Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
соответствовать четко поставленной цели создания;
иметь соответствующий уровень трудности;
иллюстрировать типичные ситуации;
развивать аналитическое мышление;
провоцировать дискуссию;
иметь несколько решений.
Требования
Как правило, кейс включает в себя:
ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
комментарий ситуации, представленный автором,
опросы или задания для работы с кейсом,
приложения.
К кейс-технологиям относятся:
метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; Кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
метод инцидента;
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Структура
В процессе освоения кейс-технологий дети:
• учатся получать необходимую информацию в общении;
• умение соотносить свои устремления с интересами других;
• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• учатся отстаивать свою точку зрения;
• умение принимать помощь.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
• происходит формирование у детей навыков работы в команде;
• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);
Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия?);
Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).
Этапы решения ситуаций:
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация
Фото- кейс – это фото из реальной жизни.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Фото- кейс
Кейс - Проигрывание ролей
Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование его ещё называют). Проигрывание ролей – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
умение дошкольников принять на себя роль;
умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
ролевое взаимодействие.
Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»
Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Навык положительного отношения к миру.
Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению. Например: (случай мальчик строил дом – другой подошел сломал).
В Кейс – конкретных ситуаций входят педагогические ситуации.
Мальчик, 7 лет.
С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию.
Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».
Кейс – Конкретных ситуаций
Вариант 1.
Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.
Вариант 2.
Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.
Вариант 3.
Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.