Игрокоррекция
Оценка 4.9

Игрокоррекция

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
дефектология
3 кл
16.05.2017
Игрокоррекция
Рабочая программа по предмету «Игра и игрокоррекция» для 3 « Г» класса VIII вида (II варианта) составлена на основе пособия: Зарин А.П., Нефедова Ю.В. «Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена
игрокоррекция.docx
АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по игрокоррекции  для учащихся со сложной структурой дефекта Составитель:Туранова Людмила Фёдоровна, учитель начальных классов 2016 – 2017учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                    « Игрокоррекция»   Рабочая программа по предмету «Игра и игрокоррекция» для 3 « Г» класса VIII вида (II варианта) составлена на  основе пособия:  Зарин А.П., Нефедова Ю.В. «Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с  проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. – СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011 Нормативными документами для составления рабочей программы являются:  Рабочая   программа   по  игрокоррекции     для   учащихся   со   сложной   структурой   дефекта  составлена   согласно следующих нормативно­правовых документов: Конвенции о правах ребенка, Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской   Федерации   (Минобрнауки   России)   от   30  августа   2013  г.  №  1015   г.   Москва   «Об   утверждении   Порядка организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   ­ образовательным   программам   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   общего   образования,   постановлении ПравительстваРФ   от   12.03.1997   №   288   (ред.   от   10.03.2009)   «Об   утверждении   Типового   положения   о   специальном (коррекционном)   образовательном   учреждении   для   обучающихся,   воспитанников   с   ограниченными   возможностями здоровья», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г.   №   1067   г.   Москва «Об   утверждении   федеральных   перечней   учебников,   рекомендованных   (допущенных)   к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего   образования   и   имеющих   государственную   аккредитацию,   на   2013/14   учебный   год»,   федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897, концепции специальных   федеральных   государственных   стандартов   для   детей   с   ОВЗ,   уставом   школы,   положением   о   рабочей программе. Одной из ключевых концепций современной общей и специальной педагогики и психологии является деятельностная концепция психического развития ребенка. В соответствии с ней практическая деятельность самого ребенка является основным фактором его психического развития. Результаты многочисленных научных исследований и опыт работы с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии однозначно доказали, что целенаправленное использование в их обучении   и   воспитании   всех   видов   предметно­практической   деятельности   позволяет   активизировать   процесс   их психического развития и успешно формировать у них опыт деятельности и обогащать представления об окружающей действительности.   Это   создает   необходимые   предпосылки   их   социальной   адаптации   и   готовности   к   дальнейшему обучению в школе. В этой работе особое место занимают занятия по «Игре и игрокоррекции». Игра  –   один   из   основных   видов   деятельности   младшего   школьного   возраста.   В   процессе   игры   создаются благоприятные   условия   для   формирования   норм   человеческих   взаимоотношений,   развитие   морали   ребенка   и совершенствование психических процессов.   В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща   (навык   сотрудничества),  считаться   с  интересами   других   (само   и  взаимоконтроль),  подчинять   свои   интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение.  Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности.  Цель программы: создание условий для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала и формирования позитивных личностных качеств детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Достижение этой цели предусматривает решение ряда задач:  формирование адекватного восприятия объектов окружающего мира на основе активизации работы всех органов чувств;  стимуляция познавательной активности и развитие познавательных психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения;   развитие эмоциональной выразительности, расширение знаний и представлений об эмоциях; коррекция тревожности, страхов, агрессивности; развитие игровой деятельности и навыков коммуникации; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно­моторной координации;    формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, развитие моторной ловкости, выносливости, силы, координации и переключаемости движений. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределение содержания программы по годам обучения. Основные направления коррекционной работы:  комплексное   воздействие   на   учащегося,   целью   которого   является   активизация   речевой,   мыслительной   и коммуникативной деятельности;  использование «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;  формирование и развитие положительной мотивации учебно­познавательной деятельности;  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;   практическое освоение умений коллективной деятельности и навыков социального поведения; использование охранительно­педагогического режима обучения.            ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ  16ч 1. Игры  и игры­занятия с предметами и материалами Познакомить детей с помещением и оборудованием для игр с водой и песком, или для отведённого для этих игр места.  Познакомить с правилами игры с такими материалами как камешки, крупа, ракушки. Для этого проводятся  ознакомительные  экскурсии, беседы в виде объяснений, осуществляют игровые действия с речевым пояснением на  высоком эмоциональном подъёме.  Внимание учащихся привлекается так же к такому важному атрибуту в играх с водой и песком, как фартук или халаты, которые педагог дефектолог показывает, примиряет на учащегося и объясняет их назначение. Далее проводятся игры, направленные на знакомство со свойствами этих материалов. Например: «Песок сухой и мокрый», «Тонет ­не тонет», «Найди воду такого цвета», «Тёплая ­холодная», «Вода грязная и чистая» и т. д.  Необходимость   в   проведении   таких   игр   на   данном   этапе   объясняется   особенностями   психического   развития   и поведения   учащихся   с   умеренной   и   тяжёлой   умственной   отсталостью,   которые   не   всегда   адекватно   реагируют   на знакомство с новыми материалами. При проведении игр с песком и природными материалами дети испытывают брезгливость или неприятные ощущения. Поэтому, продолжительность проведения этих игр у данной категории учащихся определяется с учётом индивидуальных особенностей и будет более растянутой во времени, чем у других учащихся. Игры могут проводится как индивидуально, так и в подгруппе(2­ 3 человека). В процессе игр с природными материалами могут создаваться элементарные композиции на песке, при этом  используя мелкие   игрушки   заменили,   предметы   «Лего»,   фигурки   «Киндер­сюрприз»   и   т.д.   Соответственно,   таким   образом, усложняя используемые в игре материалы, игровые действия и правила, педагог сохраняет возможность использования такого рода дидактических игр на всех этапах обучения учащихся .    Со   временем   такие   игры   создают   возможность   закреплять   у   детей   представления   об   окружающем   мире, математических   представлении   и   конструировании.   Совершенствовать   мелкую   моторику,   зрительно­двигательную координацию. 2. Игры с бумагой тканью, бросовым и природным материалами. Учащиеся   знакомятся   с   оборудованием,   свойствами   и   видами   материала:   бумагой,       тканью.   Проводятся дидактические игры: «Волшебная коробочка», «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Ткань мокрая и сухая» и т.д.  Для игр также используется различный бросовый материал: крышки разных цветов и размеров, баночки, пробочки, футляр от игрушки «киндр­сюрприз». При проведении игр с использованием этих материалов у учащихся совершенствуются навыки по классификации предметов,   развивается   мелкая   моторика,   координация   движений.   Осуществляется   закрепление   представлений   о форме, величине, тактильное восприятие, развитие конструктивного мышления, активизация эмоциональной сферы.                                                                      ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ  17  ч 3. Сюжетные игры с предметами,   сборно­разборными и дидактическими игрушками. ­Знакомить   учащихся  с  разнообразными   дидактическими     и  образными  игрушками   и  их  назначением,  обогащать элементарный опыт с ними; ­Пробуждать интерес детей к образным игрушкам, желание играть с ними, учить радоваться встрече с игрушками; ­Создавать условия для использования  учащимися предметнопрактического и речевого материала в  театрализованных, сюжетных играх и в повседневной жизни; ­Игры с сюжетными игрушками большого размера в процессе которых выполняются действия, отражающие  последовательность раздевания и одевания(вместе со взрослым, по подражанию, по образцу); ­Обучающие игры с реальными предметами, с предметами заместителями с ориентацией на их использование в  сюжетных играх на темы самообслуживания, гигиены и т.д.; ­Игры и упражнения на ознакомление с пространственными свойствами предметов(форма, величина, цвет); ­Игры и игровые упражнения на ознакомление учащихся с шаром, кубом, кругом, квадратом и треугольником,  формирование у них действий идентификации и группировки (совместно, по подражанию, по образцу). 4. Сюжетно­ролевые  игры с предметами, игрушками и строительным конструктором. ­Совершенствовать игровые действия с куклой и развивать особое отношение к кукле, как к ребёнку(игровому  заместителю человека; ­Формировать номинативный и глагольный словарь учащихся, связанный с содержанием их эмоционального и  социально­бытового, игрового опыта: «Кукла обедает», «Кукла спит», «Купаем куклу Катю»; ­Организовать игровое общение учащихся (индивидуально со взрослым, в паре со сверстником с участием  взрослого, в малой группе со сверстниками с участием взрослого); ­ Игры на различие кукол по одежде и причёске (кукла­мальчик и кукла­девочка); ­Режиссерские игры и игры драматизации:  «В продуктовом магазине»,  « В автобусе», « в Аптеке» и т.д., в которых учащиеся учатся выполнять игровые действия с изображениями предметов и предметами заменителями, имеющими сходство с заменяемыми объектами(вместе со взрослым, по показу, самостоятельно). 5. Настольно­печатные игры и лото. ­закреплять элементарные представления учащихся о предметах быта, необходимых  человеку в жизни: «Посуда»,  «Мебель», «Одежда», «Обувь» (2­3 предмета). ­ Организовать игровое общение учащихся (индивидуально со взрослым, в паре со сверстником с участием  взрослого, в малой группе со сверстниками с участием взрослого); ­Учить находить игрушки по картинкам (цветная картинка­ иллюстрация, контурная картинка, картинка  нарисованная учителем на глазах у учащегося, картинка составленная из частей (2­3х).; ­Развивать целостность восприятия учащихся, узнавать предметы по отдельным деталям, по характерным звукам, а  также на ощупь. .                               Предполагаемый результат реализации программы: 1. Расширение сенсорного опыта детей. 2. Развитие познавательного интереса и познавательных психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения. 3. Развитие  общей и мелкой моторики. 4. Создание положительной эмоциональной установки по отношению к окружающим людям, объектам и явлениям.  5. Формирование потребности взаимодействия с окружающими. 6. Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации. 7. Развитие игровой деятельности. 8. Формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, развитие моторной ловкости, выносливости, силы, координации и переключаемости движений. Список литературы 1. Буренина А. Ритмическая пластика. – СПб., 1994 2. Высотина Т.Н., Демьянчук Л.Н. «Программа коррекции психических процессов у детей младшего школьного  возраста со сложными нарушениями развития» СПб.: 2013 3. Зарин А.П., Нефедова Ю.В. «Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в  интеллектуальном развитии: Учебное пособие. – СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011 4. Минаева В. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – Аркти, 1999 5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. –  СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2009 6. Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов  и родителей». – СПб.: КОРОНА, 2005 Календарно­тематический план № п/п Дата Тема Кол­во часов I  четверть  Коррекционно­развивающие задачи Игры  и игры­занятия с предметами и материалами  (2 ч)  Тема: Игры с водой 1 2 Игра:«Соберём большие и маленькие  камешки (ракушки) Игры: «Дождик» «Чашка и ложка» ; «Переливалка» ­Коррекция и развития ручной моторики; ­Уточнение представлений о размере объектов «большой  ­маленький» ; ­ Коррекция и развития ручной моторики; ­Уточнение представлений о количестве предметов. ­Развитие мелкой моторики координация движений; ­коррекция зрительно­двигательной координации. 1 ч  1 ч Игры с сыпучими материалами (6 ч) Тема: Игры с песком  3 Игры: «Найди мышку»; «Найди  зёрнышки для птички»; 1ч ­Развитие мелкой моторики и тактильной  чувствительности; ­Развитие воображения, совершенствование движений  ладоней и пальцев. Игры: «Наполни ведро песком с  помощью ложки»; «Наполни разные  формочки, миски, стаканчики»;  1 ч ­Развитие мелкой моторики и тактильной  чувствительности; ­Совершенствование движений ладоней и пальцев. 4 Тема: Игры с крупами (гречка, макароны,  фасоль, пшено, горох 5 6  7­8 Игра: «Наполни ёмкости крупой с  помощью ложки»; «Найди на ощупь»; Игры: «Наполни ёмкости»;  «Переложи фасоль» Игра:«Разложи по мисочкам фасоль белую и чёрную»; «Из одной в другую» 1 ч 1 ч 2 ч ­Развитие мелкой моторики и тактильной  чувствительности;    ­Развитие воображения, совершенствование движений  ладоней и пальцев ­Закрепление представлений о цвете, форме, величине; ­Развитие мелкой моторики, координации движений. ­Закрепление представлений о цвете, форме, величине; ­Развитие мелкой моторики, координации движений. Итого: 8 часов                                                                                               II  четверть Игры с бумагой,  тканью, бросовым и природным материалами   (8ч) Тема: Игры с бросовым материалом 1  2 Игра:  «Наведи порядок»;   2ч ­Закрепление представлений о цвете, форме, величине; «Соберём крышки», «Пуговички»; ­Развитие мелкой моторики, координации движений. Тема:  Игры с тканью Игры: « Сухая, мокрая», «Тонкая,  плотная»; «Сложи платочек», 3 4 Тема: Игры с бумагой 5 6 «Аппликация : Разноцветные  дорожки», «Зимняя картина» Тема: Игры с природным материалом        2ч       2ч ­Обогащение знаний о свойствах ткани, развитие мелкой  моторики; ­Уточнение представлений о форме, развитие  конструктивного мышления, развитие мелкой моторики; ­Уточнение представлений о форме, развитие  конструктивного мышления, развитие мелкой моторики ­Уточнение представлений об окружающем мире; ­Развитие воображения, эмоционально­волевой сферы; ­Развитие мелкой моторики. Игры  1ч ­Закрепление представлений о величине, развитие        7 «Наведи порядок», «Разложи по  местам». Игры с бумагой и тканью тактильной чувствительности, мелкой моторики. Игры        1ч ­Развитие тактильной чувствительности, мелкой  8 «Наведи порядок», «Разложи по  местам». моторики, внимания, памяти. III  четверть Игры с предметами, сборно­разборными и дидактическими игрушкам (  10 ч) Итого: 8 ч        1 2 3          4           5      6    7 8 9 10 Дидактические игры :  «Цветные столбики»; «Шнуровки». Игры с деревянным конструктором. «Строим башню», «Строим домик»,  Игры с пирамидками: «Собери  правильно», «Продолжи так же»(пирамидка­ вкладыш») Игры с кубиками,  геометрическими  формами и фигурами. Конструктор «Лего», «Блоки  Дьениша», «Крупный конструктор». Игры с конструктором и мозаикой. «собери по образцу». Игры с блоками Дьениша. Игры по выбору детей Игры с блоками дьениша. 2ч 1ч ­Развитие зрительного внимания, операций анализа.  синтеза исравнения, закрепление навыков игры с куклой. ­ Развитие сенсорных эталонов; ­Координации движений. 1ч ­ Развитие сенсорных эталонов; ­Координации движений. ­Учить, свободно использовать все геометрические  эталоны; ­ Развитие сенсорных эталонов; ­ Учить создавать разнообразные фигурки и постройки. ­ Развитие сенсорных эталонов; ­Координации движений. ­Учить, свободно использовать все геометрические  эталоны; ­ Учить создавать разнообразные фигурки и постройки. ­Учить, свободно использовать все геометрические  эталоны; ­ Развитие сенсорных эталонов; ­ Учить создавать разнообразные фигурки и постройки. ­Учить, свободно использовать все геометрические  2ч 1ч 1ч 1ч 1ч эталоны; ­ Развитие сенсорных эталонов; ­ Учить создавать разнообразные фигурки и постройки.                                                                                                                                                                                 4 четверть                          Сюжетные игры с предметами, игрушками, строительным конструктором   (7 ч) Игра: «Во что одета кукла Аня».             «Во что одета кукла Ваня»  Игра: «Магазин»  Сюжет: «Покупка игрушек». Знакомим с профессиями «Врач» Игра: «Кукла Катя заболела». Настольно­ печатными игры и лото(  4 ч)    Настольно­печатная игра «Магазин  фруктов» 1 2 3 4 ­ закрепление названий предметов одежды; 1ч 1ч 1ч 1ч закрепление навыка снимания, одевания одежды по  инструкции; ­ учить брать на себя роль покупателя, выполнять цепочку  последовательных действий: подойти к кассе, дать  деньги, взять чек, с чеком подойти к продавцу; ­ учить брать на себя роль мамы и папы, действовать  адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры; ­ учить действиям врача: осмотреть больного, измерив  температуру, посмотрев горло, послушать трубочкой; ­ пользоваться в игре атрибутами по назначению; ­учить узнавать изображение фруктов, ягод, конфеты и  др.; ­ активизировать   словарь:   яблоко,   лимон,   груша, банан, апельсин. брать на себя роль покупателей; 5   6 7 Настольно­печатная игра «Мебель  для квартиры» Правила дорожного движения. Игра: «Светофор» Настольно­печатная игра «Посуда». 1ч 1ч 1ч Закрепление названий мебели. уметь соотносить  карточки –пиктограммы ­ закрепление правил поведения при переходе дороги  (зебра, светофор); ­Закрепление названий посуды ­ уметь соотносить карточки – пиктограммы. Календарно­тематический план I четверть  ­   8 часов Игра:«Соберём большие и  маленькие камешки (ракушки) Игры: «Дождик» «Чашка и ложка» ;  «Переливалка» Игры: «Найди мышку»; «Найди  зёрнышки для птички»; Игры: «Наполни ведро песком с  помощью ложки»; «Наполни  разные формочки, миски,  стаканчики»; Игра: «Наполни ёмкости крупой с помощью ложки»; «Найди на ощупь»; 1 1 1 1 1 1. 2. 3. 4. 5. 6 Комбинированны й урок Объяснение , беседа,  диалог  Предметные  картинки,   презентация Комбинированны й урок Комбинированны й урок Комбинированны й урок Комбинированны й урок Объяснение , беседа,  диалог Предметные  картинки,   презентация Объяснение , беседа,  диалог Предметные  картинки,   презентация Объяснение , беседа,  диалог Предметные  картинки,   презентация Объяснение , беседа,  диалог Предметные  картинки,   презентация Объяснение , беседа,  диалог Предметные  картинки,   презентация Игры: «Наполни ёмкости»;  «Переложи фасоль»             1 Комбинированны й урок 7­8 2 Игра:«Разложи по мисочкам  фасоль белую и чёрную»; «Из  Комбинированны й урок Объяснение , беседа,  Предметные  картинки,   презентация 5.09.16 12.09.16 19.09.16 26.09.16 3.10,16 10.10.16 17.10.­ 24.10.16 Количество часов в неделю: 1 часа I четверть  II четверть III четверть IV четверть Год 8 часов 8 часа 10 часа 7 часа 33 часов

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция

Игрокоррекция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2017