«Игралочка»

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа дополнительного образования детей 7 лет Срок реализации 1 год Пояснительная записка. Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников.
Иконка файла материала Игралочка.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение   «Средняя общеобразовательная школа № 3» Утверждена педагогическим  советом Протокол  от ____________ №  ____ Приказ от ____________ № _____ Директор МОУ «Средняя Общеобразовательная школа №3» ____________  Н. И. Сафронова «Игралочка» Программа дополнительного образования детей  7  лет Срок реализации  1 год Составитель: Смирнова  Надежда Владимировна учитель начальных классов I квалификационная категорияг. Качканар 2011г. Пояснительная записка. Проблемы   интеллектуального   и   личностного   развития   детей являются   фактором   активизации   комплексного   теоретического   и практического   изучения   особенностей   обучения   и   развития   детей, особенностей развития речи.  Проблеме   становления   речевой   деятельности   учащихся   всегда уделялось   большое   внимание.   В   настоящее   время   установлены   общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на   межпредметном   уровне,   вскрыты   проблемы   речевого   общения, определены   возможные   пути   формирования   языковой   компетенции школьников,   представлен   анализ   монологической   и   диалогической   форм речевого   высказывания,   выявлены   психологические   особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников.  В данном русле одной  из актуальных  и отвечающих современным требованиям   проблем   становится  изучение   связной   речи,   поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.  Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.  Программа «Игралочка» по содержанию социально – педагогической направленности.   По   функциональному   предназначению     учебно   – познавательная.  По форме организации групповая. По времени реализации одногодичная.               Цель  программы:                 Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности,   искренности   и   открытости   в   реальных   жизненных ситуациях,   интереса   к   внеклассной   деятельности   на   всех   возрастных этапах. Задачи программы:    Развивать  произносительные стороны речи: хорошая дикция,  отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии,  умение интонировать. 2 Развивать  выразительность – умения ярко, убедительно  представить мысль, воздействовать на людей интонацией,  построением фразы, отбором слов.  Развивать логичность – последовательность, последовательного  перехода от одного высказывания к другому,  структурированности мысли.  Развивать мелкую  мускулатуры с помощью пальчиковой  гимнастики и упражнений по штриховке, что положительно  сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.  Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группе,  сопереживать и сочувствовать. Программа адресована учащимся в возрасте  7 лет. Программа  рассчитана на один год:  занятия проводятся один раз в неделю  по одному  часу. Программа составлена в поддержку  программы обучения грамоте  и разработана на основе материалов книг     В.Н. Иванкова   «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок»,  Волина В.В. Учимся играя»,  Савина Л.П.   «Пальчиковая   гимнастика»,   Узорова   О.В.,   Нефедова   Е.А. «Пальчиковая гимнастика».  Тема   занятия   связана   с   изучением   материала   на   уроках   обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал. Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание рисунка,   объединенных   какой­то   темой   («Лес»,   «Цветы»,  «Аквариум»   и т.д.). Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа­описания, проводится словообразовательная работа. С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики.   Пальчиковая   гимнастика   не   только   способствует   развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует   формированию   правильного   способа   чтения   фразы   в дальнейшем.   Такие   упражнения   помогают   учащимся­логопатам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха. Программа   разработана  с  учетом  требований  ФГОС  к  организации внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении.  3Программа   ориентирована   на   применение     таких   современных образовательных технологий: Игровые (имитационного моделирования технологии). Ведущий метод – игра. Организационные формы: деловые игры, ролевые и сюжетные игры путешествия, дидактическая игра. Коммуникативные технологии.  Исследовательские   технологии   (проблемно   –   поисковые).  Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов. Организационные формы: совместный поиск решения проблемы. Технологии   творческой   деятельности:  решение   нестандартных лингвистических  задач и загадок,  выполнение простейших экспериментов со словами, создание творческих ситуаций. Информационные технологии. Технологии формирования рефлексии.  Здоровьесберегающие технологии. объяснительно – иллюстративные; репродуктивные; проблемного обучения; организации   учебно­познавательной   деятельности   (словесные, Согласуясь   с   задачами   уроков   обучения   грамоте,   содержанием учебного   материала,   материальным   обеспечением   уроков,   степенью подготовленности   обучающихся   при   организации   занятий   используются следующие методы:     наглядные, практические);    (наблюдение, работа с книгой)  Новизна данной программы  состоит в том, что программа  разработана  впервые в данном образовательном учреждении  и  соответствует  возрастным  особенностям учащихся. Основой всех занятий является  групповая форма работы. Каждое занятие и курс в целом строятся по: стимулирования и интереса к учению; методы контроля и самоконтроля;  самостоятельной   познавательной   деятельности   учащихся  принципу продвижения от простого к сложному.  принципу опоры на интересы учащихся, родителей, учета и  формирования социального заказа школе.  принципу индивидуализации и дифференциации обучения и  воспитания учащихся.  принципу психологической  комфортности.  принципу развития творческой личности.  принципу интеграции ряда предметов: обучения грамоте,  окружающего мира, изобразительной  и кружковой деятельности. 4Для достижения  воспитательных результатов используются  следующие виды деятельности:  познавательная.    Форма работы – беседа,  игра. Вид  деятельности Приобретение  социальных  знаний Познавательная Познавательные  беседы. Формирование  ценностного  отношения к  социальной  реальности Через игру и  систему  упражнений. Получение опыта  самостоятельного общественного  действия Учебно – тематический план № Раздел, тема по обучению грамоте/ тема по развитию речи 1 2 3 4 5 6 Звуки гласные и согласные. Лес /  Лексика и  словообразование. ПГ. Буквы а и о. Цветы на клумбе /  Дифференциация звуков,  составление словосочетаний. ПГ. Буква ы. Шары / Образование  множественного числа. ПГ. Буква н. Порядок\ Предлог на. ПГ Буква с. Самолет \ Лексика. ПГ Буквы к и т. Кактусы \ Решение  логической задачи,  Аргументация.  ПГ. Всего Теоретич Практич 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 57 8 9 10 11 12 13 14 15 Буква л. Лягушата \ Звук [л].  Автоматизация звука.  ПГ. Буква р. Краски.  Цвета и оттенки \ Лексика по  теме, словообразование.  ПГ. Буква в. Виноград \  Использование предлогов,  лексика.  ПГ. Буква. Паук и Муха \  Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек.   ПГ. Буква м. Транспорт \ Лексика по  теме, словообразование.  ПГ. Буквы з – с. Снеговик \  Снеговик.  ПГ. Буквы б – п. Бабочка \ Сочинение­ описание.  ПГ. Буквы д – т. Роботы \  Дифференциация звуков [д] – [т],  работа над дикцией.  ПГ. Буква ч \ Развитие мышления,  устное сочинение.  ПГ. 16 Мягкие согласные звуки \  Развитие мышления,  устное сочинение.  ПГ. Звук ш. Шмель \ Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над  дикцией.  ПГ. Буква ж. Жук \ Дифференциация  звуков [ж] – [ш], работа над  дикцией.  ПГ. Буква е. Елка \ Составление  пересказа.  ПГ. Буква ю. Клюква \ Составление  пересказа.  ПГ. Буква ц. Цыпленок \ Составление  пересказа.  ПГ. Буква щ. Щенок и щетка \  Развитие мышления,  устное сочинение.  ПГ. Буквы ф – в. Фонтан и вода \  Дифференциация звуков [ф] – [в],  работа над дикцией.  ПГ Буква я. Интонация.  Ягоды и львенок \ Развитие  мышления,  устное сочинение.  ПГ. Дифференциация  17 18 19 20 21 22 23 24 25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6звуков ц – ч.  Часы \  Дифференциация звуков [ц] – [ч],  работа над дикцией.  ПГ. Дифференциация  звуков с – ш.  Мыши \  Дифференциация звуков [с] – [ш],  работа над дикцией.  ПГ. Предметы.  Кухня. Игровой  материал \ Лексика по теме,  словообразование.  ПГ. Признаки предметов.  Листья.  Времена года \ Лексика по теме,  словообразование.  ПГ. Действия предметов.  Камень и  львенок \ Развитие мышления,  устное сочинение.  ПГ.   Составление текста из  предложений.  Космос, ракета \  Развитие мышления,  устное сочинение.  ПГ. Русские народные сказки.   Колобок \ Составление пересказа.  ПГ. Русские народные сказки. Репка \ Составление пересказа.  ПГ. Составление текста. Лето  \   Развитие мышления, устное  сочинение.  ПГ. 26 27 28 29 30 31 32 33 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Все часы программы проводятся в аудитории. Содержание курса № Раздел, тема 1 Звуки гласные и согласные. Лес / Лексика и   словообразование. ПГ. 2 Буквы а и о. Цветы на клумбе / Дифференциация  звуков,  составление словосочетаний. ПГ. Содержание ­ буква – как знак звука; ­ лексическое значение слова; ­ согласные звуки: твёрдые и  мягкие; ­ согласные звуки: звонкие и глухие 73 Буква ы. Шары / Образование множественного  числа. ПГ. 4 Буква н. Порядок\ Предлог на. ПГ 5 Буква с. Самолет \ Лексика. ПГ 6 Буквы к и т. Кактусы \ Решение логической задачи,  Аргументация.  ПГ. 7 Буква л. Лягушата \ Звук [л]. Автоматизация звука.  ПГ. 8 Буква р. Краски.  Цвета и оттенки \ Лексика по теме,  словообразование.  ПГ. 9 Буква в. Виноград \ Использование предлогов,  лексика.  ПГ. фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. 10 Буква. Паук и Муха \ Дифференциация звуков [п] и  [п’], составление словарных цепочек.  ПГ. фонетический   и   словарный языковой материал. 11 Буква м. Транспорт \ Лексика по теме,  словообразование.  ПГ. 12 Буквы з – с. Снеговик \  Снеговик.  ПГ. 13 Буквы б – п. Бабочка \ Сочинение­описание.  ПГ. 14 Буквы д – т. Роботы \ Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией.  ПГ. 15 Буква ч \ Развитие мышления,  устное сочинение.  ПГ. 16 Мягкие согласные звуки \ Развитие мышления,  устное сочинение.  ПГ. фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический и словарный  языковой материал.  ­ парные звонкие и глухие  согласные; фонетический и словарный  языковой материал.  ­ парные звонкие и глухие  согласные; фонетический и словарный  языковой материал.  ­ парные звонкие и глухие  согласные; фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. 17 Звук ш. Шмель \ Дифференциация звуков [ж] – [ш],  фонетический и словарный  8работа над дикцией.  ПГ. 18 Буква ж. Жук \ Дифференциация звуков [ж] – [ш],  работа над дикцией.  ПГ. 19 Буква е. Елка \ Составление пересказа.  ПГ. 20 Буква ю. Клюква \ Составление пересказа.  ПГ. 21 Буква ц. Цыпленок \ Составление пересказа.  ПГ. 22 Буква щ. Щенок и щетка \ Развитие мышления,  устное сочинение.  ПГ. 23 Буквы ф – в. Фонтан и вода \ Дифференциация  звуков [ф] – [в], работа над дикцией.  ПГ 24 Буква я. Интонация.  Ягоды и львенок \ Развитие мышления,  устное сочинение.  ПГ. 25 Дифференциация  звуков ц – ч.  Часы \ Дифференциация звуков [ц] –  [ч], работа над дикцией.  ПГ. 26 Дифференциация  звуков с – ш.  Мыши \ Дифференциация звуков [с] –  [ш], работа над дикцией.  ПГ. 27 Предметы.  Кухня. Игровой материал \ Лексика по  теме, словообразование.  ПГ. 28 Признаки предметов.  Листья.  Времена года \ Лексика по теме, словообразование.  ПГ. 29 Действия предметов.  Камень и львенок \ Развитие  мышления, устное сочинение.  ПГ.   языковой материал.  ­ парные звонкие и глухие  согласные; фонетический и словарный  языковой материал.  ­ парные звонкие и глухие  согласные; фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. фонетический   и   словарный языковой материал. ­ лексическое значение слова; ­ лексическое значение слова; ­ слова, отвечающие на  вопросы: какой?, какая?  какое? какие? ­ слова, отвечающие на  вопросы кто? что?; 30 Составление текста из предложений.  Космос,  ракета \ Развитие мышления,  устное сочинение.  ПГ. ­ слово; ­ предложение; ­текст; 931 Русские народные сказки.  Колобок \ Составление  пересказа.  ПГ. 32 Русские народные сказки. Репка пересказа.  ПГ.  \ Составление  33 Составление текста. Лето  \  Развитие мышления,  устное сочинение.  ПГ. ­ слово; ­ предложение; ­текст; ­ слово; ­ предложение; ­текст; ­ слово; ­ предложение; ­текст; Ожидаемые результаты реализации программы  Образовательные результаты: Ученик будет знать: ­ различия устной и письменной речи; ­ понятие слово, предложение, текст ­ фонематический и словарно­языковой материал. Ученик будет уметь: ­   оформлять  свои   мысли   в   устной   и   письменной   форме   (на   уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; –  учиться  работать в паре, группе;  выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Воспитательные результаты: Ученик будет уметь: –  договариваться  с  одноклассниками   совместно   с  учителем   о   правилах поведения и общения и следовать им; – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам Ученик  получит возможность  10­ для формирования ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ­ для развития способности к самооценке, ориентации на понимание причин успеха   во   внеучебной   деятельности,   в   том   числе   на   самоанализ   и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной   задачи,   на   понимание   предложений   и   оценок   учителей, товарищей, родителей и других людей; ­   для   формирования  эмпатии   как   понимания   чувств   других   людей   и сопереживание им; ­ для формирования установки на здоровый образ жизни; ­ для формирования толерантности, как принятия существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.  Оценка результатов  реализации программы Подведение   итогов   работы   учащихся   по   теме   походит   в   форме диагностики.  ­   наблюдение за поведением и эмоционально – нравственным состоянием   школьников,   в   специально   создаваемых   педагогических ситуациях, в ролевых играх, а групповых  занятиях. ­   анализ письменных работ учащихся. ­       изучение   уровня   детского   коллектива,    (методика   А.   Н Лутошкина «Какой у нас коллектив») ­ социометрия – характер взаимоотношений в детском коллективе. Методическое обеспечение Для   занятий   необходимы   видео­,   аудио­материалы,   программное обеспечение компьютера, дидактические материалы. Необходимое   оборудование:   альбомы   или   листы   для   рисования, линейки­трафареты с геометрическими фигурами, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), доска, цветные мелки для учителя, цветные карандаши для учащихся. Литература для педагога 11 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной  школы / Авт.­сост. В.Н. Иванкова. – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2004.  Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.  Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО  АСТ, 2002.  Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО  Астрель – ООО АСТ, 2002.  Сведения об авторе Смирнова Надежда   Владимировна   МОУ «СОШ №3»  учитель начальных классов  образование высшее   педагогический стаж 16 лет I квалификационная категория  город Качканар, улица Свердлова, дом 26,квартира 158  домашний телефон 6­65­75. Аннотация Программа   «Игралочка»   рассчитана   на   учащихся   7   лет.   Срок реализации программы  один  год: по  одному  часу в неделю (33 часа в год). Программа направлена в поддержку обучения грамоте на создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления   инициативы   и   самостоятельности,   ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной   деятельности   на   всех   возрастных   этапах.   Дети   овладевают родным   языком   через   речевую   деятельность,   через   восприятие   речи   и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности   детей,   для   общения,   для   выражения   своих   мыслей.   Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования.  12