Игровая технология обучения

  • Семинары
  • docx
  • 14.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра – один из основных видов деятельности человека в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В статье раскрывается сущность понятия «игровые педагогические технологии», которое объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, описаны компоненты игровой технологии и структурные элементы.
Иконка файла материала игровая технология обучения.docx
Игровая технология обучения Задаче   активизации   познавательной   деятельности   служит   игровая технология, строящаяся на ситуативной основе и получившая свое название по ведущему методу, средству обучения – игре. Понятие   «игровые   педагогические   технологии»   включает   достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает   эмоциональный   подъем,   а   мотивы   игровой   деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали  К.  Д.  Ушинский,  П. П. Блонский, С.  Л.  Рубинштейн,  Д. Б. Эльконин. В   настоящее   время   в   игровой   технологии   выделяются   следующие компоненты: • мотивационный; • ориентационно­целевой; • содержательно­операционный; • ценностно­волевой; • оценочный. Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры. Ориентационно­целевой   компонент  связан   с   тем,   что   ученик воспринимает   цели   учебно­познавательной   деятельности,   нравственные установки,   ценности,   которые,   став   лично   значимыми,   становятся регуляторами игрового поведения учащихся. Содержательно­операционный   компонент  предполагает,   что   ученики владеют   учебным   материалом   и   способностью   опираться   на   имеющиеся знания и способы деятельности.  При   выполнении   любого   умственного   действия   человек   опирается   на определенную   систему   ориентиров   (П.Я.   Гальперин,   Н.Ф.   Талызина). Ориентировочная   основа   действий   может   быть   дана   в   виде   алгоритма, эвристической   схемы,   которые,   как   показывает   учительский   опыт,   легко усваиваются   и   используются   в   работе.   Пример:   в   играх­путешествиях алгоритм действий для капитана, штурмана и др. Ценностно­волевой   компонент  целенаправленности   познавательной   активности, эмоциональные переживания.  обеспечивает   высокую   степень   включает   внимание,Оценочный   компонент  игры   обеспечивает   сопоставление   результатов игровой деятельности с ее целью, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.  Все   рассмотренные   компоненты   игры   определяют   её   технологическую структуру, включая, в свою очередь ряд структурных элементов. Рассмотрим   компоненты   игровой   технологии   во   взаимосвязи   со структурными элементами игры. Компонент технологии Мотивационный   игровой Структурные элементы игры Установочный   момент,   игровая ситуация Ориентационно ­ целевой Содержательно­операционный Ценностно­волевой Оценочный Обычно в простых играх (кроссворды, лото) все структурные элементы Задачи игры Правила игры, игровое действие Игровое состояние Результат игры игры очень тесно связаны между собой, и их трудно отделить друг от друга. Начало любой игры – это прежде всего эмоциональная установка на игру, на   восприятие   игровых   задач,   когда   активизируется   мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру обычно создается в увлекательной   форме,   иногда   с   использованием   слайдов,   рисунков, кинофрагментов.  Установочный элемент игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию. Нередко учителю стоит произнести «Представьте, что…», как они начинают входить   в   игру.   Игровая   ситуация   может   разыгрываться   в   вымышленном пространстве (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.),   очерченном   географической   картой,   историческим   временем, поставленной   проблемой.   В   игровой   ситуации   участвует   определенное количество   учеников   (группа,   класс),   которые   выполняют   определенные действия. Следующим   структурным   элементом   игры   являются  игровые   задачи, которые   соединяются   с выступающими   в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное   обучение   школьников.   Игровая   задача   заинтересовывает школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), но если игровой задачи нет, то игра превращается в обычное задание или упражнение.  учебными   задачами,  Для   соединения   дидактических  (учебных)  и   игровых   задач  необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия, выступают регулятором игрового действия.Существуют определенные игровые правила, которые следует выработать в   процессе   подготовки   к   игре.   Во­первых,  правило   действия   в воображаемой   ситуации  (ты   –   «учитель»,   ты   –   «поэт»).  Правила   игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть   направлены   на   выполнение   действий   в   определенной последовательности. Действия «специалиста» должны усложняться по мере изучения тем и разделов курса русского языка. Наряду с  правилами действия в воображаемой ситуации  необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать. Правила взаимоотношений играющих друг с другом выполняют воспитательную роль, направляют   игру   по   заданному   руслу.   Примеры   правил:  закончил   свою работу   –   помоги   товарищу;   будь   доброжелательным;   внимательно выслушивай мнение товарища и т.д. В играх­состязаниях для регулирования поведения часто вводятся штрафные очки.  Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия  (слушать, чертить схему, решать задачу)  и умственные (сравнивать,   обобщать).  Чем разнообразнее   действия,   тем   интереснее   игра.   Но,   если   не   сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.    классифицировать,   анализировать, Игровые   действия   должны   быть   мотивированы,   должны   постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся.  Во   время  игры  у  ребенка  возникает  определенное  игровое  состояние  – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию   воображения   участников,   эмоциональное   отношение   к действительности,   поддерживается   проблемностью   ситуации,   элементами соревновательности   и   занимательности,   используемыми   аксессуарами, присутствием   юмора   и   элементов   дискуссии,   свободной   творческой атмосферой, ситуацией выбора. Обязательным   структурным   элементом   игры   является   ее  результат. Результат   может   быть   наглядным  (выиграл,   отгадал,   выполнил);  менее заметным  (получил   удовольствие, и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое­то время).    заинтересовался   вопросом)  Различают   результат   для   учителя  (игра   продемонстрировала   умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение). Для того чтобы игра имела положительный результат, она должна отвечать следующим требованиям: 1.   соответствовать   определенным   учебно­воспитательным   задачам, программным   требованиям   к   знаниям,   умениям,   навыкам,   требованиям стандарта;   2.   соответствовать   изучаемому   материалу   и   строиться   с   учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей;3. базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения. Важна   коллективная   оценка   игры,   которая   стимулирует   учащихся. Характер   игры   и   игровые   ситуации   определяются   темой,   возрастными особенностями участников, их интересами. Список литературы 1. Горбич   О.И.    Современные   педагогические   технологии   обучения русскому   языку   в   школе  [Электронный   ресурс]:   курсы   повышения квалификации   /Педагогический   университет   "Первое   сентября" http://rus.1september.ru/view_article.php?id=200901701 2. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. [Текст] :Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л.В., Николина В.В. М.: Высш. школа, 2004. 157 с. 3. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: Учебник для студ. Вузов / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова ­ М.: Академия, 2001. ­368с. 4. Новиков   А.М.   Методология   игровой   деятельности.   [Электронный ресурс]: ­ М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48с.  5. Полат   Е.   С.   Современные   педагогические   и   информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб пособие для студ. высш.учеб. заведений/ Е. С.Полат , М.Ю Бухаркина. – 3­е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.