Программа дополнительного образования детей 7 лет
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка.
Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Утверждена педагогическим
советом
Протокол от ____________ № ____
Приказ от ____________ № _____
Директор МОУ «Средняя
Общеобразовательная школа №3»
____________ Н. И. Сафронова
«Игралочка»
Программа дополнительного образования детей 7 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Смирнова Надежда Владимировна
учитель начальных классов
I квалификационная категорияг. Качканар
2011г.
Пояснительная записка.
Проблемы интеллектуального и личностного развития детей
являются фактором активизации комплексного теоретического и
практического изучения особенностей обучения и развития детей,
особенностей развития речи.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда
уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие
тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи
на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения,
определены возможные пути формирования языковой компетенции
школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм
речевого высказывания,
выявлены психологические особенности
формирования связной устной и письменной речи младших школьников.
В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным
требованиям проблем становится изучение связной речи, поиск
соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой
деятельности у детей.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через
восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для
хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения
своих мыслей.
Программа «Игралочка» по содержанию социально – педагогической
направленности. По функциональному предназначению
учебно –
познавательная. По форме организации групповая. По времени реализации
одногодичная.
Цель программы:
Создание условий для позитивного общения учащихся в
школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности,
ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных
ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных
этапах.
Задачи программы:
Развивать произносительные стороны речи: хорошая дикция,
отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии,
умение интонировать.
2 Развивать выразительность – умения ярко, убедительно
представить мысль, воздействовать на людей интонацией,
построением фразы, отбором слов.
Развивать логичность – последовательность, последовательного
перехода от одного высказывания к другому,
структурированности мысли.
Развивать мелкую мускулатуры с помощью пальчиковой
гимнастики и упражнений по штриховке, что положительно
сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группе,
сопереживать и сочувствовать.
Программа адресована учащимся в возрасте 7 лет. Программа
рассчитана на один год: занятия проводятся один раз в неделю по одному
часу.
Программа составлена в поддержку программы обучения грамоте и
разработана на основе материалов книг В.Н. Иванкова «1000 загадок,
пословиц, поговорок, скороговорок», Волина В.В. Учимся играя», Савина
Л.П. «Пальчиковая гимнастика», Узорова О.В., Нефедова Е.А.
«Пальчиковая гимнастика».
Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения
грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка
отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.
Каждое занятие кружка включает ряд речевых упражнений и создание
рисунка, объединенных какойто темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и
т.д.).
Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении
рассказаописания, проводится словообразовательная работа.
С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой
гимнастики. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию
мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на
самочувствии, улучшает работу мозга.
Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и
скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что
способствует формированию правильного способа чтения фразы в
дальнейшем.
Такие упражнения помогают учащимсялогопатам
автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию
фонематического слуха.
Программа разработана с учетом требований ФГОС к организации
внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении.
3Программа ориентирована на применение
таких современных
образовательных технологий:
Игровые (имитационного моделирования технологии). Ведущий метод
– игра. Организационные формы: деловые игры, ролевые и сюжетные игры
путешествия, дидактическая игра.
Коммуникативные технологии.
Исследовательские технологии (проблемно – поисковые). Ведущий
метод – проблемное обучение; метод проектов.
Организационные формы: совместный поиск решения проблемы.
Технологии творческой деятельности:
решение нестандартных
лингвистических задач и загадок, выполнение простейших экспериментов
со словами, создание творческих ситуаций.
Информационные технологии.
Технологии формирования рефлексии.
Здоровьесберегающие технологии.
объяснительно – иллюстративные;
репродуктивные;
проблемного обучения;
организации учебнопознавательной деятельности (словесные,
Согласуясь с задачами уроков обучения грамоте, содержанием
учебного материала, материальным обеспечением уроков, степенью
подготовленности обучающихся при организации занятий используются
следующие методы:
наглядные, практические);
(наблюдение, работа с книгой)
Новизна данной программы состоит в том, что программа разработана
впервые в данном образовательном учреждении и соответствует
возрастным особенностям учащихся. Основой всех занятий является
групповая форма работы. Каждое занятие и курс в целом строятся по:
стимулирования и интереса к учению;
методы контроля и самоконтроля;
самостоятельной познавательной деятельности учащихся
принципу продвижения от простого к сложному.
принципу опоры на интересы учащихся, родителей, учета и
формирования социального заказа школе.
принципу индивидуализации и дифференциации обучения и
воспитания учащихся.
принципу психологической комфортности.
принципу развития творческой личности.
принципу интеграции ряда предметов: обучения грамоте,
окружающего мира, изобразительной и кружковой деятельности.
4Для достижения воспитательных результатов используются
следующие виды деятельности: познавательная. Форма работы – беседа,
игра.
Вид
деятельности
Приобретение
социальных
знаний
Познавательная
Познавательные
беседы.
Формирование
ценностного
отношения к
социальной
реальности
Через игру и
систему
упражнений.
Получение опыта
самостоятельного
общественного
действия
Учебно – тематический план
№ Раздел, тема по обучению грамоте/
тема по развитию речи
1
2
3
4
5
6
Звуки гласные и согласные. Лес /
Лексика и словообразование.
ПГ.
Буквы а и о. Цветы на клумбе /
Дифференциация звуков,
составление словосочетаний. ПГ.
Буква ы. Шары / Образование
множественного числа. ПГ.
Буква н. Порядок\ Предлог на. ПГ
Буква с. Самолет \ Лексика. ПГ
Буквы к и т. Кактусы \ Решение
логической задачи,
Аргументация. ПГ.
Всего
Теоретич
Практич
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
57
8
9
10
11
12
13
14
15
Буква л. Лягушата \ Звук [л].
Автоматизация звука. ПГ.
Буква р. Краски.
Цвета и оттенки \ Лексика по
теме, словообразование. ПГ.
Буква в. Виноград \
Использование предлогов,
лексика. ПГ.
Буква. Паук и Муха \
Дифференциация звуков [п] и [п’],
составление словарных цепочек.
ПГ.
Буква м. Транспорт \ Лексика по
теме, словообразование. ПГ.
Буквы з – с. Снеговик \ Снеговик.
ПГ.
Буквы б – п. Бабочка \ Сочинение
описание. ПГ.
Буквы д – т. Роботы \
Дифференциация звуков [д] – [т],
работа над дикцией. ПГ.
Буква ч \ Развитие мышления,
устное сочинение. ПГ.
16 Мягкие согласные звуки \
Развитие мышления,
устное сочинение. ПГ.
Звук ш. Шмель \ Дифференциация
звуков [ж] – [ш], работа над
дикцией. ПГ.
Буква ж. Жук \ Дифференциация
звуков [ж] – [ш], работа над
дикцией. ПГ.
Буква е. Елка \ Составление
пересказа. ПГ.
Буква ю. Клюква \ Составление
пересказа. ПГ.
Буква ц. Цыпленок \ Составление
пересказа. ПГ.
Буква щ. Щенок и щетка \
Развитие мышления,
устное сочинение. ПГ.
Буквы ф – в. Фонтан и вода \
Дифференциация звуков [ф] – [в],
работа над дикцией. ПГ
Буква я. Интонация.
Ягоды и львенок \ Развитие
мышления,
устное сочинение. ПГ.
Дифференциация
17
18
19
20
21
22
23
24
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6звуков ц – ч. Часы \
Дифференциация звуков [ц] – [ч],
работа над дикцией. ПГ.
Дифференциация
звуков с – ш. Мыши \
Дифференциация звуков [с] – [ш],
работа над дикцией. ПГ.
Предметы. Кухня. Игровой
материал \ Лексика по теме,
словообразование. ПГ.
Признаки предметов. Листья.
Времена года \ Лексика по теме,
словообразование. ПГ.
Действия предметов. Камень и
львенок \ Развитие мышления,
устное сочинение. ПГ.
Составление текста из
предложений. Космос, ракета \
Развитие мышления,
устное сочинение. ПГ.
Русские народные сказки.
Колобок \ Составление пересказа.
ПГ.
Русские народные сказки. Репка
\ Составление пересказа. ПГ.
Составление текста. Лето \
Развитие мышления, устное
сочинение. ПГ.
26
27
28
29
30
31
32
33
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Все часы программы проводятся в аудитории.
Содержание курса
№ Раздел, тема
1
Звуки гласные и согласные. Лес / Лексика и
словообразование.
ПГ.
2 Буквы а и о. Цветы на клумбе / Дифференциация
звуков,
составление словосочетаний. ПГ.
Содержание
буква – как знак звука;
лексическое значение слова;
согласные звуки: твёрдые и
мягкие;
согласные звуки: звонкие и
глухие
73 Буква ы. Шары / Образование множественного
числа. ПГ.
4 Буква н. Порядок\ Предлог на. ПГ
5 Буква с. Самолет \ Лексика. ПГ
6 Буквы к и т. Кактусы \ Решение логической задачи,
Аргументация. ПГ.
7 Буква л. Лягушата \ Звук [л]. Автоматизация звука.
ПГ.
8 Буква р. Краски.
Цвета и оттенки \ Лексика по теме,
словообразование. ПГ.
9 Буква в. Виноград \ Использование предлогов,
лексика. ПГ.
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
10 Буква. Паук и Муха \ Дифференциация звуков [п] и
[п’], составление словарных цепочек. ПГ.
фонетический и словарный
языковой материал.
11 Буква м. Транспорт \ Лексика по теме,
словообразование. ПГ.
12 Буквы з – с. Снеговик \ Снеговик. ПГ.
13 Буквы б – п. Бабочка \ Сочинениеописание. ПГ.
14 Буквы д – т. Роботы \ Дифференциация звуков [д] –
[т], работа над дикцией. ПГ.
15 Буква ч \ Развитие мышления,
устное сочинение. ПГ.
16 Мягкие согласные звуки \ Развитие мышления,
устное сочинение. ПГ.
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
парные звонкие и глухие
согласные;
фонетический и словарный
языковой материал.
парные звонкие и глухие
согласные;
фонетический и словарный
языковой материал.
парные звонкие и глухие
согласные;
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
17 Звук ш. Шмель \ Дифференциация звуков [ж] – [ш], фонетический и словарный
8работа над дикцией. ПГ.
18 Буква ж. Жук \ Дифференциация звуков [ж] – [ш],
работа над дикцией. ПГ.
19 Буква е. Елка \ Составление пересказа. ПГ.
20 Буква ю. Клюква \ Составление пересказа. ПГ.
21 Буква ц. Цыпленок \ Составление пересказа. ПГ.
22 Буква щ. Щенок и щетка \ Развитие мышления,
устное сочинение. ПГ.
23 Буквы ф – в. Фонтан и вода \ Дифференциация
звуков [ф] – [в], работа над дикцией. ПГ
24 Буква я. Интонация.
Ягоды и львенок \ Развитие мышления,
устное сочинение. ПГ.
25 Дифференциация
звуков ц – ч. Часы \ Дифференциация звуков [ц] –
[ч], работа над дикцией. ПГ.
26 Дифференциация
звуков с – ш. Мыши \ Дифференциация звуков [с] –
[ш], работа над дикцией. ПГ.
27 Предметы. Кухня. Игровой материал \ Лексика по
теме, словообразование. ПГ.
28 Признаки предметов. Листья.
Времена года \ Лексика по теме, словообразование.
ПГ.
29 Действия предметов. Камень и львенок \ Развитие
мышления, устное сочинение. ПГ.
языковой материал.
парные звонкие и глухие
согласные;
фонетический и словарный
языковой материал.
парные звонкие и глухие
согласные;
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
фонетический и словарный
языковой материал.
лексическое значение слова;
лексическое значение слова;
слова, отвечающие на
вопросы: какой?, какая?
какое? какие?
слова, отвечающие на
вопросы кто? что?;
30 Составление текста из предложений. Космос,
ракета \ Развитие мышления,
устное сочинение. ПГ.
слово;
предложение;
текст;
931 Русские народные сказки. Колобок \ Составление
пересказа. ПГ.
32 Русские народные сказки. Репка
пересказа. ПГ.
\ Составление
33 Составление текста. Лето \ Развитие мышления,
устное сочинение. ПГ.
слово;
предложение;
текст;
слово;
предложение;
текст;
слово;
предложение;
текст;
Ожидаемые результаты реализации программы
Образовательные результаты:
Ученик будет знать:
различия устной и письменной речи;
понятие слово, предложение, текст
фонематический и словарноязыковой материал.
Ученик будет уметь:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Воспитательные результаты:
Ученик будет уметь:
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам
Ученик получит возможность
10 для формирования ориентации в нравственном содержании и смысле как
собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
для развития способности к самооценке, ориентации на понимание причин
успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
для формирования эмпатии как понимания чувств других людей и
сопереживание им;
для формирования установки на здоровый образ жизни;
для формирования толерантности, как принятия существования у людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Оценка результатов реализации программы
Подведение итогов работы учащихся по теме походит в форме
диагностики.
наблюдение за поведением и эмоционально – нравственным
состоянием школьников, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в ролевых играх, а групповых занятиях.
анализ письменных работ учащихся.
изучение уровня детского коллектива, (методика А. Н
Лутошкина «Какой у нас коллектив»)
социометрия – характер взаимоотношений в детском коллективе.
Методическое обеспечение
Для занятий необходимы видео, аудиоматериалы, программное
обеспечение компьютера, дидактические материалы.
Необходимое оборудование: альбомы или листы для рисования,
линейкитрафареты с геометрическими фигурами, материал для словарной
работы (иллюстрации, тексты), доска, цветные мелки для учителя, цветные
карандаши для учащихся.
Литература для педагога
11 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной
школы / Авт.сост. В.Н. Иванкова. – М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К:
«Дом печати – ВЯТКА», 2004.
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Астрель – ООО
АСТ, 2002.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО
Астрель – ООО АСТ, 2002.
Сведения об авторе
Смирнова Надежда Владимировна
МОУ «СОШ №3»
учитель начальных классов
образование высшее
педагогический стаж 16 лет
I квалификационная категория
город Качканар, улица Свердлова, дом 26,квартира 158
домашний телефон 66575.
Аннотация
Программа «Игралочка» рассчитана на учащихся 7 лет. Срок
реализации программы один год: по одному часу в неделю (33 часа в год).
Программа направлена в поддержку обучения грамоте на создание
условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для
проявления инициативы и самостоятельности,
ответственности,
искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к
внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Дети овладевают
родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение.
Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой
деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Этим
объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и
предмета исследования.
12