Игровое соревнование «Братья наши меньшие» (ко Всемирному дню защиты животных)

  • docx
  • 13.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игровое соревнование.docx

Игровое соревнование «Братья наши меньшие»

(ко Всемирному дню защиты животных)

 

Цель: прививать любовь к братьям нашим меньшим, развивать мышление, воображение.


Задачи: заинтересовать детей жизнью и привычками животных, развивать чувство взаимопомощи.

 

Ход работы

I. Организационный момент.

Все – Все
Все на свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд,
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все – Все
Все на свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны! (Б. Заходер)

Всем хорошо известно, какая огромная семья «братьев наших меньших» окружает нас. Здесь и насекомые, и звери, и домашние животные. Любое животное, какое бы ни было, маленькое или большое, приносит немалую помощь. Но кроме помощи, они ещё вызывают приятные чувства, радость, восхищение, пробуждают добрые чувства, развлекают нас. Ребята, сегодня мы, поговорим о животных.

 

(Звучит музыка.)

 

- Ребята, послушайте небольшое стихотворение.

Вы смотрели бездомной собаке в глаза?

Вы когда нибудь видели столько печали?

Две дорожки от глаз «протоптала» слеза.

Сколько боли, несчастья у ней за плечами.

Разве Вас не учили: «Мы в ответе за тех...»

Или может Вы просто про это забыли ,

Когда Вам надоело и после утех.

Вы за ней двери дома закрыли?

А она до сих пор верит людям и ждет,

Хоть сомненья давно её гложут,

Что хозяин (какой бы он не был) - ПРИДЁТ!

И на голову руку положит...

 

- Какие чувства у вас возникли, прослушав это стихотворение?

- О чём вы задумались? (Ответы детей)

 

II. Вступительная беседа.

С природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной, - их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь.

Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо. Вдруг мы его больше не увидим на Земле?

Человек является частью природы и несет за нее ответственность.

Наша игра – это попытка увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть и слышать, и уметь заботливо относиться к нашим братьям меньшим.


III. Игра.

- Сегодня за право назвать себя лучшими друзьями братьев меньших вам нужно будет побороться.

 

Условие игры: За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать по одному цветочку. У кого будет больше жетончиков, тот и победит.

 

Конкурс 1. Разминка. «Верите ли вы, что...»  

- А сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Верите ли вы, что…»

- Каждый из вас должен поочередно называть ответ: «Да» или «Нет».

  1. В Гвинее в первый день нового года принято водить по улицам слона? (да)
  2. Существует жучок длиной 10 мм, который называется “Кузькина мать”? (да)
  3. Существует ли птица Большая поганка? (да)
  4. Есть лягушки долгожительницы, и одна из таких лягушек прожила 88 лет? (нет)
  5. Рыбкам делают уколы? (да)
  6. У первобытных людей проходили конкурсы настенной живописи? (Нет)
  7. Лысый ёжик – название декоративного животного? (да)
  8. Носуха (мышь) съедает в день в три раза больше, чем она сама весит? (да)
  9. В Исландии проводятся соревнования по скоростному бегу попугаев, а чтобы они не могли взлететь, крылья привязывают к телу? (нет)
  10. Шмель не может летать по всем законам аэродинамики? (да)
  11. В США ежегодно проводятся соревнования по ловле мух? (да)
  12. Собачьи блохи в Америке продаются по цене 40 долларов за 1 грамм? (да)
  13. Петухи умнее куриц? (нет)
  14. В зоопарке города Филадельфия одна обезьяна – шимпанзе написала книгу о своих сородичах, назвав ее «Я о них» (нет)
  15. У слона зубы размером с кирпич? (да)
  16. Курица боится сквозняков? (да)
  17. В гнездах сов живут змеи, которые следят за чистотой и воспитывают маленьких совят? (да)

 

Конкурс 2. «Веселые загадки»

Отгадайте загадки:

Он зелёный у цветов,

Встретить солнышко готов,

Свеж, изящен, шелковист

Изумрудный тонкий ... (лист)

 

На зелёненькой опушке

Две зелёные подружки

Громко квакали: "Ква-ква!

"Зелена вокруг трава!"

Эти громкие квакушки

-Земноводные ... (лягушки)

 

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (еж)

 

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех... (волк)

 

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

По полям кочует,

Коноплю ворует. (воробей)

 

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат:

- Карр! Карр! Карр! (ворона)

 

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (дятел)

 

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок. (жаворонок)

 

Не хожу и не летаю,

А попробуй, догони!

Я бываю золотая.

Ну-ка, в сказку загляни! (рыба)

 

Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (сом)

 

У нее во рту пила.

Подводой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь – в котел попала. (щука)

 

Мастер шубу себе сшил,

А иглу вынуть забыл. (ерш)

 

 Физкультминутка. «Если я приду в лесок...»

- Сейчас мы с вами отправимся в лес, но сначала проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок...». Встанем в круг. Я буду говорить, а вы отвечать мне. Если я буду поступать хорошо, вы говорите «да» и хлопаете в ладоши, если плохо, то все вместе кричите «нет» и топаете ногами! Ну что, готовы?

  1. Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
  2. Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
  3. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
  4. Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
  5. Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
  6. Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
  7. Если мусор уберу, банку закапаю? (да)
  8. Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

- Молодцы! Все ребята знают, как нужно правильно вести себя в лесу!

 

Конкурс 3. «Блиц-опрос».

- Я предлагаю вам немножко подумать и ответить на вопросы, которые я для вас приготовила. Отвечаем быстро!

- У кого мешок под клювом? (У пеликана)

- Птица, которая не боится мороза. (Пингвин)

- Самое большое животное. (Кит)

- Какие животные вылезают из кожи вон? (Змея)

- Самая большая и самая грозная из кошек (Тигр)

- Самая большая обезьяна (Горилла)

- Самый лучший прыгун (Кенгуру)

- Самый высокий зверь (Жираф)

- Самая большая птица в мире (Страус)

 

Конкурс 4. «Наборщики»

Задание: в течение 5 минут из букв данного слова составить как можно больше слов. «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

 

Конкурс 5. «Чей хвост?»

Детям раздают карточки с изображением различных животных, а также их хвостов. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.).

 

Конкурс 6. «Узнай животное по описанию»

1. У меня головка в черной шапочке, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, ем все: зернышки, крошки хлеба, вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались кто я? (синица)

2. Мы живем большими семьями. В каждой семье есть крупная самка – матка. Есть у нас и лентяи – трутни. Но больше всего в нашей семье – рабочих. Наши дикие родственники селятся в дуплах деревьев, а у человека мы живем в специальных домиках. Мы очень любим, лакомиться пыльцой и собирать нектар с первых цветов, чтобы потом получилось для вас сладкое лакомство. Кто мы? (пчелы)

3. У меня желтые надкрылья с черными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но больше всего люблю картофель. А детки мои – личинки красного цвета – очень прожорливы. Кто я? (колорадский жук)

 

Конкурс 7. «Лекарственные животные»

- Вам известны лекарственные растения, а есть ли лекарственные животные?

Современная медицина использует животных для профилактики и лечения заболеваний, а также для изготовления лекарств.

1. Какими лекарствами делится с человеком пчела?

(Мед излечивает простудные и кожные заболевания, пчелиный яд – обезболивающее средство, прополис снимает воспаление)

2. Может ли вылечить кошка? (Реже бывают сердечно – сосудистые заболевания в тех семьях, где живет кошка.)

3. Какое лекарственное животное пропагандировал Дуремар?

(Медицинскую пиявку. Высасывая кровь, – способствуют снижению кровяного давления.)

 

 Физкультминутка. Задание: назвать детёныша животного.

- Вы, наверное, устали, давайте отдохнём.

- Сейчас я вам буду называть животное, а мне должны будете назвать его детеныша и показать его действие.

Гусь — гусята

Свинья — поросята

Кошка - котята

Корова — телята

Лошадь — жеребята

Курица - цыплята

Утка — утята

Овца — ягнята

Собака - щенята

Тигр — тигрята

Лев — львята

Медведь — медвежата

Лиса — лисята

Волк — волчата

Сова — совята

Белка — бельчата

Заяц — зайчата

Кабан — поросята

- Можно ли брать детёнышей себе на воспитание?

 

Конкурс 8. «Продолжи пословицу».

Голоден как ...(волк) 
Нем как ... ( рыба) 
Грязный как ...(свинья)

Здоров как... (бык) 
Хитёр как ... ( лиса) 
Надут как (индюк)

Упрям как ... (осёл) 
Колючий как... ( ёж) 
Труслив как ... (заяц)

 

Конкурс 9. «Лучший рассказ о животном»

Рассказы детей о своих домашних животных.

Сегодня вы принесли рисунки и фотографии своих домашних животных. Им очень повезло. У них есть хозяева — вы и ваши родители. Кто хочет рассказать нам о своем животном? Как оно у вас появилось, как ему живется в вашем доме, как вы к нему относитесь, а оно к вам?

 

Конкурс 10. «Экологические ситуации».

1. Как-то раз Петя с Колей поймали 2 ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.

- А что ты сделал для своего ежа? – спросил он у Коли

- А я его отнес в лес и выпустил на волю.

Кто из мальчиков поступил правильно?

2. Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон – траву. Ира хотела сорвать и принести ее в класс, а Ваня предложил выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.

Кто прав, как вы думаете?

3. - Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.

- Зачем здесь? Идемте вот под дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните.

 

Конкурс 11. «Кто я?»

Раздаются карточки с вопросами каждому и необходимо найти правильный ответ.

1. «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.)

2. «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)

 

3. «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)

 

4. «Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две «комнаты»: спальня и кладовая». (Бобр, или бобер.)

5. «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)

 

 

6. «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)

 

 

7. «У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень.)

 

8. «Я похож на неуклюжую толстую мышь с большими щеками. У меня круглые блестящие глаза, короткие ноги и заостренный меленький хвостик.

Я строю норку на глубине 1-2 метров под землей, которая состоит из нескольких «комнат»: в одной я сплю зимой, а в другой — храню запасы. Иногда меня держат и дома, в клетке». (Хомяк.)

 

 

9. «Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь». (Мышь.)

 

10. «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». Белка.

 

 

Конкурс 12. «Береги природу»

- Найдите ошибки в правилах и исправьте их, обоснуйте свое мнение (на карточках)

I.

1. Гуляй в лесу только по тропинкам.

2. Губи деревья (ломай ветки, делай на стволах надписи, собирай сок).

3. Подкармливай зверей и птиц зимой.

4. Редкие растения не охраняй, они всё равно вымрут.

5. Не сори там, где отдыхаешь.

6. Никогда не убивай зверей и птиц

7. Трогай птичьи яйца

II

1. Никогда не наноси вреда природе.

2. Можно разорять гнёзда и убивать ядовитых, жалящих и некрасивых животных.

3. Не убивай зверей и птиц – это творения природы.

4. Разжигай костры в лесу, делай новые кострища.

5. Не трогай жилищ животных и детёнышей.

6. Подкармливай зверей и птиц зимой

7. Не оказывай помощи животным и растениям, попавшим в беду

III

1. Не засоряй родников и речек.

2. Не шуми в лесу, на лугу, у водоёма.

3. Разоряй муравейники, их и так очень много.

4. Цветы собирай в большие охапки и приноси домой.

5. В меру бери дары природы.

6. Учись слушать голоса в природе

7. Не наблюдай за природой

-Давайте проверим, что у вас получилось.

 

Конкурс 13. «Интересное о животных»

1.Послушайте описание лошади и назовите её:
«На спине с двумя горбами,
Да с аршинными ушами». (Конёк – горбунок)
2. В какой сказке Иван приказывает своему коню: «Встань передо мной, как лист перед травой!»? (Сивка – бурка)
3. Как называется помещение для лошадей? (конюшня)
4. Как называется отгороженное место для одной лошади? (стойло)
5. Как называется войско на конях? (кавалерия или конница)
6. Как называется большой лошадиный коллектив? (табун)
7. Как называется напиток из молока кобылы? (кумыс)
8. Как в греческой мифологии называлось существо, у которого туловище лошади, а вместо головы – торс человека? (Кентавр)
9. Капля какого яда способна убить лошадь?(никотин)
1
0. Какая сказочная девочка была настолько сильна, что могла поднять лошадь? (Пеппи Длинный Чулок)
1
1. Как называется располосованная лошадь? (Зебра)
1
2. Конская обувка? (подкова)

13. Назовите имя самого знаменитого кота из мультсериала Уолта Диснея. (Том)
14. Из какого произведения эти строки: «Тётя, тётя кошка,
Выгляни в окошко.
Есть хотят котята,
Ты живёшь богато.
Покорми нас, кошка,
Обогрей немножко»?
( Самуил Яковлевич Маршак, «Кошкин дом»)
15. Как звали кота, который прикидывался слепым, чтобы совершать мошенничества? (кот Базилио в сказке Алексея Николаевича Толстого «Буратино»)
16. Вспомните приметы, что будет, если кошка у порога умывается? (придут гости)
1
7. Герой какого произведения стал зятем короля, благодаря коту? («Кот в сапогах», Шарль Перро)
1
8. Назовите имя кота, который одним из первых в кошачьей среде стал сторонником миролюбия и дружбы с мышами? (кот Леопольд)
1
9. Муркин «наркотик». (валерьянка)

20. Какой сказочный пёс носил на лапе часы? (Артемон в сказке Алексея Николаевича Толстого «Буратино»)
21. У какой породы собак язык фиолетового цвета? (Чау – Чау)
22.Собачье «нельзя». (фу)
23. Назовите кличку собаки, облаявшей слона в басне Крылова. (Моська)
24. Именем какого композитора назвали собаку в известном кинофильме? (Бетховен)
25. Назовите клички собак, которые первыми полетели в космос? (Белка и Стрелка)
26.Русская народная сказка, где собака Жучка помогала людям в хозяйстве? (Репка)

 

Конкурс 14. «Кто же это?»

1. Какое животное, по бытующему у нас поверью, должно первым войти в только что отстроенный дом, чтобы в нём поселилось счастье? (кошка)
2. По каким животным моряки узнавали, что судно дало течь? (крысы. Они покидали тонущий корабль)

3. С помощью какой части тела бобры предупреждают друг друга об опасности и отпугивают неприятеля? (хвост)

4. Назовите самого крупного хищника на земле, вес которого может достигать тонны. (медведь)

5. Предок слона. (мамонт)

6. Если кошка настроена агрессивно, она выгибает спину, прижимает уши, нервно движет хвостом. Если агрессивно настроена собака, она скалит зубы, ощетинивается и рычит. А какое животное в данной ситуации скалит зубы, прижимает уши и пытается повернуться задом? (лошадь)
7. Это животное живёт в кромешной тьме. Охотится на червей и насекомых. Обнаружив таких червей больше, чем может съесть, он укусом обездвиживает их, но оставляет живыми. Хранит свои запасы в подземной кладовой. А ещё он за день способен съесть столько, сколько весит сам. Кто это? (крот)
8. Какие дикие и домашние животные не боятся укуса змей и не брезгуют змеиным мясом? (свиньи)

9. Какое животное имеет язык чёрного цвета длиной сорок пять сантиметров, огромное сердце, чтобы оно подавало кровь на большую высоту в голову, и очень развитую верхнюю губу, чтобы обрывать самые нежные листья растений? (жираф)

10. У какого животного есть любимые мозоли на ногах и во рту? (верблюд. Плотные мозоли на ногах нужны, чтобы ходить по раскалённым пескам, а во рту – чтобы пережёвывать колючки и не пораниться)
11. Какое крупное травоядное животное днём спит, а ночь, не боясь хищников, питается? Желудок у него – полтора метра в длину и 75 см. в ширину, кожа толстая, и ещё оно «вооружено и очень опасно». О каком животном идёт речь? (носорог)
12.Заяц – беляк зимой белый, а какого цвета зимой заяц - русак? (рыжий)
13. «Песенки поёт и орешки всё грызёт» - так написал о ней А.С. Пушкин. (белка)
14. Героиня русской народной сказки, которая изобрела оригинальный способ рыбной ловли. (лиса. На хвост)

15. Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл. Кто это? (ёж)

- Сейчас мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны вы ребята с точки зрения экологии.

1. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, радио, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места)

2. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если она на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов)

3. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния)

4. Как можно уменьшить вред, который причиняют лесу отдыхающие? (Нельзя допускать, чтобы люди разбрелись по всему лесу и топтали всю территорию. Гораздо лучше, когда для отдыха отведены определенные участки)

5. Как следует собирать лекарственные растения, чтобы они не исчезли? (Надо чередовать места сбора, т.е. собирать в разные годы на разных участках. И делать это умеренно, чтобы запасы растения не оскудели.)

6. Как правильно собирать грибы? (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрывать мхом. Не собирать не знакомых и старых грибов, не трогать ядовитых – ими лечатся животные)

 

IV. Итог работы.

По окончанию игры ребята получают грамоты и медальки «Знаток животного мира».

 

Подсчет жетонов-цветочков. Награждение.

- Дорогие ребята, сегодня вы показали хорошие знания о животных, о правилах поведения в лесу, рассказали о своих добрых делах, но все это не будет сохранено, если человек будет наносить урон нашей родной природе. Давайте будем беречь все живое на земле.

- Спасибо за игру.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru