“Учебная игра (по определению Г.А.Русских) – это важнейший компонент образовательного процесса в современной школе, так как в игре воссоздаются условия ситуации, какой-то вид деятельности, формируется общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением".
Задачи учебных игр:
Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.
Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Толерантное отношение к окружающим.
Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.
Формирование у учащихся умения принимать самостоятельное решение в проблемной ситуации.
Формирование у учащихся умения работать в команде, вести дискуссию, уважать чужое мнение.
В целях активизации учебной деятельности учащихся на уроках географии предлагается применение игровой деятельности. Особенно это эффективно в 6-7 классах. Игры развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.
Актуальность
Игровые формы на уроке воздействуют на эмоциональную и волевую сферы учащихся.
В игре процесс мышления школьника протекает значительно активнее, чем при постановке учебной задачи. Использование игр в обучении географии решает множество задач.
Они развивают познавательный интерес к предмету,
Активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
села Саблинского Александровского района Ставропольского края
Игровая технология обучения на уроках
географии, как фактор ситуации успеха в
учебной деятельности
Учитель географии
Шестакина Елена Александровна
2017 год
1«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у
взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом
он будет в работе, когда вырастет».
А.С. Макаренко
Цель: Показать роль игры в учебном процессе на уроках географии.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ.
Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а
поэтому считают, что тратить время на неё не стоит. В отличие от взрослых, для которых
естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей
является игра. Игра единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена у
всех народов. Игра есть попытка детей организовать свой опыт. Ещё одна функция игры
состоит в превращении чегото невообразимого в реальной жизни в поддающуюся контролю
ситуацию. Это средство коммуникации.
С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит
самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это
попытка самому себе ответить на вопрос, что есть «Я» в этом мире. Игра вызывает ценное
переживание, ориентированное на накопление «смыслов», на
возможность усвоения
альтернативных подходов. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность
открытых и полноценных взаимоотношений. Игра
ценна личностной самореализацией,
проживанием ролей. Происходит изменение собственного смысла, принятие нового.
В игре актуализируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс
связан с передачейполучением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных
умений, то в игре участник четко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при
этом он ответственен не только за своё поведение, но на нём висит груз ответственности
за успех всей группы. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик
принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начал.
Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым
в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важными, чем знание
предмета. Чувства равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности
заданий всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно
сказываются
обучения.
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют
традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному
внедрению в практику педагогики сотрудничества
результатах
на
2Развитие интереса к предмету, расширение кругозора школьника, активизация
мыслительной деятельности, действенный контроль знаний за счет использования различных
форм учебной игры на уроках географии.
“Учебная игра
(по определению Г.А.Русских) – это важнейший компонент
образовательного процесса в современной школе, так как в игре воссоздаются условия ситуации,
какойто вид деятельности, формируется общественный опыт, а в результате складывается и
совершенствуется самоуправление своим поведением.
Задачи учебных игр:
Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках
географии через различные формы игровой деятельности.
Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Толерантное отношение к окружающим.
Формирование навыков использования дополнительных источников добывания
знаний.
Формирование у учащихся умения принимать самостоятельное решение в
проблемной ситуации.
Формирование у учащихся умения работать в команде, вести дискуссию, уважать
чужое мнение.
В целях активизации учебной деятельности учащихся на уроках географии предлагается
применение игровой деятельности. Особенно это эффективно в 67 классах. Игры развивают
познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках,
способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто
предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать
ответ, а пути решения не ясны.
Актуальность
учащихся.
Игровые формы на уроке воздействуют на эмоциональную и волевую сферы
В игре процесс мышления школьника протекает значительно активнее, чем при
постановке учебной задачи. Использование игр в обучении географии решает множество задач.
Они развивают познавательный интерес к предмету,
Активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют
становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают
3проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути
решения не ясны.
Условия, обеспечивающие реализацию целей и задач игры на уроках географии:
Наличие у учащихся достаточного объема знаний из предшествующих разделов
школьного курса.
Понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности.
Психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре.
Формирование игровых групп с учетом взаимоотношений между учащимися,
неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса.
Наличие предварительной психологической установки учащимся к участию в
учебной игровой деятельности.
Система игровых критериев оценки учебноигровых действий учащихся
Соотнесение шкалы игровых оценок со шкалой школьных отметок.
Постепенный переход к снижению эмоциональной значимости игровой оценки в
восприятии ребенка.
учащегося.
Эмоции в ходе игровой деятельности не должны опережать личную самооценку
Метод изучения действий «соперника».
Анализ итогов учебной игры и адекватность полученной оценки на уроке.
Формирование мотивации учащихся через игры развивающего обучения в овладении
учебным материалом:
авторитет).
Стремление к результату.
Стремление к самой деятельности, независимо от результата.
Стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой
Игры используемые мной на уроках географии в 67 классах.
координаты»
условные знаки.
«Служба спасения». Игра проводится при изучении темы «Географические
«Необитаемый остров в подарок». Закрепление темы План местности,
4
«Путешествие к центру Земли». Игра проводится при повторении изученного
материала по теме «Литосфера. Строение Земли».
«Хозяйка Медной горы». Игра – состязание при изучении темы «Породы,
слагающие земную кору».
«У тебя под ногами» . Игра проводится после изучения темы «Вулканы,
горячие источники, гейзеры».
«Путешествие капелькиневидимки». Игра проводится как практическая
работа на после изучения темы «Воды суши».
«Покори вершину». Игра проводится на заключительном уроке по теме
«Литосфера и рельеф Земли.
«По Евразии на воздушном шаре». Игра проводится как практическая работа
на уроке, посвященном изучению рельефа и полезных ископаемых Евразии
«Реши магический квадрат». Найти слова, которые даны, из оставшихся букв
сложить термин и дать его определение.
В своей практике я использую такие типы уроков: урок – соревнование, урок –
путешествие, ГЕОКВН, урок – викторина, уроксуд, урокигра «Брейнринг».
Игровые ситуации в своей работе использую на уроках различных типов. Так, на уроках
повторения и обобщения знаний, закрепления умений использую методический прием
«Турагенство ». Класс, по желанию учеников, делится на рекламные компании, названия им
придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков, всем компаниям дается
одинаковое задание: создать рекламный проспект для материка (7кл), и представить его на «суд
мировой общественности» класса.
Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал по
географическому объекту (рисунки, схемы, фотографии, газеты, журналы и.т.д.). Оценочная
рекламная комиссия создается из числа учащихся класса и не носит постоянный характер.
Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые
предварительно сообщаются всему классу: соответствие рекламного проспекта предложенной
теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность
построения проспекта, содержательное раскрытие рекламируемого объекта. Максимально
представление длится десять минут.
ИГРА – это
•
•
Деятельность
Мотивированность
5•
•
•
•
•
•
•
Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
Увлеченность
Развитие речи
Формирование определенных навыков
Общение
Познание
Усвоение учебного материала
Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые
формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее
положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы
позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру
урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития
личностной свободы и раскованности ребят, особенно, слабых и неуверенных в себе. Хорошо
продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри
коллектива,
классе.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и
навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать
ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство
сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом,
использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс
педагогических задач.
взаимопомощи
развития
и
дружбы
в
Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают
эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить
достижения всех образовательновоспитательных целей,
поэтому игры необходимо
рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому
основная задача современного учителя выбрать формы и методы организации учебной
деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели развитию личности
ученика.
Использование учебных игр на уроках географии не только позволяют
активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, но и вызывает у них
стремление к получению новых знаний, стимулирует живой интерес к предмету, развивает
общий кругозор.
Думаю, нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей: в процессе игры
срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам
6в
другу,
вопросов.
трудных
решении
взаимовыручку
игровой ситуации, а не по требованию учителя. Основной мотив игры – это не результат, а
процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный
эффект. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания
друг
Необходимость таких уроков уже доказана, я хочу подчеркнуть, что они особенно нужны не
только на начальном этапе изучения географии. Азарт и желание ставит детей перед
необходимостью многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Ни для кого
не секрет, что современные школьники, имея компьютеры в своем распоряжении, пользуясь им,
«скачивают» информацию, порой не задумываются, а тем более не запоминают и не пытаются
проникнуть суть предложенного задания. Выучить, вникнуть в материал можно только
заинтересовав ученика. В игре, в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого
одна задача победить. Причем побеждает та команда, которая дружнее, активнее.
Интеллектуально развитые дети помогают своей команде, обучая отстающих, ведь слово
сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя, а правильно обучать учащихся
– это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой
информацией. Поэтому на уроке – игре они должны: использовать полученную информацию из
домашнего задания, обсудить непонятные явления, обобщить результаты, сформулировать
выводы. Самым трудным этапом урока для меня является подведение итогов. Итог учебной
работы обычно, сводится к отметке. Известно, что мнение учителя и ученика расходится;
педагог оценивает итоги деятельности, а ученик ждет, что оценят не только итог, но и его
усилия в процессе деятельности. Поэтому я заранее подумываю варианты мотивов учащихся:
стать первым,
рассматривать деятельность с точки зрения ее пользы для других людей.
Ученики должны видеть свои собственные достижения на уроке. Это условия для дальнейшего
желания
Я приведу примеры уроков, проведенных по игровой методике в 6 классе и 8 классе. Я очень
часто использую уроки обобщение после прохождение больших тем. Эти уроки систематизируют
знания учащихся, стимулирует дальнейший интерес к учебе.
попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей,
самостоятельно
стремление
интересные
решать
задачи,
работать.
В практике я часто использую игровые ситуации на уроках и во внеклассной работе. В
целом игра повышает активности учащихся на уроках, вызывает интерес к изучаемому предмету
и массу положительных эмоций. Географические деловые игры часто предполагают проблемный
характер обучения, есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, а это все приводит к
творческому поиску учеников.
Повторительнообобщающий урок в 7 классе
Тема урока: Сходство и различия материков южного полушария
Цели:
71) закрепить и обобщить изученный материал; выявить общие черты в природе изученных
материков; установить причины сходства и различия;
2) продолжить формирование у учся навыков коллективной работы, умений работы с
географическими картами;
3) развивать интерес к предмету, логическое мышление, память, творческое воображение,
чувство взаимопомощи
Учебнонаглядный комплекс:
1. Физическая карта мира.
2. Атласы и контурные карты для 7 класса.
3. Телевизор, видео, DVD, диски.
4. Горные породы и минералы.
5. Видеофрагменты по материкам.
6. Конверты с плодами культурных растений.
Тип урока – обобщающее повторение.
Форма организации работы – групповая и индивидуальная.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока.
Ребята, мы с вами в течение длительного времени путешествовали по материкам Южного
полушария. Назовите их. Богата и живописна природа этих материков, самобытны народы,
населяющие их. Исследуя обширные территории и познавая загадки материков, мы с вами
понемногу готовились к игре, которую сегодня и проводим. Игра – марафон “Южные
материки”, надеюсь, поможет нам определить, как внимательны вы были во время
путешествий по материкам, позволит нам обобщить изученный материал, выявит лучших
знатоков географии и поможет вам ответить на главный вопрос игры
«Каковы общие черты природы этих материков? В чем причины
сходства и различия материков»
III. Ход игры:
1. Представление команд и капитанов. Жеребьевка.
(“Удача”, “Виктория”, “Успех”.)
Станция “интеллектуальная”.
8Каждая команда получает по одному вопросу:
1я команда – Когда, кем и при каких обстоятельствах была открыта Америка?
2я команда – Где находятся единственные в мире крупнейшие разломы на суше?
3я команда – Кто дал название животному кенгуру. Что оно означает?
Станция “геологическая”.
Наша экспедиция вглубь материков пополнилась новой коллекцией горных пород и
минералов. Поэтому задание вам предлагаю такое:
– распознать горные породы и сопоставить с картами атласа, чтобы попробовать
определить месторождения этих полезных ископаемых на материках. Командам
предлагаются: 1) каменный уголь (Австралия), 2) медная руда (Анды) , 3) каменная роза.
(Сахара.)
Станция “математическая”.
Капитаны команд получают конверты с цифрами: 6671, 5895, 2230.
Определить, какому геогр. Объекту из рубрики “Самый, самый, самый” относится эта
цифра, показать его на карте.(Нил 6671 км, Килиманджаро 5895 м, Косцюшко – 2230
м)
Станция “любознательная”.
Вы сейчас увидите красивые уголки нетронутой природы материков. Определите, какой
район вам показан, где он находится, и что вы о нем знаете?
1. Пустыни Австралии (видеопоказ).
2. Амазонская сельва (диск).
3. Саванны Африки.(видеопоказ).
Станция “игровая”.
Капитаны команд играют в игру “Узнай силуэт”. Сложи пазлы и получишь материк. Назови
крайние точки этого материка. (Африка, Австралия, Южная Америка)
В это время команды играют в игру “5ый лишний”:
1. Мадагаскар, Тасмания, Сахара, Галапагос, Новая Гвинея.
2. Титикака, Намиб, Эйр, Танганьика, Виктория.
3. Амазонка, Муррей, Ориноко, Атлас, Конго.
Станция “почтовая”.
9Всем командам дано по 5 геогр. объектов. Ваша задача – НЕ ОШИБИТЬСЯ АДРЕСОМ и
правильно нанести их на чистую контурную карту.
1я ком. – Драконовы горы, Оринокская низменность, Суэцкий канал, пов КейпЙорк,
Эфиопское нагорье.
2я ком. – Бразильское плоскогорье, Красное море, пов Сомали, Магелланов пролив, пов
Арнемленд.
3я ком. – Амазонская низменность, Большой Водораздельный хребет, г. Анды, Панамский
канал, Гвинейский залив.
Станция “биологическая”.
Команды получают пакеты. Задание: определить растение, его родину и материк, где
культивируют это растение?
(В пакетах – картофель, зерна кофе и какао.)
Станция “спасательная”.
Каждая команда – диспетчерский пункт Планетарной Службы Спасения. Сюда к вам
поступают сообщения от попавших в опасную ситуацию людей и терпящих бедствие с
просьбой о помощи. Вам надо по географическим координатам определить район и
стихийное бедствие, имеющее место в этом районе. Объясните причины возникновения
такого явления и скажите, как можно помочь этим людям.
1) 10 ю.ш.; 70 з.д. (Анды – сейсмичность).
2) 20 с.ш.; 5 з.д. (Сахара – самум, засуха, жара).
3) 5 ю.ш.; 65 з.д. (Амазонская сельва – наводнение).
Станция “политическая”.
Ответьте на вопросы:
1я команда –
а) Назовите столицу Австралии.
б) Почему организация ЮНЕСКО занесла новую столицу Бразилии в Список Всемирного
Культурного Наследия?
2я команда –
а) Кто является коренными жителями Австралии?
б) Какая страна Южной Америки носит название, связанное с ее местоположением в
экваториальных широтах?
3я команда –
10а) Какое животное изображено на государственном гербе Австралии?
б) В какой стране Южной Америки появилось пончо – короткий плащ из прямоугольного
куска ткани с отверстием посередине?
Станция “Что такое? Кто такой?”
Дать объяснение следующим словам (на крыльях доски – столбиком слова):
Окапи
Мулат
Вельвичия
IV. Итоги марафона.
Туареги
Кебрачо
Вади
Бата
Пампа
Коала
Заканчивая игру, подведем итоги. Но прежде скажите, какими общими чертами природы
наделены все 3 материка? Почему они имеют так много общего? А почему флора и фауна
Австралии так не похожа на другие материки?
Обобщение знаний, выводы.
Выставление оценок
Заключение
Успех работы учителя зависит главным образом от его мастерства. Оно проявляется
в умении творчески решать вопросы обучения, вызывать у школьников живой интерес,
любовь к своему предмету, заставлять их мыслить, активно работать, рассуждать.
Собственный педагогический опыт, а так же посещение и анализ уроков других учителей
дали мне возможность прийти к выводу, что применение игровой технологии в сочетании с
другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету. Способствует
проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на
уроке, заставляют их активно мыслить рассуждать
11