ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР
1 - ый этап - создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.
2 - ой этап - формирование специфических игровых действий.
3 - ий этап: - обучение планированию игры.
4 - ый этап: - формирование способности создавать воображаемую ситуацию.
Методика организации дидактических игр в детском саду
1. Подготовка к проведению дидактической игры:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
определение количества играющих;
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
подготовка к игре самого воспитателя;
подготовка к игре детей
2. Проведение дидактических игр включает:
ознакомление детей с содержанием игры;
объяснение хода и правил игры;
показ игровых действий;
определение роли воспитателя в игре;
- подведение итогов игры;
3. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Руководство дидактической игрой
Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач. Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дидактических игр с целенаправленным обучением на НОД, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков.
Способы диагностики
У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдаются шесть типов одиночной активности:
-незрелая функциональная игра, проявляющаяся как простая моторная активность, осуществляемая ради удовольствия;
- конструктивная игра – действия с предметами с целью получения какого-либо результата;
-одиночная игра-драматизация;
-исследовательская деятельность;
-наблюдающее поведение, в котором ребенок находится рядом с играющей группой, но не присоединяется к ней;
-бесцельное проведение.
В течение учебного года специалист проводит обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития воспитанника, определить исходный уровень обученности. т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.
Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития ребенка.
Третий этап (проводится в конце учебного года). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для воспитанника.
Методы исследования:
1.Индивидуальное игровое занятие «Поиграй».
Цель: выявление уровня развития игры, умения ребенка действовать с игрушками, выполнять ряд логически связанных действий, объединяя их в общий сюжет.
2. Наблюдение за игрой в группе.
Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 крите¬риям:
1. распределение ролей,
2. основное содержание игры,
3. ролевое поведение,
4. игровые действия,
5. использование атрибутики и предметов-заместителей,
6. использование ролевой речи,
7. выполнение правил.
Каждый критерий оценивается по 4 уровням.
Оснащение ПРС в соответствии с задачами игровой деятельности детей с ЗПР
В игровую среду входят:
Крупное организующее игровое поле;
Игровое оборудование;
Игрушки;
Игровая атрибутика разного рода;
Игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.