Игротерапия. Игра - полезная забава
Оценка 4.6

Игротерапия. Игра - полезная забава

Оценка 4.6
Лекции
doc
21.01.2023
Игротерапия. Игра - полезная забава
Консультация для педагогов
Игротерапия. Игра - полезная забава.doc

Консультация для педагогов

 

«Игротерапия: 

Игра – полезная забава»

 

 

Для дитяти игра – действительность,

И действительность, гораздо более интересная,

 чем та,  которая его окружает

К.Д.Ушинский

 

Для жизни и развития ребенка игры имеют огромное значение. Это позволило психологам и педагогам выделить в арт-терапии отдельное направление – игротерапию.

Если мы обратимся к словарю, он дает нам точное определение того, что такое игра: «Игра – это вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность».

Взрослые, как правило, относятся к игре как к пустой забаве. Но на самом деле это не так. Игра для ребенка является не только развлечением (хотя и это само по себе немало), но и самым естественным способом выражения своих чувств, своей личности и своего «Я», эффективным инструментом познания и моделирования окружающего мира. Следовательно, игра для ребенка – дело чрезвычайно серьезное, поэтому и относиться к ней нужно соответствующим образом.

Игра является основным видом деятельности человека в определенный период его  жизни – в детстве, в ту непростую пору,  когда идет активное накопление основных знаний об окружающем мире.

Важность и исключительную роль игры подчеркивает тот факт, что она является первой осознанной и самостоятельной деятельностью в жизни человека. Для ребенка игра необходима и абсолютно естественна. Хотя результатом игры не является создание какого – либо общественно значимого продукта – в процессе игры происходит формирование личности человека. В этом состоит ее значение.

В игре формируются все стороны личности ребенка, развиваются морально-волевые качества и способности, происходит качественное изменение психики. В результате мягко исподволь происходит подготовка ребенка к переходу на более высокую ступень развития личности. Многие выдающиеся личности отмечали важность роли игры в жизни, развитии и воспитании ребенка (Выготский Л.С., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С.).

Основываясь на всех тех огромных воспитательных, обучающих и терапевтических возможностях, что таит в себе игра, занимая в развитии   личности ребенка огромную нишу, и появилась игротерапия,  как особое направление в психотерапии, дефектологии и педагогике.

Естественно, что для достижения разных целей используются разные игры:

- игры, развивающие необходимые социальные навыки;

- обучающие (дидактические) игры;

- игры, развивающие речь;

- психологически направленные игры, то есть, такие игры, которые помогают ребенку преодолеть психологические и  социальные проблемы, затрудняющие его личностное и эмоциональное развитие.

При этом игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.

Для занятий по игротерапии могут использоваться не только игрушки, но и пластилин, краски, цветные карандаши, мозаика и т.д.

В игре ребенок комбинирует впечатления от жизни с уже накопленным личным опытом.

Ира – это то занятие, которое дарит ребенку максимум радости, удовольствия и других положительных и светлых эмоций. Игра – это движение и свобода! Благодаря этому в игре ребенок чувствует себя комфортно, игра, он ощущает  полную безопасность, свободу и психологическую раскрепощенность. А подвижные игры, к тому же, заставляя ребенка много двигаться, улучшают его физическое состояние и повышают жизненный тонус. Игра укрепляет уверенность в себе, улучшает эмоциональное состояние, развивает активность ребенка, его инициативу, самостоятельность, умение владеть эмоциями и принимать самостоятельные  решения, отвечать за них. Детские игры необходимы для гармоничного развития детей, как в физическом, так и в умственном плане. Игры помогают ребенку приобрести определенные навыки, которые в игре (вследствие ее многократных повторений) постепенно оттачиваются. Это навыки общения,  умения вести конструктивный диалог с окружающими и овладение социально приемлемыми нормами поведения. В игре также оттачивается гибкость ум, тренируется память, вырабатывается внимательность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, умение логически мыслить и предвидеть последствия своих поступков.

Игра для ребенка является отражением  окружающей его жизни. Ребенок прекрасно понимает, что игрушки – это только игрушки, но это не мешает ему любить их. Притом, любить их не собственнически, как вещи, а как живые создания. Несмотря на то, что мир игры условен, и дети хорошо осознают это, действия играющих  всегда реальны, а их чувства и переживания искренни. Если дети играют в путешественников и из стульев делают себе корабли, то осознание того факта,  что корабль настоящий, вовсе не мешает им чувствовать себя отважными героями и искренне гордиться собой. Вместе с тем происходит понимание окружающего мира, освоение его через игровые действия. Дети готовятся войти в мир взрослых, и пусть пока он недоступен, они посредством игры все же прикасаются к нему. По точному выражению крупнейшего отечественного психолога С.Л.Рубинштейна, игра является «практикой развития».

Игра обладает мощной терапевтической функцией. В своих работах З.Фрейд говорил о том, что ребенок превращает в активность игры то, что он пережил ранее пассивно. При этом, если в игре проигрываются какие – то мучающие моменты из жизни человека, то они переживаются им в условном виде, и эта условность значительно ослабляет их. Эта особенность позволяет решать психологические проблемы детей не путем нотаций, нравоучений и наказаний, а через интересную и захватывающую игру.

Заинтересованным и любящим взрослым, игра позволяет лучше понять своих детей: их переживания и интересы, их потребности и нужды, их характер и темперамент. Игра раскрывает детей. Наблюдая за ребенком во время игры, можно понять его поведение (например, истоки агрессивности и нерешительности) и вовремя скоррегировать возникшие проблемы. Да и самим взрослым внимательное наблюдение за детскими играми может оказаться очень полезным занятием. Не верите? А вы понаблюдайте (не вмешиваясь) за играми детей в «семью», «дочки-матери», «маму,  папу, я».  Дети поразительно точно копируют поведение взрослых. Поэтому,  вполне возможно, узнаете много нового о том, как дети видят ваше поведение и свои взаимоотношения с вами. Хотя стоит отметить, что игра – это всегда импровизация. А значит, ребенок в игре не только и не столько обучается жизни, сколько уже живет своей истинной жизнью.

 

 

 

 

 

Педагог – психолог

Малякова К.И.    

 

  


Консультация для педагогов «Игротерапия:

Консультация для педагогов «Игротерапия:

Ира – это то занятие, которое дарит ребенку максимум радости, удовольствия и других положительных и светлых эмоций

Ира – это то занятие, которое дарит ребенку максимум радости, удовольствия и других положительных и светлых эмоций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2023