Игровая технология обучения
Оценка 4.8

Игровая технология обучения

Оценка 4.8
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
14.08.2018
Игровая технология обучения
Игра – один из основных видов деятельности человека в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В статье раскрывается сущность понятия «игровые педагогические технологии», которое объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, описаны компоненты игровой технологии и структурные элементы.
игровая технология обучения.docx
Игровая технология обучения Задаче   активизации   познавательной   деятельности   служит   игровая технология, строящаяся на ситуативной основе и получившая свое название по ведущему методу, средству обучения – игре. Понятие   «игровые   педагогические   технологии»   включает   достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает   эмоциональный   подъем,   а   мотивы   игровой   деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали  К.  Д.  Ушинский,  П. П. Блонский, С.  Л.  Рубинштейн,  Д. Б. Эльконин. В   настоящее   время   в   игровой   технологии   выделяются   следующие компоненты: • мотивационный; • ориентационно­целевой; • содержательно­операционный; • ценностно­волевой; • оценочный. Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры. Ориентационно­целевой   компонент  связан   с   тем,   что   ученик воспринимает   цели   учебно­познавательной   деятельности,   нравственные установки,   ценности,   которые,   став   лично   значимыми,   становятся регуляторами игрового поведения учащихся. Содержательно­операционный   компонент  предполагает,   что   ученики владеют   учебным   материалом   и   способностью   опираться   на   имеющиеся знания и способы деятельности.  При   выполнении   любого   умственного   действия   человек   опирается   на определенную   систему   ориентиров   (П.Я.   Гальперин,   Н.Ф.   Талызина). Ориентировочная   основа   действий   может   быть   дана   в   виде   алгоритма, эвристической   схемы,   которые,   как   показывает   учительский   опыт,   легко усваиваются   и   используются   в   работе.   Пример:   в   играх­путешествиях алгоритм действий для капитана, штурмана и др. Ценностно­волевой   компонент  целенаправленности   познавательной   активности, эмоциональные переживания.  обеспечивает   высокую   степень   включает   внимание, Оценочный   компонент  игры   обеспечивает   сопоставление   результатов игровой деятельности с ее целью, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.  Все   рассмотренные   компоненты   игры   определяют   её   технологическую структуру, включая, в свою очередь ряд структурных элементов. Рассмотрим   компоненты   игровой   технологии   во   взаимосвязи   со структурными элементами игры. Компонент технологии Мотивационный   игровой Структурные элементы игры Установочный   момент,   игровая ситуация Ориентационно ­ целевой Содержательно­операционный Ценностно­волевой Оценочный Обычно в простых играх (кроссворды, лото) все структурные элементы Задачи игры Правила игры, игровое действие Игровое состояние Результат игры игры очень тесно связаны между собой, и их трудно отделить друг от друга. Начало любой игры – это прежде всего эмоциональная установка на игру, на   восприятие   игровых   задач,   когда   активизируется   мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру обычно создается в увлекательной   форме,   иногда   с   использованием   слайдов,   рисунков, кинофрагментов.  Установочный элемент игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию. Нередко учителю стоит произнести «Представьте, что…», как они начинают входить   в   игру.   Игровая   ситуация   может   разыгрываться   в   вымышленном пространстве (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.),   очерченном   географической   картой,   историческим   временем, поставленной   проблемой.   В   игровой   ситуации   участвует   определенное количество   учеников   (группа,   класс),   которые   выполняют   определенные действия. Следующим   структурным   элементом   игры   являются  игровые   задачи, которые   соединяются   с выступающими   в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное   обучение   школьников.   Игровая   задача   заинтересовывает школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), но если игровой задачи нет, то игра превращается в обычное задание или упражнение.  учебными   задачами,  Для   соединения   дидактических  (учебных)  и   игровых   задач  необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия, выступают регулятором игрового действия. Существуют определенные игровые правила, которые следует выработать в   процессе   подготовки   к   игре.   Во­первых,  правило   действия   в воображаемой   ситуации  (ты   –   «учитель»,   ты   –   «поэт»).  Правила   игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть   направлены   на   выполнение   действий   в   определенной последовательности. Действия «специалиста» должны усложняться по мере изучения тем и разделов курса русского языка. Наряду с  правилами действия в воображаемой ситуации  необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать. Правила взаимоотношений играющих друг с другом выполняют воспитательную роль, направляют   игру   по   заданному   руслу.   Примеры   правил:  закончил   свою работу   –   помоги   товарищу;   будь   доброжелательным;   внимательно выслушивай мнение товарища и т.д. В играх­состязаниях для регулирования поведения часто вводятся штрафные очки.  Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия  (слушать, чертить схему, решать задачу)  и умственные (сравнивать,   обобщать).  Чем разнообразнее   действия,   тем   интереснее   игра.   Но,   если   не   сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.    классифицировать,   анализировать, Игровые   действия   должны   быть   мотивированы,   должны   постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся.  Во   время  игры  у  ребенка  возникает  определенное  игровое  состояние  – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию   воображения   участников,   эмоциональное   отношение   к действительности,   поддерживается   проблемностью   ситуации,   элементами соревновательности   и   занимательности,   используемыми   аксессуарами, присутствием   юмора   и   элементов   дискуссии,   свободной   творческой атмосферой, ситуацией выбора. Обязательным   структурным   элементом   игры   является   ее  результат. Результат   может   быть   наглядным  (выиграл,   отгадал,   выполнил);  менее заметным  (получил   удовольствие, и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое­то время).    заинтересовался   вопросом)  Различают   результат   для   учителя  (игра   продемонстрировала   умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение). Для того чтобы игра имела положительный результат, она должна отвечать следующим требованиям: 1.   соответствовать   определенным   учебно­воспитательным   задачам, программным   требованиям   к   знаниям,   умениям,   навыкам,   требованиям стандарта;   2.   соответствовать   изучаемому   материалу   и   строиться   с   учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей; 3. базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения. Важна   коллективная   оценка   игры,   которая   стимулирует   учащихся. Характер   игры   и   игровые   ситуации   определяются   темой,   возрастными особенностями участников, их интересами. Список литературы 1. Горбич   О.И.    Современные   педагогические   технологии   обучения русскому   языку   в   школе  [Электронный   ресурс]:   курсы   повышения квалификации   /Педагогический   университет   "Первое   сентября" http://rus.1september.ru/view_article.php?id=200901701 2. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. [Текст] :Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л.В., Николина В.В. М.: Высш. школа, 2004. 157 с. 3. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: Учебник для студ. Вузов / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова ­ М.: Академия, 2001. ­368с. 4. Новиков   А.М.   Методология   игровой   деятельности.   [Электронный ресурс]: ­ М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48с.  5. Полат   Е.   С.   Современные   педагогические   и   информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб пособие для студ. высш.учеб. заведений/ Е. С.Полат , М.Ю Бухаркина. – 3­е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.

Игровая технология обучения

Игровая технология обучения

Игровая технология обучения

Игровая технология обучения

Игровая технология обучения

Игровая технология обучения

Игровая технология обучения

Игровая технология обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018