Технология игрового обучения. Урок - викторина
В процессе своей работы я часто сталкиваюсь с проблемой низкой учебной и творческой активности учащихся. Причём снижение активности учащихся наблюдается со средних классов школы. Большинство пятиклассников испытывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростковом возрасте часть детей теряет интерес к учёбе. В этом возрасте их начинает больше интересовать общение со сверстниками, появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Большую роль играет перегрузка учебным материалом, несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению.
В ходе
своей работы на уроках технологии я столкнулась с проблемами:
1.отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по
шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию,
самосовершенствованию);
2.ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);
3.испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, за электрической плитой).
Учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к учёбе и творческой деятельности.
Работая, я постоянно стремлюсь найти пути решения проблемы повышения интереса к предмету.
При анализе своей педагогической деятельности я определила закономерность: качество знаний обучающихся можно повысить только в условиях активного обучения. Следует бороться с формализмом, который проявляется в отрыве теоретических знаний от умения их практического применения.
Целью
моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей
учащихся на уроках технологии. От способности ученика к творчеству зависит
успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в
интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные,
предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым наши уроки технологии с
установкой на созидание подготавливают учащихся к
самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в
жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные
к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают
свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой
такие задачи, как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес
к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных
детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить
в себя.
Решая данные проблемы, я вывела для себя ряд факторов, обеспечивающих
успех.
Во-первых, творчество не рождается на пустом месте. Я работаю с детьми с 5-го по 8-й класс. В школе на уроках технологии для меня является важным, как проходят эти уроки, привлекаю к участию в кружках, выставках, к работе на пришкольном участке. Здесь важно сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать новое. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя.
Во-вторых, важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинете технологии. В классах эстетически продуманное оформление с работами учащихся и учителя. В кабинете есть в наличии добротные наглядные пособия, раздаточный материал, а так же материал для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценного детского труда.
В-третьих, обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Использую эффект «синдрома справедливости»: класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках, что готов поддержать творческие проявления, а не критикует необычные идеи, помогает ему избежать неодобрительной оценки со стороны одноклассников.
Улучшить
организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил:
Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому
профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках.
Поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Ученик не должен бояться рисковать, бояться думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
Готовить к
препятствиям. Творчество – это не
только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая
сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
В разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания:
смоделировать фартук для себя, для мамы, для бабушки. Варианты могут быть
разными: с нагрудником и без, из однотонной ткани и ткани с рисунком, с
использованием отделки, фартук повседневный и нарядный.
В данной конкретной деятельности приобретаются и знания и опыт творчества.
Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется
учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями.
Уроки нашего предмета – это уроки жизни. Этот школьный
предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы
каждый день в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для
творческого проектирования. Так, в этом году 5-й класс с увлечением
работал над проектом: «Интерьер жилого помещения». Проект по данной теме -
важный проект конструирования, проектирования и моделирования предметного мира
на основе практических и эстетических данных и направленный на познание и
творческое преобразование окружающего мира. Учащиеся собирали и обрабатывали
информацию, создавали варианты планировок и макетов, элементы декорирования и
т. д. В ходе работы над проектом объективно возникла необходимость
исследовательской деятельности: собранный материал сопоставлялся и
анализировался, находились связи и закономерности. В результате была
разработана идеальная модель жилого помещения, идеальная как по форме
существования, так и по содержанию. Работа настолько захватила ребят, что
они стали разрабатывать варианты интерьеров своих комнат, кабинетов школы.
Их проекты по оформлению детской комнаты, кухни оказались полезны и
значимы. На данном этапе своей работы, создав условия, четко следуя
сформулированным правилам, я добилась усиления роли учащегося в управлении
собственной учебно-познавательной деятельности. Только в практической
деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне
соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не
исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и
опыт. На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых
учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации,
учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.
Постоянное внимание и систематическая работа по развитию
творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение, и
расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что, в свою
очередь, способствует рождению настоящей личности.
На протяжении многих лет я использую в своей работе такую нетрадиционную форму обучения как игра. Нетрадиционные уроки – урок - викторина – повышают интерес учащихся к предмету, создают атмосферу сотрудничества.
Игровые приемы и ситуации позволяют активизировать познавательную деятельность, способствуют превращению дидактической задачи в задачу игровую. Коммуникативно-мыслительные игры являются эффективным средством диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучающихся.
Такие мероприятия по кулинарии, машиноведению, материаловедению, культуре и традициям народа способствуют развитию интеллектуальных, коммуникативных навыков, тех качеств, которые необходимы каждому человеку.
Конкурсы, игры и викторины по технологии отражают подготовку учащихся по школьной программе, развивают творческую инициативу, мышление, пространственное воображение, фантазию, помогают определиться в будущей профессии.
Участвуя в таких играх, ребята с большим удовольствием разгадывают логические задачи, кроссворды, ребусы, головоломки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.