разных условиях обитания, чтение художественной  литературы, знакомство с героями книги «Азбука  природолюбия», заучивание  стихотворений, отгадывание загадок.                                                                                             Словарная работа: надсистема, подсистема, система                                                                 Индивидуальная работа: Помощь при выполнении задании в процессе организованной  деятельности, личностно­ориентированный подход к развитию ребенка.                                   Структура занятия:  I. Вводная часть – 2 минуты. II. Основная часть – 20 минут. III. Заключительная часть – 3минуты. Ход игры­занятия: I. Воспитатель: Быстро строим мы кружок, становись и ты, дружок. Дружно за руки  возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.                                                                                               Я вижу, отличное у всех настроение, давайте его сохраним до конца дня, чтобы поделиться потом с мамами, папами и друзьями.                                                                                              Воспитатель:  Ребята, нам сегодня пришло письмо от наших друзей Эколят : «Приглашаем юных знатоков природы на ученый совет «Юных экологов», который состоится сегодня в  9.00 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. ( приглашаю детей пройти за столы )  Ребята, а кто такие «юные экологи»? (Ответы детей) Юные – это значит очень молодые, т.е. такие как вы. Экологи – это те, кто любит и  охраняет природу.  II. Воспитатель: Вы все  юные экологи.  Тему нашего ученого совета я предлагаю вам отгадать                                                                Загадка:                                                                                                                                             Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг: Небо светло ­ голубое, солнце светит золотое, Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает, Поле, речка и трава, гора, туманы и роса, Человек и время года ­ это всё вокруг… (природа) Расскажите, что вы знаете о  природе.  Работа с экраном  1 ребёнок: Природа это все что нас окружает, она бывает живой и неживой. Мир живой  природы ­ это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы, человек                                       Живая природа ­ это все, что растет, дышит, питается, размножается,  развивается. (показывает схему)                                                                                                  Неживая природа ­ это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас  окружает ­ звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др.                      (показывает схему)    .   2 ребенок:  Мир живой и неживой природы всегда находится в тесном взаимодействии.  Растениям для роста необходимы воздух, солнце, вода, почва. С помощью луны, солнца,  звезд птицы ориентируются в круглосуточном полете. Человек и природа тоже неразрывно связаны между собой. Она дает нам столь  необходимые вещи, как воздух, вода, свет, пища. Люди составляют единое целое с  окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать  их последствия.                                                                                                                Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.                                                                    Раздается стук в дверь, затем на экране появляется изображение эколенка Шалуна. Воспитатель: Ребята ,  эколёнок Шалун хочет с вами поиграть. Посмотрите на экран, на  что это похоже?(ответы детей) А еще это похоже на лифт, только на обыкновенном лифте  можно кататься вверх и вниз, а на этом системном лифте можно еще прокатиться вперед и  назад.                                                                                                                                                  Вот перед вами системный экран Он может многое нам рассказать  Если мы рассмотрим что­ то, Это что­то для чего­то, Это что­ то часть чего­то, Чем­то было это что­то, Что­ то будет с этим что­то, Что­ то ,ты, сейчас возьми на экране рассмотри.  игра «Системный лифт»        Выставляем на экран картинку дерева­ кедр.  Цель: Формирование у ребёнка умения анализировать и описывать систему связей любого  объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок  времени, признаки и строение. прошлое  надсистемы  (молодые посадки) Лес надсистема  (настоящее) прошлое системы  (орешек, росток) прошлое  подсистемы  (семечко, росток,  почки, соцветия) Игра «Хорошо­Плохо» кедр(хвойное  дерево,живая  природа)               система корни, ствол,  хвоя, шишки подсистема  (настоящее) будущее надсистемы       (парк отдыха,  строительство, мебель,  дрова) будущее системы (старое,  могучее дерево) будущее подсистемы  питание для животных.  птиц, человека; мебель,  эфирное масло.) Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и  отрицательные стороны. Лес это хорошо или плохо? Хорошо: Лес дает кислород; лес дом для животных, птиц. насекомых; в лесу растут ягоды  и грибы, орехи; летом в лесу прохладно.                                                                                        Плохо: В лесу можно заблудиться; можно встретить опасного животного; можно  споткнуться о кочку и упасть. Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас давайте закроем глаза и представим что мы  находимся в лесу.(на экране лес, звучит музыка  «Голос леса») В группу вбегает девочка в костюме эколенка Ёлочки. Речевая игра  « Как ребята лес спасли»  Ёлочка: Ребята, скорее сюда, сюда! Случилась беда!                                                                  (дети выходят из­за столов и встают в круг) Воспитатель: Что случилось Ёлочка ?                                                   Ёлочка: В лес пришел мальчишка, Злой разбойник Мишка!                                                        Он деревья обижает, Птичьи гнезда разрушает! Воспитатель: Надо Мишку испугать, С Мишкой в «Эхо» поиграть! Нужно проучить мальчишку, Злого хулигана Мишку. Ёлочка: слышу, он идет сюда! Прячьтесь, быстро, кто куда!                                                      (присесть и закрыть лицо ладошками)                                                                                            Мишка: Я люблю в лесу гулять,                                                                                                     Всех пугать и все ломать!                                                                                                                 Я цветы срываю, Гнезда разрушаю! Вот я смелый какой! Дети: (вторят, словно эхо): Ой­ой­ой!!! Мишка: Кто там прячется в кустах? Дети: Тах! Тах! Тах! Мишка: На меня наводит страх… Дети: Ах – ах – ах ! Мишка: Мне не страшно! Я не трус! Дети: Трус! Трус! Трус! Мишка: И тебя я не боюсь. Дети: Юсь – юсь – юсь. Мишка: Ой­ ей – ей ! Ай –яй – яй! Мама, мама, выручай! Я больше не буду Цветочки срывать Я больше не буду Лес обижать! (убегает) Дети: Ура! Воспитатель: Как вы думаете  правильно ли поступал Мишка? Ёлочка : Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Расскажите мне о них. (  на экране слайды, дети сидя на ковре называют правила поведения в лесу)  Ёлочка: Какие вы молодцы, вот было бы здорово если бы все вокруг знали и соблюдали  эти правила.                                                                                                                                       Воспитатель: Давайте вернемся на свои места и продолжим заседание нашего ученого  совета.                                                                                                                                                А вы знаете, ребята, что некоторые люди не умеют дружить с природой? Ведь чего только  не делали люди со своим маленьким и хрупким домом­ планетой Земля! Её взрывали и  бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие от зноя. Осушали озёра, поившие  её влагой. Более 100 видов разных зверей и птиц уничтожили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений из­за вырубки леса, строительства дорог, городов, распашки земель и  выпаса животных.                                                                                                                              В конце концов, люди поняли : если не помочь природе, растений и животных будет  гибнуть всё больше и больше.                                                                                                          Чтобы этого не случилось, учёные решили издать Красную книгу, чтобы знать, каких  животных и какие  растения нужно спасать . Воспитатель: Как вы думаете, почему книга именно красного цвета ? Дети: Потому что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.               Книга говорит: «Внимание! Это животное может исчезнуть!» Воспитатель: Правильно, сейчас эколенок Умница покажет нам какие животные, птицы,  растения занесены в Красную книгу ЮГРЫ ( дети, смотря на картинки называют объекты,  занесённые в Красную Книгу Югры)  Что вы можете мне сказать об этих животных, растениях, птицах? Что их объединяет? Дети: Они все из Красной книги. Воспитатель: Ребята, посмотрите, эколенок Тихоня хочет что бы вы рассказали ему об  этом животном(олень). Что вы знаете об оленях?                                                                         Олень красивое стройное животное. Его отличительная особенность – ветвистые рога.  Живёт он  в лесу, питается растительной пищей.  В летнее время олень поедает ягоды,  листья растений, траву, растущую в тундре. В зимнее время его основная пища в основном  ягель­лишайник, который еще называют оленьим мхом. Боится хищников : росомах,  волков.  А теперь давайте составим об олене загадку, по нашей схеме.( дети по схеме составляют  загадку)ТРИЗ Цель: Продолжать учить детей самостоятельно сравнивать объекты по разным признакам;  побуждать детей к созданию трёх­ четырех строчных загадок Какой ? Но ­не 1.Стройный . 2.Рогатый. 3. Быстрый 4.Травоядный Жираф, дерево. Лось. Коза.. Кенгуру. Гепард. Заяц Баран Вы хорошо потрудились, давайте выйдем из­за столов и немного разомнемся. Физкультминутка : Природу надо охранять: («рисуют» руками круг) Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем) Цветы напрасно не срывать, (приседают) В лесу костры не разжигать. (топают ногами) С природой будем дружно жить . (берут друг друга за руки) Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди) Вот Земля, наш общий дом.(«рисуют» руками круг) Много есть соседей в нём. И пушистые козлята, (показывают рожки) И весёлые котята, (прыжки) И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)                                                 И кудрявые овечки.(крутят кудряшки)                                                                                          Травка, птички и цветы,                                                                                                                    И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)                                                                          В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)                                                              Жить со всеми очень дружно.  Воспитатель: Продолжим наш ученый совет.                                                                               Ёлочка: Ребята, я вижу что вы много знаете о природе и поэтому я приготовила  для вас  вопросы для  викторины.                                                                                                                  Воспитатель: наша викторина называется «Знатоки природы».                                                Итак, отвечаем по очереди, за каждый правильный ответ вы получаете от Ёлочки фишку,  победит тот кто наберет большее количество фишек. 1. Голубой шатер всю землю покрыл (небо) 2. Красная девушка по небу ходит (солнце) 3. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)  4. Неизвестно где живет, налетит ­ деревья гнёт (ветер) 5. У какого животного самая длинная шея? (жираф) 6. Какая птица любит сало?( синица) 7. Какая птица любит рябину? ( снегирь)  8. Зверьки­ строят дом среди реки( бобры)  9. У сосны шишки, а у берёзы…( серёжки) 10. Кого называют «лесным доктором»? (дятел) 11. Какое животное сбрасывает рога? (лось) 12. Как называют кусочки льда, падающие с неба? ( град) 13. Снег состоит из снежинок, а дождь …(из капель) 14. Кого называют «царём зверей»? (льва)  15. Много рук, а нога одна (дерево) 16. Кто в лесу без топора строит избу без угла (муравьи, птицы) 17. Какие животные спят зимой? медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши 18. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей ­ кто это? (насекомые) 19. Пушной зверёк, который живёт в дупле? (Белка.) 20. Как называется дом у муравья? (муравейник) III. Ёлочка: Подведем итог викторины, посчитайте, у кого сколько набрано фишек и  выберем победителя, которому Ёлочка вручает  нагрудный знак  «Юный эколог»,                  Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов, на котором вы показали свои знания о природе, и ее сохранении.                                                                        О чем мы говорили. Что вам понравилось?  Какие испытали трудности?    (на экране изображение Эколят с музыкальным сопровождением«Гимн Эколят»,)  Земля ­ это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы  должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а  растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи, такие как вы. Ёлочка: А я и мои друзья Шалун, Тихоня и Умница  всегда придем вам на помощь и  поможем вам еще больше узнать секреты природы.  В память о сегодняшнем заседании  юных экологов вы награждаетесь медальками «Эколята»,а еще я хочу вам подарить свою  маленькую копию ­ куклу Ёлочку.   До свидания ребята, меня ждут мои друзья.                     В заключении дети читают стихи: 1. Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Все это  называется природа, Давайте же всегда ее беречь! 2. Давайте будем дружить друг с другом Как птица с небом, как поле с лугом. Как ветер с  морем, трава с дождями Как дружит солнце со всеми нами. 3. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям. Воспитатель: Ребята, я предлагаю сделать лэпбук  по сегодняшнему заседанию ученого  совета.(на следующем занятии из подобранного материала мы изготовим лэпбук«Береги  природу»)

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Игра-занятие: «Юные экологи»,

Игра-занятие: «Юные экологи»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2018