ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КЛАССНЫЙ ЧАС)
«Что такое толерантность»
1 класс
Описание: Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
1) Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.
2) Демонстрация сходства и различия учащихся.
3) Воспитание умения слушать другого человека.
Оборудование: АРМ, 3 солнышка разного цвета с лучиками, 6 смайликов, клеящие карандаши, салфетки, цветные карандаши, разноцветные человечки на каждого, плакат – поляна.
Ход занятия:
Организационный момент урока. Дети входят и поют песню «Улыбка»
Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на группы. На столах лежат солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете брать один лучик с доски и садится за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик. Вы разбились на 3 (4) команды.
Вступительная беседа
- С какой песней начали занятие ? («Улыбка»). Улыбнитесь друг другу, подарите гостям и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).
- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)
- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.
Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да). Сегодня мы с вами об этом и поговорим на занятии.
- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – способность терпеть, быть выдержанным, выносливым, стойким. Это доброта души, сострадание, уважение. Это дружба.
А теперь давайте посмотрим мультфильм о необычном ежике.
(Просмотр м/ф «Ежик должен быть колючим?»)
- Ребята, скажите, виноват ли ежик в том, что он родился с кудряшками вместо колючек? (Нет)
- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)
- А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет)
Слайд
- Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)
- Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).
- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).
Обсуждение понятия толерантность
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение.
Слайд ( )
Мы все разные.
- Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля).
-Как называется наша страна? ( Россия).
- А какой народ живет в России? (Русские, ……….).
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? ( Люди).
- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети…).
- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.
Все мы разные. Кто-то любит играть в футбол, кто-то читать, рисовать, танцевать, смотреть фильмы. Но все мы особенные и каждый из нас достоин уважения
Динамическая пауза
Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру приветствия. Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. Дети называют свое имя и присущие им качества.
Работа к микрогруппах
А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель читает листок с ситуацией, а дети отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?
Ситуации.
· В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия.
· Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
· Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
Фрагменты из М/Ф: «Гадкий утенок», «Голубой щенок»
Примерные вопросы к обсуждению:
- Почему не хотели дружить с щенком? Чем он не похож на всех? Правильно ли они поступали? С кем подружился щенок?
- Почему они дружат? Похожи ли они?
- Что значит быть гадким утенком? Что испытывает утенок? Чем заканчивается этот мультик? Вывод?
- Почему они восхищаются им теперь? Вывод.
Игра
А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе сигналы красного и зелёного цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите зеленый кружок, если вам подходит первое выражение, красный– второе.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
1. Ты попытаешься объясниться
с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
1. Ты говоришь, что людей без
недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
1.
Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
9. Как мы умеем дружить (фото класса на слайдах)
Ребята нашего класса дружные и знают стихи о дружбе. Давайте их послушаем.
( Чтение учениками стихов «Настоящий друг», «Есть у меня товарищ…»).
10. Творческая работа.
Заселение поляны человечками. У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров. Каждый берёт человечка и разукрашивает его. На каждой парте листок – зеленая поляна. Дети клеят человечков на поляне (хоровод)
Обсуждение: все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.
11. Подведение итогов.
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
12. Рефлексия.
В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
На столах у вас есть смайлики, один весёй, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие и вы чувствовали себя хорошо прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.
Давайте ваши красивые разные солнышки со смайликами поместим над нашей поляной. Пусть они светят и дарят добро, чтобы наша жизнь стала лучше.
Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку - друг!
Песня «Песенка-чудесенка», «Солнечный круг»
_______________________________________________________
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь - он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Сценка
Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
- Дружба - что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя –
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня - без задних ног.
С. Маршак
Учитель. Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.